Как сделать макет железной дороги (поезд, паровоз, вагон, вокзал). Детские железные дороги - всё о них

Наверное, эта игрушка одна из самых распространенных детских мечтаний. Раньше на прилавках она появлялась крайне редко, при этом стоила немало денег, да и количество ее было настолько ограничено, что доставалась она далеко не всем. Сейчас такой проблемы нет.

Да и, к тому же вы можете подобрать практически любой понравившийся вам вариант: от минимальной комплектации до больших наборов с дополнительными деталями. Поэтому современная детская железная дорога - это не просто игрушка для ребенка, но и конструктор для всей семьи. Игра с железной дорогой надолго займет внимание вашего ребенка, а возможность модернизации надолго увеличит протяженность игры, да и постоянно будет притягивать интерес ребятишек разных возрастов.

Детская железная дорога для самых маленьких

Самые простые железные дороги, которые предлагаются в минимальной комплектации, подойдут для детей младшего возраста. А вот для детей постарше варианты более разнообразны, то есть она может включать больше количество элементов, а в комплект могут входить разнообразные фигурки. Вот увидите, даже взрослые могут увлечься этой забавной игрой!

И психологи, и педагоги сходятся во мнении, что для ребенка трех лет полезны игрушки, отражающие сущность окружающей жизни, потому что именно в этом возрасте у ребенка складывается основное представление об окружающей среде, происходит его самоидентификация. А в сознании ребенка происходит классификация всего видимого и ощущаемого.В это время очень важны ролевые игры. Именно они помогают ребенку правильно себя вести в той или иной ситуации, помогают вырабатывать навыки, которые пригодятся малышу в последующей жизни. станет очень хорошим выбором для подарка, это игрушка будет одной из любимых для малыша очень долгое время.

Когда вы выбираете железную дорогу ребенку до четырех лет, то лучше всего подобрать более простые варианты, в более красочном исполнении. Приобретайте модели, сделанные из экологически чистых материалов.

Для маленьких детей: IKEA, Brio, Thomas, Chuggintones, Lego duplo.

Детская железная дорога для детей постарше

Для детей постарше, от пяти лет можно приобрести более сложные модели с такими объектами как деревья, башни, водонапорные станции и т.д. Такие комплекты дают возможность активно развивать фантазию. А некоторые производители вообще предлагают тематические игры, то есть вы можете отдельно собрать тренировочный полигон или же завод с ж/д путями.

Для детей школьного возраста хорошим выбором будут железные дороги, представляющие собой копии настоящих. По сути, это настоящие шедевры. Такие игрушки повторяют каждую деталь воспроизводимого объекта.

Также стоит отметить, что в настоящее время у покупателя есть возможность выбора, то есть вы можете отдать предпочтение железной дороге полностью соответствующей современной, но можно подобрать и модель, которая будет стилизована под объекты, соответствующие Дикому западу, например, или Европе. А заботливые родители смогут придумать для ребенка много увлекательных, поучительных игр с ее участием. Удачного выбора!

Для детей постарше: Стрела, Tomica, Lego city.

Детская железная дорога - фото

Выбирая ребенку железную дорогу, учитывай его возраст и темперамент. Начав с простого набора, можно впоследствии достраивать его все более функциональными деталями, тем самым развивая воображение и жизненный опыт твоего юного железнодорожника.

Как правило, производители пластмассовых «железных дорог» выпускают их в завершенной комплектации, что исключает возможность продолжения вашей железнодорожной истории.

Поэтому лучше отдавать предпочтение деревянным игрушечным железным дорогам (уж прости за каламбур) – они часто совместимы с элементами других производителей, что открывает неограниченные просторы для усовершенствования и обновления игры. И, естественно, такие игрушки более экологичны, так как самые маленькие путешественники не прочь попробовать красочный вагончик на зуб – вдруг, он от этого быстрее поедет?

И, наконец, железные «железные дороги», то есть наборы, где рельсы изготовлены из настоящего металла. Это наиболее дорогой вариант, который чаще интересует коллекционеров, чем детвору.

Итак, оптимальными будем считать игрушки из дерева: их можно предлагать малышам от 1 года – именно с этого возраста ребенок проявит интерес к детской железной дороге. Интерес усилится, когда твоему малышу впервые придется пережить настоящее, а не игрушечное, железнодорожное путешествие – после этого ребенок будет применять в игре полученный жизненный опыт.

По мере взросления дети с удовольствием продолжают играть «в паровозики» – вплоть до младшего и даже среднего школьного возраста. Так что выбирая детскую железную дорогу, помни, что ты делаешь покупку на годы.

IKEA

На сегодня эта марка – лидер на рынке игрушечных железных дорог. Серия железнодорожных игрушек называется LILLABO и представлена в разной комплектации. Базовый набор состоит из 20 предметов: прямые и поворотные рельсы (общей длиной 300 см), паровоз, три вагончика, мост. Стоимость такого набора – около 500 грн (в зависимости от места покупки: магазина или интернет-магазина, а также действующих скидок и акций).

Впоследствии ее можно дополнить набором из 12 предметов стоимостью около 400 грн: дополнительные рельсы, вагоны, мост, тоннель. Также отдельно можно купить поезд из трех вагонов (на момент написания статьи на официальном сайте IKEA в Украине стоил 164 грн).

Все игрушки серии LILLABO совместимы между собой, что дает возможность к комбинированию и вариациям в прокладке трасс. Рельсы можно располагать разнообразно, в том числе и выложить «восьмерку». Единственный недостаток – тоннели IKEA окажутся низкими, если ты докупишь в свой семейный железнодорожный парк вагончики других производителей (рельсы совместимы со многими другими марками).

Производитель подчеркивает нежелательное использование игрушек детьми до 3 лет (во всяком случае, без надзора взрослых) из-за наличия мелких деталей.

Рельсы изготовлены из массива бука, вагончики – из бука и березы, колеса и крепления – пластмассовые, оси – стальные.

Еще варианты железных дорог с рельсами, совместимыми с IKEA, выпускаются под марками WOODY, PLAN TOYS и BRIO. В ассортименте интернет-магазинов представлены как полные наборы железных дорог, так и отдельные элементы: станции, мосты, тоннели, стрелки, переезды, депо, вагончики, локомотивы, игрушечные пассажиры и даже сопутствующая техника

WOODY

У этих железных дорог, как и у IKEA нет особой детализации – пассажиры, животные и деревья в наборах плоские, выполненные из картона. Поезда и вагоны представлены в двух видах, но зато в наборы входят дорожные знаки, машинки, дома, деревья и кусты. В дополнительные наборы входят также укороченные рельсы, Х-образные и Т-образные перекрестки, разные мосты, тоннели, депо, поворотный круг, переезд и станция. Стоить полный набор может до 4 000 грн

Макетирование это очень интересное занятие.

Сделать макет железной дороги я всегда мечтал с детства, реально мною было сделано всего несколько пролётов опытных путей. К сожалению во время работы я столкнулся со многими проблемами и дефицитными деталями, в этой статье я хочу обсудить с вами наиболее частые вопросы при создании макета железнодорожного полотна и транспорта.

Во втором выпуске журнала ModelMen я опубликовал статейку и несколько фотографий с сайта одного опытного моделиста, он строит макеты железных дорог и участвует в выставках со своими творениями. Даже взглянув на фотографии макета можно уже определить для себя объём работы, составить список инструментов и материалов. Я не буду приводить сразу весь список необходимого потому, как он может быть не полным, давайте лучше вместе разберём, что из чего делается.

Основание

Макет железнодорожного полотна должен на чём-то стоять, поэтому в самом начале необходимо сконструировать основание (стол) для макета. Основание может быть цельным и разборным. Проще делать цельное основание, но тогда нужно заранее определиться с помещением для макета, это должна быть просторная комната на случай расширения масштабов.

Для основания понадобятся ножки их можно взять от старых школьных парт или сделать их самостоятельно. Всю конструкцию можно легко сделать из фанеры и деревянных брусков. Для крепежа понадобятся шурупы, металические уголки. Чтобы сделать разборный макет придётся поломать голову над устройством основания и способах его транспортировки.

Инструмент

Для работы понадобится много разных инструментов:

Молоток
- отвёртки
- кусачки и проскогубцы
- стамески
- напильники
- шпатели
- ножницы
- ножи
- кисточки
- паяльник
- и др.

Железнодорожное полотно

Для того, чтобы поезда могли двигаться в нужном направлении нам нужны рельса, их можно приобрести готовыми в специализированных магазинах для моделистов. Если вы, как и я, не имеете таких магазинов в своём городе, то их можно купить через Интернет-магазины или самостоятельно съездить за ними. В крайнем случае рельсы придётся делать самостоятельно.

Самый простой вариант строительства - использование готорых рельс, их приклеивают или прибивают маленькими гвоздиками к основанию, стыки можно спаять и зачистить напильником.

Если готовых рельс нет, тогда нужно подумать как их сделать самостоятельно, можно взять размеры рельс, которые продаются в магазинах и сделать такие же свои. Для шпал нужно будет напилить много тонких брусочков, это можно сделать на небольшом станке. Сам рельс должен проводить ток, поэтому его целесообразно делать из толстой медной проволоки, которую можно прокатать на ручном станке до прямоугольного сечения. Прикрепить рельс к шпалам можно с помощью хорошего клея или припаять к гвоздикам, вбитым в шпалы, это можно делать через 3-4 шпалы.

Электрооборудование

Для движения поезда трубуется электрический ток, если конечно вы делаете не паровоз. В качестве источника питания используют заводские и самодельные блоки питания (см. схемы , радиотехника), напряжение на выходе не должно быть опасным, обычно используют БП до 16 вольт, для небольших моделей достаточно 6 - 9 вольт.

Поезд двигается с помощью электромоторчика, его можно взять от поломанных игрушек или приобрести в радиомагазине. Электричество к двигателю подводится от двух рельс, с них напряжение снимается при помощи двух и более счёток либо от металлических колёс самого поезда.

Для разводки электричества по макету (основанию) понадобятся медные провода и разъёмы.

Кроме самих поездов на макете могут располагаться светофоры, шлагбаумы, фонари и другие элементы которым необходимо электричество. Перед разводкой проводов тщательно продумайте каждую деталь, после монтажа будет поздно вести провода, придётся курочить макет.

Ландшафт

Неотьемлемой частью хорошего макета является оформление ландшафта, этому стоит уделить особое внимание. Для схожести с реальностью нужно как следует поработать над имитацией холмов, растительности, зданий, человечков, автотранспорта и др.

Многие детали можно использовать в готовом виде, т.е. взять игрушечные машинки, фигурки людей, также в детских магазинах можно приобрести фигурки животных, деревьев...

Для имитации холмов, гор и др. понадобится фанера, строительный гипс, папье-маше, стеклоткань, краски акриловые и другие отделочные материалы.

Здания

Макеты зданий тоже можно приобрести в магазинах игрушек или сделать их самостоятельно из дерева, картона, папье-маше, фанеры и пр.

Часто моделисты за образец берут реальные вокзалы, фотографируют их и превращают в миниатюры на столе.

На сайте я периодически буду публиковать свои и присланные вами разработки, вас наверняка интересует информация как сделать модель поезда, светофоры, деревья, мосты и другие элементы для железной дороги. А также я опубликую электрические схемы, фотографии и чертежи старых и новых поездов.

Спланируйте садовое пространство надлежащим образом. Вам потребуется выделить достаточное пространство под укладку путей, обустройство ландшафта и дополнительные элементы вроде зданий и мостов.

  • Постарайтесь выбрать визуально привлекательное место с удобным доступом.
  • При возможности, поднимите железную дорогу над уровнем земли; так будет проще ухаживать за ней и любоваться. Ориентируйтесь на высоту, удобную для маленького ребенка.
  • Не забывайте об основном предназначении сада, учитывайте возможные последствия устройства железной дороги. Также подумайте о возможных проблемах, которые могут причинять домашние и дикие животные, предусмотрите соответствующие средства защиты.

Найдите помощников. Строительство железной дороги можно превратить в занятие для всей семьи, ведь так дела пойдут не только веселее, но и быстрее. Обычно дети очень любят помогать, но их интерес в значительной мере зависит от того, насколько у них получается, поэтому лучше всего найти каждому занятие по возрасту. Если соседи тоже хотят поучаствовать, то почему бы и нет?

Создайте план и схему расположения путей. Проект должен учитывать эстетические предпочтения, имеющееся пространство и доступный бюджет. Если вы собираетесь делать железную дорогу в несколько этапов, то учитывайте этот момент при составлении плана.

  • Для начала неплохим вариантом станет простая круглая или овальная схема путей. Так вам будет проще высадить рядом с полотном растения и установить дополнительные элементы, при желании можно добавить мост или тоннель.
  • При планировании более сложной конструкции проверьте выполнимость задуманного, предварительно попробовав собрать такую железную дорогу на свободном месте.
  • Всегда учитывайте размер поезда, так как он него зависит размер путей, что, в свою очередь, влияет на всю конструкцию.
  • Рассчитайте бюджет. Сразу предупреждаем, что садовая железная дорога может обойтись в круглую сумму, включая расходы на подготовку садового участка (грунт, опорные и подъемные элементы, гравий / галька и другое), стоимость растений, самих путей, поездов и дополнительных элементов. Чем сложнее план, тем выше стоимость, но можно немного сэкономить, поискав некоторые детали на онлайн-аукционах и в аналогичных местах. При поэтапном устройстве дороги вам не придется выкладывать всю сумму сразу.

  • Приобретите подходящие пути и вагоны. Пути и вагоны должны быть пригодными для наружного использования в любую погоду, поэтому приобретайте или делайте такие приспособления, которые смогут выдержать атмосферные воздействия. Среди прочего вам понадобится:

    • Здания и строения
    • Природные объекты, которые будут входить в состав садовой железной дороги
    • Тоннель
  • Приступайте к устройству железной дороги. На выполнение работ может потребоваться от нескольких дней до недель и даже месяцев, в зависимости от количества свободного времени и сложности проекта. Также многое будет зависеть от погодных условий.

    • Подготовьте участок. Уберите на участке весь мусор и ненужные растения. Для выравнивания поверхности используйте уровень.
    • Соберите материалы. При использовании подъемных и опорных элементов они устанавливаются в первую очередь.
    • Продумайте устройство дренажа и защиту от сорняков. Можно уложить специальную подкладку. Убедитесь в надлежащих дренажных свойствах почвы.
    • Следуйте плану. Укладывайте пути согласно плану. Используйте нержавеющие гвозди и шурупы.
    • Уложите материалы, которые будут покрывать землю, вокруг железной дороги и на пути (песок, гравий и другие). Балласт для железнодорожного полотна выполняется из нескольких слоев опилок, отсева или гравия, а затем более крупной гальки или щебня.
    • Разровняйте насыпные материалы.
    • Чтобы удалять с путей песок или грунт в процессе строительства используйте щетку (подойдет как кондитерская, так и малярная кисточка).
    • После устройства железнодорожного полотна и покрытия установите здания и строения.
  • Выберите поезда. Вы уже выбрали подходящий под пути размер поездов. Теперь самое время выбрать необходимые модели!

    • Необходимо принять решение о типе питания поездов: это будет аккумулятор, который вставляется непосредственно в поезд, или трансформаторный шкаф. При использовании в саду электричества соблюдайте все инструкции по технике безопасности, а в случае необходимости обратитесь за помощью к электрику.
    • Для поездов следует предусмотреть таймер, чтобы они не ездили постоянно, беспрерывно разряжая аккумулятор.

  • Хобби бывают разными: кто-то тихо и спокойно собирает марки или фантики, вмещая всю свою коллекцию в толстый альбом в верхнем ящике стола, кто-то играет в гольф по субботам, а кто-то выбирает в качестве увлечения целое направление искусства и посвящает ему всю свою жизнь.

    Именно так можно сказать о любителях и фанатах железнодорожной или жд миниатюры, ведь для создания поделки подобного рода мало одного желания – потребуется немало времени, усилий, тщательного сбора информации, иногда и ресурсов, и финансовых вложений, а также, несомненно, умения, чтобы в результате у вас получилась настоящая собственная железная дорога в миниатюре.

    Железная дорога в миниатюре – предмет интереса не только детей, но и взрослых, причем взрослых даже больше и чаще. Практически у каждого ребенка была детская игрушка в виде жд станции с рельсами, паровозами и вагонами, а если она стоила подороже, то в комплект входили различные железнодорожные знаки, семафор, фигурки машинистов и другие интересные детали.

    Играть в такое интересно, но всегда хотелось большего, к примеру, чтобы жд сеть была развитее и содержала множество разветвлений и поворотов рельсов, чтобы модельки поездов были инерционными или двигались сами по себе, а вы могли управлять ими с помощью пульта, чтобы было много дополнительных элементов: тоннели, мосты, дороги с транспортом, деревья, люди и т. д.

    Чтобы сделать такую игрушку, вернее, уже не игрушку, а настоящий макет железной дороги своими руками, необходимо здорово потрудиться, а не у всех детей есть такая возможность, поэтому наверняка понадобится помощь родителей. Хорошо, если они разделят ваше увлечение жд миниатюрой и помогут в создании поделки. Взрослому любителю жд моделизма, конечно же, в этом плане легче.

    Что касается направлений, в которых существует хобби жд в миниатюре, то их разделяют несколько:

    • одни просто коллекционируют только игрушечные рельсы, поезда и все сопутствующие им аксессуары;
    • другие тоже коллекционируют, но уже масштабные модели;
    • третьи – занимаются именно изготовлением железных дорог в миниатюре, воссоздавая целые исторические станции и вокзалы, прокладывая настоящую железнодорожную сеть из разных направлений путей, занимаясь фактической реконструкцией определенных объектов;
    • кто-то старается сделать миниатюрные копии реально существующих или существовавших локомотивов и поездов в малейших деталях;
    • а еще один интересный вид жд моделизма – парковая или садовая железная дорога, для создания которой используются весьма крупные масштабы, поэтому такой макет железной дороги можно использовать даже в качестве аттракциона и перевозить в нем людей.

    Немного истории

    Железная дорога в миниатюре – совсем не дань моде и не новое явление, ведь история жд миниатюры и моделизма насчитывает уже более ста пятидесяти лет. Впервые макет железной дороги появился, как игрушка, в девятнадцатом веке (во второй его половине). Обеспечение необходимых промышленных объемов взяла на себя Германия в лице фирмы — производителя Märklin. Их железные дороги в миниатюре были так качественны и хороши, что даже царская семья заказала себе такой макет для Зимнего Дворца.

    Основываясь на масштабах жд, представленных в миниатюре германского производства, позже были приняты стандарты масштабирования для железнодорожного моделизма. К концу девятнадцатого столетия к делу подключилась и Америка, впервые в мире выпустив на рынок электрическую модель железной дороги (производитель – фирма Carlisle&Finch).

    Практически до середины прошлого века и обычная игрушка в виде жд рельсов с поездом, и идеально точная копия или железная дорога в миниатюре воспринимались одинаково, однако, после игрушки перестали вызывать такой ажиотаж, а моделизм стал формироваться, как серьёзное увлечение, постепенно находя все больше и больше поклонников.

    Поэтому производители старались угодить и своим новым почитателям – взрослым, которые жаждали собирать полноценный миниатюрный макет железной дороги. Для этого они стали выпускать более усовершенствованные модели, где рельсы можно было складывать в полноценное жд полотно в миниатюре, где у локомотивов и вагонов было много деталей и элементов, куда также входили различные здания, дорожная атрибутика и знаки, семафор и т. д.

    В наше время уже практически не осталось фирм-гигантов мирового масштаба, которые бы занимались подобным производством, однако существует немало маленьких успешно функционирующих компаний, специализирующихся на выпуске определенных моделей поездов или дополнительных аксессуаров, без коих невозможна железная дорога в миниатюре.


    Масштабы, комплектующие и другие нюансы

    Чтобы сделать макет железной дороги, вы должны разбираться во многих нюансах, к примеру, в каких масштабах обычно выполняется железная дорога в миниатюре, какого вида наборы и конфигурации поделки могут получиться, нужна ли схема и где ее взять, как быть с комплектующими, необходимыми деталями и различными аксессуарами и т. д.

    Стандарты масштабов и размеров для жд моделизма бывают самые разные. Наиболее распространенными являются типоразмеры, носящие условное обозначение ТТ и НО.

    Типоразмер ТТ – от английского Table-top trains– означает, что макет железной дороги выполняется масштабом один к ста двадцати (1:120) с шириной колеи в двенадцать миллиметров. Такая железная дорога в миниатюре еще носит название двенадцатимиллиметровой. Также в ней делаются все подвижные модели поездов – это осуществляется посредством подведения электричества по рельсам, хотя можно и подключить через контактную сеть электровоз.

    Большое количество моделей и всевозможных аксессуаров для сборки жд миниатюры этого типоразмера выпускают:

    • немецкие компании Berliner TT Bahnen, Tillig;
    • небольшой выбор есть у европейских производителей Roco и Piko;
    • компания Jago радует поклонников раритетными моделями старинных локомотивов;
    • русские фирмы «Пересвет» и «ТТ-модель»;
    • американские PossumValleyModels, GoldCoast(некоторые модели вагонов и локомотивов).

    Другой распространенный типоразмер – НО. Название происходит от английского сокращенного HalfZero или половинка нуля. Макет железной дороги в этом случае производится в масштабном соотношении один к восьмидесяти семи (1:87). Существует еще типоразмер 0, в котором масштаб берется вдвое больше, то есть, 1 к 45. А здесь получается половина нуля, но используется латинская буква О вместо него в обозначении.

    Железная дорога в миниатюре в таком масштабе считается наиболее популярной и широко распространенной в мире за счет того, что ее можно сделать, не используя сложные приспособления, к тому же эти модели железных дорог и достаточно крупные для детализации, но в то же время вполне удобные и компактные для размещения макета в доме или квартире.

    Железная дорога в миниатюре этого типоразмера тоже является подвижной: энергия поставляется от контактной сети или по рельсам (в случае наличия электрических двигателей в моделях локомотивов). Плюс – у вас есть возможность использовать и дополнительные интересные элементы при создании поделки:

    • устройство дымогенератора, который будет работать на масле и создавать дымовой эффект над тепловозами или паровозами;
    • установка звукового декодера в подвижной состав – сможете воспроизводить любые звуковые файлы, имитирующие шумы и звуки движения поездов и т. д.;
    • устройства СЦБ, что расшифровывается, как сигнализация, централизация и блокировка.

    Существуют и различные другие типоразмеры. К примеру, масштабный стандарт G, разработкой и выпуском которого занималась с 1968 года и занимается до сих пор немецкая компания LGB. Это ярчайший пример садовой железной дороги, предназначенной для расположения под открытым небом. А вообще, чем больше выбирается масштаб, в котором выполняется железная дорога в миниатюре, тем детальнее должен повторяться прототип, учитываться мельчайшие подробности и элементы.

    Сделать своими руками или купить?

    Сегодня можно найти немало тематических форумов, специальных изданий, посвященных железнодорожному моделизму. Вы можете приобретать различные элементы по отдельности и собирать их потом воедино, монтируя собственный макет железной дороги.

    Однако прежде всего вам понадобится определиться с доступным свободным пространством. Сможете ли вы выделить для расположения макета половину или даже целую комнату? Если нет, то придется сначала заняться сооружением подмакетника или оборудованием специального места. Для этого можно задействовать хотя бы отдельный стол либо сделать выдвижную / откидную столешницу, которая будет использоваться только для вашего проекта и больше ни для чего другого, а значит, вам не придется каждый раз складывать и убирать макет.

    Есть еще варианты модульных макетов, которые состоят из отдельных блоков, консольных конструкций (вы можете прикрепить подмакетники к стенам, словно полки) и подъемных (легко убирается под потолок).

    Масштаб для квартиры тоже лучше брать соответствующий, к примеру, с типоразмером 1:87 вы много не сделаете, ведь вам по минимуму понадобится пространство один на три метра. Лучше остановиться на масштабах 1:120 или 1:160, так как проектировка макета в еще более мелком типоразмере Z (1:240) потребует очень больших умений, усилий и финансовых вложений.

    Для создания собственной миниатюрной железной дороги вам понадобится придумать и продумать до мельчайших подробностей ее будущий вид. Возможно, начать стоит с самой простой схемы, к примеру, сделать только одно рельсовое кольцо и локомотив с несколькими вагонами. Со временем будете добавлять к проекту дополнительные пути, составы, семафор и знаки, вокзал и здания, фигурки людей и т. д.


    Опытные мастера уже умеют создавать целые подробные ландшафты – горы и равнины, мосты и тоннели, леса и поля, миниатюрные улицы, многочисленные развилки путей, депо и прочие интересные штуки.

    Даже для самого простого проекта лучше сделать схему. Просто попробуйте нарисовать, что именно вы хотите создать. Если в ваших планах создание железной дороги определенной исторической эпохи, то понадобиться досконально изучить всю доступную информацию по этой теме, найти архивные фотографии, срисовать их и т. д.

    Также подробная схема понадобится для изготовления моделей паровозов и вагонов. Вы можете воспользоваться схемой-чертежом определенной машины, разыскав ее фото. Просто поделите реальные размеры того или иного поезда на нужный вам масштаб и у вас будет готовый план постройки.


    Пошаговый план работы

    1. Обеспечиваете пространство для проекта и делаете подмакетник (простую конфигурацию можно разместить даже на фанерном листе).
    2. Переносите на подмакетник схему будущей жд миниатюры (рисуйте, как будут проходить рельсы, размечаете развилки и повороты, дороги, где вы разместите здания или строения). Для сложного рельсового расположения схему можно проектировать на компьютере в специальной программе.
    3. Прокладываете рельсы. Рельсовый материал можно купить в специализированном магазине или сделать их самостоятельно. Поскольку по рельсам в подвижных дорогах проходит ток, мастера делают их из толстой медной проволоки, прокатывая ее до прямоугольного сечения на ручном станке. Шпалы выполняются из тонких брусочков, которые тоже вырезаются на станке. Пути прикрепляются двумя способами: либо приклеиваются, либо прибиваются маленькими гвоздиками к основанию, к этим же гвоздикам потом можно припаивать рельсы или тоже приклеивать рельсы к шпалам.
    4. Для подвижной модели нужно дополнительно разрабатывать электрическую схему, а после монтировать ее уже на макете. В качестве источника питания обычно берутся самодельные блоки, можно взять и заводской. Не забывайте о правилах безопасности – напряжение на выходе не может быть высоким, используйте БП до шестнадцати вольт, а если модель небольшая, то достаточно будет и шести-девяти вольт. Электромотор для поезда можно приобрести в радиомагазине или вынуть с какой-либо игрушки. Проведите к двигателю электричество от двух рельс. Чтобы развести электричество по всему основанию, запаситесь разъемами и медными проводами. Продумывайте все детали до разводки – где будут располагаться семафоры и светофоры, шлагбаумы, будут ли гореть фонари и т. д.
    5. Проведите отсыпку и укладку балласта, подобрав его по размеру среди аквариумных грунтов или каких-либо бытовых сыпучих материалов.
    6. Продумайте и изготовьте рельеф и ландшафт. Чтобы ваш макет был похож на настоящий, обязательно оформите красивый ландшафт. Можно использовать профессиональные материалы, как шпатель-массу, лесную подстилку, луговую присыпку, разные слои земли, щебень, песок, гравий и прочие интересные аксессуары от известных производителей. Если выбирать более бюджетные варианты, то для имитации гор вполне можно обойтись строительной пеной, которую потом легко окрасить в любой нужный цвет. Холма, поля, растительность и прочий декор тоже можно воссоздать из фанеры, строительного гипса, стеклоткани, папье-маше, дерева и других отделочных материалов. Чтобы покрасить детали, используйте акриловые краски.
    7. Если нет времени и желания так заморачиваться, то многие элементы можно взять на макет и в готовом виде, к примеру, из игрушечных наборов, в которых есть и фигурки деревьев, и муляжи травы или кустиков, животные, машинки, знаки, люди.
    8. Со зданиями та же ситуация – либо воспользуйтесь готовыми вариантами, либо сооружайте самостоятельно из картона, дерева, фанеры, папье-маше. В качестве образцов используйте фотографии реальных вокзалов и других зданий.
    9. Добавляйте необходимые составляющие: наносите автодороги, покрасьте траву, расположите фигурки людей и поставьте составы на рельсы.

    Увлечение жд моделизмом может начаться с подаренного набора с железной дорогой и поездами. Такое хобби хоть и требует немалых усилий и затрат, но несомненно помогает развиваться, думать, творить и не стоять на месте.

    Читайте также: