Взаимодействие логопеда, воспитателя, родителей в совместной работе по преодолению у детей общего недоразвития речи. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами оу в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами Сотрудничество между детьми в логопе

(Из опыта работы)

Одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя – логопеда ДОО - работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса.

Родители – первые педагоги. С этим утверждением нельзя не согласиться. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главные воспитатели дошкольников – родители. Именно они помогают детям делать первые шаги.

Родители часто отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют определенными навыками и умениями и педагогическими знаниями. Они испытывают сложности от того, что в силу своей занятости не могут найти свободного времени для занятий дома с детьми.

Именно поэтому так важно повышать родительскую компетентность в коррекционно – педагогическом процессе, основные задачи которого – вовлекать родителей в педагогическую деятельность, создавать условия для речевой активности ребенка, распространять логопедические знания в среде родителей. Приобщение к коррекционной работе поможет родителям увидеть проблему ребенка и убедит в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях.

Практический опыт работы в ДОО позволяет сделать вывод о том, что родителям нужна постоянная методическая помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития детей. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя – логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя – логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей – основа полноценного развития ребенка. Важно, чтобы родители грамотно занимались с детьми, а для этого необходимо иметь определенный запас знаний, умений.

При работе с родителями я использовала различные виды работы. Традиционные формы информации (стенды, ширмы, папки...) оказались не совсем удобными для родителей, так как требуют определенного времени для ознакомления с ними, а родители после работы спешат домой. Также не хватает времени и на индивидуальные консультации со специалистами. Появилась необходимость найти актуальный способ сотрудничества с родителями, помочь им вникнуть в суть работы логопедической группы, научить их помогать детям выполнять домашние задания, разучивать правильно артикуляционные упражнения, закреплять поставленные звуки, работать над связной речью.

Родителям трудно самостоятельно подобрать литературу по этим вопросам (в продаже ее слишком много теперь, трудно сориентироваться).

Изучая различную литературу в журнале «Логопед», я нашла статью «Издательская деятельность в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями». Опыт работы педагогов детского сада я перенесла в логопедическую группу и решила использовать в своей работе. Я подобрала материал по темам, который считала необходимым довести до родителей, дети которых начали посещать логопедическую группу. Это:

- «Сказки о Веселом Язычке»;

- «Организация работы по закреплению у детей правильных речевых навыков» (Как скучное сделать интересным);

- «Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников» ... и т. д.

Я распечатала по 5 мини – журналов на каждую тему и, в течение 2,5 месяцев (октябрь – декабрь), посылала их родителям вместе с тетрадями для домашних заданий. Когда все родители прочитали это, некоторые даже перепечатывали для себя, я провела анкетирование, где задала ряд вопросов о нужности такого вида работы. Все родители единогласно выразили одобрение, и, даже, благодарность. Работу по издательской деятельности веду уже более пяти лет.

Еще один вид работы с родителями я веду несколько лет.

У детей с ОНР недостаточно развита связная речь, бедный словарный запас, снижено внимание, работоспособность, память. Все это ведет к затруднению при составлении рассказов, пересказов, запоминанию их.

Рассказы детей с ОНР недостаточно полны, развернуты, непоследовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки. Рассказы

этих детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные изложения, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное

рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.

Если мы на занятии занимались пересказом, то на следующий день многие дети забывали, о чем говорили на занятии. Поэтому я стала выставлять в приемной планшет «Вспомни и расскажи дома», где указаны цели этого вида работы и размещается текст рассказа, который пересказывали на занятии. Цели: 1. Развитие связной речи и памяти. 2. Дома ребенок должен вспомнить и рассказать рассказ, который рассказывали в детском саду на занятии.

Обычно, в начале занятия, как положено, даю установку: «Слушайте внимательно, запоминайте, а дома расскажите рассказ маме, бабушке...».

Родителям в тетради для домашних заданий пишу задание: «Вспомнить и рассказать рассказ..., который рассказывали на занятии». Первое время прошу родителей записывать рассказ за ребенком так, как он говорит, не исправлять его. При повторном пересказывании проводится работа над ошибками.

Таким образом, и я, и родители получили возможность проверить, как дети запоминают текст, как пересказывают, строят предложения, выражают свои мысли.

Каждую пятницу, утром, я выставляю планшет с текстом рассказа, чтобы родители заранее познакомились с содержанием. Они записывают или фотографируют текст.

Настрой детей на внимательное прослушивание, предложение рассказать рассказ дома, требования родителей быть внимательными и все хорошо запоминать привели к положительным результатам. Дети стараются запоминать и хорошо рассказать дома. Воспитывается чувство ответственности. Родители всегда в курсе того, чем мы занимаемся на занятии по развитию связной речи, имеют возможность помочь ребенку научиться правильно выражать свои мысли при пересказе. Таким образом, родители включаются в коррекционную работу.

Этот вид работы, моя исследовательская работа по «издательской деятельности» в логопедической группе показывают, что мы, логопеды и педагоги должны идти навстречу родителям, помогать получать нужную информацию по обучению и воспитанию детей. А это, в свою очередь, ведет к тому, что родители будут больше общаться, заниматься с детьми.

Литература.

  1. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Москва. Издательство ГНОМ и Д. 2001.
  2. Иванова М.А. Соколова С.А. Досуг для детей и родителей. Ж. «Логопед», №1 2015.
  3. Морозова Л.Н. Взаимодействие логопеда и родителей детей с нарушениями речи. Ж. «Логопед», №7 2015.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями. В связи с этим актуальным становится: 1.взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры 2. улучшение результатов работы по развитию и коррекции речи детей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и на даче). .

3 слайд

Описание слайда:

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями: Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; Объединить усилия для развития и воспитания детей; Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

4 слайд

Описание слайда:

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми: Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Работа с родителями включает в себя: Формы работы словесные, наглядные и практические. Словесные формы работы: Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать. Примерные темы консультаций: «Воспитание детской самостоятельности», «Готовность к школе», «Нужно ли родителям обучать детей чтению», «Если Ваш ребенок заикается», «Готовность руки к письму», «Обучение ребенка-левши» и др. Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.). Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед. Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводится в форме классического собрания, но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры.

7 слайд

Описание слайда:

Коллективные формы работы: Групповые родительские собрания – проводятся 2-3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь своей группы, активно включиться в процесс воспитания детей. Консультации, семинары – логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Фронтальные открытые занятия – полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). Речевые праздники. «Дни открытых дверей».

8 слайд

Описание слайда:

Наглядные формы работы: Речевой уголок – он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме, знакомит с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения. Экран звукопроизношения – показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

9 слайд

Описание слайда:

Практические формы работы: Открытые занятия Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком. Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных - минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

10 слайд

Описание слайда:

«Для чего нужны занятия с логопедом» Родители не всегда слышат все дефекты в речи своего ребенка Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе Если не исправить произношение до школы, то потом, это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается писать Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так!

11 слайд

Описание слайда:

Анкета для родителей. Уважаемые родители! Ваш ребёнок поступил в логопедическую группу. В целях более эффективной помощи вашему ребёнку и сотрудничества с вами по вопросам воспитания и обучения детей просим Вас ответить на вопросы: 1. Читаете ли ВЫ ребёнку книги?__________________________________ 2. Обращали ли вы внимание, до поступления в логопедическую группу, на трудности ребёнка в речевом развитии?_____________________________________________________ 3. Обращались ли Вы ранее за логопедической помощью? Если да, то эффективность занятий.________________________________________ 4. Имеется ли в Вашей домашней библиотеке специальная литература по развитию речи?__________________________________________________ 5. Заинтересованы ли Вы в совместной работе с логопедом?___________________________________ 6. Замечает ли Ваш ребёнок трудности в речевом развитии, если да, то как на это реагирует?_________________________________________________ 7. Готовы ли Вы принять участие в совместных с детьми мероприятиях? _____________________________________________________________ 8. Какие формы работы с семьёй Вы считаете наиболее эффективными? а) родительские собрания; б) посещение занятий; в) совместные занятия и праздники; г) индивидуальные беседы и консультации; д) газета; ж) логопедическая игротека; з) ваши предложения____________________________________________________ 9. В каких формах работы Вы хотели бы принять участие?______________________________________________ 10. Кому принадлежит, по Вашему мнению, ведущая роль в воспитании детей?_________________________________________________________________________________________ 11. Кто в Вашей семье занимается воспитанием ребёнка?______________________________________________ 12. Из каких источников ВЫ получаете знания о воспитании ребёнка? а) слушаете передачи по радио, телевидению; б) посещаете лекции для родителей; в) из жизненного опыта; г) воспитываете без специальных знаний, по интуиции; д) читаете специальную литературу; г) советуетесь с педагогом; ж) советуетесь со своими родителями; з) советуетесь со своими друзьями. 13. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребёнка? а) непослушание ребёнка; б) недостаток педагогических знаний; в) ребёнок растёт нервным; г) ребёнок неусидчивый, невнимательный; ж) трудностей нет; з) другое_______________________________________

12 слайд

Описание слайда:

Консультация для родителей тема: «Речевая азбука для родителей» Артикуляционная гимнастика – гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно. Не позволяйте ребенку говорить быстро. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса, интонационная выразительность. Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его выражать просьбу словами. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать. «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображено на них; побуждайте ребенка отвечать на вопросы: Кто? Что? Где? Что делает?

13 слайд

Описание слайда:

Консультация для родителей тема: «Развитие артикуляционного аппарата» Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

14 слайд

Описание слайда:

Артикуляционная гимнастики «ОКОШЕЧКО» - широко открыть(закрыть) рот- 10 раз. «НАДУТЬ ДВА ШАРИКА» - надувать щеки и удерживать в них воздух. Затем перегонять воздух из одной щеки в другую по 10 раз. «КАЧЕЛИ»- рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу, затем к подбородку- 10 раз. « МАЯТНИК»- рот открыт, кончиком языка тянуться к левому (правому) уху- 10 раз. «УЛЫБКА - ПОЦЕЛУЙ»- удерживание губ в улыбке (губы сильно растянуть). Зубы не видны. Затем вытянуть сомкнутые губы вперед длинной трубочкой. Чередовать имитацию этих действий-10 раз. «МАЛЯР»- рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних зубов до мягкого неба и возвращаемся обратно, не отрывая- 30-60 секунд. «ЛОШАДКА»- щелкни языком- 30-60 секунд. «ГРИБОК»- « присосать язык», как перед щелчком. Удерживать при максимально открытой ротовой полости - 30-60 секунд. «ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе- 30-60 секунд. «Непослушный язычок» - широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.

15 слайд

Описание слайда:

Консультация для родителей тема: «Пальцы помогают говорить» Благоприятным периодом для развития речи ребенка является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте важно развивать мелкую моторику рук. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом. работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Для развития мелкой моторики рук детям дошкольного возраста можно предложить: Средства для развития мелкой моторики: Пластилин. Крупа, бусы, пуговицы. Песок. Природный материал. Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани. Карандаши, счетные палочки. Бумага. Куклы. Вода. Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка

16 слайд

Описание слайда:

Игры для развития мелкой моторики Игры с пластилином Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Что мы делаем с пластилином? -Мнем и отщипываем. -Надавливаем и размазываем. -Скатываем шарики, раскатываем колбаски. -Режем на кусочки. -Лепим картинки. Игры с бумагой Бумагу можно мять, складывать, рвать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

17 слайд

Описание слайда:

Игры на развитие мелкой моторики для детей Игры с пуговицами -Заполните просторную коробку пуговицами. - Опустите руки в коробку. - Поводите ладонями по поверхности. -Перетирайте пуговицы между ладонями. - Пересыпайте их из ладошки в ладошку. - Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую. - Соберите из пуговиц по образцу букву или любой узор. - Протяните шнурок через отверстия в пуговице. - Нарядите ёлку. Игры с крупой, бусами Игры с куклами Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки. Игры с природным материалом Рисование Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

18 слайд

Описание слайда:

Советы логопеда по развитию речи 1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту. 2. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие. 3. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорить тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша.» 4. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери. 5. Как можно больше читайте своему ребёнку произведения художественной литературы! Характеры героев необходимо рисовать мимикой, голосом, пластикой.

Татьяна Лахтина
Формы взаимодействия воспитателя и логопеда

Формы взаимодействия воспитателя и логопеда

Введение 3

1. Разграничение функций логопеда и воспитателя 4

2. Функции логопеда и воспитателя 7

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание, что актуально для логопедических групп . Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели .

Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В следствии чего, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь это – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития “ребенок - подросток - взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.

1. Разграничение функций логопеда и воспитателя

Воспитателю , прежде всего приходится иметь дело с естественными для ребенка возрастными особенностями речи, иначе говоря, фонетическим (произношение отдельных звуков и их сочетаний) и музыкальным (ритм, темп, интонация, модуляция, сила, чистота голоса) своеобразием детской речи. Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя го. Этим он облегчает ребенку овладение такой сложной деятельностью, как речь, и способствует более раннему умственному развитию его.

Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия . Основную словарную работу проводит логопед , воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования.

Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков.

Воспитатель обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не следует останавливать детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме разговора у других детей.

Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.

На подгрупповых занятиях логопед закрепляет технические умения и изобразительные навыки, сформированные у детей воспитателем . Занятия по изобразительной деятельности, проводимые логопедом , имеют цель в дальнейшем формировать такие сложные формы речи , как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.

Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, предоставляемым логопедом . Воспитатель должен оказывать помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных логопедом .

Воспитатель должен закреплять навыки по связной речи с помощью стихотворений и т. п., подготовленных логопедом .

Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями :

– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;

– исключение дублирования воспитателем занятий логопеда ;

– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей , как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и логопедических группах существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя :

– совмещение программы “ Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет) ” Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;

– отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;

– сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СанПиНа;

– отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом ;

– невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач :

логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов ;

воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки .

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя : совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед , так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей; обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни; совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его ); разработка общих рекомендаций для родителей.

Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом .

2. Функции логопеда и воспитателя

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

Работа по коррекции звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по коррекции слоговой структуры слова .

Формирование послогового чтения .

Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи : развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

Предупреждение нарушений письма и чтения.

Развитие психических функций, тесно связанных с речью : словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функции воспитателя :

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

Закрепление навыков чтения и письма.

Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда .

Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Логопед на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению , уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель при планировании занятий по письму и формированию графических навыков также руководствуется методическими указаниями логопеда .

Нужно напомнить воспитателям о правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики

Необходимости ежедневных занятий

Индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты

Автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов , слов, фраз, заучивание стихотворений)

Контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное отличие : логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общими дидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям , предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия . Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.

Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на логопедических занятиях , воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя . Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях . В такой интерпретации принцип подхода требует от воспитателя : глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития; использования этих знаний в своей работе.

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то , что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач , перед ним стоят и коррекционные задачи.

Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда , делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие .

Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.

Во второй половине дня воспитатель работает , согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию во второй половине дня.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей :

Организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

Привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям , создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков . Например, если запланирована тема «Дикие животные» , то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Интересные формы работы в этом направлении проводит специалист по фольклору. Ведь народные игры с пальчиками и обучение детей ручному труду (вышивание, бисероплетение, изготовление простых игрушек и т. д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия по народоведению способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) можно использовать на индивидуальных занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например : «Ладушки - ладушки» - для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки - для закрепления звука [л].

Воспитатель заранее продумывает , какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены : в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий ; в совместной деятельности взрослого с детьми ; в свободной самостоятельной деятельности детей.

Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения : при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т. д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.

Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) . Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые корекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками : специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.

Логопед проводит работу с детьми ежедневно с 9.00 до 13.00. Фронтальные логопедические занятия организуются с 9.00 до 9.20, индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия - с 9 .30 до 12.30, занятия воспитателя-с 9 .30 до 9.50. С 10.10 до 12.30 дети находятся на прогулке. После полдника воспитатель 30 мин занимается с детьми по заданию логопеда и проводит вечерние занятия по одному из видов учебной деятельности.

Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок , готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания. Логопед обсуждает с воспитателем примерный режим дня детей и примерный перечень занятий на неделю. Логопед и воспитатель , каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи : воспитание усидчивости , внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности , длительности выдоха, мягкой голосовой подачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики ; - коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.

Требования к организации работы воспитателя : Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники д/сада и родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдена речевого дыхания и правильного произношения; Воспитатели ДОУ должны знать схему нормального развития речи ребенка (А. Гвоздев) и оформить памятку для родителей; Воспитатели логопедических групп должны иметь речевой профиль детей - логопатов , знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития; Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задание. логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам, тетради для занятий.

Воспитатель логопедической группы не должен : торопить ребёнка с ответом; перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи; заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить; выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.

Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада . Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. Так как в настоящее время не существует коррекционной программы для работы логопунктов , то логопед в своей работе должен опираться и владеть современными технологиями. В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах в массовые дошкольные учреждения стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта . Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.

Планируют занятия по развитию речи, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты каждого занятия по развитию речи.

Заключение

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели , задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.

При определении содержания работы логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения. Возможен и такой вариант взаимодействия , при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий , развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки .

Список литературы

1. Бейлинсон Л. С. Профессиональная речь логопеда : Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

2. Логопедия/ под ред . Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 2003.

3. Логопедия : методические традиции и новаторство / Под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого -социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК» , 2003. – 336 с.

4. Основы логопедической работы с детьми : Учебное пособие для логопедов , воспитателей детских садов / Под общей редакцией д. п. н., профессора Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.

5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и др. ; Под ред Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия» , 2000.- 200 с.

6. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовей. М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.- 256 с.

7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.

8. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2003.

9. Чевелева Н. А. Преодоление заикания у детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп . М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. -128 с.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей. Естественный путь осуществления успешной коррекционной работы – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе.

Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

1 Принципы и задачи построения коррекционно-образовательного процесса.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы, о которой мы поговорим позже).

Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Строится работа в логопедической группе с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта (из Положения – принцип возрастной и дифференциальный по диагнозу)

При работе с детьми с ФФН речи главные задачи:

Постановка и закрепление звуков в речи, по необходимости дифференциация по сходным признакам.

Развитие фонематических процессов и навыков полноценного звукобуквенного анализа и синтеза.

При работе с детьми с ОНР задачи:

Развитие лексико-грамматических средств речи.

Формирование правильного звукопроизношения.

Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.

Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.

Подготовка к обучению грамоте.

2. Функции логопеда и воспитателя в процессе работы.

Каковы же функции логопеда и воспитателей в процессе работы над лексическими темами:

Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения

3\ развитию мелкой моторики (шнуровка, мозаика, плетение и т.д.)

4\ развитие графических навыков (обводка, штриховка)

5\ формирование пространственных представлений (право, лево, узкий - широкий…..)

6\ работа по коррекции лексико-грамматических категорий.

В конце учебного года логопед проводит итоговое занятие. Воспитатель – итоговое комплексное занятие с приглашением родителей, администрации, коллег воспитателей логопедических групп или руководителя МО.

Заучивание стихотворение

Особенности:

1\ предварительная словарная работа (как в массовой группе);

2\ воспитатель читает наизусть с наглядностью;

3\ беседа;

4\ чтение стихотворения;

5\ заучивание по четверостишию и по строчке;

К праздникам отрабатывают вместе с логопедом весь речевой материал. Не должно быть неправильной речи!

В подготовительной логопедической группе проводятся занятия по подготовке детей к письму, одно занятие в неделю (с октября месяца по апрель включительно, 30 занятий)

Каждое занятие включает:

Письмо тех или иных элементов;

Зрительный или слуховой диктанты;

Зарисовка каемочек, чередующаяся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или зрительный диктант.

За 30 занятий осваивают 6 элементов, проводится 20 зрительных и 5 слуховых диктантов.


Гребенщикова Ольга
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами

Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами образовательного учреждения в коррекционно – развивающей работе с детьми- логопатами

Во «Всемирной декларации об обеспечении защиты и развития детей» говорится : «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги , тем более педагоги , работающие с детьми с ОВЗ .

Успешная работа в преодоление речевых нарушений детей возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов на интегративной основе.

Модель такого взаимодействия в нашем образовательном учреждении представляет собой целостную систему, это показано на следующей схеме.

Учитывая особенности коррекционно – развивающей деятельности с детьми – логопатами , перед коллективом ставятся следующие задачи :

Создание команды единомышленников, куда входит весь педагогический коллектив школы – интерната и медицинский персонал;

Повышение профессионального уровня всех специалистов;

Организация коррекционно –развивающей среды , стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;

разработка плана совместной деятельности специалистов на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми ).

Таким образом, вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно -образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Комплексный подход в работе специалистов по преодолению речевых нарушений у детей предполагает сочетание как коррекционно- педагогической , так и лечебно-оздоровительной работы .

Медицинское воздействие, направленное на укрепление нервной системы, создаёт благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы . Психотерапевтическое воздействие проводится на протяжении всей логопедической работы . У ребенка постоянно повышают уверенность в том, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей и взрослых.

Не менее важна взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога , ведь она не ограничивается только использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов работы на занятиях , взаимная интеграция значительно глубже. Взаимодействие начинается с психолого-педагогического обследования . Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды , педагоги -психологи и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на совместных заседаниях обсуждают результаты диагностики.

В дальнейшем это предполагает совместное планирование занятий, составление общих планов , требующими повышенного педагогического внимания , совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно -развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов , проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов , подбор литературы для их самообразования.

Наиболее тесно учитель - логопед в своей работе взаимодействует с учителями предметниками и учителями начальных классов . Взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов : совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми , консилиумы, семинары, заседания методических объединений по результатам обследования и коррекционно -развивающей деятельности, оформление рекомендаций для педагогов .

Основные направления работы этих специалистов могут быть представлены в следующем виде :

Для того, чтобы сотрудничество между логопедом и учителем состоялось , логопеду необходимо провести просветительскую работу , рассказать о методах и приемах логопедической работы , которые учителя могут взять на вооружение и успешно пользоваться ими на уроках, дать понятие о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на усвоение учебных программ не только по русскому языку и чтению, но и по остальным предметам.

Особенно существенным является понимание учителем необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика с нарушением письма и чтения, т. к. такие дети не в состоянии выполнить задания в соответствии с нормой. Знание того, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся поможет учителю избежать недоразумений.

Сотрудничество учителя- логопеда и учителя не будет полноценным, если логопед, со своей стороны, не вникнет во все тонкости школьной программы, не будет знать содержание и методы обучения, используемые педагогами . А они (педагоги ) со своей стороны должны осуществлять качественное и систематическое закрепление и контроль за речевыми умениями и навыками, усвоенными на занятиях с учителем – логопедом . Формы взаимодействия с учителями включают в себя разнообразные аспекты, некоторые из них представлены ниже.

Взаимодействие с

учителями осуществляется в форме :

разработки совместного плана работы по всем направлениям на текущий период на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми );

обсуждения и выбора методов и приёмов коррекционно – развивающей работы ;

проведения совместных, семинаров – практикумов, круглых столов, индивидуальных консультаций и т. д. ;

оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении;

взаимопосещения занятий и совместного проведения интегрированных комплексных занятий.

(пока присутствующие читают информацию на слайде, в качестве примера я назову темы совместных заседаний МО с учителями начальных классов ) выступление Давыдовой И. В. «Промежуточная диагностика. Анализ изменений в речевом и общем развитии воспитанников», Гребенщикова О. А. «Определение мер психолого – педагогического воздействия на детей логопатов, у которых за 1 полугодие выявлена недостаточность динамики развития (разработка практических рекомендаций, Кузнецова Л. В. «Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью».

Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны : и логопед, и учитель ; являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, И тот, и другой должны быть партнерами в процессе коррекционной работы .

Такими же партнерами должны быть учителя - логопеды и воспитатели. Практика показывает, что во внеучебное время воспитанники допускают речевых ошибок больше, чем на занятиях. Дети нередко обращаются друг к другу с короткими просьбами, репликами, речь их очень проста в лексическом и грамматическом отношении.

Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и воспитателями делает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений устной и письменной речи у учащихся более эффективной, что позволяет детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и включаться в процесс обучения.

Работа воспитателя в рамках интеграции заключается в следующем :

Обогащение знаний и представлений об окружающем мире;

Формирование и развитие словарного запаса;

Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;

Формирование познавательного интереса, любознательности;

Развитие связной речи;

Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;

Формирование учебных знаний, умений и навыков.

В свою очередь работа учителя - логопеда в рамках интеграции имеет следующие направления :

Подбор речевого материала для коррекции различных компонентов речевой деятельности;

Наблюдение за динамикой постановки звуков у детей;

Логопедические памятки и буклеты в помощь педагогам ;

Индивидуальные консультации воспитателей.

Таким образом, логопед и воспитатель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимосотрудничеству для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

При организации комплексной коррекционной работы с ребенком , имеющим системное недоразвитие речи, необходимо придерживаться принципа «разносторонности усилий» , в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе учителя - логопеда и учителя музыки . На своих занятиях он проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы . Каждое занятие включает в себя подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, на которых дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению поставленных задач, ведь дети с нарушением речи соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Учитель физкультуры проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания, совершенствует просодические элементы речи. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата учит детей приёмам самомассажа. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию, осуществляет контроль за речью детей. На занятиях физкультурой используется разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения.

Широкие возможности в работе по коррекции речи детей имеются у учителя ИЗО . Ведь исследованиями уже давно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. В связи с этим учитель ИЗО , согласно советам логопеда и руководствуясь программными требованиями, включает в свои занятия : пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. На уроках ИЗО деятельности используются и нетрадиционные формы художественно–графической техники : рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами и т. д. Для обеспечения и поддержания интереса к занятиям используются стихи, загадки, упражнения на развитие координации речи с движением.

В заключении мне хотелось бы показать, как на практике осуществляется взаимодействие специалистов на примере изучения темы «Перелётные птицы» :

учитель начальных классов : урок по теме «Перелётные птицы» ;

учитель –логопед : дидактическая игра «Куда спряталась перелётная птица» (отработка правильного употребление предлогов за, перед, над, около, под);

воспитатель : рассматривание иллюстраций перелётных птиц, беседа о перелётных птицах;

учитель музыки : логопедическая распевка «Гуси» (музыка Л. Б. Гавришевой, сл. Н. Н. Нищевой) ;

учитель физкультуры : подвижная игра «Уточка» ;

учитель ИЗО : пальчиковая гимнастика «Ласточка, ласточка» .

На данном примере мы видим, что целью системы работы всех специалистов является рациональная организация совместной деятельности для формирования и закрепления правильных речевых навыков у детей, развития сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья, а также построение комплексного коррекционно -развивающего процесса работы с детьми с системным недоразвитием речи.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Литература :

1. Бабичина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009.

2. Бойцева М. Б., Денисова О. А. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. – М., 2012.

3. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.

Читайте также: