Замена льгот денежной компенсацией монетизация. Введение. Процесс монетизации привилегий

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

Контрольно-курсовая работа на тему:

«Монетизация льгот и ее последствия для населения»

Выполнил: Ф.И.О.

гр.ХХХХХХ

Проверил: Ваховский А.М.

Введение 1

Причины принятия закона о монетизации льгот и основные его положения. Кому была выгодна отмена льгот………………………………………………………………………1-4

Проблемы, с которыми столкнулись при реализации закона, и их причины…………………………………………………………………..4-8

Последствия для населения: плюсы и минусы………………………...8-9

Заключение…………………………………………………………………….9-10

Список литературы…………………………………………………………..11-12

Приложения…………………………………………………………………..13-15

Введение

Монетизация льгот – этот вопрос волнует всю нашу страну с середины прошлого года. Нет смысла говорить об актуальности этой темы - в каждой второй российской семье были те или иные категории льготников. Вопрос о монетизации не имеет возрастных рамок: он в равной мере затронул интересы как школьников, так и пенсионеров. К решению о принятии законопроекта страна отнеслась по-разному (см. приложение №2). Это вполне объяснимо, ведь кому-то монетизация оказалась выгодной, часть населения выиграла от перевода льгот в денежную форму, другая, наоборот, - проиграла. Предполагалось, что реформа принесет стране только пользу, но, возможно, правительство не учло мирового опыта. Нет ни одной экономически развитой страны, где все льготы переведены в денежную форму, будь то Соединенные Штаты или Швеция.  Это означает, что схема, предложенная правительством, нигде экспериментально не подтверждена. Попробуем разобраться, к чему привела монетизация в нашей стране.

Причины принятия закона и его основные положения.

Кому была выгодна монетизация?

2 июля 2004 года депутаты Госдумы в первом чтении большинством голосов поддержали законопроект о монетизации льгот. Идеологами и главными реализаторами этой реформы стали министр здравоохранения и социального развития М.Зурабов, Герман Греф, Алексей Кудрин.  Правительство убедило Думу принять законопроект, представив целый ряд преимуществ:

    Во-первых, помощь придет по точному адресу, тем, кто действительно в ней нуждается, минуя чиновников.

    Во-вторых, она будет конкретной, а не в виде пустых обещаний. По словам А.Исаева (председателя комитета Госдумы, ответственного за принятия 122 закона) новый закон дает населению деньги вместо существовавших только на бумаге льгот и приводит меры социальной защиты в соответствие с рыночной экономикой.  Часть льгот уже давно не работает (например, бесплатные лекарства: лекарственных препаратов часто не оказывалось в аптеках; кроме того, по льготам можно было приобрести только 150 препаратов (обычно самых дешевых и неэффективных)). Доказывая необходимость принятия закона, сторонники монетизации опирались на то, что большинство льготников поддерживают монетизацию. Однако исследования, проводимые Аналитическим Центром Юрия Левады, показывают совсем другое: решение о замене льгот денежными выплатами целиком поддерживают 12% от всех опрошенных, по большей части поддерживают 21%, по большей части против этого 23%, целиком против 34%. 

    К тому же, «отказ от бартера в социальной сфере», по мнению правительства, приведет к снижению тарифов.

    И, наконец, эта реформа позволит разграничить полномочия федеральной и региональной власти.

Цель реформы определил Алексей Кудрин: она состоит в «переходе от популизма к выполнению государством своих обязательств»  - многообещающий, но довольно обтекаемый ответ; по народному мнению, цели закона несколько другие: лишь 13% полагают, что замена производится для того, чтобы улучшить положение самых обездоленных, 25% предполагают, что целью является уравнение положения льготников с теми, кто не пользовался льготами, но по мнению большинства (53%) дело просто в том, чтобы "сэкономить бюджетные средства" за счет самых бедных.  Законопроект был принят Госдумой 5 августа 2004 г., одобрен Советом Федерации 8 августа. Впоследствии были внесены изменения от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 года. Он принят «в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» 

Что же предложило правительство населению взамен натуральных льгот?

По 122-му федеральному закону все льготники разделены на федеральных и региональных, в зависимости от того, кто финансирует социальную поддержку этих граждан. Финансирование за счет федерального бюджета сохранилось для Героев СССР, России, Соцтруда, полных кавалеров ордена Славы и Трудовой Славы, инвалидов и участников ВОВ и их семей, узников фашизма, ветеранов боевых действий, проходивших военную службу в ВОВ не в действующей армии, блокадников, инвалидов всех трех групп, чернобыльцев. Финансирование ветеранов труда, тружеников тыла и пострадавших от политических репрессий производят региональные бюджеты. Взамен всех льгот (бесплатный проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; абонентская плата за телефон и его установка; протезирование и зубопротезирование и др.) они получают от 150 до 1550руб. + соцпакет (скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатные лекарства, бесплатные санаторные путевки (с оплатой проезда на курорт и обратно), бесплатный проезд в пригородных электричках) стоимостью 450руб. (при желании можно от него отказаться и с 1.01.2006 получать деньги). Причем, по новому закону можно выбирать только одну компенсацию. Так что, если гражданин принадлежит к нескольким льготным категориям, он сможет получить деньги только по одной из них.

Как происходит монетизация льгот для ветеранов труда? Этот вопрос интересует сейчас многих людей. Граждане страны, которые носят звание ветерана труда, имеют право на определенные преференции. Их размер установлен как в федеральном, так и в региональном законодательстве.

Закон о монетизации льгот ветеранам труда установил, что такое звание, а соответственно, субсидии, устанавливаются следующим группам населения:

  • гражданам, которые до 22 июня 1941 г., т.е. до начала войны Германии против СССР, уже работали, будучи несовершеннолетними;
  • лицам, трудовая деятельность которых достигает определенного уровня: мужчины должны проработать не менее 40 лет, женщины – 35 лет;
  • кавалерам различных наград, выданных в Советском Союзе и России.

При этом учитывается их общий стаж работы.

Как осуществляется монетизация льгот

В 2016 г. монетизация льгот для ветеранов труда на федеральном уровне предусматривает:

  1. Возможность без оплаты ездить на транспорте между населенными пунктами по всей стране, в том числе и внутри конкретного региона (пригородное направление).
  2. Предоставление компенсации в размере 50% на все коммунальные услуги, без привязки к форме жилфонда. В частности, субсидия распространяется на свет, газ, воду, вывоз мусора, использование радиоточки и телевизионной антенны.
  3. Для тех, кто работает, предоставляется возможность самостоятельно выбирать время ежегодного отдыха. Длительность отпуска составляет не более 30 дней, причем оплачиваемых.
  4. Бесплатный осмотр у стоматолога, но только в государственных клиниках. Здесь ветеранам могут безвозмездно изготовить и поставить протезы из обычных материалов.
  5. Прохождение бесплатного обследования в больницах, находящихся в господчинении.

Закон о монетизации льгот ветеранам труда отдельно дополнительно позволяет получить региональные скидки. Например, они распространяются на такие виды:

  1. Ежемесячную выплату из городского бюджета, если такая не установлена на федеральном уровне.
  2. Скидки и компенсации на покупку лекарственных препаратов.
  3. Получение льгот по так называемой социальной карте, по которой ветераны могут покупать товары в продовольственных и хозяйственных магазинах (5% скидки от цены покупки).
  4. Приобретение железнодорожных билетов и проездных документов на водный транспорт с 50% скидкой.

Количество и размер льгот на региональном уровне зависит от возможностей местных властей и доходов в бюджет.

Ветераном труда принято считать человека, который долгое время работал на государственном предприятии. Ранее это звание давало только моральное удовлетворение (во времена СССР), а позже было подкреплено социальными выплатами. На основе этого было разработано соответствующее законодательство, позволяющее получить статус трудового ветерана, который подкрепляется специальной корочкой.

Рассмотрением документов тех, кто претендует на данный статус, занимаются отделы при органах власти и социальной защиты.

Если решение принято в пользу ветерана, то должно быть выдано удостоверение. Его обязательно должен подписать руководитель органа социальной защиты. В момент вручения документа гражданина знакомят с полным перечнем льгот, из которых он выбирает самые необходимые. После этого человек должен написать заявление, указав название выплат.

Вернуться к оглавлению

Как ветерану труда можно произвести монетизацию льгот

Избранная монетизация. На основе оформленных удостоверений и внесения поправок в закон, в 2016 г. монетизация коснулась только льготников федерального уровня. Так, в деньги были переведены следующие субсидии – прохождение санаторно-курортного лечения, покупка лекарств и поездка на транспорте. В регионах все зависит от того, кто подал заявление, какое их количество и какую сумму из местного бюджета надо на это выделить. Но в основном льготы выдаются, как и раньше.

Выплата денежной компенсации позволила гражданам самостоятельно покупать препараты в аптеках и получать надбавку к пенсии. В последнем случае ветеран труда должен отказаться от льгот, и тогда их эквивалент будет компенсирован в виде доплат.

Чтобы изменить получение вида выплат, необходимо написать заявление в органы соцзащиты, но только до октября 2016 г.

После этого пройти монетизацию будет невозможно.

Обычная доплата к пенсии сохраняется, если она не достигает прожиточного уровня того региона, где живет ветеран. Тогда им выплачивается определенная сумма, установленная в начале года местной властью. Отдельно доплачивается размер индексации, если произошло ее увеличение или был повышен минимум уровня жизни.

Отдельного упоминания заслуживают налоговые субсидии, попавшие под монетизацию. Полностью от налога на имущество освобождаются те, кто имеет недвижимую собственность. Не надо платить налог для физических лиц. Это касается пенсий и социальных доплат, материальной помощи, денег на лечение в санаториях и курортах.

Если ветеран подтверждает право собственности, то имеет право на вычет по тратам, уплату процентов по целевой ипотеке и займу. Выплаты могут осуществляться в течение 3 налоговых периодов, которые предшествовали времени, когда появился переносимый остаток вычета по имуществу.

Налоги на транспорт и землю регионы устанавливают самостоятельно.

Так называемая «монетизация льгот» в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ была проведена в России 12 лет назад. Однако и сегодня у некоторых категорий граждан остаются льготы (бесплатные социальные услуги), которые по желанию можно заменить на денежную компенсацию. Это целесообразно делать, например, если реальной потребности в данной услуге нет или ее невозможно получить. Такие услуги перечислены в ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной социальной помощи».

В перечень социальных услуг, которые можно заменить денежной компенсацией, входят :

Обеспечение соответствующих категорий граждан бесплатными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также лечебным питанием;

Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний;

Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

Как отказаться от льготы в пользу денежной компенсации?

Для получения денежного эквивалента положенных льготнику социальных услуг необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который осуществляет ежемесячную денежную выплату. Обратиться в ПФР можно также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) или в электронном виде через единый портал госуслуг. Заявление об отказе на следующий год подается до 1 октября текущего года.

Льготник может отказать как от всех услуг сразу, так и от одной или двух из них (ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ). Для подачи заявления требуется только паспорт. Заявление будет действовать, пока гражданин не изменит свой выбор.

На какой размер денежной компенсации можно рассчитывать?

В соответствии с ФЗ от 01.12.2014 N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», стоимость набора социальных услуг составляет 1048,12 рублей – это та сумма, на которую льготник может рассчитывать, «монетизировав» все три услуги. Из этой суммы 816,40 руб. - это обеспечение лекарствами, 116,83 руб. - это санаторно-курортное лечение и 106,89 руб. - бесплатный проезд к месту его проведения.

Федеральные и региональные законы устанавливают определённый перечень мер социальной поддержки для ветеранов труда, призванных улучшить условия их жизни. Конкретный список оказываемых мер социальной помощи различается в зависимости от региона проживания льготной категории граждан, поэтому для получения точной информации необходимо обращаться за консультацией в органы социальной защиты населения. Давайте выясним, в чём заключается социальная поддержка ветеранов труда в 2020 году.

Как получить звание ветерана труда

Для того, чтобы претендовать на какие-либо льготы, необходимо сперва доказать свою принадлежность к льготной категории граждан, в данном случае – к ветеранам труда. Для этого нужно стать обладателем звания ветерана труда, которое полагается тем, кто трудился на протяжении многих лет. В период СССР такие граждане были отмечены медалью, которая служила памятным знаком, но не давала прав на получение каких-то особых преференций. Сегодня же, наоборот, установлено множество мер социальной помощи. Ряд льгот установлен на федеральном уровне, а местные власти устанавливают и отдельные преференции на региональном уровне.

Получателями льгот могут быть граждане, принадлежащие к одной из следующих категорий лиц:

  • гражданам, начавшим трудовую деятельность в период Великой Отечественной Войны до исполнения 18-летнего возраста;
  • обладателям почётных званий СССР или РФ с трудовым стажем, которого хватает для начисления пенсии по возрасту или по выслуге лет;
  • женщинам, отработавшим в общей сложности 35 лет;
  • мужчинам, трудившимся на протяжении 40 лет;
  • гражданам, ранее признанным ветеранами труда.

В Правительстве функционируют специальные подразделения, отвечающие за защиту прав ветеранов, и в 2017 году перечень мер социальной помощи может быть расширен. В отдельных субъектах РФ, располагающих достаточными средствами в бюджете региона, ветеранам труда предоставляется адресная помощь.

Какая социальная поддержка ветеранов труда предусмотрена на федеральном уровне

Федеральные преференции для ветеранов труда назначаются до наступления пенсионного возраста, а региональные – одновременно с выходом на пенсию. Так происходит из-за того, что в большинстве случаев звание ветерана труда присваивается вместе со статусом пенсионера.

На федеральном уровне установлены следующие меры социальной поддержки ветеранов труда:

  • бесплатная медицинская помощь и безвозмездное прохождение дорогостоящих медицинских обследований;
  • скидка на оплату услуг коммунальных служб в размере 50% их стоимости;
  • бесплатный проездной билет на общественном транспорте;
  • изготовление зубного протеза и протезирование зубов без оплаты работы зубного техника;
  • предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью в 30 дней в любое удобное время без учёта графика отпусков.

Какая социальная поддержка ветеранов труда предусмотрена на региональном уровне

Перечень льгот устанавливается внутри субъекта РФ властями региона и действует исключительно на его территории. Законы, определяющие список льгот, в свою очередь, утверждаются в зависимости от состояния местного бюджета. Для примера возьмём столицу России – здесь ветераны труда вправе обращаться за следующими преференциями:

  • бесплатным билетом на проезд на железнодорожном транспорте (при необходимости совершения поездки до места лечения и при наличии медицинских показаний на прохождение лечебных процедур);
  • бесплатной путёвкой в санаторно-курортные учреждения;
  • компенсацией половины стоимости услуг телефонных операторов;
  • ежемесячными выплатами в размере около 250 рублей (сумма увеличивается при проведении индексации);
  • бесплатным проездным билетом в общественном транспорте (в ближайшее время льгота может быть отменена);
  • скидкой на оплату услуг коммунальных служб в размере половины стоимости коммунальных услуг (при потреблении в пределах социальных норм).

В Санкт-Петербурге ветераны труда, получающие пенсию, могут рассчитывать на:

  • надбавки к пенсионным выплатам;
  • скидку на оплату услуг коммунальных служб.

Надбавки к пенсии ветеранам труда

Некоторые надбавки зависят от уровня прожиточного минимума в регионе – ветераны труда должны ориентироваться на прожиточный минимум, предусмотренный для пенсионеров.

Во многих субъектах РФ для ветеранов труда установлены надбавки к пенсионным выплатам, которые предоставляются в следующем виде:

  • как дополнительная индексация пенсии, проводимая дважды в год;
  • как надбавка в форме монетизации льгот;
  • как фиксированная сумма надбавки (для пенсионеров, чьи пенсионные выплаты не достигают уровня регионального прожиточного минимума).

Налоговые льготы для ветеранов труда

Льготы для ветеранов труда обозначены и в Налоговом кодексе – по закону они освобождаются от уплаты следующих налогов:

  • имущественного;
  • НФДЛ с пенсионных начислений и доплат к пенсии, сумм финансовой поддержки от бывшего нанимателя до 4000 рублей, компенсаций за лечение в санаторно-курортном учреждении.

В некоторых субъектах РФ ветераны труда не платят также и земельный и транспортный налоги. В отношении транспортного налога установлено требование – не уплачивать его разрешается в отношении только одного транспортного средства.

На федеральном уровне установило правило, по которому периоды для расчёта имущественного налогового вычета переносится на прошлые периоды. Вычет вычисляется на основании сведений о заработках ветерана труда за прошлые 3 года.

Как происходит монетизация льгот ветеранов труда

Выше мы упоминали, что увеличить пенсию можно за счёт монетизации льгот – рассмотрим этот вопрос подробнее. Дело в том, что социальные меры поддержки пенсионеров, такие как проездные билеты на транспорт и путёвки в санаторий, нужны далеко не всем получателям пенсионных выплат, и они ими не пользуются. В связи с этим был принят закон, который действует и в настоящее время и предполагает добровольный отказ от ненужных льгот в пользу денежного эквивалента их стоимости.

Пенсионеры имеют право монетизировать следующие федеральные льготы:

  • льготные лекарства;
  • путёвки в санатории и на курорты;
  • проездной билет на поезд до места прохождения лечения.

Даже если ветеран труда откажется от предоставления ему перечисленных выше льгот и выберет доплату к пенсии, за ним сохранится скидка 50% на оплату услуг коммунальных служб.

После вступления в силу данного закона, были отмечены следующие положительные моменты:

  1. Ветераны труда, которым были выписаны дефицитные медицинские препараты, могут купить их самостоятельно, не дожидаясь очереди на выделение льготных медикаментов.
  2. Владельцы транспортных компаний получают наличные деньги за билет на проезд вместо ожидаемых на протяжении долгого времени отчислений из бюджета.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Ветеран труда полагает, что закон о монетизации льгот предполагает автоматическое лишение пенсионеров предоставляемых ранее преференций.

Льготы – это имущественные или финансовые привилегии, которые предоставляются государством или на местном уровне отдельными исполнительными органами. Преференции могут быть представлены в виде денежных компенсаций, выплат, пособий и скидок, а также как натуральная поддержка.

В первом случае льготники получают деньги и могут расходовать их определенным образом, а вот в случае предоставления натуральных мер помощи граждане наделены правом выбрать монетизацию льгот.

В данной статье мы рассмотрим вопросы, связанные с тем, в каких случаях граждане могут монетизировать натуральные виды помощи и какие действия для этого потребуется выполнить.

Социальная поддержка, или льготы, была впервые введена еще во времена Советского Союза и впоследствии стала постоянным атрибутом российской экономики. Государство предоставило льготникам различные меры соцподдержки, а именно бесплатное медобслуживание, проезд без оплаты, освобождение от налогов и другие виды помощи.

В 2005 году существовало порядка 120 видов льгот и около 200 категорий льготников. При этом соцподдержку получало около 70% населения, что составляло 103 млн граждан. Сегодня ситуация изменилась, льготников стало меньше, и перечень преференций сократился, в связи с тяжелым экономическим положением.

Что такое монетизация и когда она была предложена?

Изначально льготы предоставлялись строго в том виде, в котором они были положены, однако со временем был издан ФЗ-122 от 22.08.2004 года, который разрешал заменять натуральные виды помощи денежной компенсацией.

Право на монетизацию было предоставлено пенсионерам по старости и ветеранам труда. Средства на компенсирование таких расходов частично предоставляются из регионального, а частично из местного бюджета.

Пилотные проекты по монетизации были впервые внедрены в Тверской, Вологодской и Пензенской областях, а затем в Татарстане. В настоящее время во многих регионах страны используется смешанная система, при которой население может воспользоваться и натуральными льготами, и получить компенсирование полагающихся преференций.

Кто может претендовать на льготы и денежную выплату?

Все виды льгот делятся на федеральные и региональные. Основанием для такого раздела является источник финансирования социальной помощи и место ее оказания. К федеральным льготникам относятся:

  • ветераны;
  • узники фашизма;
  • лица с инвалидностью, в том числе дети-инвалиды;
  • Герои СССР и граждане, имеющие определенные комплекты наград;
  • члены семей погибших героев боевых действий;
  • лица, получившие радиационное облучение при аварии на атомных предприятиях;
  • Герои соцтруда.

Для таких льготников соцподдержка выражается в виде ежемесячной денежной выплаты. Что касается региональных категорий льготников, то в каждом крае, области, республике устанавливается индивидуальный порядок предоставления поддержки.

Особенности предоставления права на монетизацию льгот

По плану все натуральные льготы должны были быть заменены денежными выплатами, однако со стороны граждан стали поступать многочисленные жалобы, и поэтому самые значимые виды помощи были оставлены в натуральном виде. В итоге такой набор преференций получил название «социальный пакет».

Начиная с 1 февраля 2017 года, стоимость соцпакета составляет 995 рублей и ежегодно индексируется. В состав набора входят такие виды льгот:

  1. Бесплатные лекарства с учетом действующего списка, составленного Минздравсоцразвития.
  2. Проезд на городском и пригородном транспорте без оплаты.
  3. Оформление путевок на лечение в санаторий.

Все другие виды преференций были заменены материальными выплатами, которые льготники получают раз в месяц. Выплата средств осуществляется совместно с перечислением пенсионного пособия. Если претендент располагает правом на соцподдержку сразу по нескольким основаниями, то помощь будет оказываться только по одному из них.

Льготники начиная с 2006 года получили право полностью отказаться от соцпакета или пользоваться только его частью. Отношение к данной привилегии со стороны населения было двояким. Кто-то считал, что денежная компенсация — это лучший вариант, поскольку не всегда получается съездить в санаторий, а кто-то решил, что сумма возмещения недостаточная для покрытия льгот.

В результате каждый претендент на соцподдержку принимал решение по данному вопросу самостоятельно, а при выборе денежного возмещения направлял специальное заявление в орган соцзащиты.

Порядок получения денежной компенсации

Данное право закреплено за каждым льготником, однако порядок оформления привилегии носит строго заявительный характер. Иными словами, гражданин, чтобы получить денежную выплату, должен обратиться в орган соцзащиты населения с заявкой установленного образца, где будет указано его пожелание. После рассмотрения обращения и принятия положительного решения гражданин начинает получать совместно с пенсионной выплатой компенсацию за льготы.

Такой порядок устанавливается на целый год, и по истечении данного срока гражданин сможет вновь пользоваться льготами, но при условии, если обратится с заявлением в соцведомство.

Заключение

Монетизация некоторых видов льгот предусмотрена законом. Граждане, которые имеют право на соцподдержку, могут обратиться в соцзащиту с заявлением о своем желании заменить ряд натуральных льгот денежной компенсаций. Данное право закреплено законодательно и предоставляется на региональном уровне.

Читайте также: