Происхождение праздника рождество христово. Рождество: история и традиции праздника. Когда празднуют Рождество разные группы христиан

Совсем скоро во всем мире начнется череда зимних дней, во время которых люди будут наряжать елки, ходит друг к другу в гости и дарить подарки. Новый год и Рождество считаются по-настоящему семейными праздниками, объединяющими и примиряющими всех близких. Однако сегодня немногие понимают, откуда пришли к нам те или иные традиции празднования этих дат. И если Новый год нам в большей степени понятен, то вот что такое Рождество, могут рассказать далеко не все россияне и жители других стран. А на самом деле историю этого праздника и его значение не только для верующих, но и для обычных людей сложно переоценить. Ведь все мы ведем летоисчисление со дня Рождества Христова и должны понимать, насколько важной является эта дата для всего человечества. Сегодня мы расскажем вам не только об истоках праздниках, но и о его главных традициях, которые пришли к нам от предков. Итак, что такое Рождество?

История праздника

Ни для кого не секрет, что православная и католическая церкви празднуют Рождество в разные дни. Все приверженцы православия традиционно начинают праздновать в ночь с шестого на седьмое января, а вот у католиков это происходит гораздо раньше - двадцать пятого декабря. У этих расхождений существует вполне определенная причина, но о ней мы поговорим немного позже. А сейчас расскажем вам, что такое Рождество на самом деле.

В ночь на седьмое января все мы вспоминаем день, когда Дева Мария произвела на свет младенца Христа, ставшего Спасителем человечества. Если обратиться к Евангелию, то там очень подробно рассказано, как именно появился на свет Иисус.

Иосиф и Мария, которая в этот момент была на сносях, преодолели долгий путь до Вифлеема, где проводилась перепись населения. Город был переполнен и пара не могла попасть ни на один постоялый двор. Чтобы не остаться ночью на улице, они были вынуждены остановиться в хлеву, где Мария и родила Сына Божия. Так как у нее практически ничего не было с собой для младенца, она уложила новорожденного в кормушку для скота.

Поклониться Спасителю человечества пришли пастухи, к которым явились ангелы и сообщили благую весть. Следом за ним прибыли волхвы и принесли младенцу дары. Привела их звезда, загоревшаяся на небе в час рождения Иисуса.

С тех пор одной из традиций праздника является украшение звездой елки, она будто напоминает о том времени, когда люди получили шанс на спасение своей души.

Становление праздника

До четвертого века никто не слышал о таком празднике, как Рождество. Первые упоминания о нем появились лишь в четвертом веке. Однако в это время он еще не превратился в самостоятельную дату, а был совмещен с Богоявлением. Оба праздника выпадали на шестое января.

В тридцатых годах четвертого века римский понтифик своим указом разделил оба праздника и повелел отмечать Рождество двадцать пятого декабря. Постепенно данная традиция распространилась на весь христианский мир без исключения.

Примечательно, что церковь долгое время не могла определиться с точной датой рождения Христа. Многие священнослужители считали, что это событие произошло вовсе не зимой, а ближе к началу осени. И было бы исторически правильно перенести праздник на этот период. Однако именно в начале осени для язычников, придерживающихся культа солнца, начиналось время ритуалов и обрядов. Чтобы окончательно отделить язычество от христианства, церковь остановила свой выбор на декабре. Некоторые священнослужители, в свою очередь, приводили доказательства того, что именно двадцать пятое декабря является наиболее близкой датой к реальному дню рождения Христа.

Седьмое января или двадцать пятое декабря: когда отмечаем

Православный праздник Рождество, как известно, отмечается в ночь на седьмое января. Однако наш внимательный читатель помнит, что мы обещали рассказать, почему существуют такие противоречия между датами церковного праздника. На самом деле в реальности никаких различий не существует. Просто католическая церковь когда-то перешла на новый стиль летоисчисления, а вот православная по-прежнему придерживается старого.

Исходя из этого, даты всех праздников немного сдвинулись и теперь самый главный день христианине в зависимости от своей принадлежности к той или иной церкви отмечают с разницей практически в две недели.

Рождественские традиции Древней Руси

На Руси праздник всегда начинался шестого января. В сочельник было принято собираться всей семьей и вместе готовить обильный ужин. Обычно он состоял из каши, кутьи, пирогов и другой выпечки. Традиционными были небольшие фигурки, изображающие животных. Для них заводилось тесто из пшеничной муки, а сами печенья шли на украшение стола, дома и подарки близким.

Начинали праздничную трапезу старшие члены семейства с воспоминаний об ушедшем годе. Они перечисляли все хорошее принесенное им и только потом принимались за угощение. После них приступали к трапезе все остальные члены семьи. Оставшаяся после ужина пища должна была быть отдана беднякам. Они обычно собирались около храмов и церквей.

Храмы всегда празднично украшались в честь Рождества, люди несли в них еловые ветви и считали за честь принять участие в их размещении. Сам праздник имел очень глубокий смысл, считалось, что в кругу семьи необходимо обязательно вспомнить Иисуса и его чудеса. Подобные разговоры ведут к очищению души, и дают возможность избавиться от накопившихся грехов.

Как празднуют Рождество в России сегодня?

Конечно, мы уже давно отошли от традиционного значения этого великого праздника. Для большинства людей он является еще одним днем, когда можно собраться с друзьями и весело провести время. Однако определенные ритуалы соблюдают абсолютно все наши соотечественники.

Православные россияне накрывают на праздник стол. Традиционно он должен быть богатым и включать курицу или утку. Эти блюда считаются самыми подходящими для православного Рождества. Многие выставляют на стол соленья и выпечку собственного приготовления.

Праздник принято проводить весело и встречать его в светлых одеждах. Они символизируют избавление от грехов. Если Новый год наши соотечественники часто проводят вне дома, то в Рождество все же стараются собраться более тесным кругом.

В рождественскую ночь необходимо делать друг другу подарки. Они могут быть небольшими и чисто символическими, но в любом случае это является отсылом к тем временам, когда волхвы принесли к колыбели Христа свои дары.

Не стоит забывать в праздник и о гаданиях. Именно в этот период можно узнать свою будущую судьбу, особенно это актуально для незамужних женщин, мечтающих встретить суженого.

Рождество Пресвятой Богородицы

Уивительно, но многие часто путают между собой церковные праздники. Большие проблемы вызывает Рождество Пресвятой Богородицы, эту дату нередко ошибочно относят к седьмому января. Однако на самом деле этот день никак не относится к появлению на свет Иисуса Христа. Праздник провозглашен церковью в честь рождения Его матери - Девы Марии.

Она очень почитаема в христианстве. Как католики, так и православные посвящают ей многочисленные молитвы и никогда она не остается глуха к просьбам страждущих. Дату Рождества Богородицы можно определить по церковному календарю. К примеру, в текущем году праздник был двадцать первого сентября.

Надеемся, после прочтения нашей статьи вы точно будете знать, что такое Рождество, и проникнитесь глубоким смыслом этого праздника.

Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова. Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука.

В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собиралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в пещере где пастухи укрывали свой скот от грозы. Там и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.

В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!». И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Восточные мудрецы - волхвы, увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына, которого ждал иудейский народ.

Волхвы направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где находится Спаситель мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Иосиф же, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

На Руси Праздник Рождества Христова был особенно любим.

В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волхвы же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие новогодние подарки . Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.

В домах украшали любимую с детства рождественскую елку.

А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквях, совершалось торжественное Богослужение.

Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками - то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.

В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй.

С 1917 года, в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей), зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, в то время тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю.

В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.

Постановлением президента РСФР 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.

Сегодня «Рождество Христово» в России - это Великий Православный праздник.

О Рождестве Спасителя и связанных с ним событиях мы знаем от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, - со слов Пресвятой Богородицы. Рассказы апостолов различны, но удивительным образом дополняют друг друга.

Матфей говорит не столько о Рождестве, сколько о событиях до и после него: как Ангел рассеял смущение Иосифа Обручника, узнавшего о беременности Девы Марии; как родившемуся Младенцу пришли поклониться волхвы. Лука же начинает с явления Ангела Самой Деве Марии: Ты обрела благодать у Бога, - возвестил Ей Ангел, - и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца (Лк 1:30–33). Далее евангелист Лука описывает обстоятельства Рождества: …вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле... И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи… в город Давидов, называемый Вифлеем… записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:1–7).

Младенец Христос в вертепе

Суть праздника Рождества Христова

Рождество Христово - событие, не вмещающееся в сознание. Творец Вселенной, пронизывающий Собой всë сотворенное пространство и при этом не ограниченный им, вечный и всеведущий, абсолютно нематериальный, вошел в наше земное время и пространство, стал одним из действующих лиц человеческой истории!

Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком - раз и навсегда! Сперва - плодом, завязавшимся в утробе Девы Марии; затем - беспомощным Младенцем, рожденным за неимением лучшего в загоне для скота; и наконец - скитальцем-проповедником, вынужденным терпеть все ограничения и тяготы обычной земной жизни, испытывающим голод и жажду, страдающим от холода и зноя, болезней и недосыпания, не имеющим где главу приклонить…

Бог становится человеком. Для чего? Чтобы человек реализовал свое предназначение; чтобы мог снова беседовать с Богом «лицом к лицу», как некогда Адам; чтобы стал незамутненным образом и подобием Божиим.

В «Слове о воплощении Бога-Слова» святитель Афанасий Александрийский объясняет, что у Бога не было иного способа спасти падшее человечество. Людьми, которых Он сотворил для вечной жизни, овладевала смерть; «род человеческий растлевался… и Богом совершённое дело гибло». Человек погибал потому, что нарушил Божию заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. А отменить эту заповедь постфактум Бог уже не мог: тогда Он вступил бы в противоречие Сам с Собою. Не было смысла и ждать от людей покаяния: Бог, конечно, простил бы их, но покаяние не вернуло бы им бессмертия: ведь сколько грехов уже было совершено…

Выходило, по слову святителя Афанасия, «нечто… ни с чем несообразное и вместе неприличное».

Посему-то, говорит он, «бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область» и «приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему», чтобы, во исполнение Своей же заповеди, пострадать и умереть как человек, а затем Божией силой воскреснуть и уничтожить в людях смерть, «как солому огнем».

Коротко говоря, Рождество Христово стало первым шагом, предпринятым Богом с целью спасти Свое творение от греха и его неизбежного последствия - смерти.

Тропарь Рождеству Христову:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Перевод на русский язык :

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!


1. Младенец Христос в вертепе - пещере с яслями (кормушкой для скота). Рядом со Христом изображен вол и осел : вол, по толкованию многих святых отцов, - это символ иудеев, живущих по закону, а осел - символ язычников, которые сами себе закон (Рим 2:14).. Христос пришел спасти и тех, и других.

2. В центре иконы - Богородица. Она возлежит на одре: это знак того, что рождение Господа Иисуса было абсолютно реальным, а не призрачным (как утверждали некоторые); Он пришел в мир как живой человек из плоти и крови. Багряный цвет ложа Девы Марии - знак Ее царского достоинства. Богородица происходила из рода царя Давида и стала Матерью Царя царей и Господа господствующих (Откр 19:16). Изобразив Богородицу отвернувшейся от Младенца Христа, иконописец дает понять, что, во-первых, Дитя принадлежит не Ей, а всему миру (Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:50)). А во-вторых, что Сама Богородица слышит молитвы всех людей, что Она - первая заступница и ходатаица за всех нуждающихся и скорбящих.

3. Праведный Иосиф , смущенный известием о беременности Девы Марии. Перед ним старец в одежде из козьих шкур: это аллегорический образ сомнений, одолевавших Иосифа. Его сомнения развеял Ангел, явившийся Иосифу во сне и возвестивший: Дитя есть от Духа Святаго… наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:20–21).

4. Омовение Младенца Христа - еще один сюжет, призванный подчеркнуть реальность Боговоплощения. Он позаимствован из апокрифического «Протоевангелия Иакова», где рассказывается, как Иосиф, увидев, что у Марии приближается час родов, побежал звать повитуху, а та пригласила себе в помощь Саломею. Эти две женщины стали, если верить апокрифу, непосредственными свидетельницами чуда.

5. Пастухи – стали первыми свидетелями Рождества Христова. Они были в поле, как вдруг предстал им Ангел Господень и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк 2: 8–11). Пастухи вошли в пещеру, где обыкновенно зимовали их стада, и увидели Христа воочию.

6. Сонм Ангелов – в ночь Рождества взорам изумленных пастухов предстало многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:13–14). Один из Ангелов склоняется к пастухам, призывая их присоединиться к хвалебной песни. Это иллюстрация строки «Ангелы с пастырьми славословят» из рождественского кондака - церковного песнопения, раскрывающего смысл праздника.

7. Луч звезды – рождение Спасителя сопровождалось явлением в восточной части неба яркой звезды. На иконе луч звезды указывает на ясли с Младенцем Христом. Звезда указывала путь волхвам до Вифлеема и затем остановилась над местом, где был Младенец (Мф 2:9). Ориген считал Вифлеемскую звезду реальным небесным объектом, Иоанн Златоуст - разумной ангельской силой. А знаменитый немецкий математик и астроном XVII века Иоганн Кеплер вычислил, что в 748 году от основания Рима, как раз около времени Рождества Христова, с земли можно было наблюдать «парад планет» - схождение в одной точке небосвода Юпитера, Марса и Сатурна… «Но конечно, та звезда, которая указывала путь волхвам от Иерусалима до Вифлеема и затем пришедши ста верху, идеже бе Отроча (Мф 2:9), уже не была ни настоящей звездой, ни планетой, а совершенно особым чудесным явлением», - замечает архиепископ Аверкий (Таушев).

8. Волхвы – о поклонении Младенцу Христу волхвов - мудрецов, пришедших с востока, вероятно из Персии, - рассказывает один евангелист Матфей. Волхвы традиционно присутствуют на иконе Рождества, но в действительности они прибыли в Вифлеем только через год или два после рождения Иисуса Христа. Это ясно из слов Евангелия о том, что иудейский царь Ирод, пожелав устранить Христа, как своего будущего соперника, велел солдатам уничтожить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16). Волхвы - символ языческих знаний, склонивших главу перед истинным Богом. Они принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Золото - как Царю, ладан - как Священнику, а смирну - ароматное вещество для помазания умерших - как Человеку, Которому предстоит умереть, объясняют святые отцы.

9. Поклонение ангелов - на иконе Андрея Рублева изображен сюжет, получивший распространение примерно с XIV века: поклонение Ангелов родившемуся Спасителю. Согласно Евангелию, к Младенцу Христу пришли только пастухи и волхвы. Но иконописцы иногда изображали вместо них Ангелов с руками, покрытыми тканью. Это намек на воспоминание рождественских событий в самом начале Божественной литургии, на проскомидии, когда священник поминает живых и умерших членов Церкви, вынимает за каждого по частичке из просфор и укладывает их вокруг главной - Агничной - просфоры (ей предстоит стать Телом Христовым), а затем покрывает эту просфору специальным тканевым платом - покровцом.

Вы можете скачать pdf плакат с информацией об иконе праздника Рождества Христова нажав на картинку ниже:


Интересное - правда, неясно, насколько достоверное - описание Рождества Христова содержит так называемое Протоевангелие Иакова - памятник раннехристианской письменности, созданный не позднее начала III века и не включенный Церковью в канон Священного Писания. «Я… шел и не двигался, - повествует его автор от лица Иосифа Обручника. - И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились... И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и всё в этот миг остановилось». Когда Иосиф подошел к пещере, то увидел у ее входа сияющее облако, а затем в пещере засиял свет, нестерпимый для глаз, и явился Младенец.


Традиция исчислять годы от Рождества Христова берет начало в 525 году, когда Римский Папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую таблицу для расчета дней Пасхи. В ту пору годы отсчитывали от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год по Р. Х.), одного из самых жестоких гонителей христиан. У Папы естественным образом родилось желание заменить эту дату на другую - тогда-то и было решено принять за точку отсчета Рождество Христово. Правда, Дионисий несколько ошибся и установил дату Рождества с опозданием на пять-шесть лет: из Евангелия мы знаем, что Спаситель родился, когда Иудеей правил царь Ирод Великий, а из исторических источников - что Ирод умер в 4 году до н. э.

В западном мире система летоисчисления от Рождества Христова (Anno Domini, A. D.) стала общепринятой в VIII веке с тех пор, как ее стал использовать в своих трудах британский монах, богослов и историк Бéда Достопочтенный. В России ее ввел в употребление Петр I - с января 1700 года.

В наше время исчислять годы от начала «нашей эры» (то есть от Рождества Христова) принято во всех странах мира.

7 января (25 декабря по старому стилю) - условная дата Рождества Христова . Очевидно, она была установлена просто потому, что именно на 25 декабря приходился день зимнего солнцестояния, когда ночь прекращает удлиняться, а день - начинает. В наше время день зимнего солнцестояния сместился на 21-22 декабря.

Есть предположение, что традиция праздновать Рождество 25 декабря возникла в полемике с языческой традицией отмечать «день рождения непобедимого солнца», введенной римским императором Аврелианом в III веке.

В какой точно день родился Спаситель, мы не знаем: во времена Его земной жизни не было принято отмечать дни рождения. Недаром до IV века Церковь не выделяла праздник Рождества Христова, зато несколько дней подряд праздновала Богоявление - явление Бога в мир, вспоминая в эти дни и рождение Христа, и Его обрезание, и поклонение Ему волхвов, и Крещение Христа в Иордане.

В России Рождество празднуется 7 января, а не 25 декабря, потому что Русская Православная Церковь не приняла переход на «новый стиль» - григорианский календарь, введенный советской Россией в феврале 1918 года вслед за Европой. Сейчас григорианский календарь «опережает» юлианский (его придерживается Церковь) на 13 дней, а с 2100 года разница будет составлять уже 14 дней, так что Рождество будет приходиться уже на 8 января.


Фото Dafne Cholet /Flickr

А зародилась она в земле Эльзас (ныне северо-восточная провинция Франции) примерно в начале XVII века. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому человек утратил после изгнания из рая, но вновь обрел благодаря Христу. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями - это должно было обозначать сладость райской жизни.

Россию познакомил с рождественской елью Петр I, много путешествовавший по Европе. Он издал указ: к 1 января 1700 года, в ознаменование прихода нового века, всем нарядить елки. Однако обычай этот прижился далеко не сразу: до середины XIX века елки в России на Рождество были в основном в домах у немцев.

Подготовил Игорь Цуканов

Исторические корни праздника Рождества Христова. Религиозное предание и современные памятники. Особенности православного богослужения и сложившиеся народные традиции, обычаи.

Рождество Христово – любимый народом религиозный праздник, который отражается в народных обычаях, красивом богослужении, обращает к Богу и говорит о близости спасения. Православная Церковь призывает каждого проникнуться исполнением великого замысла Боговоплощения . Исторически обретение этого праздника тесно связано с периодом становлением христианства. Глубокие духовные религиозные тексты и музыка были созданы выдающимися религиозными деятелями и христианскими подвижниками. Духовный опыт нашего народа запечатлен в традициях, которые живы и поныне.

Рождество Христово – один из самых чудесных и любимых в народе церковных праздников. Чтобы преодолеть ту преграду, что встала после грехопадения между людьми и Господом, и отделила человечество от радостей вечного блаженства, был послан на землю Иисус Христос, который предстал в облике человека. Он дал надежду всякому грешнику и показал путь в Царство Божие. Поэтому праздник Рождества Христова возжигает в сердцах верующих огонек веры и светлой любви, дает надежду на жизнь вечную и встречу с Творцом.

История праздника

Согласно преданию, когда пришел час рождения Спасителя, Иудеи находились под римской властью. Император Август (Октавий ) издал указ о проведении народной переписи, для чего каждый иудей должен был вернуться в тот город, откуда брал начало его род. Пресвятая Мария вместе с Иосифом жили в Назарете, но родом были из Вифлеема, поскольку исходили из ветви Давида.

Однажды пришёл ангел во сне к чистой и непорочной Деве Марие, и сказал: “Тебе будет суждено родить сына Божьего от святого Духа и имя его будет Иисус Христос”. Они отправились в Назарет, но оказалось, что остановиться беременной Марии и Иосифу негде. Место нашлось только за городом, в пещере для скота. Здесь без боли и страданий Мария разрешилась Богомладенцем . Когда новорожденного Спасителя спеленали и положили в ясли, пещера наполнилась небесным сиянием. В небесах ярко загорелась звезда, получившая название Вифлеемской. Она стала знамением рождения Сына Божьего для волхвов.

Совет. Сходите на исповедь в Церковь! При покаянии вам простятся все ваши грехи.

Ангел Божий возвестил пастухам, стерегущим стада возле Вифлеема, о великом событии, и они первыми поклонились Христу и рассказали всем о его рождении.

Пророчества о рождении Мессии были записаны в текстах Библии. Поэтому волхвы последовали вслед за Вифлеемской звездой с богатыми дарами, которые были принесены в дар Спасителю. Эти подношения глубоко символичны и олицетворяют: золото – власть Царя, ладан – дань Божественной природе. Другими словами, предание говорит о том, что Бог привел к вере через сердце простых пастухов, а через разум – ученых книжников, язычников-волхвов.

С появлением волхвов связано трагическое событие: избиение младенцев. Иудейский Царь Ирод опасался появления пророка, поскольку боялся потерять трон. Он повелел книжникам на обратном пути рассказать, где находится Мария с младенцем. Однако Иосифу во сне было видение, что домой нужно возвращаться другим путем, минуя Иерусалим. В гневе Ирод повелел убить всех новорожденных малышей, которые жили в Вифлееме. Ангел успел вывести Святое семейство в Египет прежде, чем произошла эта бойня, лишившая жизни нескольких тысяч невинных детей.

Впоследствии над пещерой, в которой появился на свет Иисус Христос, императрица Елена построила Базилику Рождества Христова. Этот храм в настоящее время считается одной из основных святынь христианского мира.

Когда отмечают праздник Рождество Христово?

Рождество Христово относится к великим двунадесятым церковным праздникам, в которые ликует весь мир Божий, видимый и невидимый.

Раннее христианство не имело праздника Рождества в своем календаре. Оно развивалось в условиях ветхозаветного иудейства, в рамках которого считалось, что рождение человека нужно оплакивать. Традиция празднования получила право на существование только после утверждения христианства. Причем вначале Церковь отмечала Богоявление, символизировавшее одновременно и рождение, и крещение Спасителя. Позже высчитали точную дату Его рождения, исходя из свидетельств Евангелия, и установили ее 25 декабря. В православной традиции она была принята в 379 году.

В XX веке Россия перешла на григорианский календарь вслед за странами Европы. Однако Православная Церковь не приняла нововведение и до сих пор руководствуется юлианским календарем. Это привело к тому, что дата праздника православного Рождества сдвинулась на 7 января. Ему предшествует Рождественский пост, который заканчивается Сочельником (вечер 6 января).

Церковное богослужение в честь Рождества Христова

Празднование Рождества Христова построено аналогично Пасхальной службе. Начинается с 23-00 и длится до раннего утра. Богослужение проводится на церковно-славянском языке, который наиболее полно отражает богословскую глубину византийских религиозных текстов в переводе Кирилла и Мефодия. Накануне Рождества читают Царские (Великие) Часы и служат литургию св. Василия Великого, которую объединяют с Вечерней службой.

Лития – вступительная часть богослужения, в ее ходе читают пророчества Ветхого Завета о том, что именно Вифлеем станет местом появления на свет пророка, предсказания о приходе Христа и его облике. Всенощная служба в честь Рождества Христова открывается радостным пением гимна «С нами Бог». Хоры поют кондак праздника и тропарь. Кроме радостных стихир возносятся моления о душах озлобленных, в скорбях погибающих, нуждающихся в милосердии и божественной помощи.

Читают праздничные ектеньи и благословляют вино, хлеба, зерна пшеницы, а потом раздают их прихожанам, елей священник использует для помазания паствы.

С полуночи начинается Рождественская Утреня с пения шестопсалмия со словами «Слава в вышних Богу…». Таким образом Церковь показывает, что хотя наша душа – поле борьбы света с тьмой, но уже пришел Христос – истинный Свет, который победит зло. В ней раскрывается тема воплощения Бога. Чтение Евангельских текстов от Матфея свидетельствует о Рождестве Христовом. Прославляют Его в песнопениях и стихирах.

Далее следует Рождественская Литургия, которая начинается с прославляющих псалмов и вознесения хвалебных гимнов. Вместо «Трисвятого» поют крещальный гимн из Послания к Галатам. Из этого же послания берется апостольское чтение.

Сходить на исповедь и причаститься в этот праздник всем рекомендуется.

8 января проводится празднование Собора Пресвятой Богородицы. На этой торжественной службе молящиеся приносят в дар Христу свою искреннюю горячую любовь к Деве Марии, радость даровавшей миру. Ибо без Ее доброй воли не могло быть Непорочного зачатия и появления Спасителя.

Празднование Рождества Христова в народных традициях

Принято делать добрые дела, помогать нуждающимся. В допетровской России существовал обычай помилования раскаявшихся преступников, раздачи милостыни в Рождество Христово. Богатые семьи тайно жертвовали средства приютам и больницам для бедных во спасение души.

Традиция ставить и украшать елку на Рождество Христово пришла к нам из Европы гораздо позже. Ель – вечнозеленое дерево, символизирует жизнь вечную, вечность бытия с Богом, олицетворяет древо жизни. А игрушки и подарки, которыми принято ее украшать – символ святых даров.

Рождественский Пост и праздничный стол

Торжество Рождества Христова предваряет Рождественский Пост, в который особо почитаются отдельные подготовительные дни. В день святого Андрея (который приходится на 13 декабря) и 19 декабря – день святого Николая, поют стихи, возвещающие о грядущем рождении Господа, возносят молитвы святым и Господу. Пост призван избавить душу от зла, гнева, укротить похоти, очистить помыслы и обратить их к миру горнему, дабы вместила душа благодать Господню.

Во время поста верующими соблюдается следующий режим:

– по понедельникам, пятницам и средам допускается только сухояденье;

– по четвергам и вторникам разрешается употребление горячих кушаний с добавлением постного масла;

С появлением на небосклоне первой звезды в Сочельник, 6 января, вся семья собирается за постным столом. На столе – двенадцать блюд (по числу апостолов). После чтения молитвы вкушают кутью – блюдо из разваренной пшеницы (или риса) и узвара (компота из сухофруктов).

Затем приступают к трапезе. Крестники «носят сочиво» крестным, но чаще сочельник проводят в кругу семьи. В советское время традиции были частично утрачены, однако и по сей день многие (даже невоцерковленные ) семьи празднуют Рождество Христово.

Утром 7 января православные накрывают скоромный стол: готовят мучные и мясные блюда, запеченного гуся или утку, индейку, рыбу, приглашают гостей покушать вместе с ними. Принято дарить подарки родным и близким, проводить этот день в атмосфере любви и радости.

Рождество Христово празднуется уже много веков. Учение Христа победило античные философствования и разрушило ереси. Этот праздник свидетельствует, что промысел Божий есть на каждого человека. Ради человечества Господь послал в мир Сына и обрек Его на страдания во спасение всех христиан. Это призыв к исправлению греховной природы каждого из нас через искреннее покаяние, исповедь и молитву.

Рождество – особый праздник. И даже люди, ни разу не перешагнувшие порог церкви, с упоением готовятся к его празднованию. А для истинных христиан это один из самых значимых церковных праздников. Согласно традиций праздник отмечается с размахом. Но мало кто знает, почему православные празднуют Рождество 7 января. Так как существуют и другие даты праздника, и Рождество у католиков и православных припадает на разные числа.

Рождество в православной церкви: причины величия праздника

История чудесного рождения Божьего младенца хорошо известна каждому верующему.

Родила его Святая Дева Мария, не испытывая мучений и страха. Событие произошло в Вифлееме. Этот город в царстве Октавия, где в те времена проходила перепись всего населения, относился к роду Давида.

Поэтому все, кто относился к этому старейшему роду, были вынуждены явиться для переписи. Не стали исключением и Дева Мария, и ее супруг праведник Иосиф.

Несмотря на беременность супруги, непорочно зачавшей, семья явилась к вечеру в Вифлеем.

Но, к сожалению, мест в гостинице для пары не нашлось. И пришлось им искать убежища в холодную ночь в пещерах. В месте, которое было предназначено для стойла скота, уже нашли пристанище многие люди.

Но Мария и Иосифом к ним не присоединились, а нашли для себя укромный уголок. Здесь же у Марии и начались роды. Дева Мария родила прекрасного младенца, которому было суждено изменить судьбы миллионов людей. Чтобы согреть малыша, заботливая женщина положила его в ясли к овцам.


О том, что на свет появился Спаситель, первыми узнали пастухи. Им об этом сообщил Ангел, спустившийся на землю. Пастухи сразу же отправились на поклон к младенцу.

А вот восточным мудрецам о благой вести сообщила взошедшая Вифлеемская звезда.

Она и указала путь волхвам к пещере, куда они принесли для Спасителя в дар золото и благовония: ладан и смирну.


Не для всех новость о Рождении Спасителя стала радостной. Царю Ироду было предсказано, что родившийся мальчик принесет ему погибель. Поэтому он и решил найти и убить младенца. Так как он не знал точного местонахождения мальчика, царь приказал убивать всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет.

Сыну Божьему удалось спастись, но по приказу Ирода было убито 14 000 младенцев.

Они приняли мученическую смерть, еще не зная, что жертва была принесена будущему Спасителю.

Православный праздник Рождество Христово стал для верующих напоминанием о чудесном появлении Спасителя, о начале новой эры веры и надежды.


Спросите у своих знакомых, друзей, когда православные отмечают рождество, и услышите утверждение, что 7 января, и ответ будет, как ни странно, не совсем верным.

Ведь существуют православные церкви, отмечающие Рождество 25 декабря. И их не мало, а 10 из существующих сегодня 15.

Кроме этого, существуют и католические церкви, которые отмечают Рождество совместно с православными христианами 7 января. Почему же произошла такая путаница с днем католического и православного Рождества.

Чтобы разобраться, придется заглянуть в историю.

И здесь, как ни странно, однозначного ответа нет, так как не установлена настоящая дата рождения Христа.

Привычное для многих 6 января долго отмечали, как День Крещения, так как это событие считалось более важным в жизни христиан.


Когда же встал вопрос о рождении Христа, то его высчитывали исходя из даты вести о богозачатии, которое припадает на 25 марта по старому стилю.

К тому же на 25 декабря во многих западных странах праздновался языческий праздник, посвященный богу Сатурну.

Римской церкви было удобно провозгласить Рождество на эту дату. Такая подмена помогала искоренять языческие праздники, более привычные по тем временам людям.

Константинопольская церковь присоединилась к празднованию Рождества в веке.

Поэтому длительное время православное Рождество отмечалось именно 25 декабря. И такое положение вещей сохранялось буквально до начала 20 века.

В России в это время принимается решение о переходе на Григорианский календарь, по которому европейские страны живут уже не один год. Но церковь такого решения не поддерживает.


Поэтому церковный календарь русской церкви исчисляется по Юлианскому календарю.

И даты праздников сохранились именно в соответствии со старым стилем.

По григорианскому летосчислению даты праздников сдвинулись на 13 дней.


Поэтому и получается, что Рождество по православному календарю и сегодня отмечается 25 декабря, но по юлианскому календарю, что соответствует 7 января по более привычному для обывателей календарю.

Это прихожане Русской, Сербской, Грузинской, Белоруской и Иерусалимской Церкви.

С 2014 года к ним присоединилась еще и Польская православная церковь.

Вместе с ними Рождество празднуют и украинские греко-католики, но на фоне последних событий начал подниматься вопрос о переносе даты празднования Рождества.


Дата празднования православного Рождества также совпадает с днем праздника у некоторых протестантов, придерживающихся Юлианскому календарю. На этот же день отмечают Рождество афонские старцы. Так что дать однозначный ответ, какого числа православное рождество, сложно.

Рождество Христово православное: празднование и традиции православного рождества

Рождество – православный праздник, и верующие особенно остро и глубоко в этот день переживают встречу с Христом. Это момент, когда осознание корней и традиций празднования происходит радостно и красочно. Праздник дарит тепло и веру, разжигает в душах людей свет.

До рождения Христова люди были далеки от Бога и возможность встречи с Творцом просто отсутствовала.

Поэтому Бог вынужден был преодолеть грань, отделяющую людей смертных и грешных от жизни вечной и радостной, что проявилось явлением Божьим в образе человеческом. Он послал к людям своего сына, который и должен был рассказать людям о Царствие Божием, и привести их к вере. Именно эту встречу и празднуют православные на Рождество.


Предшествует празднику православный пост – перед Рождеством христиане придерживаются Филиппова или . Начинается пост 28 ноября и длится вплоть до Рождества. Заканчивается сорокадневный пост в рождественское утро.

Празднование же начинается со Сочельника. Вечерять семьи садятся только после появления первой звезды.

До этого 6 января не положено трапезничать. На столах должно быть , каждое из которых имеет собственное значение и важность. Основным блюдом считается сочиво, от чего и пошло название Сочельник.


С рождественского Сочельника начинаются Святки, которые длятся еще две недели. Заканчиваются Святки еще одним немаловажным праздником – Водокрещением, которое празднуют православные 19 января или 13 января по старому стилю.

Церкви и дома обязательно украшаются хвойными ветками и другой рождественской атрибутикой. Обязательно ставится и рождественская елка, которую положено украшать яркими игрушками, мишурой, огнями. Эта традиция связана с происхождением райского дерева и «райскими» яблочками на нем.

Особенно интересны рождественские колядки. Дети и молодежь еще с вечера начинают ходить по домам с пожеланиями добра.

В некоторых селениях, когда православные празднуют Рождество, сохранились традиции устраивать вертепы. На деревянном ящичке крепятся фигурки. Участники вертепа показывают при помощи этих фигурок библейский сюжет, связанный с рождением Христа. Они поют песни, читают колядки.

В благодарность хозяева благодарят их конфетами, сладостями, колбасой, деньгами.


Обязательно дарят православные подарки на Рождество. Эта традиция связана с пожеланием добра, богатства, счастья родным, близким, дорогим людям.

Подарки кладут под рождественскую ель или раскладывают в специальные сапожки, носочки.

Праздник проходит всегда весело и радостно. С застольями, песнями, плясками, поздравлениями и подарками. Поэтому праздник Рождество очень любим и детьми, и взрослыми, и даже теми, кто к православным традициям относится равнодушно или скептически.

Видео: православные истории для детей

Смотрите в видео мультфильм о Рождестве Христовом

Читайте также: