Базовые техники арт-терапии. Занятие по арт-терапии "маска" Упражнение маска арт терапия

Психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциации.

Маскотерапия – это метод психологической работы, основанный на выводе внутреннего глубинного состояния человека на поверхность с помощью маски. На лицо, его мимику у человека проецируется его психологическое состояние, настроение, состояние здоровья. Соответственно это можно спроецировать и на маску.

Человечество использовало маски с давних времен, их применяли древние племена, совершая ритуалы, и каждая маска имела свое значение. В племени к маскам относились серьезно, словно к живым объектам. Иногда они олицетворяли духов-защитников, отгоняли злые силы. Позже маски стали надевать на маскарадах, те, кто надевал их, прятал за масками свое настоящее лицо.

Маскарадные маски были красивыми, праздничными и редко несли символическую нагрузку. От этого в обществе сложилось мнение, что маска всегда скрывает лицо. Есть устоявшиеся выражения "надел маску", то есть стал не искренним, перестал быть самим собой.

Так, в обществе психологические маски выполняют разные задачи: позволяют примерить на себя какую-то роль, скрыть лицо, не быть узнанным, усилить за счет образа какое-то качество.

Если говорить о маскотерапии, то здесь задачи могут быть намного шире и глубже. Маски, их значение и влияние изучал еще Юнг, говоря о том, что это затрагивают глубинную природу человека. Маска помогает в исцелении, может вступать способом экспрессивной терапии. С помощью маски клиент может преодолевать страх самораскрытия, выражать внутреннее состояние, эмоции.

Например, "надевая" маску страха, гнева или вины, символически перенося эмоцию на маску, человек учится управлять своим состоянием, надевая и снимая ее. Он может посмотреть на созданное им состояние со стороны.

Кроме того, можно делать маски, направленные на получение ресурса: маску силы, маску уверенного человека, маску свободного и другие. Маска может быть аккумулятором энергии сотен людей, например, передавая, героический опыт. Так можно приобщаться к этим энергиям, раскрывая в себе скрытый потенциал. Маска здесь выступает проводником к ресурсам коллективного бессознательного.


Но! Важно чтобы человек смог справиться с этой энергией, выдержать ее мощную силу. С маской можно устанавливать контакт, выстраивать диалог.

Иногда, при работе в этом направлении арт-терапии, у клиента может включаться магическое мышление. Может присутствовать элемент самовнушения, когда человек верит в целительность самой маски.

Можно выделить разные направления в маскотерапии:

  1. Маски, посвященной социальной роли. Создание недостатков в ролях, их предъявление, преодоление;
  2. Архетипические маски;
  3. Культурно-исторические образы, исторические личности;
  4. Гротескный образ, где юмор может быть защитой перед встречей с чем-то большим;
  5. Нечеловеческие образы, животные, силы природы, маски тотемных животных;
  6. Маска, как средство поиска своей идентичности.
При работе со сложными масками возможно создание специального контейнера, где она может безопасно храниться.

Маскотерапия хорошо сочетается с драматерапией , их синтез позволяет создавать более полные образы и отыгрывать их. При групповой работе возможен обмен масками и проигрывание мини-спектаклей.

С детьми также возможна работа с помощью этого метода, но в более легком формате, с изготовлением масок животных, сказочных персонажей.

Шабсина Виктория Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г Пушкино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание дидактических материалов по использованию масок и грима младшими школьниками в арт-терапии.
Дата публикации: 26.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Создание дидактических материалов по использованию масок и

грима в работе с дошкольниками и младшими школьниками в арт-

терапии.

Работа с масками и гримом в арт-терапии.

индивидуальном

групповом

рисование масок, маски из папье-маше, работа с готовыми масками.

Возможности

сочетания

маскотерапии

драм ат ичес кой

импровизацией

музыкотерапией.

создания

терапевтической маски. Методы терапии в работе с маской. Работа с

психическое

состояние

Психотерапевтические возможности работы с гримом.

Лекция.

Маскотерапия

р а с п р о с т р а н е н н ы й

и з в е с т н ы й

психологической работы.

Маскотерапия основана на переводе глубинных

комплексов

сочетаются изобразительное искусство и драма, Арт-терапия и драматерапия.

Маску можно рассматривать как разновидность скульптуры, произведение

искусства,

повесить

рассмотреть,

помощью воображения, привести в движение.

Маска («личина») – очень

серьезное

изобретение

человечества.

человека

основная часть его образа, на которую мы чаще всего смотрим при общении

друг с другом. Лицо - это проекция нашего психологического состояния и

настроения.

Создавая

изобразительных

инструментов

маски, образы, и формы, человек, обретает самого себя, а вместе с этим и

возможность разрешить для себя многие кризисные и проблемные ситуации,

выстроить эффективную модель поведения.

У каждого человека есть свои маски. Иногда, мы так привыкаем к этим

образам (маскам), что не можем быть теми, кто мы есть на самом деле. Но в

особом месте у каждого из нас лежит «специальная» маска, с помощью

которой мы прячемся сами от себя и иногда недоумеваем, почему другие

воспринимают нас не так, как нам этого хочется. Нам удобно находиться в

этой маске, и с ее внутренней стороны мы видим ее по своему, порой, не

догадываясь о том, что таит в себе ее внешняя сторона. Лишь жизненные

неудачи, чаще всего повторяющиеся, как по сценарию, подсказывают, что мы

изменить

достаточно просто познакомиться со своей маской. При этом избавление от

привычных,

стереотипных

возможность

освободиться

«ненужного» и изменить свою жизнь.

средневековье

карнавала

предполагало

временный отказ от собственного лица, индивидуальности и норм морали. В

современном мире, полном стрессов, психологических травм, конфликтов,

вынужденные

соответствовать

ожиданиям

других, многие

люди

проживают свою жизнь в невидимой символической маске . Основной

смысл маски заключается в том, что она скрывает настоящий облик человека,

защищает его, отвлекает от него внимание и, вместе с тем, вводит в обман

окружающих. При

этом

ощущение

безопасности

защищенности

является ложным и для самого человека, надевшего «маску».

Снять «маску» и быть собой – вот одна из терапевтических идей

работы с маской.

С другой стороны, часто маска скрывает другую часть нашего Я, ту,

которая нуждается в защите . Например, под маской «Хулигана» может

скрываться очень ранимая натура, а под маской «Добряка», выполняющего

своенравие

независимость.

образом, другая

терапевтическая идея заключается в том, что познакомившись со своей

маской, увидев ее со стороны, человек может понять и почувствовать,

какую

часть

защищает .

например,

ранимость, свое своенравие и независимость, человек в дальнейшей работе с

психологом получит опыт выстраивания новых границ в отношениях с

другими людьми .

Изготовление

маски

часть

терапевтического

процесса

преобразования (рис. 1.).

Рисунок 1. Примеры масок для детей.

Художники создают маски из различных материалов:

– древесной коры, дерева, картона;

– травы, меха, костей;

– глины и гипса;

– металлов, камней, раковин;

– настоящих звериных голов, и т.д.

ритуальных

действиях главной

функцией

маски

является

преображение

перевоплощение

сущности

человека,

создание

определенного

образа

(животного,

бога) и

действие

перевоплощаемого от имени этого образа .

арт-терапии

участник

некоторое

другой, не свойственной ему в жизни роли. Например, застенчивый человек

может надеть маску «Хулигана». Это возможность рассмотреть себя с разных

сторон, не изученных ранее, принять эти стороны в себе и дать им право на

жизнь (рис 2.).

Рисунок 2. Варианты масок для детей, сделанных своими руками.

сочетании

методами

драматерапии

и музыкотерапии

маскотерапия дает возможность испытать новые чувства и ощущения,

которые не могут быть выявлены никакими другими средствами.

Надевая на себя маску и исполняя роли в представлении, созданном

участниками

группы, ребенок получает новый жизненный опыт - опыт

чувствовать силу, уверенность в себе, свободу . И что очень важно - этот

опыт он сможет использовать в реальной жизни .

1.Варианты заданий для масок:

Я себя такого не знаю.

Я себя такого боюсь.

Моя любимая маска.

Твоя любимая маска.

Я не хочу, чтобы меня таким видели.

Я хочу, чтобы вы меня таким видели.

Такого меня никто не знает и т.п.

2.Диалог масок.

3.Рефлексия "Благодаря тебе я узнал…"

4.Расширение репертуара (изготовление набора масок под роли,

субличности, состояния).

5.Выбор амплуа под готовую маску (этюд без слов).

6. Тень (архетипическое амплуа).

Идея снятия маски и способности быть «честным и искренним» –

главная идея драматерапии.

Современная драматерапия – сложное и многогранное явление,

представленное

подходами,

концепциями.

Драматерапия

используется

межличностными

внутриличностными

проблемами,

семейной

детско-родительской

терапии, в оргконсультировании, развитии креативности в определенной

профессии,

пограничными

расстройствами,

психосоматикой.

исторически

создавался

терапевтическое

воздействие

катарсиса Аристотеля), и всегда театральное действие было чрезвычайно

эмоциональному

воздействию.

Возвращение

психотерапевтического действа в культуру началось с конца 19 в., когда

возникать

психотерапевтические

Германии,

США, России, Франции.

Драматерапия

д е я т е л ь н о с т и,

ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе. Сила и

глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать

переживания

возможность

вспоминать

переживать

определенные

жизненные

посмотреть

Несомненно,

возможность испытать чувства и ощущения, которые иначе не могут

выражены

никакими

средствами

придуманными

процессе терапии. Изготовление масок (постепенное обретение маской

форм и очертаний) – часть терапевтического процесса и преобразования.

В ходе упражнений, человек, сбросив с себя психологическую маску,

надевает драматическую, которая предназначена раскрывать чувства, а

не скрывать их. При этом даже у самых застенчивых и скромных людей,

появляется возможность изготовить себе маску и создать свой новый

образ. Маска придает смелость и помогает отойти от своей привычной

роли. Во время занятий по арт-терапии дети лепят маску, рисуют маску,

танцуют с маской, выражают себя через маску.

Одной из разновидностей маскотерапии можно назвать грим ,

который наносится на лицо ребенка или взрослого человека.

Варианты работы с гримом.

терапевтические

возможности, хотя имеет противопоказания и не так проста, как кажется

с первого взгляда. Это трудоемко и требует много времени, но вполне

окупает затраты.

Разрисовывать можно только лицо (грим), лицо и тело (body art)

или создавать любые варианты (например, одна рука и половина лица и

используется

театральный

декоративная

косметика,

акварель,

декоративная

косметика).

Возможные варианты заданий для грима детей:

Разделить лицо чертой пополам и гримировать (я себя

такого знаю и не знаю, люблю и не люблю, показываю и не

показываю другим);

2. “Моя любимая маска”;

3. Взаимное парное гримирование (“Я тебя таким вижу, хочу

видеть, не хочу видеть”);

4. “Маска страха”;

5.Гримирование

(на себе или другого) напряженных и

расслабленных зон на лице;

6. Фантазийное гримирование (себя или другого);

7. “Тень”;

8.“Сражение”

(конфликтные

участники

сталкиваются

одновременно);

9. Грим на себе на заданную тему (любовь, гнев, смирение,

гордыня, равновесие, закрытость);

10.“Мое животное” (грим включает лицо, тело до пояса, руки).

Вопросы для самопроверки:

Какие терапевтические ресурсы содержат маскотерапия и

драматерапия?

Что для ребенка значит «снять маску»?

Перечислите

возможные

варианты

Джениннгс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-

терапии/ Пер. с английского И. Динерштейн. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

Колошина Т.Ю.,Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге:

характеристики и использование. Практическое пособие для тренера.-

Татьяна Данилова
Конспект арт-терапевтического занятия «Страшная маска»

«Страшная маска »

Цель : Создание условий для проявления страхов и работа по их преодолению.

Задачи :

Формировать у детей умения выражать эмоции с помощью мимики, пантомимики, понимать эмоциональное состояние другого;

Расширять представления об эмоциях, в том числе и об эмоции страха ;

Дать возможность детям спроецировать, проявить свои страхи , выразить их в виде маски (лица, побыть этим страхом ;

Дать возможность ощутить победу над страхами ;

Способствовать снятию психо-эмоционального и мышечного напряжения;

Методы и приемы : изотерапия, драма, телесно-ориентированная техника;

Контингент : дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Ход работы:

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас снова. Наше занятие мы начнем как обычно : с игры «Я сегодня вот такой!»

Игра «Я сегодня вот такой!»

Психолог : Все участники становятся в круг. Каждый участник занятия по очереди делает шаг в круг со словами «я сегодня вот такой» и показывает с помощи мимики свое настроение. Остальные участники отгадывают, какое настроение показывается, и называют его все вместе.

Музыкальный фрагмент

Психолог : Теперь я прошу всех присесть на стулья и послушать музыку, которую я для вас подготовила. Но не просто послушать, а ответить на вопрос : какую эмоцию, чувства у вас вызывает данная музыка?

Беседа :

Психолог : Вы прослушали музыку. Итак, какую эмоцию, чувства она у вас вызывала?

Ответы детей. (Если дети не отвечают, психолог задает стимулирующие вопросы) .

Психолог : Да, вы правы, эта музыка вызывает эмоцию страха . Все с этим согласны?

Ответы детей.

Психолог : Хорошо. И сегодня мы с вами поговорим о страхах . У каждого - и у взрослых, и у детей - есть свои страхи . Скажите, дети, а чего можно бояться?

Ответы детей.

Психолог : А может кто-нибудь из вас расскажет, чего боится именно он, или вспомнит, когда ему было страшно ?

Ответы детей.

Психолог : Хорошо, спасибо! Сегодня на занятии я предлагаю победить все наши страхи ! Но для этого мы должны их нарисовать. Предлагаю всем пересесть за столы.

Дети проходят за столы и садятся.

Изотерапия «Страшная маска »

Психолог : Я уже приготовила для вас лица страхов . И предлагаю каждому взять маску и раскрасить ее так , как выглядит для вас лицо страха . Маску можно также украсть - для этого есть различные лоскутки, бусинки, перышки. Сделайте свой страх . Можете начинать. Если кому-то нужна помощь, я готова помочь.

Дети раскрашивают и украшают лица страхов . Психолог сидит рядом и при необходимости помогает.

Психолог : Я вижу, все страхи готовы . Предлагаю взять маски и переместиться на полянку, сесть в кружок.

Дети переходят на ковер, усаживаются кругом.

Драма «Проявление страхов »

Психолог : Теперь я предлагаю вам побыть страхами ! Примерьте маски , по очереди выходите в круг и расскажите : что вы за страх ? Где вы живете? Покажите, как вы пугаете?

Дети по очереди выходят в круг, рассказывают о своем страхе . Педагог-психолог помогает, стимулирует проявления ребенка! Также у каждого ребенка педагог-психолог спрашивает, как его страх можно победить ?

Драма «Победа над страхами »

Психолог : Молодцы, какие страшные страхи у нас получились . Дети, а теперь снимите маски ! Сегодня мы с вами победим все наши страхи раз и навсегда ! Посмотрите, что я вам принесла.

(Показывается дом страхов ) .

Помните, на предыдущем занятии мы с вами раскрашивали дом для страхов .

Ответ детей.

Психолог : А теперь давайте заселим в этот дом жителей. Я предлагаю избавиться от страхов - сложить их в этот специальный дом!

Дети встают и складывают маски в дом .

Психолог : А чтоб страхи больше не появлялись, давайте произнесем волшебное заклинание. Запоминайте : «Я сильный, я смелый, я тебя не боюсь! Я тебя запер - и к тебе не вернусь!» Все повторяйте за мной : «Я сильный, я смелый, я тебя не боюсь! Я тебя запер - и к тебе не вернусь!» Давайте скажем очень громко, чтоб страхи в доме испугались : «Я сильный, я смелый, я тебя не боюсь! Я тебя запер - и к тебе не вернусь!»

И чтоб страхи остались навсегда в этом специальном доме, я запру их на большой волшебный замок, который никто не сможет больше открыть. А ключ от этого замка я выброшу.

Психолог : Все страхи заперты ! Мы вместе с вами их победили! А если вдруг вам когда-нибудь станет страшно , произнесите наше заклинание : «Я сильный, я смелый, я тебя не боюсь! Я тебя запер - и к тебе не вернусь!», и все пройдет.

Телесно-ориентированное упражнение

«Сказочный дождь»

Психолог : А теперь я предлагаю вам прогуляться под дождем! Встаньте в круг друг за другом. Закройте глаза. Представьте, что вы стоите на поляне, скоро пойдет теплый дождик. А сейчас дует свежий ветерок, давайте глубоко его вдохнем, и подуем на тех, кто стоит впереди. Почувствуйте свежесть ветерка : вдох-выдох, вдох-выдох.

А теперь откройте глаза, дождик начался. Он очень осторожно капает сначала на голову (участники легким постукивающими движениями делают впереди стоящему массаж головы, затем на плечи, затем он капает по спине, опускается ниже по ногам. Немного усиливается на ногах и спине, а затем опят успокаивается на голове. Дождь закончился. А теперь давайте развернемся в другую сторону, дождик пойдет опять. (Массаж повторяется) .

Упражнение заканчивается, дети остаются в кругу.

Психолог : Спасибо, вы молодцы. А теперь давайте все возьмемся за руки. Я благодарю вас за работу и жду нашей следующий встречи. До свидания, дети.

Маски в арт-терапии.

«В маске мы ощущаем древнюю силу; в маске мы отваживаемся сделать то, что и в мыслях себе не можем представить. Именно скрываясь за маской, я ощущаю энергию окружающего, мой голос звучит как извержение вулкана. Маски скрывают, творят, влюбляются»

Любая маска – часть нашего «Я». Используя маску, мы можем увидеть себя с разных сторон. Маска – это особенно надежное хранилище опасной части нашего «Я» или той части «Я», которая ощущает опасность. Работа с масками ведет к выявлению своих деструктивных ролей, пониманию и принятию себя, осознанию своих истинных потребностей, создание новых поведенческих стратегий.

Помимо узнаваемых нами собственных масок, у нас есть неосознаваемые «приросшие» маски – маски, которые на нас одели, может быть в детстве, может быть еще ранее, маски наследия родительских сценариев. И человек получает громадный ресурс при осознании и снятии «приросшей» маски – это дает расширение вариантов выбора, свободу в выражении себя, направляет к целостности, гармонии, личностному росту.

Изготовление маски – часть терапевтического процесса и преобразования.

Упражнение «СОЗДАНИЕ МАСКИ»

Цель: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.

Материалы: бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.

Время: 30-50 мин.

Процедура: Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску.

Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентую миру.

Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность.

Вопросы для обсуждения:

Что это за маска? Как бы вы ее назвали, или охарактеризовали?
Что видят друзья, когда они смотрят на маску?
Что маска им показывает?
Что ей хотелось бы показать?
Чего маска не хочет показывать?
Чего маска боится?
Какое самое заветное у маски желание?

МАСКА – арт-терапевтическое занятие для детей, направленное на преодоление страхов.

Для занятия потребуются бумага формата А4 и гуашь, краски, карандаши, восковые мелки и др. Могут понадобиться лоскутки материи, клей, цветные нитки, пластилин, природные материалы (семечки, крупа, листья, шишки).
На листе А4 рисуется овал. Дети постарше рисуют сами, а малышам помогает ведущий. Оставляем место для глаз. Затем дети приступают к работе и превращают овал в страшную маску.
Когда маска будет готова, лишняя бумага по контуру обрывается или обрезается, делаются отверстия для глаз и дети примеряют свои маски. При этом они кричат, рычат и пытаются напугать друг друга и ведущего. Каждая желающая маска может устроить представление, рассказать про себя, чем она страшна, чего она боится сама и как ее можно прогнать.

Также после создания маски дети охотно рисуют страхи, некоторые соглашаются нарисовать свои, но чаще просьбу необходимо сформулировать так: «Нарисуйте, чего могут бояться люди».

После рисования проводится ритуал уничтожения страхов. Обычно это общее сжигание рисунков.

Страхи также можно рвать, топтать, мять, смывать их водой, закрашивать красками.

Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.

Цель : развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.

Материалы : бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.

Время : 30-50 мин.

Процедура : Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску. Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентую миру. Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п. Следовательно, использование масок в психотерапии (арт-терапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем, вплоть до психосоматических расстройств. Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр. Помним, что каждый материал имеет свою внутреннюю метафору.

Другие новости по теме:

  • Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов
  • Читайте также: