Дагестанская национальная одежда. Национальные костюмы дагестана народности. Из каких материалов шьют, особенности

Детали очень важны

Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя. Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским , которые были значительно более монотонны, и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями. Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.

Дагестан - это больше 70 народностей - аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины и многие другие. У каждого из них свой язык, культура, традиции и оригинальные костюмы. Впрочем, несмотря на то, что каждый народ имел собственные особенности в одежде, их объединяло немало базовых вещей, таких как, например, туникообразная рубаха, платок , чухта, чалма, а также длинный бешмет, который также был чрезвычайно популярен у многих дагестанских национальностей. Огромное значение в нарядах женщин имел орнамент и вышивка. Узоры носили чаще всего обереговое, сакральное значение, либо служили простым украшением, изображая деревья, ветви, листья, птиц, животных и прочее. Праздничные богатые наряды обильно расшивались серебром, золотом, драгоценными камнями или жемчугом. Женские костюмы у многих дагестанских народов нередко изобиловали различными украшениями - браслетами , кольцами , металлическими поясами, монетами, бляхами и т. д.

О цвете

Цвета традиционных дагестанских нарядов также носили символическое, ритуальное значение. Несмотря на кажущуюся пестроту, в одежде доминировали белый, чёрный и красный. Белый цвет чаще всего использовался в праздничных, как правило, свадебных одеждах. Причём, как у женщин, так и у мужчин. Красный имел значение достатка и благополучия, а чёрный имел своего рода магический смысл, символизировал связь с предками и защиту. Многие народы Дагестана отдавали предпочтение чёрному цвету, как основному. Женщины, в особенности пожилые, носили одежды тёмных тонов. Молодые, незамужние девушки могли носить яркие элементы одежды - красные, зеленые, оранжевые, синие и т. д.

У всех немного своё

Важное объединяющее начало во всех дагестанских костюмах - многослойность. Один только головной убор женщины мог состоять из нескольких частей, не считая украшений, которые составляли важную часть всего образа.

Так, у одного из наиболее многочисленных коренных народов Дагестана - аварцев, женский наряд был довольно сложным по своей конструкции. Почти каждая деталь одежды имела определённый смысл. Родоплеменные различия аварцев, особенности их формиррования на территории Дагестана оказали влияние на возникновение большого числа вариантов женского костюма. Хунзахские аварки, например, не носили массивных головных уборов или множества украшений на них. Их костюмы были довольно лёгкими и удобными. В то время как другие аварки носили тяжелые кушаки, которые опоясывали платья женщин. Длина этих поясов могла доходить до 3 метров. Женщины в большинстве своём носили платья, шитые по фигуре с широкими рукавами и узкими нарукавниками. В нарядном костюме аварок на головной убор под платок надевалась особая пластинка-налобник со свисающими серебряными монетами. Некоторые аварки, особенно из селения Анди, носили удивительные седлообразные чепцы, которые набивались овечьей или козьей шерстью - эта традиция сохранилась у аварцев с глубокой древности.

Мужской костюм

У всех народов Дагестана мужской национальный костюм газырями бешмет папахи в непогоду надевали башлык ичиги Черкеска кинжалом , иногда и пистолетом бурку андийские бурки

По этнической пестроте Дагестан представляет собой исключительное явление даже на фоне многонационального Кавказа. И столь же богат и самобытен костюм разных народностей, населяющих нашу республику. Еще совсем недавно, костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

Их передают из поколения в поколение как произведения искусства и фамильные ценности.

Мужской костюм

У всех народов Дагестана мужской национальный костюм практически одинаков и схож с одеяниями других народов Кавказа - Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Состоял он из рубашки кавказского типа, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями , раньше под черкеску надевали бешмет . Длина черкеска могла быть разной - до щиколоток или до колена, рукава расширялись книзу. Колпачки газырей могли быть из серебра или из слоновой кости, раньше они имели утилитарное значение, в каждом газыре была порция пороха на один выстрел. Поверх папахи в непогоду надевали башлык , он украшался золотыми галунами. Обувью мужчинам служили мягкие сафьяновые сапоги - ичиги , состоящие из двух элементов. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором, с кинжалом , иногда и пистолетом . На Кавказе папаха - это честь и достоинство мужчины, и сбить или снять ее считалось большим оскорблением. Папаху знатные люди шили из каракуля, а остальные из овчины, таким образом, по папахе можно было определить социальный статус ее хозяина. В непогоду в качестве верхней одежды носили бурку - оригинальное изобретение наших народов. Особенно ценились андийские бурки , их войлок был с изнанки гладкий, снаружи - с длинными прядями, по которым стекала вода. В холод в бурке было тепло, в жару - прохладно, в ней можно было ночевать прямо на земле.

Женская одежда

Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, форм покроя, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.

Декор и цветовая гамма одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые - из более ярких тканей или с рисунком.

Нагорный Дагестан

Основу наряда жительниц Нагорного Дагестана - аварок, даргинок, лачек - составляло длинное и широкое платье-рубаха туникообразного покроя. Оно могло быть прямое или трапециевидное с втачными рукавами, обязательно с ластовицей контрастного цвета подмышками, которые выполняли обереговые функции. Поверх надевали кушак или пояс, молодые девушки носили кушаки ярких расцветок, а замужние несколько скромнее.

Рубаха служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах. Штаны шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета, с широким или узким шагом, по низу украшались каймой. Платья подтыкали с боков в штаны или под специально завязанный пояс, так что оно укорачивалось почти да колен. Чохта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Поверх носили покрывало - кIаз. Чохто у разных народов носили по-разному.

В чохто аварок - гидатлинок, багулалок, андиек - налобная богато украшенная часть была видна из-под покрывала. По нему можно было определить социальный статус женщины. У багулалки к чохто прикреплялись височные парные кольца - одно витое и одно цельное, и поверх него покрывала не носили. Если у женщины умирал сын, то она снимала одно кольцо - и всем было понятно, что она в трауре. Головной убор андийки представлял собой коронообразный чепец, набитый шерстью или ватой. Такой головной убор не позволял делать женщине резких движений, придавая плавность походке, и надевался только по праздникам. Скорее всего, эта форма головного убора дошла к нам из глубокой древности, она напоминает коровьи рога - символ плодородия. Поверх него надевали покрывало.

А, к примеру, кубачинки и акушинки прятали свое чохто под покрывалом полностью, хотя и украшено оно было богато, их прятали от посторонних глаз, видимо, потому, что этому придавался сакральный смысл. У кубачинок покрывало было богато украшено золотой и серебряной нитью, у незамужних девушек рисунок был мелкий, у молодых женщин - крупнее, а пожилые носили покрывала без вышивки . Особенно тщательно вышивалась кайма покрывала, ее могли заменить привозной узорной каймой.

Позже даргинки начали шить платье на кокетке. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке. Край подола для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой, особенно ценились офицерские галуны.

Характерными для даргинок являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, нарядность общего вида усиливалась многочисленными украшениями.

кубачи

Характерным платьем лачки было платье-бузма. Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые - темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье - рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а также длинные узкие штаны.

В некоторых села, граничащих с Аварией, лачки рубаху по талии подтыкали в штаны. Особую прелесть и своеобразие придавали костюму серебряные украшения, которые пришивались к платью и к головному убору.

Обувь могла быть кожаная, вязаная, но непременно с загнутым носиком, так как это было более практично в горах - носок не отбивался. Одновременно это было еще и очень красиво.

Южный Дагестан

В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма. Отрезные по талии наряды шили все народы Южного Дагестана , основное отличие их - многослойность. Платье-валчаг было распашным, снизу одевалось другое платье, шелковое прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами. Зачастую вместо верхнего платья носили кафтанчики-архалуки. Отличительной особенностью женского костюма было то, что он был богато украшен ювелирными изделиями с крупными орнаментами, в украшениях использовались и монеты царской чеканки. Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов - красного, желтого, зеленого, фиолетового. Платки тоже были шелковые, газовые. На головных уборах также было много украшений.

Кумычки и чеченки

В Дагестане платье - къабалай носили кумычки и чеченки-аккинки, по всему остальному Кавказу оно было распространено намного шире - у черкесов, осетин и др. Шилось оно распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имело и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным - так этот наряд отличали двойные застежки, на талии носили серебряный филигранный пояс. Къабалай шилось с двойными рукавами: нижние - узкие, по руке на манжете, и верхние - широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу. На голове кумычки носили кружевные платки - тастары и шелковые гюльменди. Платок набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висящими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо.

Как вариант къабалай появилось платье - бузма, у которого не было парных застежек, оно могло быть прямого кроя или отрезным, а верхний рукав шился не откидным, а расширенным книзу, иногда более коротким, чем нижний. Это платье носили и основном лачки, аварки и даргинки.

Ногайки

Ногайцы сохранили самобытность среднеазиатского костюма. Отличительной особенностью являются украшения из серебра с крупным орнаментом, характерным для Средней Азии. Ногайки носили стеганый кафтан-бешмет , молодые девушки носили красиво украшенные тюбетейки, а взрослые женщины - платки. Зимой надевали шапку из выдры, похожую на казахский головной убор.

Казачки

Казачки носили юбку с воланом, блузку с баской и воротником-стойкой, на голове - белый платок, наряд дополнял шерстяная павлово - посадская шаль. Существовал и еще один вариант женской одежды терских казаков, более близкий кавказским народам, - это распашное платье, похожее на къабалай. Из украшений носили коралловые бусы, тем самым привив любовь к кораллам практически всем дагестанским женщинам.

Ну а где же можно купить настоящие дагестанские наряды? Ведь модные бутики предлагают коллекции, в которых нет и намека на национальные мотивы. Ответ очевиден: надо шить! Тем более что у нас в республике нет недостатка в одаренных творческих личностях.

Со старшим преподавателем факультета дизайна Государственного педагогического университета Дагестана Разитой Гаджихановой я познакомилась в Пятигорске, во Всекавказском молодежном лагере «Машук-2010». В День республики Дагестан Разита Гаджиевна провела для меня небольшую экскурсию по экспозиции, в которой народные умельцы представили лучшие образцы своих работ в технике керамики, ткачества, ювелирного мастерства. Здесь же каждый из многочисленных народов Дагестана продемонстрировал свой неповторимый национальный костюм.

«В Дагестане проживает 72 народности. И у каждого народа свой характерный костюм, который сложился исторически. В средние века характерные особенности костюма уже были у каждого народа. Самая большая народность - аварцы. Потом кумыки, даргинцы, лакцы, лезгины, табасаранцы. И у всех этих народов мужской национальный костюм схож с одеяниями других народов Кавказа - Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. У мужчин это черкеска, раньше снизу надевали бешмет. Рубашка, сапоги и обязательно папаха. На Кавказе папаха- это честь и достоинство мужчины, и сбить папаху, снять папаху считалось большим оскорблением. Вот подарить папаху — означало побрататься.

Кумыки проживали на равнине и быстрее других впитывали все новое, модное, современное. Их предками считали монголо-татар, которые оседали, и соединяясь с местными племенами, оставляли свои традиции, культуру. Для женщин-кумычек характерно платье - так называемый кабалай. Оно состоит из двух частей: верхнее платье имеет длинные крылья-рукава, другое платье надевается снизу. Для кумычек характерен головной убор - тастар, плетеный из одной нити. Технология его плетения очень сложна - одной спицей. Сейчас очень немногие женщины владеют этой техникой. Но в целом женский и мужской костюмы кумыков похожи на костюмы осетин, балкарцев, чеченцев.

Кумыки. Национальный костюм: мужской - рубаха, штаны, бешмет (къаптал), черкеска (чепкен), шуба (тон), бурка (ямучу), папаха (папах, бёрк), кожаная обувь; женский - платье-рубаха, штаны (шалбар), различные платья (полша, арсар, къабалай), платки, чуткъу, кожаные чувяки, башмаки, галоши без задника. Костюм, особенно женский, дополнялся разнообразными украшениями.

Следующая часть экспозиции представлена селом Балхар. Это селение находится в Даргинском районе Дагестана. Его жители издавна занимаются керамикой, которая у них обожженная и расписная. У них есть места, где добывается глина. Мужской костюм почти такой же, как у кумыков. Сегодня традиции ношения национальных костюмов возрождается, к примеру, на свадьбах. Правда, не сама невеста, а вот подруги невесты с удовольствием надевают национальный наряд. Для женского костюма характерно пенькообразного покроя платье, широкие штаны и обувь из войлока с загнутым носиком. Впереди - вышитый узор, рогообразные символы. На платье - большое количество металла. И хотя сами балхарцы ювелирным искусством не занимались, они торговали и привозили из мест торговли украшения для свои жен. У женщин оригинально покрыта голова: снизу головной убор под названием чохто. Вокруг шеи серебряная цепочка. Снизу белая шаль, сверху обязательно оранжевая: балхарцы были огнепоклонниками и отдавали предпочтение желтому и оранжевому. У них интересные двусторонние паласы, которые ткут на горизонтальных станках. Примечательны ленты для носки кувшинов: ими обвязывают горлашко и несут через плечо. А чтобы кувин не охлаждал спину, под него клали специальную тканую сумочку.

Селение Балхар. Женский костюм состоит из широкой головной накидки, которая закрывает чохто, своего рода мешок с открытым основанием, куда убраны волосы, и широкого платья, доходящего до щиколоток.Особую прелесть и своеобразие придают костюму серебряные украшения, которые украшают и платье и головной убор. Мужской традиционный костюм состоит из черкески, папахи, шаровар, рубашки и кожаных сапог - ичигов.

Лакцы. Украшения на женщинах - до 20 килограммов серебра, ниспадают с шеи на грудь и живот. Считалось, что таким образом металл охранял, оберегал женщину. Вязаные носочки: по узорам можно определить из какого села девушка, а также - девушка это или замужняя женщина. Подошвы носочков подшиты кожей, позволяющей не пачкать ноги при ходьбе. В дождь надевали кожаную обувь, внутрь которой клали сушеную траву. По узору на носках можно было определить, из какого тухума (рода) каждая из них. И когда одетые и обутые в такие носочки девушки шли за водой, парни, глядя на их костюмы, выбирали себе невесту из того или иного рода.

Лакцы. Мужская традиционная одежда - туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская - туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце XIX века появились платья - распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь - кожаная и войлочная. Головные уборы - наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин - традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны.

Ногайцы. Издревле катали войлок и изготавливали из него ковры. По контуру рисунка нашивали тесьму. Мужчины, в отличие от других народов, носили не черкеску, а простеганный бешмет, на тонком слое ваты или шерсти- чтобы было тепло в степи. Пояс узенький, кожаный, с металлическими заклепками и креплениями для оружия. Пояс надевали мальчику в 10 лет. На нем была одна металлическая заклепка. Через 10 лет на пояс ставили вторую заклепку, в 30- третью и т.д. По заклепкам можно узнать, сколько лет хозяину. Женский наряд перекликается с татарским, азиатским. Характерен пояс с крупной пряжкой.

Ногайский национальный женский костюм включает платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), платки, косынки и разнообразные виды украшений. Мужской национальный костюм носят лишь лица старшего поколения - штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясанный узким ремешком, кожаные чулки с калошами. Молодые люди предпочитают одежду городского покроя .

Табасаранцы. Табасарань - это высокогорный район. Его жители славились тем, что ткали ворсовые ковры, которые делались из шерсти. Везде на Кавказе в семьях радовались рождению мальчика. А в селении Табасарань ценилось рождение девочки: это еще одни руки для ткачества ковров. В каждой семье был станок, и девочки ткали ковры с малых лет. Безворсовые ковры, на изнанке не обрезаны нитки: сумах- техника плетения.

Табасаранцы. Традиционный мужской костюм общедагестанского типа - нательная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи; обувь - низкая кожаная - дирихи (типа постолов) с суконными или войлочными ноговицами, вязаными шерстяными носками, мягкие кожаные сапоги, башмаки без задников на деревянной подошве. Украшением мужской одежды были пояс с металлическими пряжками, подвесками, пластинками, оружие (кинжал) и газыри. Традиционный женский костюм - туникообразное платье, шаровары, головной убор - чухта и платки, пояс (целиком серебряный либо позолоченный; из плотного материала с серебряной пряжкой впереди); нагрудное украшение из серебряных монет, налобное украшение, нашивное украшение -передник, обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты. Украшениями служили серебряные застежки, нашивные подвески, монеты, пластинки. Обувь - кожаные чувяки и шерстяные носки джорабы с цветным орнаментом.

В современном мире люди одеваются как им удобно, но раньше каждый народ составлял свой национальный костюм, по которому его можно было узнать в чужих землях. Разнообразие в национальных костюмах дагестанцев позволяло определить, откуда человек родом вплоть до аула по различным чертам его одежды. Еще такой костюм мог рассказать о возрасте, богатстве и положении в обществе его хозяина. У женского пола такая разница в костюмах была более заметна, чем у мужчин, предпочитающих носить более скромную одежду. Сейчас национальные костюмы можно увидеть на сценах театров или торжественных событиях.

Немного истории

Современный национальный костюм претерпевал множество изменений в течение времени. В средние века сложился образ, который изменялся, но в целом суть его оставалась неизменной. Мужчины носили костюм, состоящий из белой рубашки, штанов темного цвета, бешметы, суконной черкески с газырями, сапог и меховой папахи. Черкеску подпоясывали узким ремнем, на который крепился кинжал или пистолет.

У женских костюмов был более свободный крой. При жизни в равнинной местности предпочиталась одежда, сшитая из шелка. Это были штаны, рубаха, длинное платье с откидными рукавами и чувяк из красного сафьяна – обувь, сшитая из кожи козы. Голову покрывал шелковый платок.

В районах гор женщины надевали широкое платье, похожее на рубаху, длинное до икр и штаны, по краям которых шел красивый золотой узор. На ноги надевались сапоги или чувяк, а на голову головной убор, который отличался в разных селениях. Все волосы убирались под чухту, а сверху нее накидывалось покрывало. На покрывало надевался платок с узорами, который не завязывался, а просто был сложен треугольником.

Особенности

В Дагестане очень много различных народностей, более 70. Все они имеют свой отличительный костюм, однако, несмотря на особенности каждого, всех их объединяют определенные детали. Это использование в своей одежде различных туник, туникообразных рубах, платьев-рубах, платков, чухты, бешмека, чалмы. Все это сшито из ярких тканей, украшено узорами, расшито орнаментами, вышивкой.

Узоры могли вышиваться как оберег, так и для красоты, например, природа, животные. Праздничные наряды обязательно украшались драгоценными камнями, золотом, серебром. Все это очень красиво блестело и переливалось на солнце. Помимо одежды, женщины украшали себя браслетами, кольцами, монетами, поясами, ремнями.

В цветах, несмотря на кажущееся разнообразие красок, преобладали белый, красный и черный оттенки. Белый символизировал чистоту, применялся на свадебных мероприятиях. Красный оттенок символизировал достаток и благополучие, а черный придавал магический смысл, давал связь с предками.

Отличительной чертой дагестанских костюмов является их многослойность. К примеру, головной убор состоял из нескольких платков, а под платье надевали еще и штаны. Прибавьте к этому множество украшений, которые были обязательным составляющим образа.

Описание наряда

Мужской костюм состоит из светлой рубахи, штанов темного цвета и плотной ткани, суконной черкески с газырями. Черкеска может быть длинной до колена или щиколотки, рукава расширяются к низу. Поверх нее надевается тонкий ремень, на который можно прикрепить кинжал или пистолет.

Особой деталью является головной убор - папаха, которая считается символом чести и достоинства у народов Кавказа. Богатые носили папаху из каракуля, а простые люди из овчины.

Женский костюм различается гораздо сильнее у разных народностей. В южном Дагестане предпочитали носить богатые и многослойные наряды. Под верхнее распашное платье-валчаг надевалось прямое платье из шелка. Сверху наряд расшивался драгоценными камнями и золотом, широким узором. Отдавали предпочтения красным, зеленым, фиолетовым оттенкам. Головным убором был шелковый платок.

Современные модели

В современном мире молодые дагестанки пытаются создать образ, чтобы выглядеть более привлекательными. Если женщины постарше носят бесформенные платья-балахоны, то молодые девушки стараются подчеркнуть стройность фигуры благодаря приталенным платьям, длинной до колен, но с разрезом. С помощью драгоценностей и обуви на каблуках украшают наряд. В цветах больше преобладают черные оттенки, которые выгодно оттеняют внешность.

Женщины, работающие в поле и по хозяйству, надевают удобные халаты, дополняя их меховыми жилетками в холодное время, а летом ходят в свободных платья из тонких тканей.

Современные дагестанцы носят штаны, рубашки, мало отличаются от обычного образа современного человека.

Читайте также: