Семья как социальная группа кратко. Доклад: Семья как малая группа и социальный институт. По характеру распределения семейных обязанностей

Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Характеристика семьи как малой социальной группы

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей

  • Бездетные – их мало, но они все таки есть.
  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
  • Многодетные – от трех и более чад.

По составу

  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади

  • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
  • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

  • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
  • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
  • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

Функции семьи как малой социальной группы

Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.

  • Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
  • Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
  • Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
  • Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
  • Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
  • Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
  • Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.

Признаки семьи как малой социальной группы

Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

Первичные

  • единая цель и деятельность;
  • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
  • определенная эмоциональная атмосфера;
  • свои ценности и моральные устои;
  • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
  • четкое распределение ролей;
  • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

Вторичные

  • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
  • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
  • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества

Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:

  • Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
  • Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
  • Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
  • Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
  • Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
  • Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
  • Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.

Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной , генеалогического древа . Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:

  • Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
  • Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
  • Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.

Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги . Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.

10. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Семья – малая социальная группа, социальная ячейка общества, основана на супружеских отношениях и родственных связях (между братьями и сестрами, мужем и женой, детьми и родителями).

Семья возникла в конце первобытнообщинного строя сначала в виде полигамии (от греч. многобрачие, групповой брак), а позже в виде моногамии (от греч. единобрачие, супружеские пары). В первобытном обществе семья могла принимать форму матриархата (от греч. власть матери), характеризующегося главенством матери – основательницы рода в управлении родовой общиной, регулировании отношений, ведении хозяйства. Другим видом первобытной семьи был патриархат (от греч. власть отца), характеризующийся главенством отца-прародителя в хозяйственной (охота, рыболовство) и социальной жизни общины (управление делами, выполнение религиозных обрядов).

Функции семьи:

Воспроизводственная (репродукция) – биологическое воспроизводство, рождение детей;

Культурная (духовная) – передача от старших поколений к младшим культурных традиций, духовных ценностей, нравственно-эстетическое развитие детей;

Воспитательная – воспитание поколений, обеспечение преемственности, обучение элементарным навыкам и умениям, необходимым для жизни в обществе, оказание влияния на нравственное и физическое развитие детей;

Хозяйственно-бытовая – организация личного быта, труд в домашнем и подсобном хозяйстве;

Экономическая – совместное формирование, ведение и расходование семейного бюджета;

Духовного общения – общение членов семьи между собой;

Эмоционально-позитивная – взаимная поддержка, одобрение действий и мнений;

Досуговая – совместное проведение свободного времени, совместная деятельность, занятия спортом;

Социально-статусная – предоставление члену семьи определенного социального статуса, принадлежности к социальной группе.

Фазы жизненного цикла семьи:

Вступление в брак, образование семьи;

Деторождение, рождение первого ребенка;

«пустое гнездо» – вступление в брак и создание семьи последним ребенком;

Прекращение существования семьи по причинам смерти одного из супругов или развода.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

35. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС», «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА», «СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ», «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» Социальный класс – это крупная единица в теории социальной стратификации. Это понятие появилось в XIX в. До этого основной социальной единицей было сословие. Существуют различные

Из книги Прага автора Георгиевская Евгения Борисовна

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности

Из книги Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской автора Феськов Виталий Иванович

Слайд 2

План урока.

Особенность семьи как малой группы.

Функция семьи.

Гендерное поведение.

Воспитание в семье.

Слайд 3

Особенности семьи как малой группы.

Вопрос классу:

1. Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами?

2. Что для вас семья? Назовите ассоциации с этим словом.

Слайд 4

1. Особенности семьи как малой группы.

Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.

Слайд 5

Особенности семьи как малой группы

  • Слайд 6

    Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):

    первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

    кровно - родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

    парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие)

    парная демократическая \ патриархальная традиционная

    Слайд 7

    Типы семейных структур:а) моногамная и полигамная

    Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.

    Слайд 8

    Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;

    Слайд 9

    Б) Патрилинеальные и матрилинеальные семьи

    В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу,

    в матрилинеальных - по матери;

    Слайд 10

    В) Патриархальные и матриархальные семьи

    В патриархальных семьях главой является отец,

    Слайд 11

    Г) Гомогенные и гетерогенные семьи

    В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты,

    в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

    Слайд 12

    Д) По количеству детей:

    малодетные (1-2 ребенка),

    среднедетные (3-4 ребенка)

    многодетные семьи (5 и более детей).

    Слайд 13

    Е) Полные и неполные семьи

    Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).

    Слайд 14

    Традиционная или патриархальная семья

    предполагает главенство мужчины.

    Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений.

    Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и воспитатель детей.

    Слайд 15

    Современные семьи: нуклеарные и расширенные

    нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д. – относятся к периферии семьи.

    Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3-4 поколения родственников).

    Слайд 16

    Партнерская или эгалитарная семья

    (Семьи равных) можно отнести:

    справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей,

    взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.

    Слайд 17

    Задания для закрепления:

    Семья Л. состоит из шести человек: отец, мать, четверо детей. В семье нет четкого разделения обязанностей по гендерному признаку. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать.

    К каким типам (по разным основаниям) можно отнести семью Л.? Укажите в каждом случае признаки, по которым вы это определили.

    Слайд 18

    2. Функции семьи

    Вопрос классу:

    Как вы считаете, какие функции выполняет семья?

    Слайд 19

    Функции семьи

    Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия.

    Слайд 20

    Репродуктивная

    функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.

    Слайд 21

    воспитательная функция

    новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей

    Слайд 22

    Хозяйственно-экономическая функция

    охватывает различные аспекты семейных отношений:

    ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета;

    организацию семейного потребления

    проблему распределения домашнего труда;

    поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

    Слайд 23

    Эмоционально-психологическая функция -

    семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность,

    создает чувство безопасности и психологического комфорта,

    обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса

    Слайд 24

    Рекреационная функция

    включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени.

    Слайд 25

    Социально-статусная функция

    семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества

    Слайд 26

    Проблемы современной семьи

    Задание классу:

    Современные ученые говорят о кризисе семейных отношений.

    Как вы думаете в чем причины и каковы последствия кризиса семейных отношений?

    Слайд 27

    Кризис семьи проявляется:

    в росте числа разводов;

    в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;

    во взаимном отчуждении членов семьи;

    в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;

    в увеличении числа неполных семей.

    Слайд 28

    Гражданский брак:

    Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.

    Обсуждение проблемы по вопросам:

    Кто и почему вступает в гражданский брак?

    Когда такой брак уместен?

    Каковы издержки такой формы брачного союза?

    Слайд 29

    Гражданский брак: за или против?

    Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)

    Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.

    Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.

    Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются.

    Отрицательные стороны гражданского брака

    Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.

    Они лишены определенного социального статуса.

    Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.

    Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.

    В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права суп­ругов и детей

    Слайд 30

    3. Гендерное поведение

    Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens - род):

    во-первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями),

    во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

    Слайд 31

    Гендерное поведение

    Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли,

    т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению.

    Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения

    Слайд 32

    Вопросы классу:

    Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические эпохи (эпоха Античности, Средние века, Новое время).

    Как они развивались на протяжении веков: что изменялось, а что, наоборот, оставалось неизменным? Как вы думаете, почему?

    Слайд 33

    4. Стили воспитания

  • Слайд 34

    Стили воспитания

    Диктат в семье характеризуется:

    стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших.

    Инициатива детей всячески пресекается.

    Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.

    Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.

    Слайд 35

    Опека в семье - это система отношений, при которых:

    родители, обеспечивая удовлетворение потребностей,

    ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

    родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома.

    Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе

    Слайд 36

    Невмешательство - система межличностных отношений в семье, строящаяся на:

    признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.

    Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию

    Слайд 37

    Сотрудничество характеризуется:

    стремлением старших установить теплые отношения с младшими,

    привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самосто­ятельность.

    Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими;

    в младших ценится как послушание, так и независимость.

    Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

    Слайд 38

    Вопросы для закрепления:

    Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите?

    Разъясните мысль Л.Н.Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

    Слайд 39

    Домашнее задание: §37

  • Слайд 40

    Литература:

    Боголюбов Л.Н.

    Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. -М.: Просвещение, 2011.

    Сорокина Е.Н.

    Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. –М.: ВАКО, 2008.- 512 с.

    Посмотреть все слайды

    Эволюция в сфере семьи и брака находит отражение в изменении социального веса функций, выполняемых ими на разных этапах исторического пути. Брак, прежде игравший роль экономического института, в наши дни все быстрее превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Значение семьи как малой группы, где индивиды получают убежище, защиту и поддержку, возрастает.

    При анализе семьи как малой группы особое внимание уделяют:

    • 1) характеристике ее внутренних связей и структуры в целом (ее целям, составу, степени сплоченности, ролевым отношениям и распределению власти);
    • 2) характеристике ее взаимодействия с более широкими социальными образованиями в рамках социальной структуры общества (с группами и общностями, социальными институтами и системами ценностей).

    Для социологического анализа семейной группы первостепенное значение имеет именно внутренний аспект – структура и ролевое взаимодействие семьи . Их реальное соотношение образует своеобразную микросреду развития и самореализации личности. Основные параметры этой микросреды могут быть сгруппированы следующим образом:

    предметно-материальные, связанные с условиями жизни семьи, состоянием жилья и вещной среды;

    поло-демографические, фиксирующие половую принадлежность и возрастную (поколенческую) структуру семейной группы;

    психоэмоциональные, характеризующие степень открытости, доверия между членами группы, готовность оказать взаимную поддержку;

    параметры социального окружения, отражающие круг родственников, близких, друзей либо, наоборот, недругов и недоброжелателей, с которыми устанавливаются и поддерживаются контакты определенного рода;

    параметры культуры, предполагающие учет образовательного уровня, предпочтений и запросов в духовной сфере, потребления информации и т.п.

    Существуют различные подходы к типологии семьи как малой группы (рис. 13.1).

    Рис. 13.1.

    Наиболее распространенным критерием систематизации выступает критерий детности, т.е. количества детей (своих и приемных). Выделяют семьи: а) многодетные (от четырех детей и более); б) среднедетные (два-три ребенка); в) однодетные; г) бездетные. Как уже отмечалось, доминирующей тенденцией для индустриально развитых стран является рост числа однодетных и бездетных семей (вступив в брак, супруги все чаще не спешат заводить детей, предпочитая сначала получить образование, сделать карьеру и т.д.).

    Властный критерий показывает, как распределяется власть между супругами. На его основании выделяют два типа отношений внутри семьи.

    1. Традиционный (авторитарный) тип связан, как правило, с господством в семье мужа либо кого-то из старших родственников (классический пример – Кабаниха из драмы А. Н. Островского "Гроза"), гораздо реже – жены. Данный тип отношений характерен для доиндустриальной стадии развития общества, однако по мере эмансипации женщины, роста уровня се образования и вовлечения ее в общественное производство постепенно исчезает. Этому типу присуща строгая подчиненность детей родителям. Нужно отмстить, что в последнее время как в западной, так и отечественной социологии получило развитие направление, уделяющее особое внимание защите социальных прав детей обществом и государством, в том числе средствами права.

    2. Демократический (эгалитарный) тип предполагает равное участие супругов в принятии решений и воспитании детей, добровольное распределение обязанностей и др. В семье, основанной на данном тине отношений, нет ярко выраженного лидера, поскольку оба ее взрослых члена наделены равными юридическими правами по владению имуществом и воспитанию детей. Здесь женщина, особенно если она работает, более обостренно реагирует на проявления мужского деспотизма и эгоизма, сопровождаемые насилием по отношению к ней и детям, что подтверждает рост числа разводов, инициируемых ею.

    Критерий распределения обязанностей {ролей ). Опыт развития семейно-брачных отношений в большинстве индустриальных стран показывает, что по мере демократизации отношений внутри нуклеарной семьи данный критерий выходит на первое место. Этот аспект находит отражение в теории супружеских ролей.

    В частности, Толкотт Парсонс считал, что при переходе к современной семье прежнее разделение супружеских ролей сменяется их общностью. Однако подобно всем функционалистам он интерпретировал эту новую ситуацию следующим образом: в интересах семьи как целого супругам целесообразно выполнять те функции, которые предопределены биологическими различиями между полами. Поэтому роль женщины он рассматривал как "выразительную", связанную преимущественно с воспитанием детей, а мужчине отводил "инструментальную" роль, обусловленную необходимостью материального обеспечения жены и детей.

    В функционализме утверждается мысль о росте равноправия между мужчинами и женщинами, которое постепенно распространяется из сферы публично-правовых и общественных отношений на структуру внутрисемейных связей в целом. Исходя из указанной посылки, обычно выделяют сегрегированный (от лат. segregatio – отделение), совместный и симметричный типы супружеских ролей.

    Сегрегированный тип предполагает разделение супружеских ролей и их обособленность, что находит выражение в строгом разграничении обязанностей и ответственности между мужем и женой. Так, муж, продолжая быть "кормильцем" семьи, добытчиком средств материального существования, в домашнем труде выполняет традиционно мужскую работу. Жена же является домохозяйкой, круг ее занятий ограничен кухней, воспитанием детей, закупкой продуктов и т.д.

    Сложившееся разделение ролей находит свое продолжение в формировании так называемых сетей контактов, соответствующих индивидуальным запросам и интересам. Последние обусловливаются, в частности, трудовой занятостью мужа вне дома, чем предопределяется круг его общения, включая и сферу свободного времени. Мужчины, например, предпочитают отдыхать в компании других мужчин на рыбалке, охоте, за распитием спиртных напитков и т.п. Наоборот, женщины, все время занятые домашним трудом, стоят ближе к своим матерям, сестрам, предпочитая всем видам контактов общение с родительской семьей. Степень разделения между сферами компетенции мужа и жены в семейных делах, автономия их индивидуальных интересов может быть столь велика, что для их определения вводится понятие "обособленные супружеские роли".

    На практике обособление ролей мужа и жены сочетается с авторитарным типом распределения власти в семье. Как свидетельствует Энтони Гидденс, даже в семьях, где работой вне дома заняты оба супруга, продолжает сохраняться подразделение вопросов семейной жизни на "очень важные" и "просто важные". Первые, например финансовые, мужчины по традиции склонны решать единолично; вторые, таки как воспитание детей, покупка мебели, ремонт квартиры, – совместно с женой.

    Совместный тип связан с достижением большего равноправия в семье вследствие наличия у мужа и жены общих интересов и целей, а также с перераспределением ролей внутри семьи в результате того, что оба супруга работают вне дома. В связи с этим свободное время они проводят вместе, сообща принимают решения, касающиеся всей семьи. Круг обязанностей мужа по дому, включая воспитание детей, расширяется.

    Важным фактором перераспределения супружеских ролей является выравнивание социальных позиций мужчин и женщин. С повышением уровня образования и квалификации возрастает удельный вес женщин в принятии решений. Особенно сильно указанная тенденция проявляется в семьях среднего класса, которые по мере отдаления от родительских семей все более ориентируются на новые культурные стандарты, предполагающие эгалитарность отношений супругов в браке. Этому также способствует то, что жена нередко делает успешную профессиональную карьеру, тогда как муж может оказаться безработным.

    Исследователи семьи отмечают, что совместный тип супружеских ролей во многом характеризуется переходностью от старого к новому укладу семейной жизни. Если с диктатом мужчины здесь уже покончено, то нагрузка на женщину не только не уменьшается, но, наоборот, возрастает вдвое из-за ее занятости на работе и дома.

    Сохраняющееся в целом в разных формах разделение семейных ролей послужило основанием для выдвижения в рамках феминистской мысли тезиса о том, что женщины эксплуатируются мужчинами, а институт современной нуклеарной семьи служит закреплению социального неравенства в положении женщины.

    Симметричный тип супружеских ролей характеризуется большей, чем прежде, закрытостью семьи от сторонних влияний, формированием в ней собственного мира. Отношения подобного типа характеризуются тем, что:

    • 1) муж и жена сосредоточены на проблемах дома, особенно когда дети еще маленькие;
    • 2) минимизируется влияние расширенной семьи (например, живущих поблизости родственников), благодаря чему перестают действовать прежние традиционные культурные стереотипы относительно сферы "мужского" и "женского" труда;
    • 3) в распределении домашних обязанностей наблюдается меньшее разделение труда, например, мужчина чаще занимается работой по уходу за ребенком или уборкой в квартире.

    Сегодня муж все чаще принимает на себя равную с женой ответственность за семейные дела. Это нашло отражение в законодательстве многих индустриально развитых стран, где оплачиваемый государством отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен любому из родителей по их выбору. Одновременно женщина получает больше возможностей для своей профессиональной карьеры. Данная ситуация позволила Д. Попеное сделать вывод, что "культурный идеал" традиционной американской семьи, при котором женщины являются домохозяйками-женами, а мужья – кормильцами семьи, сегодня фактически потерял свое значение.

    Отношения, возникающие между членами семьи по поводу ожидания от них определенного ролевого поведения и выполнения ими на практике ролевых обязанностей, характеризуются двумя формами:

    ролевым согласием, которое возникает при взаимодополнительности и совместности в исполнении добровольно принятых на себя ролей и благодаря согласованности представлений о требованиях, предъявляемых к этой роли как обществом, так и ролевым партнером;

    ролевым конфликтом, который может быть трех типов:

    1. Конфликт ролевых образов , когда у одного или нескольких членов семьи складывается неправильное представление о возникающих у них в рамках семейной группы обязанностях и сфере ответственности; aналогичным об разом формируется неадекватный образ должного поведения, накладываемый на поведение других членов семьи. Результатом такого положения оказывается несовпадение ролевых представлений и как следствие – конфликт.

    2. Межролевой конфликт , при котором противоречие порождается ожиданиями, которые обусловливаются необходимостью сочетать одновременно ряд противоположных ролей, например, в сложных семьях, где родители детей сами одновременно выступают в роли детей по отношению к представителям третьего, старшего поколения.

    3. Внутриролевой конфликт , который предполагает, что к одной и той же рол и предъявляются самые противоречивые требования. Именно в такую ситуацию попадает современная женщина, от которой ожидают, что она будет сочетать занятость в общественном производстве с традиционной для нее ролью обеспечения и налаживания домашнего быта.

    Ролевой конфликт есть проявление более общего семейного конфликта, который возникает в результате распределения власти в семье, определения семейных целей и задач на каждом из этапов жизненного цикла семьи, системы семейных ценностей и ее соответствия индивидуальным системам ценностей членов семьи. Такого рода конфликт воспринимается и переживается членами семьи как взаимное столкновение целей, интересов, потребностей.

    Семья — это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Семейные отношения многогранны, как и сам человек, и для того, чтобы наладить комфортный психологический климат в доме, необходимо пройти через цепь компромиссов в отношениях друг с другом.
    В современной России насчитывается более 40 млн семей. Среди них есть семьи расширенные (многопоколенные) , которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам ученых, их не более 20%). Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют нуклеарной семьей .
    Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные .
    По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традиционно выделяют два типа семьи.
    Традиционная, или патриархальная , семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
    К характеристикам партнерской, или эгалитарной, семьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений. Социальные психологи особо отмечают именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаимоуважении, взаимопонимании и эмоциональной потребности друг в друге.

    Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия. Рассмотрим некоторые из них.
    Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей. В этом проявляется воспитательная функция. Хозяйственно-экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоционально-психологическая функция). Ученые особо говорят о рекреационной функции, которая включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени. Кроме того, семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция). Семья регулирует сексуальное поведение людей, определяя, кто, с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения (сексуальная функция).
    Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно связаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными.

    Характеристика моей семьи как малой группы.

    Репродуктивная функция.

    С точки зрения семьи как малой группы, родители, родив меня или мою сестру, удовлетворили свою потребность в продолжении рода. С точки зрения социального института, моя семья позволит продолжить общий человеческий род, воспроизведя следующее поколение. Без этого невозможно взаимодействие в обществе, оно перестанет существовать. А мы, новое поколение, будем в нем взаимодействовать, поддерживая его развитие.

    Воспитательная функция.

    Находясь под непосредственным влиянием друг друга, мои родители передают свои знания и опыт себе и детям. Например, моя мама хорошо готовит и обучила на досуге этому супруга (сначала отца, а затем второго супруга, моего отчима). Переходя к семье как социальному институту, можно вспомнить, что родители с детства учат правилам поведения в обществе, передают духовные ценности, учат нормам морали, помогают с выбором профессии.

    Хозяйственно-экономическая функция.

    Нередко замечаю, как мои родители спорят о распределении семейного бюджета. Также распределяя свой труд, они способствуют процветанию семьи как малой группы. В распределении труда замешан и я, выполняя ту или иную работу по дому, например, мою посуду. С глобальной точки зрения, экономический подъем моей семьи способствует укреплению экономики государства, а значит экономическому развитию общества.

    Эмоционально-психологическая функция.

    Когда мой отчим приходит с работы, моя мама успокаивает его после долгого и тяжелого дня (на сегодняшний день она в декрете). И наоборот. Каждый из нас уверен, что, находясь в трудной ситуации, он непременно получит поддержку от любого члена нашей семьи. Переходя на общество в целом, можно отметить, что человек, находящийся в постоянном расстройстве, может довести себя до психического заболевания, вследствие чего неподобающе вести себя обществе. Задача семьи не допустить подобного состояния ее членов.

    Рекреационная функция.

    Мы проводим свободное время вместе, развлекая друг друга. Путешествуем в другие страны, отдыхаем также вместе. Ходим вместе в театры, просвещаясь духовно. С точки зрения социального института семья также помогает каждому члену получить наслаждение, а значит более комфортно и беспроблемно находиться в обществе. Более того, совместное времяпрепровождение помогает освоить новые умения и получить новые знания, а затем применить их среди других людей.

    Социально-статусная функция.

    После заключения брака, мои родители освоили новые социальные статусы, такие как муж и жена. Затем отец и мать. Мне и моей сестре они также дали социальный статус: сын и дочь. Обладая новыми статусами, доступных, например, после заключения брака, в обществе у родителей появляется новые функции или возможности.

    Сексуальная функция.

    Родители удовлетворяют себя посредством половых отношений, а также контролируют мои сексуальные связи. Удовлетворение себя и партнера в сексуальной потребности способствует духовному и физическому расцвету, что непременно отразится на взаимодействии человека в обществе.

    Классификация по типу семьи:

    Гомогамная. Мои родители, в данном случае мать и отчим, являются представителями одной национальности (русские), возраст их также однороден: матери 38, а отчиму 45.

    Гомогенная. Оба супруга происходят из одного социального класса.

    Матрилокальная. Помимо моих родителей, меня и сестры, в нашей квартире проживают отец и мать мой матери, более того, квартира принадлежит им.

    Малодетная. Нас двое: я и сестра. Полагаю, многодетной семьей нас назвать нельзя.

    Полная. После того, как моя мама вышла замуж во второй раз, семья стала вновь полной.

    Партнерская. И отчим, и мать в равной степени распределяют труд, семейный бюджет, принимают решения в бытовых вопросах. Отчим является добытчиком и единственным занятым профессионально, на работе, но мама в обозримом будущем также выйдет из декрета и трудоустроится.

  • Читайте также: