Источники формирования представлений о браке и семье. Дипломная работа: Влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений в браке. Объект исследования - представления о браке мужчин и женщин

Вокруг русских дворян сложился образ, что они все сплошь честные, благородные, тонко чувствующие и в то же время мужественные. Наверняка и среди них встречались люди с недостатками и слабостями, но все же подавляющее большинство действительно были почти мифическими созданиями, для которых честь и манеры являлись жизненно важными.

Стиль жизни, манера поведения и даже внешний облик юных княжон и графов — результат особого воспитания, ориентированного на идеал. Но как бывает с идеалами, четких предписаний, как их достичь, не существует. И все-таки мы попытались охарактеризовать наиболее важные принципы дворянского воспитания. Если их применять в разумных мерах, можно вырастить современного князя Болконского.

Чувство собственного достоинства

Маленьким дворянам с самого детства внушали, что «кому многое дано, с того много и спросится». Следовательно, родился дворянином — изволь соответствовать: быть храбрым, честным, образованным — и не для того, чтобы достичь славы и богатства, а потому что ты обязан быть именно таким.

Отсюда же вытекает и концепт «дворянской чести»: согласно тогдашним представлениям, «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. Нарушить данное слово — значило раз и навсегда погубить свою репутацию. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться — и выполнял обещание.

Храбрость

Трусость плохо сочетается с благородными порывами, потому у дворян особое внимание уделялось храбрости и считалось, что ее можно и необходимо тренировать путем волевых усилий и тренировок. Причем касалось это не только юношей, которые служили в армии и на флоте, выполняя трудные задания и тем самым заслуживая уважение, но и барышень.

Княжна Екатерина Мещерская вспоминала, что, будучи девочкой, боялась грозы, а старший брат втащил ее на подоконник раскрытого окна и подставил под ливень. От страха Катя потеряла сознание, а когда пришла в себя, брат вытирал ее мокрое лицо и приговаривал: «Ну, отвечай: будешь еще трусить и бояться грозы?»

Физическая сила и ловкость

Быть храбрым и при этом тщедушным не получится, поэтому от дворян требовалась соответствующая физическая подготовка. Например, в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений»: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванию и гребле. При этом нужно учитывать, что лицей был привилегированным учебным заведением, готовившим, по замыслу, государственных деятелей. В военных училищах требования к воспитанникам были несравненно более строгими.

Демонстрация физической выносливости была особым шиком, тем более что хорошей физической подготовки требовали «модные» развлечения: охота и верховая езда. Добавим, что каждый мужчина должен был быть готов выйти на дуэль.

Самообладание

Воистину аристократическое качество, которое всегда выделяло это сословие. Там, где простой мужик обложит всех «по матушке», настоящий дворянин и бровью не поведет и с одинаковой сдержанностью отреагирует как на хорошие, так и на плохие новости. Его с детства тренировали принимать удары судьбы мужественно, с достоинством, ни в коем случае не падая духом. Жалобы, слезы, лишние сантименты — это за рамками этикета. Настоящий дворянин не мог позволить себе малодушия.

Можно, конечно, обвинить аристократов в фальши и лицемерии, но по большому счету они правы. Во-первых, никому нет дела до ваших бед и не стоит их навязывать окружающим. Во-вторых, сберегая истинные эмоции в секрете, вы защищаете свой внутренний мир от интриг.

Забота о внешнем виде

«Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей…». Автора этих строчек вы, конечно, знаете. Дворянские дети обязаны были выглядеть хорошо, но не для того, чтобы продемонстрировать свой достаток, а из уважения к окружающим!

«Истинно расположенный к людям человек не станет оскорблять чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью», — писал граф Честерфилд.

Культ прекрасного, царивший среди дворян, требовал полированных ногтей, уложенных волос и изысканных, но простых на вид одежд. Достаточно вспомнить туалеты Анны Карениной: «Анна переоделась в очень простое батистовое платье. Долли внимательно осмотрела это простое платье. Она знала, что значит и за какие деньги приобретается эта простота».

Умение «нравиться»

В отличие от современной тенденции «любите меня таким, какой я есть», дворяне искренне старались понравиться всем — и не из соображений подхалимства, а из этикета. Вести себя следовало так, чтобы делать свое общество как можно более приятным для окружающих. И в этом есть свой резон: в конце концов, быть приятным в обществе — хороший способ сделать пребывание в нем приятным для самого себя.

Умение нравиться было целой наукой и начиналось с простейших формулировок: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе»,

И до более сложных указаний: «Постарайся распознать в каждом его достоинства и его слабости и воздай должное первому, и даже больше — второму».

«Сколь бы пустой и легкомысленной ни была та или иная компания, коль скоро ты находишься в ней, не показывай людям своим невниманием к ним, что ты считаешь их пустыми».

Разве не полезный навык, который и репутацию укрепляет, и нервы бережет?

Скромность

Под скромностью подразумевалась не зажатость или стеснительность (с ней как раз боролись, вежливый человек не должен был скрывать свои манеры), а сдержанное отношение к своей персоне.

Считалось, что нельзя встревать в беседы со своими комментариями или советами. «Носи свою ученость, как носят часы, — во внутреннем кармане. Если тебя спросят, который час — ответь, но не возвещай время ежечасно, и когда тебя никто не спрашивает, ты ведь не ночной сторож» («Письма к сыну» граф Честерфилд).

Или еще один прекрасный пример, который стоит взять на вооружение и в наши дни: «Говори часто, но никогда не говори долго — пусть даже сказанное тобою не понравится, ты по крайней мере не утомишь своих слушателей».

Уместная, вежливая речь

Все мы знаем, что французский язык в России был языком общения знати, но и русским они владели не хуже. Касательно речи было два негласных правила. Первое — настоящий аристократ мог наговорить гадостей и оскорблений другому аристократу, но только если они обличены в безукоризненно вежливую форму. Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.

Второе — речь дворянина должна быть уместной, и если он оказывался среди крестьян на базаре, то и там должен был быть «своим». Хотя это не означало, что ему позволено скатываться до хамства и вульгаризмов, но простодушные шутки вполне допускались.

“СОММЕ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI»

С французского — это «так как надо” или “я не знаю что».

Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, британский граф Честерфилд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую человек делается нестерпимо церемонным, а не достигая ее — развязным или неловким. Тонкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон.

Особенное неуловимое обаяние и притягательность дворян передавалось «из рук в руки» и во многом заключалось в благородной простоте и непринужденности поведения.

Обучить неуловимому «комильфо» практически невозможно, но его можно впитать, читая литературу. Например, книгу Ольги Муравьевой «Как воспитать дворянина», которая легла в основу этой статьи. В книге вы сможете почерпнуть больше примеров аристократического поведения, но и не забывайте о прекрасной русской классике.

Подготовила Элина ЧУЯНОВА.

Русская аристократия, или кодекс чести дворянина Дворянское воспитание - это не педагогическая система, не особая методика и не свод каких-либо правил. Это образ жизни, стиль поведения, одежды. Это усваивалось сознательно, а отчасти и бессознательно, путем привычек и подражания. Это традиции, которые не обсуждают, а соблюдают. Дворян обучали независимости, храбрости, благородству, чести. Дворяне питали веру в то, что в будущем постепенно сгладится неравенство слоев русского общества и дворянская культура во всем ее объеме - от произведений литературы и искусства и до хороших манер - станет достоянием всех сословий, будет общим законным наследием свободных и просвещенных граждан. Мироощущение дворянина во многом определялось положением и ролью в государстве. Дворянство являлось сословием привилегированным и служилым одновременно. Это рождало в душе дворянина сочетание чувства избранности и чувства ответственности. Отношение к военной и государственной службе связывалось у дворянина со служением обществу, России. Девиз: "Служи верно, кому присягнешь". Даже не состоящий на государственной службе дворянин был вынужден заниматься делами своего имения и своих крестьян. Наставление: "слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся, береги платье снову, а честь смолоду". Разница между службой дворянской и службой лакейской - в том, что первая предполагает личную заинтересованность в делах государственной важности. Дворянин служит царю как вассал, но делает общее с ним дело, неся свою долю ответственности за все происходящее в государстве. Воспитание детей состояло в том, что их ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным - не для того, чтобы достичь славы, богатства, высокого чина, а потому что он дворянин, ему многое дано, и он должен быть именно таким. Главной сословной добродетелью считалась дворянская честь. Эта честь не дает человеку никаких привилегий, а, наоборот, делает его более уязвимым. Честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями - над выгодой, успехом, безопасностью или рассудительностью. Человек должен был отвечать за свои слова и за оскорбление должен был драться на дуэли. Не драться - считалось пределом низости. Если человек преднамеренно оскорбляет или грубо тебя унижает - ударь его, но если он тебя только задевает, то лучший способ ему отомстить - это быть изысканно вежливым с ним внешне и, в то же время, возвращать ему колкости даже с процентами. Со своим врагом надо быть подчеркнуто вежливым, либо сбивать его с ног. Дети воспитывались в атмосфере повышенной требовательности и подчеркнутого доверия. Дворянское воспитание давало жизненный успех. В него входило не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека - чистая совесть, высокая самооценка, ни истерик, ни озлобления, аристократическая гордость не позволяла проявлять подобные чувства. Большое значение придавалось храбрости и уверенности в том, что ее можно воспитать путем волевых усилий и установок. Эти качества всегда высоко ценились и старательно прививались детям. Они были невозможны без физической силы, ловкости и выносливости. Лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванию, гребле и т.д. Распорядок был строгий: подъем в 7 утра, прогулки в любую погоду, простая пища, – это диктовала сама жизнь. Девочек заставляли лежать на полу, чтобы спина была ровная, независимо от погоды заставляли гулять, ездить верхом, одевали легко, - русские дворянки были психологически и физически подготовлены к трудностям жизни лучше, чем сегодняшние женщины. Дворянские дети приучались превозмогать боль, отчаяние, страх, по мере сил старались не показывать, как это трудно. Для этого требовалось не только мужество, но и безукоризненное умение владеть собой, которое достигалось путем длительного и тщательного воспитания. В светском обществе человеку часто приходится очень неприятные вещи встречать с непринужденным и веселым лицом. Он должен казаться довольным, когда на самом деле ему плохо, должен с улыбкой подходить к тем, к кому охотнее подошел бы с пистолетом. Эти требования воспитывались с раннего детства, настойчиво и порой жестоко. Надо скрывать свой нрав и уметь не быть, а казаться. Владеющий собой владеет и ситуацией. Считалось, что воспитанный человек не обременяет окружающих своими личными неприятностями и переживаниями, умеет защитить свой внутренний мир от непрошеных свидетелей. В жизни, не связанной со службой, дворяне занимались особой деятельностью, не менее интересной и очень важной. Балы, светские рауты, салонные беседы, частная переписка - все это носило оттенок ритуалов, для участия в которых требовалась выучка. Они обладали умением "обращаться к людям". Это было особое искусство. Большой свет - это театр, где всякий есть в одно время и артист, и зритель. Человек, отлично владеющий правилами хорошего тона, не тяготился ими, но обретал истинную свободу в отношениях с людьми. Детей приучали, прежде всего, к правилам гигиены: чистить зубы, мыть уши, содержать в образцовом порядке руки и ногти. Не ковырять в носу, ушах, сморкаться только в платок и больше в него не заглядывать. Не кичиться своим платьем, но думать о том, как ты одет. Забота о своей наружности сочеталась у аристократов с физической выносливостью и мужеством. Правила хорошего тона требовали, чтобы самый дорогой и изысканный наряд выглядел просто. Особое внимание уделялось украшениям: надевать слишком много драгоценностей считалось дурным тоном. То есть демонстрация богатства - открытая и нарочитая - считалась непристойной. Хорошие манеры нужны были не только для праздников, например, такие как: не сидеть, когда другие стоят. Любой обращенный к тебе вопрос нельзя оставлять без ответа. Нельзя занимать лучшее место в комнате, накидываться на понравившееся блюдо, не предложив его отведать другим. Говорить надо не спеша и отчетливо. Самая грубая обида - это явное невнимание к человеку, который что-то тебе говорит. При разговоре надо смотреть собеседнику в лицо, не смотреть по сторонам или устремлять взор в окно, угол и т.д. Если тебе рассказывают уже известную историю, выслушай ее до конца внимательно, доставь удовольствие рассказчику. В разговоре с пожилыми - намекни, что ты рассчитываешь у них чему-то научиться. В разговоре с женщиной - все шутки и остроты прямо или косвенно должны быть направлены на похвалу собеседнице и не должны быть истолкованы обидно или неприятно для нее. Первое правило хорошего тона: следует вести себя так, чтобы сделать свое общество как можно более приятным для окружающих. Особенная изысканность манер - в том, чтобы и с теми и с другими держаться одинаково. Конечно, очень высокопоставленному лицу необходимо выразить свое почтение - например, ждать, когда с тобой заговорят, а не начинать говорить первому. Поддерживать начатую беседу, а не выбирать самому тему разговора. Невзначай похвалить кого-нибудь за хорошие качества. Правила приличия в обращении должны соблюдаться со всеми - и с лакеем, и с нищим на улице, и с прохожим. Чванство и высокомерие всегда считалось дурным тоном. Скромность - это самый надежный способ удовлетворения тщеславия. Чувство собственного достоинства заставляет людей вести себя скромно. Вот некоторые правила – кодекс чести для каждого дворянина: 1. Никогда не старайся казаться умнее или учёнее, чем люди, в обществе которых ты находишься. 2. Не лезь, если не спрашивают. 3. Говори часто, но недолго. 4. Никогда не напускай на себя таинственности и загадочности - это неприятно и подозрительно. 5. Не доказывай свое мнение громко и с жаром - хоть ты и прав, выскажи его скромно и спокойно. 6. Выражай свои взгляды уверенно, но к чужим относись уважительно. Тут нет никакой фальши, предательства, все это касается только вежливости манер. Недопустимы ложь и грубость. 7. Убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи.

ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ

ТЕМЫ…1. Называться человеком легко, быть человеком труднее. 2. Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»? 3. Почему честь ценилась во все времена? 3. Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? 4. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

АФОРИЗМЫ

Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций) Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь (Виктор Гюго) Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир) Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен) Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский) Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер) Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев) .П.Чехов)

ЧЕСТЬ СинонимыНезапятнанная репутация, справедливость, благородство души, честное имя, достоинство, верность, чистая совесть … Тезисы 1.В том, что человек изменяет самому себе, теряет лицо, становится равнодушным и бесчестным, виноват только он сам. 2.В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям и с уважением к порядочным, берегущим свою «честь смолоду». 3.На войне, в отличие мирного времени, все чувства обострены, в том числе и чувство собственного достоинства, чувство патриотизма, чувство товарищества. Если кто-то становился предателем, то прощения такому человеку не было. 4.Государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Увы, порой этого не происходит. Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.
ТЕМА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ АРГУМЕНТЫ
Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»? Пословица «Береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолеть суровые жизненные испытания. 1.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 2.В.Г.Распутин «Уроки французского» 3. В.Астафьев «Конь с розовой гривой» 4.Б. Железников. «Чучело»
Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов) В жизни всякое может случиться: болезнь, смерть близких, потеря работы, неверность друзей... Но человек в любой жизненной ситуации должен сохранить своё лицо, не потерять честь, не уронить своё достоинство. 1. Д.С.Лихачёв«Письма о добром и прекрасном». Письмо 10. «Честь истинная и ложная» 2.Гринев и Швабрин (А.С.Пушкин «Капитанская дочка») 3. Д.Лихачев. Статья «И пробил час»
Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»? Слова «честность», «честь» очень похожи на слово «чистота». Не случайно честным человеком называют того, кто не «запачкал» себя ложью, притворством, трусостью. О таком человеке говорят: у него незапятнанная репутация. 1.Алёна Дмитревна, жена купца Калашникова. (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова...»). 2.Маша Миронова (А.С.Пушкин «Капитанская дочка») 3.Иешуа (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Людей идеальных, к сожалению, нет на свете, поэтому все мы в той или иной мере совершаем поступки, за которые бывает стыдно. Главное – понимать, что совершил что-то недостойное и постараться исправить его. 1.Петруша Гринев (эпизод игры в бильярд с Зуриным) (роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка») 2.М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита

Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений

Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства. А.С. Пушкин , «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить имя четы Пушкиных. Поэт не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.

Герой повести А.С. Пушкина «Выстрел» Сильвио , «первый буян по армии», ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку. Его цель не убить, а доказать, что он сильный и может властвовать над людьми. Он болен самовлюбленностью и эгоизмом. Оставив за собой выстрел, герой не стал убивать графа, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать. Вопрос о чести, как понимает читатель, даже не стоит – храбрость героя вызывает также сомнение.

Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Из-за необоснованной ревности Ленский вызывает на дуэль своего друга Онегина .

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. Трусость и малодушие Грушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к княжне Мери и к товарищу, которому он завидовал.

Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» . Пьер искренне доверял старому другу, ввел в свой дом, помог с деньгами, а Долохов опозорил его имя. Герой вступился за свою честь. Но, понимая, что глупая, «фальшивая» Элен не заслуживает того, чтобы из-за неё произошло убийство, готов раскаяться не из страха, а потому, что уверен в виновности жены.

Читайте также: