Комоедица история праздника и его традиции кратко. Масленица и комоедица - история возникновения. Обряды на Комоедицу

Начало дня

Чучело Марены

Торжественно везут к капищу на шесте соломенное чучело Марены . Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают Марену Свароговну:

«Приезжай ты к нам На широк двор: На горах покататься, В блинах поваляться, Сердцем потешаться. Масленица - красная краса, русая коса, Тридцати братьев сестра, Сорока бабушек внучка, Трёх матерей дочка, кветочка, Ягодка, перепёлочка».

Угощение блинами

Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком - медведь, отсюда же «команика» - медвежья ягода, она же ежевика (этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж), снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса.

После проводят зачин. Возжигают Огонь. Славят богов и предков, весь Славянский род . Посолонь закручивают хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывают представление, им помогают колоброды:

«Как на масленой неделе Из трубы блины летели! Вы блины, блины, блины, Вы блиночки мои…»

Прыжки через костёр

Потом все прыгают через костёр, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту.

Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

Распитие сурьи

Сжигание Марены

Затем торжественно сжигают на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:

«Марена загорела, Всему миру надоела!»

Опять прыгают через костёр, обращаясь к Семарглу , чтобы он зажёг снега. Катают горящие колеса. Затем прославляют Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:

«С горы катись, С весной воротись!»

«Пробуди»

Затем, вооружившись горящими головнями, идут «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья.

«Медведь» не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль:

«Скрипи нога, Скрипи липовая! И вода-то спит, И земля-то спит. И по сёлам спят, По деревням спят. Одна баба не спит, На моей коже сидит. Мою шёрстку прядёт, Моё мясо варит. Мою кожу сушит».

Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.

Игрища

После пробудей начинаются игрища. Первая игра - городок.

Девушки становятся на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытаются ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц.

После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы:

  • кулачки,
  • коняшки,
  • лазание на столб за подарком,
  • ручеёк…

Прощание

При прощании одаривают друг друга пряниками и говорят:

«Прости меня, пожалуй, Буде в чём виноват перед тобой».

Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

Сакральное

Духи великих предков, незримо присутствуя на празднике, радуются вместе со всеми. Славят род Славянский, как и тысячи лет назад приходят Славяне на праздник, чтобы соблюсти Обычай .

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Здравствуйте, дорогие читатели!

До весеннего равноденствия в этом году осталась неделя. К этому событию на сайте приурочено несколько статей. Мы уже говорили о том, как встречают весну кельты и об их празднике - Остаре . Говорили о весеннем равноденствии в целом. Настало время рассказать, как славяне отмечали этот день.

Вообще, в марте у славян были интересные праздники:

    Малый овсень (Новый год);

    День пробуждения медведя;

    Закликание весны;

  • Комоедицы (Комоедица, Комоединцы).

Последний нас и интересует. И, как раз, потому, что приходится на весеннее равноденствие.

Комоедица, что за праздник?

Вы, возможно, удивитесь, но это, отчасти, Масленица. Как так? Ведь Масленицу мы отметили еще феврале. Тут есть нюанс: современный праздник - это не совсем то, что надо. Сейчас расскажу почему.

Вспомним, что такое Масленица - это проводы зимы. Но какие проводы могут быть в первых числах марта или, вообще, зимой? Не логичнее ли встречать весну тогда, когда она действительно начинается? Логичнее, наши предки, как и язычники всего мира, так и делали - провожали зиму в день, который имеет под собой твердый фундамент, в день, когда зима, действительно, заканчивается, на что указывает - Солнце. Такой день - весеннее равноденствие .

Комоедица - это великий древнеславянский встречи весны и начала древнеславянского Нового года, которым также отмечался переход к весенним земледельческим работам.

С современной Масленицей у этого древнейшего праздника есть общие элементы, взять хотя бы, некоторые обряды:

    выпечка «солнечной пищи» - блинов;

    сжигание чучела зимы;

Но, тем не менее, общий смысл, все-таки, разный: современная Масленица сильно трансформировалась. Наглядно это отражено в таблице.

Идеи праздника


Чтобы до конца понять, что же такое Масленица-Комоедица и какой смысл в себе несет, стоит рассмотреть ее основные идеи:

Цикличность времени.

Наши предки считали Масленицу рубежом, после которого зима и морозы уступали место весеннему теплу. Уходили холода, природа возвращалась к жизни - вот он, цикл.

Культ плодородия.

Где есть жизнь, есть и ее продолжение. Зима ушла, природа воскресла, земля впитала последний снег и готова была к новому плодородному году. А так как для крестьян урожай был главной ценностью, то наши предки старались помочь земле набраться сил для обильных урожаев.

Масленица на Руси была своего рода литургией, только в роли бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Продолжение рода.

Плодородие земли отражалось и в тех, кто жил на ней. Круговорот жизни... «ты должен дать жизнь другому», как делает это Матушка-Земля.

Культ предков.

Очередная попытка славян поближе рассмотреть тайну жизни и смерти. Наши предки верили, что покойные, чье тело находится в земле, а душа в краю мертвых, могли влиять на плодородие земли. Именно поэтому нужно было задобрить духов. Поминальные действа включали в себя жертвоприношения, траурный плач и обильные трапезы, в которых, по верованиям предков, принимали участие и сами покойники.

Название праздника

Стоит отметить, что помимо встречи весны, в этот день наши предки славили Медвежьего бога .

С самого утра, еще до завтрака все с песнями и плясками шли в лес, там раскладывали на пеньках «блинные жертвы». Это был дар великому Медовому зверю. А уже потом начиналось веселье и пиршество.

Кстати, наши предки называли медведя «ком» (отсюда правило - «первый блин комам», т. е. Медведям). Но, возможно, это иносказательно - ведь истинное имя Владыки леса нельзя было произносить вслух, чтобы ненароком, не призвать.

Также, Комоедицы переводят как «праздник поедания комов» - особых блинов, посвященных священному медведю.

Традиции и обряды Комоедицы

Комоедица - один из главнейших славянских праздников, ее очень ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Работать в эти дни запрещалось, люди отдыхали:

  1. штурмовали ледовые городки, где пряталось чучело Марены;
  2. устраивали кулачные бои, причем бились по-настоящему, до крови. Пролитая кровь - это тоже была жертва богам и будущему урожаю.

Но особо примечателен последний день праздника.

Последний день праздника

    В праздничное утро люди шли на капище. Возле него и на перекрестках дорог сыпали зерно. Это для духов нави, которые в облике сорок его ели и не мешали праздновать.

    Накрывали стол (на столе обязательно должна быть скатерть). Кушали блины, кисель, мед и квас.

    Угощение делилось на несколько частей, обычно пять. Причем пятую часть отдавали духам предков:

Честные наши родители! Вот для вашей души блинок

    К капищу везли чучело Марены (его делали из соломы и крепили на шест). Во время этого действа, народ становился вдоль дороги, кланялись ему.

    Славили богов и предков, возжигали огонь.

    Водили хороводы, «надевши личину», чтобы злые духи не узнали, прыгали через костер, а потом умывались талой водой или снегом. Это делалось для красоты.

    Пили сурью (заговоренное молоко в сочетании с целительными травами, считалась у славян божественным и очищающим дух человека). Первую чашу этого напитка отдавали Марене со словами:

Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой, с цветами, с травой!

    Важно было, чтобы ни капли не пролилось на жертвенник, иначе снова, как считали наши предки, наступят холода.

    После чучело Марены сжигалось, вместе с различным мусором, старыми вещами и соломой.

    Скатывали с горки горящие колеса, как символ солнца. При этом говорили:

С горы катись, с весной воротись!

    «Будили медведя», затевали различные игрища, одним словом, веселились.

    Также, стоит отметить, что перед последними праздничными днями, чтобы смыть с себя все плохое, ходили в баню.

После всех гуляний, по завершению праздника, люди принимались за сельскохозяйственные работы - начинался новый аграрный год, новые заботы, новые труды. Это продолжалось все теплое время года.

Как относиться к современной Масленице, которая в народном календаре считается «проводами зимы», каждый решает сам. Кто-то отмечает, кто-то игнорирует, кто-то ждет весеннего равноденствия, чтобы встретить весну так, как «предки завещали».

На этом, пожалуй, все. Еще увидимся.

P. S. По материалам сайта slavyans.myfhology.info

Фальшивые деньги – оружие, которое на протяжении многих веков применялось для ведения войн. Наполеон, Гитлер, ЦРУ не гнушались его использовать для своих целей. И в условиях сегодняшнего противостояния России с Западом не стоит обольщаться, что проблема фальшивых денег для нашей страны не очень актуальна.

О фальшивых деньгах сегодня в России говорят нечасто. Наверное, отчасти потому, что, по оценкам Банка России, в нашей стране таких немного. Так, по итогам 2018 года было выявлено 38,5 тысячи фальшивых рублёвых денежных знаков, что, как с гордостью сообщил российский Центробанк, на 15% ниже показателя предыдущего года. Следует признать, что подделка российских купюр сильно затруднена, поскольку на отечественных денежных знаках последнего поколения имеется надёжная защита – одна из лучших в мире (наряду с долларами США).

Достаточно благополучно, если верить информации Центробанка, обстоят дела и с денежными знаками других стран на территории России. Так, за весь 2018 год было выявлено всего 2579 фальшивых купюр иностранного происхождения. Примечательно, что из них 2352 – американские доллары (почти исключительно 100-долларовые банкноты).

Но не стоит обольщаться, что проблема фальшивых денег для России не очень актуальна.

Потому что реально циркулирующих в России фальшивых денег гораздо больше, чем выявленных фальшивок. Надо иметь в виду, что подавляющая часть тех же 100-долларовых купюр в обращении не находится, они спрятаны в сейфах, банковских ячейках и под матрасами российских граждан. Стало быть, не проходят через фильтры проверки. А сравнительно надёжной считается проверка банкнот через кассы банков. Проверка в магазинах, кафе и других подобных организациях далеко не всегда позволяет идентифицировать подделки.

Фальшивых денег гораздо больше, чем выявленных фальшивок. Надо иметь в виду, что подавляющая часть тех же 100-долларовых купюр в обращении не находится, они спрятаны в сейфах, банковских ячейках и под матрасами российских граждан. Фото: Ivan Damanik / Globallookpress

Также в любой момент фальшивые денежные знаки могут неожиданно обрушиться на российскую экономику. Фальшивые деньги – оружие, которое на протяжении многих веков применялось для ведения войн. И значимость этого оружия сегодня ничуть не меньше, чем, скажем, в прошлом или позапрошлом веке.

Напряжённость в отношениях между Россией и Западом прогрессирует. Фактически нам объявили войну. И в этой ситуации нельзя сбрасывать со счетов возможность использования Западом такого оружия, как фальшивые деньги. Которые, как показывает опыт, использовались государствами для ведения войн трояко.

Во-первых , с помощью таких денег могла финансироваться агентурная сеть разведки государства-агрессора на территории той страны, которая планировалась к захвату.

Во-вторых , большие количества фальшивых денег могли вбрасываться в экономику страны противника для того, чтобы дезорганизовывать её денежное обращение (обесценение местной валюты и провоцирование инфляции и гиперинфляции).

В-третьих , с помощью фальшивых денег страна-агрессор могла оплачивать на оккупированной территории расходы на содержание своих вооружённых сил и даже заказы на производство оружия и снаряжения.

Хорошо известно, что ещё более двух веков назад Наполеон, вторгшись в Россию, активно использовал фальшивые бумажные рубли, чтобы расплачиваться с местным населением за постой войск и для закупки продовольствия и фуража. Историки утверждают, что фальшивки (их называют «наполеоновками») были изготовлены во Франции в больших количествах ещё до начала похода на восток и, согласно планам Наполеона, должны были дезорганизовать денежное обращение в России. Действительно, к осени 1812 года реальная стоимость русского ассигнационного рубля составляла всего лишь 25 копеек. Правда, вклад в это обесценение внесли не только «наполеоновки», но также «печатный станок» российской казны (точнее, Государственного ассигнационного банка).

При подготовке и в ходе Второй мировой войны Гитлер наводнил фальшивыми деньгами многие страны. Не был исключением и Советский Союз. Точное количество напечатанных фальшивых советских рублей так и осталось неизвестным, но, судя по всему, их было много. Между прочим, одним из официальных оснований проведения денежной реформы в СССР 1947 года было наличие в обороте значительного количества немецких фальшивок.

Хрестоматийным примером того, как Третий рейх пытался использовать фальшивые деньги для подрыва экономики противника, считается операция «Бернхард ». Она получила название по имени её руководителя – штурмбаннфюрера СС Бернхарда Крюгера . Суть операции заключалась в организации масштабного выпуска наличных британских фунтов стерлингов. Операция была суперсекретной, поэтому производство денежных фальшивок было организовано на территории концлагеря Заксенхаузен, расположенного в немецком городе Ораниенбург.

На этом сверхсекретном предприятии, развёрнутом в двух бараках концлагеря, сначала трудились 40 человек, потом численность персонала была доведена до 140 человек (почти все были профессионалы в своей области: печатники, гравёры, художники, банковские служащие). С середины 1943-го по середину 1944 года каждый месяц выпускалось в среднем около 65 тысяч поддельных купюр на шести печатных станках. По некоторым оценкам, всего было изготовлено «продукции» на сумму 300 млн фунтов. Правда, было много брака. К использованию было пригодно 125 млн фунтов. А это примерно 10% от стоимостного объёма наличных денежных знаков, которые тогда обращались в Англии.

Первоначально планировалось, что фальшивые купюры будут разбрасываться с самолётов над территорией Англии. Затем от этого варианта отказались. Было решено, что фальшивые деньги будут направляться на острова Туманного Альбиона через нейтральные страны по каналам контрабанды или с помощью незаконных валютных операций. С подрывом денежного обращения у организаторов операции не получилось. А вот для финансирования закупок оружия и снаряжения фальшивые фунты очень даже пригодились. Через свою агентуру в банковских кругах Швейцарии удалось конвертировать фальшивки в настоящие швейцарские франки, а отчасти также в доллары США. Фальшивыми фунтами снабжали агентуру германской разведки по всему миру, а также вооружённые формирования сторонников Гитлера в Италии и странах юго-восточной Европы.

В 1944 году Третий рейх стал вести подготовку операции в рамках экономической войны против США с использованием фальшивых долларов. Подготовку вели те же специалисты, которые были задействованы в операции «Бернхард». Предполагалось, что первоначальная мощность производства составит в стоимостном выражении 1 миллион долларов в день. Однако возникли непредвиденные технические сложности (недопустимо низкое качество подделки). Первая партия фальшивок была изготовлена лишь в марте 1945 года – около 6 тысяч 100-долларовых банкнот. Военное кольцо вокруг Германии стремительно сжималось, до реализации долларовых фальшивок дело не дошло.

В послевоенном мире уже США стали прибегать к использованию денежных фальшивок как оружию. Здесь хрестоматийным примером выступает операция Вашингтона против Ирака. Ещё с начала 1990-х годов в эту ближневосточную страну стали забрасываться большие партии фальшивой валюты – как местной, так и американских долларов. Очевидных свидетельств было столько, что даже газета «Нью-Йорк таймс» в 1992 году с заголовком «Атака фальшивых денег направлена на разрушение экономики Ирака».

А вот норвежского эксперта-антиглобалиста Терье Малоя (Terje Maloy) под названием «Реальные фейковые вертолётные деньги – ЦРУ занимается фальшивомонетничеством для того, чтобы разрушать национальные экономики», опубликованная в 2017 году в издании Global Research. Автор указанного материала в первую очередь вспоминает всё тот же Ирак: «Иракская экономика является целью кампании по дестабилизации, проводимой под руководством США. Для этого страну пытаются наводнить огромным количеством фальшивой валюты, говорят арабские и западные чиновники… Поддельные тюки с фальшивыми динарами провозятся контрабандой через иорданскую, саудовскую, турецкую и иранскую границы, чтобы подорвать иракскую экономику, заявили официальные лица, которые пристально следят за ситуацией в Ираке. Эти чиновники считают, что кроме местных денег в Ирак поступают контрафактные доллары, чтобы ещё больше запутать банковскую систему. Должностные лица, которые настаивают на своей анонимности, заявили, что в этой экономической диверсии участвуют страны Запада, Саудовская Аравия, Иран и Израиль».

Фальшивые деньги, которые Центральное разведывательное управление и другие американские спецслужбы используют для подрыва экономик неугодных государств, в буквальном смысле оказываются «вертолётными». В упомянутой статье говорится о том, что в Югославии в 1990-х годах контрафактные деньги сбрасывались вертолётами Соединённых Штатов в южных болотистых районах.

Нельзя сбрасывать со счетов возможность использования Западом такого оружия, как фальшивые деньги. Фото: Ivan Damanik / Shutterstock.com

В Афганистане по каналам ЦРУ было передано моджахедам фальшивых американских банкнот на общую сумму около 2 млрд долларов (в рамках операции «Циклон», которая проводилась в 1980-е).

По мнению норвежского эксперта, причины гиперинфляции в Зимбабве в конце прошлого – начале нынешнего века следует искать не в неумении местных властей управлять экономикой (как это представлялось и представляется западными СМИ). А в том, что американские спецслужбы организовывали вбросы в эту африканскую страну больших количеств контрафактных денег.

Терье Малой и другие эксперты называют страны, где фальшивомонетничество достигло крупных масштабов. Большинство из них специализируется на выпуске контрафактных долларовых купюр. Особенно купюр достоинством в 100 долларов. Это Северная Корея, Иран, Перу, Венесуэла. Также называются страны, где фиксируется повышенный уровень обращения фальшивых долларов. Это Польша, Украина, Израиль и некоторые другие страны.

Вокруг деятельности по производству фальшивых денег в Северной Корее и Иране возникло большое количество легенд и версий. Многих удивляет высокое качество фальшивых долларов, производимых в указанных странах. Порой такие денежные знаки оказываются даже более качественными, чем те, которые сходят с печатных станков Федеральной резервной системы США (в Америке производство купюр осуществляется на двух предприятиях). Отсюда даже появился термин «супердоллары».

И здесь возникают законные сомнения в том, что Северная Корея, Иран и некоторые другие страны могли самостоятельно наладить производство поддельных американских денежных знаков. Когда-то в КНДР и Иране действительно были машины по выпуску долларовых банкнот. На этот счёт имеется достаточно много прямых и косвенных доказательств. Так, Северная Корея в своё время (в 1970-е годы) получила такое оборудование из ГДР. Однако с того времени много воды утекло. Оборудование давно уже амортизировалось. А Америка произвела замену своих купюр и вышла на новый уровень их защиты. Ещё раз напомню, что долларовые банкноты сегодня считаются одними из наиболее защищённых денежных знаков в мире.

И тут возникают разные версии объяснений.

Одна из них сводится к тому, что информация (в том числе официальные сообщения Вашингтона) о том, что на территории КНДР и Ирана существует масштабное производство фальшивых долларов, не более чем фейк (дезинформация). А для чего Вашингтону нужна такая дезинформация? А для того чтобы отвести от себя подозрение в том, что именно США производят фальшивые доллары. По поговорке: «Кто громче всего кричит «держи вора»? Сам вор». А кто именно в США может производить такие фальшивые доллары? Первая версия – ФРС США. Именно под её контролем находятся два предприятия с оборудованием для печати купюр. Вторая версия – американские спецслужбы, которым, собственно, и нужны фальшивые доллары для проведения операций по всему миру. Но думаю, что, скорее всего, между ФРС США и американскими спецслужбами давно уже сложился тайный альянс, в рамках которого и решаются практические задачи по организации производства и использования контрафактной денежной продукции.

Заметим, что именно ФРС США и американские спецслужбы составляют костяк «глубинного государства», которое незримо управляет (или, по крайней мере, пытается управлять) внутренней и внешней политикой Америки. А для этого нужны деньги. Я уже отчасти затрагивал в своих публикациях тему «теневого правительства» и его финансирования. Это и гигантские суммы бюджетных средств, которые попадают в Пентагон (часть его тоже входит в «глубинное государство») и под прикрытием секретных статей используются на цели «глубинного государства». Это и доходы от наркобизнеса (крышуемого по всему миру Центральным разведывательным управлением). Наконец, это фальшивые доллары.

Где конкретно может быть организовано «теневым правительством» производство фальшивых долларов? Наверное, прежде всего на территории самих США. А уже затем продукция фальшивомонетчиков по разным каналам попадает в нужные точки мира. Так считают некоторые эксперты.

Другие, правда, полагают, что организация крупномасштабного производства фальшивых долларов на территории США связана с большими рисками (противники «глубинного государства» – а таких очень много в Америке – могут вычислить находящиеся под боком подпольные производства). Поэтому лучше налаживать выпуск там, где может быть обеспечена высокая защита подпольных производств от любопытных глаз. Кстати, именно такие условия, как это ни парадоксально, существуют в Северной Корее. Всё это звучит почти невероятно. Но версии, что «глубинное государство» организовало производство фальшивых долларов в КНДР, придерживаются несколько экспертов.

Где конкретно может быть организовано «теневым правительством» производство фальшивых долларов? Наверное, прежде всего на территории самих США. Фото: Volodymyr Horbovyy / Globallookpress

Один из них достаточно хорошо известен российским читателям. Это итальянский политик и публицист Джульетто Кьеза. Он уже не раз обращал внимание аудитории на запредельно высокое количество фальшивых долларов на Украине. При этом следует отметить, что они отличаются высоким качеством, то есть это «супердоллары». Итальянец в своей статье «Третья мировая война уже началась. Против русских!» пишет: «Моё последнее открытие: откуда все эти деньги? Я знал, что США производят каждый месяц 85 млрд долларов из ничего. Их создают компьютеры. Они оплачивают свой долг деньгами, которые производят искусственно, из нуля. 100-долларовые банкноты производятся… в Северной Корее! Существуют три места, где США производят свои деньги: два – в Америке, а третье – в Северной Корее, недалеко от Пхеньяна. Это целый город, окружённый спецслужбами Северной Кореи, 69-й дивизией. Там создана целая база производства долларов. Это великолепные настоящие американские доллары.

Правда, не совсем настоящие: существует такое выражение «same-same but different» (то, да не то. – Прим. автора ). Они не фальшивые и одновременно фальшивые. Это десятки миллиардов каждый месяц. Почему американцы производят деньги именно там? Потому что Северная Корея – самая изолированная страна в мире. Таким образом они сохраняют у власти корейских диктаторов. Самое важное, что они так создают секретное финансирование всех секретных служб США – ЦРУ, NSA и так далее. Для этого не надо идти в американский сенат и просить увеличения затрат. Может быть, сам президент Обама об этом ничего не знает. Они, таким образом, свободно, вне контроля конгресса, финансируют ЦРУ. Откуда эти деньги для Украины? А для финансирования «свободной» сирийской армии? Оттуда, из Северной Кореи! Они могут таким образом купить целую армию. А вы ещё думаете, что живёте в цивилизованном мире?! Это криминал, который находится у власти, имеет деньги и который может убивать или купить целое правительство».

Джульетто Кьеза, друг русского народа и переживающий за судьбу России, справедливо предупреждает нас: будьте готовы, что против вашей страны может быть применено такое опасное оружие, как фальшивые доллары. А я от себя добавлю, что опасность этого оружия не зависит от того, где оно было произведено – в Северной Корее, Соединённых Штатах или ещё какой-либо стране.

Древнейший славянский праздник Комоедица считают прародительницей Масленицы — самого вкусного и веселого торжества.

Древние славяне поклонялись природе и почитали Солнце-Ярило как божество, дающее жизненные силы всему живому. Поэтому Комоедица была приурочена к весеннему равноденствию — одному из четырех главных праздников, связанных с солнцем.

История и суть

Все славянские праздники — астрономические и прочно привязаны к определенным календарным датам в соответствие с движением Земли вокруг Солнца.

День весеннего равноденствия древние славяне праздновали в честь крепчающего Солнца-Ярилы. И действительно, с этого праздника солнечный день становился длиннее.

Главный смысл древнего праздника — встреча весны и начало земледельческих работ. В те далекие времена люди верили, что веселые гулянья и блинные пиршества способствуют быстрому приходу весны.

Поэтому в старину прощанию с зимой и пробуждению весны посвящали две недели гуляний — отмечали 7 дней перед днем весеннего равноденствия и неделю после.

А после праздничных дней начинался тяжелый повседневный труд от восхода до заката, чтобы обеспечить себе и семье пропитание на следующую долгую зиму, поправить или построить жилье, запастись топливом и так далее.

В праздник принято было печь лепешки, символизирующие солнце — круглое, желтое и горячее. Лакомясь блинами в Комоедицу, в том числе в день весеннего равноденствия, древние люди верили, что они с каждым кусочком получают частичку животворного тепла и солнечного света.

© photo: Sputnik / Максим Богодвид

Изначально основным блюдом на Ярилин день был хворост — печенье, олицетворяющее дрова в крадах (погребальный костер). По традиции, раньше славяне сжигали умерших на крадах — огромной куче дров и хвороста.

Кроме того, Комоедица связана с потусторонним миром и почитанием духов умерших. Считается, что с приходом весны и поворотом солнца на лето, из Ирия (с того света) возвращаются души предков, которые улетали из Яви на всю зиму. Согласно поверьям славян, прилетают они, прямо на крыльях птиц, которые возвращаются в родные земли.

Название праздник получил благодаря еще одной важной традиции, существовавшей у древних славян — почитание Медвежьего бога Кома. Хозяину леса приносили в жертву первые выпекаемые праздничные блины, которые торжественно относили в лес. Отсюда, наверное, и произошла поговорка: "первый блин комам", то есть медведям.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную крупу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

Традиции и обычаи

Праздник наступления нового земледельческого года у восточных славян, как и в западной Европе, знаменовался весельем, разжиганием костров, состязаниями, играми, катанием с гор, походами ряженых, кулачными боями, непрестанным хождением в гости с обильными трапезами.

Комоедица-Масленица — это не просто празднование дня солнцеворота, а целая череда праздничных дней, которые сопровождались многочисленными традициями.

Ни на Масленицу, ни перед, ни после нее никаких постов не было, и вкушение различных вкусных блюд являлось вовсе не говением после или перед воздержанием, а праздником во имя светлых Богов, которые вернулись на землю.

Сжигание чучела — пожалуй, самый известный обряд в праздновании Масленицы, который сохранился до сих пор. Но древние славяне сжигали чучело Марены (Морана, Мара) — богини смерти и зимы, которая властвовала в холодное время года.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

По сути этот обряд символизировал проводы зимы — уважительного прощания с Мареной. Чучело сжигали, бросая в огонь старые вещи, с наговорами, для того чтобы вместе с Мареной ушло все плохое, накопившееся за зиму. А затем прыгали через костер, приветствуя приход весны, которая спускалась на землю из Сварги — небесного царства богов.

В этот день принято было поминать умерших родителей и родственников. Садясь за трапезу, приглашали к столу и души умерших. Для этого ставили блюда с едой, как и всем остальным присутствующим, а также оставляли накрытыми столы на всю ночь.

Кроме блинов традиционными блюдами считались: пироги, кисель, мед, квас, печенье в виде различных зверушек, птичек, жаворонков, которые символизируют приход весны и так далее.

Испеченных птичек, жаворонков, ласточек сажали на окошки и украшали дома. В некоторых областях до сих пор сохранился обычай рано утром посылать детей на улицу покликать весну.

Работать в этот светлый день поминания предков и почитания Богов запрещалось. Также перед праздником считалось правильным сходить в баню и смыть все следы, которые остались от лютой Зимы. В этот день не пряли и не вязали, чтобы мыши не грызли нитки и холсты.

Праздник Комоедица сопровождался всеобщим весельем — на площадях в эти дни проводились ярмарки, выставлялись балаганы. Народ веселился, катаясь на санях с ледяных горок. Самые смелые участвовали в кулачных боях, а самые закаленные — ныряли в проруби.

Люди побогаче раскатывали по селению на новых расписных санях, хвастая перед народом своими лошадьми, наряженными лентами и звонкими бубенцами.

При этом Масленица не стала частью церковной традиции. В православном календаре такое название не указывается, но в нем есть Сырная седмица. Дни православной Сырной седмицы и народной Масленицы совпадают, но отличаются по смыслу.

Сырная седмица - это неделя подготовки к Великому посту, и посвящена одной цели - примирению с ближними, прощению обид и подготовке к покаянному пути к Богу.

Святая церковь называет Сырную седмицу "светлым предпутием воздержания" и считает, что истинным христианам не подобает предаваться в Масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям.

Материал подготовлен на основе открытых источников

ДРЕВНИЙ СЛАВЯНСКИЙ ПРАЗДНИК КОМОЕДИЦА

( Масленица )


КОМОЕДИЦА (или Комоедицы) — один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны и начала Нового года, также имел характер почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Кому первыми выпекаемыми праздничными блинами, которые торжественно относили в лес.

Комоедица — очень древнее празднование европейских народов, существовавшее с глубоких доантичных времен. В Древней Элладе этот весенний праздник назывался по-древнегречески Комодиа (κωμωδια) или Комоидиа (κωμωιδια), т.е. «медвежий праздник»; позднее отсюда возникло античное название увеселительного смешного представления комедия.

Время весеннего равноденствия эллины связывали с чествованием богини-охотницы Артемиды (в древнеримской мифологии - Диана). Артемида, дочь богини Лето и сестра Аполлона часто изображалась с ланью и медведем.

Жрицы богини исполняли священные пляски, облачившись в медвежьи шкуры и принося медведя в жертву. Будучи девственницей, Артемида требовала этого и от своих спутниц. Подругу Артемиды, нимфу Каллисто, соблазнил Зевс. Когда Артемида при купании увидела, что та беременна, то в гневе превратила ее в медведицу и натравила собак. Спасаю свою возлюбленную, Зевс переместил ее на небо в виде созвездия Большая Медведица.

Современное название зверя ранее было иносказательным («настоящее» имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): «медведь» — ведающий мёд. Оно достаточно древнее: не «мёдведь», а «медведь». Постепенно это имя прижилось, став «настоящим». После чего начало вытесняться уже новыми иносказаниями: «мишка», «топтыгин», «косолапый» и т.п.
Древнее имя «Ком», возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести.

Возможно, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога — «логово бера». Отсюда «берендей» (человек, умеющий оборачиваться в бера) и наименование города Берн ("город медведя"), который был основан герцогом Церингенским Бертольдом V в 1191 году, столица немецкоязычного кантона в Швейцарии; город назван в честь медведя (по-немецки Bär), который был первым животным, пойманным в этих местах во время охоты основателем города Берхтольдом фон Церингеном.

Древние кельты и германцы считали этот день первым днем весны и началом земледельческого сезона. Английское название этого праздника (Easter или Ostara). Eostre или Ostara — имя германской богини весны и утренней зари, которой и посвящен праздник. Возвращение Остары из подземного царства чествовали маленькими пшеничными булочками и крашеными яйцами, которые являлись символами новой жизни.

В День весеннего равноденствия до сих пор начинается Новый год у многих народов и народностей Земли — это великий весенний праздник Навруз (Nowruz). Азербайджан, Иран, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан — практически все страны Великого шелкового пути связывают начало нового года с этим явлением природы.

Наши славянские предки отмечали Комоедицы в священный день весеннего равноденствия (по современному календарю в разные годы 20 или 21 марта), после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.

Нынешние энтузиасты изучения древней славянской истории, объединенные в так называемые «родноверческие общины», почему-то отмечают этот праздник 23 марта — у наших древних предков были более точные знания астрономии и даты дня весеннего равноденствия.

Празднование Комоедицы

Восстановленная по разным фрагментарным источникам одна из современных версий сценария праздника; за многие столетия жестоких христианских гонений истинные исторические обычаи этого древнего славянского праздника утрачены безвозвратно.

Начало праздничного дня

Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки), непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.

На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски.

Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:

«Честные наши родители!

Вот для вашей души блинок».

Чучело Марены (Зимы)

Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стояли вдоль дороги, кланялсь в пояс и величали Марену Свароговну:

«Приезжай ты к нам

На широк двор:

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешаться.

Масленица - красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Сорока бабушек внучка,

Трёх матерей дочка, кветочка,

Ягодка, перепёлочка».

Угощение блинами

Начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса — великому Медовому зверю кому...

хомяк с ежевикой

После проводили зачин. Возжигали Огонь. Славили богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивали хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывали представление, им помогали колоброды:

«Как на блинной на неделе

Из трубы блины летели!

Вы блины, блины, блины,

Вы блиночки мои…»

Прыжки через костёр

Потом все прыгали через костёр (вот при таких прыжках в день весеннего равноденствия и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе Островского), а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту (при нынешней загрязненности атмосферных осадков такое уже не рекомендуется).

Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

Распитие сурьи

Всем наливали чудесный веселящий и умножающий силы солнечный напиток — сурью (название напитка восходит к санскритскому слову "surya" — «cолнце»). Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику.

Рецепт сурьи:

· Для приготовления этого напитка необходимо взять 3 литра живого, не «восстановленного» молока,

· налить его в трехлитровую банку и дополнить тремя столовыми ложками натурального меда.

· Затем опустить в молоко смесь трав: 1/4 чайной ложки хмеля, 1/4 чайной ложки донника, 1/4 чайной ложки крапивы, 1/4 чайной ложки полыни.

· Все это перемешиваем по часовой стрелке, с пожеланиями добра и света и закупориваем герметично.

· Ставим на солнце для осуривания на девять дней.

· Все это время напиток надо периодически помешивать.

· Готовый напиток потреблять, предварительно взбалтывая, по стакану в день.

Жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:

жрица Живы

«Уходи, Зима холодная!

Приходи, Лето жаркое!

Со страдной порой,

С цветами, с травой!»

Сжигание Марены (чучела надоевшей Зимы)

Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:

«Марена загорела,

Всему миру надоела!»

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Опять прыгали через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Катали горящие колеса. Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:
«С горы катись,

С весной воротись!»

«Пробуди»

Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.

«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль:

«Скрипи нога,

Скрипи липовая!

И вода-то спит,

И земля-то спит.

И по сёлам спят,

По деревням спят.

Одна баба не спит,

На моей коже сидит.

Мою шёрстку прядёт,

Моё мясо варит.

Мою кожу сушит».

Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.

Игрища

После пробудей начинались игрища.

Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц.

После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк…

взятие снежного городка

на кулачки

Обычно Комоедицу праздновали неделю до весеннего равноденствия и неделю после.

Прощание

При прощании одаривали друг друга всякими сладкими "заедками" (позднее - пряниками) и говорили:

«Прости меня, пожалуй, Буде в чём виноват перед тобой».

Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

Сакральное

Духи великих предков, незримо присутствуя на празднике весеннего равноденствия, радовались вместе со всеми своими потомками-соплеменниками долгожданному наступлению преобладания дня над ночью, окончательному изгнанию надоевшего холода Зимы ласковым теплом Весны и грядущего Лета, славили род Славянский, одобряли, что, следуя изначальной традиции, приходят славяне все вместе на великий Праздник Весны, чтобы соблюсти древний священный

Обычай.

В общем, славянский языческий праздник, приуроченный к ежегодному астрономическому событию, проходил всем на радость в потехах и развлечениях. А впереди уже было не за горами и лето красное, особо ценимое в нашем холодном климате.

О подробностях славянских языческих религиозных обрядов дохристианских времен, которыми руководили волхвы, нам известно немногое. Попытки реконструировать их, исходя из дошедших до нас исторических документов Западной Европы, Ирландии и Англии об обрядах подобного славянской Комоедице (Весне священной) западного языческого праздника Бельтайн (тоже весеннего праздника религии друидов), представляются весьма условными и более пригодными для мультфильмов.

Мультипликационный фильм «Снегурочка»

По мотивам пьесы А. Островского на музыку Римского-Корсакова в обработке Л. Шварца. Союзмультфильм - 1952

Это попытка мультипликационной "реконструкции" обычаев языческого праздника Комоедицы и славянской встречи Весны священной в День весеннего равноденствия, в который растаяла Снегурочка.

В древности этот день был у наших славянских предков первым днем Нового года.

Масленица — это озорное и весёлое прощание с Зимой и встреча Весны, несущей оживление в Природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали Весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в православной церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.

В народе каждый день масленицы имеет свое название.

В «Прощённую неделю» на Руси торжественно сжигали «чучело Масленицы» (также именуемое как «чучело Зимы» или "чучело Маслёны"). Обычно «чучело», представляющее собой пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи», и кофте, ставили на дрова, сложенные в виде колодца, внутри которого зажигали огонь. Иногда чучело топили в прорубе или разрывали. Иногда в роли "Чучела" выступали живые ряженые люди, которых возили по деревне, а ближе к концу праздника вывозили в сваливали в снег. С чучелом озоровали в течение Масленичной недели, подводя под окна и пугая народ. Однако чаще всего масленицу сжигали. Иногда чучело — "Сударыню-Масленицу" ставили на сани вдвоем с красивой девушкой, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу. За масляницей шествовали другие сани — сопровождая её. Шествие заканчивалось сожжением Масленицы за околицей деревни, в поле. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало — похороны Зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем — обновление Природы, зарождение весны, новых сил плодородия. К костру приносили блины и угощали друг друга; через костер прыгали; вокруг него водили хороводы и пели народные песни, плясали. У горящего костра люди на Руси кричали: «Куды дым, туды блин, туды Масленка!», «Прощай, Маслена ерзовая!», «Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла!»... На масляницу также проводились разные cостязания - "кулачный бой", ходьба на ходулях, на столбоходах, езда на тачках, тягание гири, метание метлы на дальность, перетягивание каната, и доставание главного приза с верхушки гладкого высокого столба. В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов Зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом.

Традиция этого праздника живет и по сей день.

Слава Жизни! Слава Весне!

Читайте также: