Первые дошкольные учреждения предназначались для детей. Детский сад. Почему – сад? Современный детский сад в России

Первая коллективная обучающая работа с маленькими детьми возникла в Европе. Попытка создать учреждение для работы с детьми была предпринята Р. Оуэном в 1802 году в Шотландии. Но само определение «детский сад» введено в обиход Фридрихом Фрёбелем, известным немецким педагогом, который воплотил свою блестящую идею, находясь на 60-м году жизни.

Фридрих Фребель

Знакомство Фрёбеля с директором образовательной школы А.Г. Грунером, последователем Иогана Пестолацции - основателя системы развивающего обучения ребенка, зародило во Фридрихе необычайную любовь к педагогике.

Всю жизнь Фрёбель посвятил изучению этой интересной науки и совершенствованию своих знаний в ней. Идеалистические идеи педагога, сформировавшиеся под влиянием немецкой философии, предполагали концепцию саморазвития человека, то есть его божественного начала. Согласно принципам Фрёбеля, ребенок от природы наделен многими талантами, которые при умелом и грамотном подходе можно и нужно развивать. Так, малыш в обязательном порядке должен получить дошкольную подготовку, чтобы выявить свои исключительные индивидуальные природные данные и начать их совершенствовать.

Дети, по мнению Фрёбеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью. Отсюда название такого учреждения для образовательной работы с детьми - «Kindergarten» - переводится как «детский сад ».

Именно Фридрихом Фрёбелем созданы основные принципы функционирования детского сада и выработана методика подготовки детей, основанная на теории игры. Творческая интерпретация идеи Иогана Пестолацци успешно реализовалась на практике первым основателем детского сада.

Посещать такой детский сад могли даже дети бедных семей. Детей кормили 3 раза в день и занимали различными развивающими занятиями. Но платы, установленной за пребывание в саду, оказалось недостаточно для содержания подобного учреждения, Фридрих платил всем воспитателям из своего кармана. Спустя два года детский сад закрылся. Но слухи о подобном опыте распространились по миру, и в различных частях стали появляться новые учреждения, специализирующиеся на дошкольном образовании.

Первые детские сады открылись в России спустя 30 лет первого опыта Фридриха Фребеля. Появились они в г. Семиградском и в г. Петербурге. На тот момент такие учреждения были платными и достаточно дорогостоящими, их могли позволить себе только люди, обладающие значительными финансовыми возможностями. В детские учреждения принимались дети от 3 до 8 лет, с ними занимались опытные педагоги, которые путем игровых методик развивали способности детей и готовили к поступлению в школу.

Во времена бурного развития детских садов, вышел журнал «Детский сад», издателем которого стала А.С. Симанович – основательница четвертого детского сада в Петербурге. В журнале подробно излагались новейшие принципы работы с детьми перед школой.

Первый совершенно бесплатный детский сад открылся в 1866 году при благотворительной организации, где детей обучали рисованию, макраме, популярным техникам ручной работы, молитвам и многим другим направлениям. Здесь же было организовано швейное производство детской одежды, кухня и школа. Подобное учреждение просуществовало непродолжительное время в связи с недостаточным финансированием и вскоре закрылось, как это произошло и с детским садом Фрёбеля.

Но прорыв в области дошкольного образования начал давать свои плоды: спустя тридцать лет в России стало появляться множество детских садов для различных слоев населения. Каждый родитель мог получить место для своего ребенка согласно своим финансовым возможностям. С тех пор большое внимание стало уделяться образованию педагогов, занимающихся развитием малышей. Воспитатели посещали множество курсов на дошкольную тематику и совершенствовали свои навыки работы с детьми.

Наверно, для большинства современных людей понятие «детский сад» близко, дорого и памятно. Но вот почему именно «сад»? Однозначно сказать невозможно, но есть предположения…

Предположение первое

Поскольку первые детские сады появились в Германии (а там они назывались kindergarten- детский сад), то это всего лишь перевод с немецкого языка. Однако вопрос: почему в Германии именно так были названы детские учреждения? И вот поэтому –

Предположение второе

Изобретатель детского сада (Фридрих Фрёбель), человек добрый и увлечённый, считал, что дети – Божие растения, а потому и уход за ними должен быть тщательным – как за растениями в саду. Отсюда и пошло название «детский сад».

Предположение третье

Идея создания детского дошкольного учреждения пришла в голову Фридриху Фрёбелю в то время, когда ему было уже за 60 лет. К тому времени он был известным педагогом с большим опытом работы и запасом накопленных идей. Для их реализации он и решил создать нечто вроде лаборатории по коллективному воспитанию детей. В 40-х годах XIX в. открывается «первое учреждение по уходу за детьми» в небольшом городке Цорбих. Оно разместилось в бывшей гостинице «У дворцового сада». Направляясь туда с детьми, горожане говорили: «Мы идём в сад». Вот отсюда и пошло данное название.

Из других источников следует, что первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» было создано им в 1837 г. в Блакенбурге.

Фридрих Фрёбель – изобретатель детского сада

Ф. Фрёбель (21.04.1782 – 21.06.1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Учился в Йенском университете, затем работал у известного педагога И. Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. По своим философским взглядам Фрёбель был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание как единственное средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Именно Фрёбель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них – не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа. Фрёбель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, т. н. «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами – шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.

Это первое дошкольное учреждение было открыто для всех желающих, и отдать в него ребенка мог даже довольно бедный горожанин: плата в неделю составляла 15 пфенингов серебром (фунт мяса стоил 10 пф.). В детском саду Фрёбеля детей кормили три раза в день горячей пищей. Но прежде всего занимались их всесторонним развитием. И, как сказали бы сегодня, вся программа была построена на самофинансировании (сам же Фридрих Фрёбель оплачивал и работу нескольких воспитателей). Этот «сад» стал настоящим питомником, в котором дети «выращивались» под личным присмотром великого педагога и под его же девизом, состоявшим из трех слов: «Труд. Терпение. Любовь». А во главу угла ставилась, прежде всего, неповторимость, индивидуальность каждого ребенка. Задумывался не «инкубатор», из которого требуется получить одинаковых птиц, а место, где рады каждому ребенку только потому, что он есть и что он не похож на остальных, где к каждому подбирались «свои ключики». Именно Фридрих Фрёбель первым заявил, что лучший учитель для ребенка – это игра.

Всеми известные и любимые кубики с рисунками и буквами изобрел тоже он.

Учение Фрёбеля способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Его система получила распространение во многих странах, в том числе в России.

К сожалению, гениальный педагог был неважным дельцом, и его детский сад вскоре оказался на грани банкротства и мог бы прекратить свою деятельность очень быстро, но это начинание уже имело своих сторонников. Один из них пожертвовал значительную часть своего состояния, не позволив не только закрыться первому детскому саду, но и вслед ему открыл еще несколько в Германии. После чего идея отправилась «гулять» по всему миру.

Детский сад в России. Немного истории

В 60-е годы XIX века в России появляется новый тип воспитательного учреждения – детский сад. Он возник как отголосок фрёбелевского движения на Западе.

В Санкт-Петербурге обрусевшими немцами (И.И. Паульсоном и К.А. Раухфусом) было создано общество содействия первоначальному воспитанию детей по системе Фрёбеля. Однако «идея»детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы, не соответствующей размаху русской натуры», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека. В результате система Фрёбеля приобрела широкую известность, но сущность её мало кто понимал, несмотря на призывы, звучавшие со страниц педагогических журналов второй половины XIX и начала XX веков, внимательно изучить и понять «истинного Фрёбеля».

Детские сады «приживались» чрезвычайно медленно: возникали по инициативе частных лиц, были платными и предназначались для детей городских имущих сословий.

Единичные детские сады, существовавшие в 60-80-х годах XIX века (к началу 1867 года в Петербурге и Москве их было всего четыре), работающие исключительно «по Фребелю», были «весьма далеки от творца». Одни педагоги слепо копировали положения его системы, другие стремились творчески преобразовать их.

Одним из первых в России детским садом было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович, которое она открыла вместе с мужем в 1866 году. Плату за содержание и воспитание детей 3-8 лет вносили состоятельные родители. Симонович сама придумывала подвижные игры, дети занимались конструированием, и даже курс родиноведения здесь был обязательным. А кроме того Аделаида Семеновна начала издавать специальный журнал «Детский сад». Но спустя два года заведение было закрыто.

Немногим больше просуществовал детский сад и у Смидовичей в Туле. Он был открыт в 1872 году, а закончил свою работу в 1875 г. Пожалуй, главной причиной стала нехватка средств. «Душой» детского сада Смидовичей был их сын Викентий, в дальнейшем известный врач и писатель Вересаев.

25 октября 1872 года в газете «Тульские губернские ведомости» появилось небольшое объявление с подписью Елизаветы Смидович: «С разрешения попечителя Московского учебного округа я открываю 1 ноября этого года на Большой Дворянской улице, в собственном доме, детский сад для детей от 3 до 7». Все, кто знал семью врачей Смидовичей, были очень удивлены: в семье было своих восемь детей – какой там детский сад! Но удивление стало ещё большим, когда жители города узнали, что никакой платы за содержание детей брать не будут. А всё это задумано только для того, чтобы дети развивались гармоничнее, тем более, что их тут будут учить новому. Для маленьких воспитанников отвели лучшие комнаты – столовую, зал и гостиную – здесь хватало места и для детских игр, и для учебных занятий.

В летние дни воспитанники выходили в сад, устраивали праздники, резвились, занимались постановками детских спектаклей. И Викентий Смидович не остался равнодушным к идеям супруги – он собственноручно изготовил громадный макет с горами, реками, морем, заливами и островами. На морском берегу паслись стада миниатюрных коров, малыши могли даже их трогать. Ему нравились и незатейливые спектакли, и то, что дети были очень раскованы, и то, что они под присмотром взрослых изучали основы гигиены. Под руководством Елизаветы Павловны проводились занятия по рисованию, лепке из глины, плетению, малышей обучали счету, чтению, обязательно проводились подвижные игры.

Зачем детей водят в детский сад?

Естественно, главная причина – чтобы ребёнок был присмотрен, пока родители на работе. А затем, соответственно, следующие: чтобы ребёнок не скучал дома, чтобы привыкал к общению с другими детьми, чтобы стал всесторонне развитым человеком, чтобы наилучшим способом подготовился к школе и т.д.

Но каждому, кто отдаёт ребёнка в детский сад, хочется, как и Фрёбелю, «чтобы ребенка там любили и тогда можно совершенно не беспокоиться об остальном…».

Современный детский сад в России

Детский сад - образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.

Детские сады бывают различных видов: общеразвивающего с приоритетными направлениями, например, интеллектуального, физического, художественно-эстетического воспитания; комбинированного; компенсирующего и др.

Детские сады делятся на муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.

В каждом детском саду своя программа занятий, но основными, как и раньше, остаются занятия по физическому воспитанию, творческому и интеллектуальному развитию.

В яслях и младшей группе детского сада занятия продолжаются всего 20-25 минут, в детском саду занятия для этого возраста проводятся 2 раза в день.

Занятия для средней группы длятся 25-30 минут, хотя включают в себя тот же набор, что и для младшей группы.

А вот в старшей группе детского сада продолжительность занятий составляет уже 30-35 минут, практически как в школе. Занятия проводятся 4 раза в день. И к развитию речи добавляется подготовка к обучению грамоте, а лепка и аппликация проводятся как одно занятие.

Детский сад: «за» и «против»

Мы уже говорили о том, зачем детей водят в детский сад. Но не менее важным является вопрос, в каком возрасте лучше всего отдавать его в это учреждение: ведь известно, что некоторые дети с трудом привыкают к обстановке детского сада или вообще не желают его посещать.

Психологи считают, что до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, зато в этот период сильно проявляется привязанность к матери и близким людям. Поэтому если эмоционально чувствительного ребёнка отдать в ясли до 3-х лет, он будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.

По мнению психологов, подробно исследовавших эту проблему, отдавать ребёнка в детское учреждение следует тогда, когда ему исполнится 3 года (если это девочка) и 3,5 года (если это мальчик). К счастью, это учитывается и российским законодательством, установившим матерям срок ухода за ребёнком до 3-х лет.

Чтобы выбрать хороший детский сад для своего ребёнка, надо смотреть не на внешнее оформление и современную оснащённость, а на атмосферу в нём. Прислушайтесь к психологу А.Фромму: «Хороший детский сад – место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для своего ребёнка».

Детский сад – это образовательное учреждение для детей до 6-7 лет, которое призвано осуществлять подготовку детей к школе, а также оказывать помощь родителям по присмотру за детьми в дневное время. Появление данного социального сервиса было связано с целым спектром процессов и трансформаций, которые происходили на рубеже 19-20 вв.

Галина Шубина «Детские сады и ясли - нашим детям!», 1955.

Во-первых, с развитием капитализма,промышленной революцией и массовым распространением женского наемного труда. Социально-экономические изменения в 19 веке сопровождались вовлечением женщин в производство и трудовую сферу. Именно в этот период женщинам в Европе было гарантировано право на труд и самостоятельное управление своим заработком. Их активное участие в этом процессе было возможно при создании условий для совмещения двух видов деятельности – материнства и трудовой деятельности. Эти дополнительные социальные сервисы позволяли производителям использовать потенциал женской рабочей силы.

Во-вторых, с развитием движения за женские права (начиная с «первой волны феминизма») . Вовлечение женщин в сферу производства закономерно вызывало вопросы создания «нормальных» условий труда и социальных гарантии, которые бы поддерживали женскую эмансипацию и позволяли женщинам иметь также свободный доступ к трудовой сфере, а соответственно и материальным ресурсам. В традиционной системе», где мать не работала и занималась преимущественно заботой о доме и ребенке, не было необходимости в детских садах и других учреждениях и сервисах общественного воспитания. Однако движение женщин за свои права предоставило им право на образование и труд и, соответственно, экономическую независимость и доступ к общественной сфере. Актуализировались три проблемы: совмещения материнства и работы; гарантии равного доступа к устройству на работу; а также необходимость перестройки и более равноправного распределения обязанностей по уходу за ребенком в семье.


В-третьих, с развитием социальных движений и идей по преодолению бедности и социально-экономического неравенства. Именно в период с конца 19 и начала 20 века активно внедряются и развиваются доступные общественные учреждения воспитания, которые предоставляют возможность более бедным слоям, а особенно женщинам-работницам, снизить затраты на содержание детей, а также предоставить детям возможности на образование.

Однако при этом важно отметить, что причины появления детских садов, особенности их существования имеют свои «подводные камни», которые я также попытаюсь осветить в данной статье.

История появления детских садов

Первые прототипы детского сада стали появляется в Европе в начале 19 столетия. Хронологически кратко историю появления детских садов можно представить следующим образом:

Создан первый прототип детского сада в шотландском городке Нью-Ланарка. Садик был создан фабрикантом Робертом Оуэном для детей рабочих своей фабрики.

Самуил Уильдерспин открыл похожий детский сад для детей рабочих, ремесленников, крестьян в Лондоне.

В 1923 году С.Уильдерспин, основываясь на своем опыте работы с детьми, написал работу « О важности воспитания детей бедняков».

Данный прототип детского сада положил начало распространению детских садов и учреждений дошкольного типа по всей Великобритании:

в 1904 году в Бирмингеме открылся первый народный детский сад, который в 1917 г. получил название «школа-ясли»;

в 1918 г. английское правительство официально разрешило открывать или поддерживать дошкольные учреждения для детей от 3 до 5 лет.

Немецкий педагог Фридрих Фрёбель придумал само название «детский сад» и организовал «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге. Однако данное учреждение просуществовало всего 7 лет, и было закрыто из-за недостатка средств. При этом к 1847 году уже существовало 7 подобных детских садов на территории Германии. В 1850-х Фрёбель открыл еще один детский сад в Мариентале, однако в 1851 году по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть социалистической системы Фребеля, якобы имеющей целью вести юношество к атеизму.

Детский сад в Дрездене, 1900. Фотограф Gisela Frei .
© DeutschesHistorisches Museum

Формируется система общественного дошкольного воспитания во Франции под влиянием идей и деятельности Полины Кергомар, которая, работая в Министерстве образования, в течение 20 лет руководила дошкольным образованием.

Мария Монтессори открыла свое первое дошкольное учреждение для детей рабочих в Риме. Опыт двухлетней работы, этого учреждения она опубликовала в 1912 г. в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», где изложила свою систему дошкольного воспитания.

Также в этом же году Овидом Декроли в Брюсселе была открыта школа для детей от 3 до 18 лет.

Проекты Монтессори и Декроли продолжают существовать до сегодняшнего дня.

На женской конференции в Бремене Клара Цеткин предложила план реформы школьного дела - план создания единой светской, государственной бесплатной школы от детского сада до высших учебных заведений.

Мария Монтессори

Социально-экономические трансформации, отмена крепостного права в 19 в. в России оказали влияние также на изменение социально-экономического положения женщин. Детские сады особенно были необходимы для работающих женщин в городах.

Первые детские сады появляются в России в 60-е гг. XIX века. Однако, они были частными и дорогостоящими, поэтому были не доступны для простых людей. Первый же бесплатный детский сад создается лишь в 1866 г.благотворительным учреждением при «Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга». Сад был открыт благодаря активной деятельности Аделаиды Семеновны Симонович. Однако в связи с финансовыми трудностями он был вскоре закрыт.

Следующий бесплатный народный детский сад появляется в 1894 г. Он открывается Петербургским фребелевским обществом содействия первоначальному воспитанию на средства фабрикантов для детей фабричных рабочих и беднейшего городского населения. В 1897 г. этим обществом был открыт второй фабричный народный детский сад. В этом же году в Петербурге открылся народный детский сад Е. П. Калачевой.

Важно отметить, что существование всех народных детских садов в досоветский период сталкивалось с постоянными трудностями финансирования. Поэтому их количество было не велико, и находились они преимущественно в крупных городах. Наибольшее развитие детские сады на нашем пространстве получили в Советский период, что было связано с трансформациями в сфере семейно-брачных отношений.

В Советском Союзе женщины также активно использовались как экономическая, политическая и социальная сила. При этом материнство мыслилось в терминах гражданской обязанности по воспроизводству и социализации советских граждан. Соответственно государство проводило политику социальной поддержки материнства и охраны здоровья женщины. Чтобы разгрузить женщин от тяжкого «домашнего рабства», государство стало создавать систему ясель, детских домов и пунктов общественного питания. Детский сад позволял раньше выйти на работу, быть активно включенной в общественную деятельность.

Начиная с самого момента становления Советского государства, принимается ряд важных нормативных документов, которые регламентировали деятельность детских садов: «Декларация по дошкольному воспитанию» (1917), «Инструкции по ведению очага и детского сада» (1919), «Программа работы детского сада» (1932-34), «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада» (1938), «Типовая программа воспитания в детском саду» (1978, 1984). Эти документы определили основные принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Количество детских садов и детей в них в период с 1925 по 1928 гг.

Сельская местность

Число учреждений

Число детей

Число учреждений

Число детей

Число учреждений

Число детей

В 1937 г.были введены ведомственные детские сады ,в в 1959 г.создается новый вид дошкольного образовательного учрежденияясли-сад , где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет.

Также в связи с проблемами послевоенного периода, большими потерями мужского населения в 1949 г. был принят специальный указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому плата за содержание в детских садах и яслях детей для одиноких матерей снижалась на 50%.

Постепенно все большее внимание стало уделяться развитию сети детских садов в сельской местности: были введены «Положение о колхозном детском саде» (1954) и постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах» (1973).

Размышления и комментарии

Следует отметить, что первоначальное появление детских садов будь то в Европе или Советском Союзе вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны, появление такого рода социальных сервисов позволило женщинам выйти из приватной сферы, получить образование, ходить на работу и получать ресурсы для самостоятельного выживания, ухода от экономической зависимости от мужчины. Важно отметить, однако, что частичное освобождение женщины от заботы о ребенке служило целям экономического использования её как рабочей силы. Детские сады создавались не для того, чтобы помочь женщине, но для того, чтобы помочь государству использовать женщин как трудовой ресурс. Общественное рассматривалось как доминантное по отношению к приватному и частному. Ребенок воспринимался не как личное дело родителей, но дело общественное и государственное. Соответственно материнство представало как гражданская обязанность. В таком случае детские сады, «освобождая» женщину из приватной сферы, по сути, поддерживали систему трудового угнетения и эксплуатации женщин.

Существование детских садов как социального феномена достаточно неоднозначно. Однако мне бы хотелось подчеркнуть их позитивный потенциал.Появление детских садов все же стало элементом «освобождения» женщины, дало возможность совмещать материнство и общественную активность. Также бесплатные общественные детские сады оказывали значимую помощь для женщин из бедных «слоев».

В марте 2013 г. мне удалось побывать на конференции, организованной украинской феминистской инициативой «Феминистическая Оффензива». Особый интерес помимо самой конференции представлял один момент, а именно детский уголок. Так организаторки конференции приняли решение создать детский уголок, где участницы и слушательницы конференции могли оставить детей под присмотром .

Подобный опыт позволяет на практике увидеть важность и необходимость социальных сервисов в усилении общественной активности женщин. Детские сады становятся хорошей помощью и подспорьем для родителей по воспитанию детей. Соответственно возможно детские сады и особенности их функционирования требуют определенного пересмотра и анализа.

При этом речь не идет о некой утопии. Взять хотя бы опыт Швеции, где детские сады также являются важным элементом социальной инфраструктуры .Группы в детских садах состоят из 5-6 детей, а стоимость за детский сад привязана к доходам родителей (и составляет от 1 до 3% от дохода).При этом охват детей составляет около 80% вне зависимости в городах или в сельской местности. Отсутствуют очереди в детские сады, место гарантировано каждому желающему. Сама организация детских садов не вызывает нареканий у родителей и представляет собой пространство, направленной на развитие личности каждого ребенка. Отношение воспитателей к детям носит характер не иерархического отношения – действует принцип переговоров.

Источник http://nmnby.eu/news/analytics/5135.html

Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852).
Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над материальным. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного. Цель воспитания - выявление заложенного в ребенке божественного начала, присущего всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества.
Вместе с тем Фребель пропагандировал ценную и важную мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей жизни. Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, он считал игру основным средством развития, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка. Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении е другими детьми необходимо воспитывать его в обществе сверстников. Он дал глубокое педагогическое обоснование этой идеи и многое сделал для ее популяризации и широкого распространений.
Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного педагогического воздействия.
Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом. Фребель детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).
Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.

В 60-е годы в России стали открываться первые детские сады. Они были частными, платными и недоступными для бедных люден.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий - в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый - в Петербурге в 1866 г. редактором журнала “Детский сад А. С. Симонович. С 1866 по 1870 г. было открыто еще несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Петербурге, Тбилиси. Платные детские сады очень медленно открывались и в последующие годы.

Организация и направление воспитательной работы в первых детских садах в России были различными. В отдельных детских садах применялась система Фребеля. Такие детские сады открывались чаще всего немками, жившими в России, или русскими педагогами, окончившими курсы при женских учительских семинариях в Германии, а также лицами, изучившими практику работы немецких фребелевских детских садов. В других детских садах воспитательницы искали новые пути работы, исходя из критики системы дошкольного воспитания Фребеля и фребелев-ских детских садов, опираясь на высказывания К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого и других русских педагогов.

В детском саду С. А. Люгебиль, существовавшем в Петербурге с 1863 по 1869 г., стремились проводить игры и занятия без строгой регламентации, предоставлять детям больше возможности играть и заниматься “по своему вкусу”, но при постоянном надзоре детской “садовницы”. Люгебиль наблюдала за индивидуальным поведением детей, успехами в их развитии, вела записи этих наблюдений. Весной и осенью все игры и занятия детей протекали в саду, воспитательницы проводили экскурсии со старшими детьми в природу; зимой дети тоже гуляли, катались с ледяной горки и т. п. Воспитательницы приглашали родителей присутствовать и наблюдать за своими детьми во время игр и занятий; давали им советы, как надо воспитывать детей.

Любовь к детям, близость к ним, активность С. А. Люгебиль в детских играх, занятиях и ручных работах, умение рассказывать сказки и рассказы, живо проводить беседы, стремление руководительницы каждую игру и занятие подготовить заблаговременно снискали ей расположение и детей, и родителей. В одной "из статей в журнале “Современник было написано: “Дети так привыкают к детскому саду, что потом домой нередко приходится уводить их силою и со слезами; это, думаем мы, служит самой лучшей рекомендацией детского сада”.

Творческие искания новых путей воспитательно-образовательной работы проводились также и в детском саду А. С. Симонович, существовавшем в Петербурге с 1866 по 1869 г. В периодической печати того времени он отмечался как “лучший и разумнейший”.


Некоторые детские сады были тесно связаны с элементарной школой, в них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста, как, например, в детском саду и элементарной школе, открытых в 1872 г. в г. Туле Е. П. Смидович. Платный детский сад и элементарная школа Е. П. Смидович имели общее хорошее помещение, необходимое оборудование, учебные пособия, гимнастические снаряды, просторный двор для детских игр и содово-огородных работ. Воспитательницы этого детского сада вели работу по заранее намеченному плану, отступая от него в случае необходимости; они предоставляли также детям все возможности проявить инициативу и самодеятельность. Ежедневно отводилось время для свободных игр и занятий детей. Использовались некоторые ручные занятия по Фребелю (складывание из бумаги, вырезание, рисование, лепка, постройки из материалов и т. д.), но они не были строго регламентированы. Употреблялось много строительного материала из дерева: бруски, доски, кубики разных размеров, чтобы дети, осуществляя свои замыслы, могли выполнять разнообразные постройки, проводить коллективные строительные игры и занятия. Ручные работы в этом детском саду обычно сопровождались рассказами и беседами о материале, о форме вещей и т. д.; старшие дети решали простые арифметические задачи, задавали друг другу загадки. Иногда во время этих занятий пели песни. Старших детей систематически обучали рассказыванию; темами были русская природа, жизнь русского народа.

В качестве уступки родителям, которые скорее хотели видеть детей грамотными, в детском саду для шестилеток было введено обучение грамоте, письму и счету в систематическом порядке.

Весной и летом в детском саду занятия сильно изменялись: многие из так называемых “сидячих занятий проводились на открытом воздухе, в саду. Весной и летом дети вели наблюдения за разными насекомыми, следили, на каких деревьях они любят жить, собирали гусениц и наблюдали за их превращением. кормили их. Осенью собирали семена и сохраняли их до будущей весны. С первых дней учения дети легко входили в общую жизнь класса. У них не было тех проявлений индивидуализма, каким очень. часто отличались дети, пришедшие в школу из семьи.

Заслуживает. внимания и практика платного детского сада и элементарной школы. В. Соловьевой в Москве. В этом детском саду стремились обучение на занятиях поставить так, чтобы возбуждать у детей внимание и интерес к делу, самостоятельность мысли и действия. На занятиях ручным трудом воспитательницы индивидуально подходили к каждому: “всякому назначается работа, соответственная силам и умению”. Чтобы обеспечить естественный переход детей от игр и занятий детского сада к систематическим занятиям в школе, была сделана попытка включения некоторых игр и занятий, детского сада в I класс школы (рисование, лепка, пение, детские игры). Во всех классах элементарной школы занятия ежедневно оканчивались, как и в детском саду, подвижными играми.

Были и такие детские сады в России, которые превращались, по существу, в приготовительную школу: детей начинали рано обучать грамоте, счету, письму и иностранным языкам (например, детский сад в Иркутске, открытый в 1869 г.).

В 1866 г. был открыт в России первый бесплатный детский сад для детей “низших слоев населения. Это было благотворительное учреждение при “Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Здесь были созданы швейная мастерская для пошива детского белья, прачечная, общая кухня, школа для детей, матери которых работали вне дома. Детей старшего дошкольного возраста обучали молитвам, священному писанию, проводились подвижные игры и некоторые ручные работы (рисование, плетение, вырезание, строительные игры и др.), старшие дети один час в день занимались чтением и письмом и один час - беседами с педагогом. Просуществовав несколько лет, детский сад закрылся из-за отсутствия средств.

Царское правительство не поддержало инициативу частных лиц, открывавших детские сады в 80-х годах XIX в.; в обстановке наступившей реакции интерес к детским садам снизился. В это время большее распространение имели детские приюты.

Читайте также: