Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения Материал по адаптации детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обстановку – огромное незнакомое помещение, где нет мамы, которая всегда готова прийти на помощь, где нет его любимых игрушек, где его окружают чужие взрослые, которых надо слушаться.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все это создает стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (страхам, капризам, истерикам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии).

Чем старше ребенок, тем быстрее он может адаптироваться к новым условиям. Поэтому особо остро проблема адаптации стоит с детьми раннего возраста. Дети этого возраста наиболее ранимы, они менее приспособлены к отрыву от семьи.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, новое, незнакомое для него пространство. Несмотря на сложности в адаптации, я всё-таки считаю, что именно в раннем возрасте родители должны отдавать ребенка в детский сад.

Именно в этом возрасте наиболее интенсивно идёт развитие психических процессов и свойств личности. Существенные изменения происходят в двигательной деятельности ребенка. Появляются новые виды движения – бег, лазание, прыжки с места, игры с мячом. Развивается речь – ребенок учится правильно произносить слова, увеличивается его словарный запас. Большие изменения происходят и в социальном развитии. Ребенок стремится быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение. По некоторым наблюдениям психологов ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% – 40%. Очень важно в этот возрастной период построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Задача эта ложится, конечно же, на детский сад.

Чтобы процесс привыкания к детскому саду прошел наиболее безболезненно во многом зависит от нас, воспитателей. Приучать ребёнка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни пребывание ребенка в группе должно быть минимальным (максимум два часа). Желательно, чтобы ребенок дома позавтракал, потому что многие дети поначалу совсем отказываются от еды. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Если ребенок привыкает тяжело, можно посоветовать родителям в первые дни приходить только на прогулку. Только через две-три недели, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день.

Учитывая исследования ученых, Институт педиатрии разработал критерии, по которым можно судить о степени тяжести прохождения периода адаптации:

  • нарушение сна,
  • нарушение питания,
  • проявление отрицательных эмоций в общении,
  • боязнь пространства,
  • частые заболевания,
  • снижение веса.

Процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен не только для ребенка, но и для родителей. Поэтому родители обязательно должны подготовить и себя и малыша к первому дню посещения детского сада. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прогулки, прием пищи), максимально приближенный к режиму ДОУ. Родители должны рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему они хотят его туда повести (там хорошо, интересно, там много других детей, игрушек с которыми можно играть и т.д.). Так же дома можно поиграть в игру «Детский сад», обыграть ситуации, которые могут возникнуть в детском саду.

Каждый раз, после прихода из детского сада, родителям необходимо интересоваться у ребенка о том, как прошел его день, чем он занимался, что было интересного. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Воспитатель должен предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку, играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.

Дети раннего возраста характеризуются повышенной эмоциональностью. Эмоциональное состояние ребенка оказывает особое влияние на скорость и тяжесть адаптационного процесса. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в ДОУ необходимо обеспечить для него психологический и физический комфорт, что поможет смягчить неприятные моменты, возникающие в процессе перехода от домашнего образа жизни к общественному.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в дошкольном учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, не хотят есть, отказываются от игрушек, не идут на контакт с детьми и взрослыми, но уже через несколько дней с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, выполняют все указания воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с мамой, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, проявляют отрицательные эмоции в общении. Большинство детей реагируют на детский сад плачем. Одни легко идут утром, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, но перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Психологи и медики выделяют три степени прохождения адаптационного периода:

Легкая адаптация – к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, идет на контакт со сверстниками и взрослыми. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений. Вес без изменений.

Адаптация средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

Тяжелая адаптация – характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений (ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма).

Общеизвестно, что основным видом детской деятельности является игра. В период адаптации игра становится главным расслабляющим средством для дошкольников. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, помочь запомнить имена других детей и воспитателей. Существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имён. Например, игра «Паровозик», дети – это вагончики, и у каждого свое имя. «Первый вагончик – Ваня, к нему прицепился второй – Женя, за ним третий вагончик – Ксюша. А паровозиком у нас сейчас будет – Кира». Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.

Игра помогает создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

В своей практике я использую игры из книги А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Здесь подобраны игры и упражнения, которые помогут ребенку успешно адаптироваться к условиям ДОУ, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

Совместными усилиями воспитатели и родители должны организовать жизнь ребенка так, чтобы адаптация к дошкольному учреждению прошла наиболее безболезненно, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к дошкольному учреждению, навыки общения с взрослыми и детьми, что необходимо для дальнейшей жизни в обществе.

Объективными показателями адаптационного периода являются:

  • глубокий, спокойный сон,
  • хороший аппетит,
  • эмоционально-уравновешенное состояние,
  • активное поведение,
  • полное восстановление имеющихся навыков,
  • прибавка в весе, соответствующая возрасту

Список литературы:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж. ТЦ Учитель, 2004
  2. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.– М.: Просвещение, 1985
  3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003

Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

С момента поступления ребенка в детский сад у него начинает процесс адаптации к новым условиям. Что такое адаптация? Адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособления к условиям этой среды (социальному окружению, режиму дня, нормам и правилам поведения и т. д.)

Адаптация – это довольно сложный период, как для ребенка, так и для его родителей. У детей в этот период могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют 3 стадии адаптационного процесса:

    Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе (снижение веса, заболевания, снижение аппетита, плохой сон, регресс в речевом развитии, обиды на родителей…) – 1 месяц

    Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, все сдвиги уменьшаются, все психические и физические процессы приходят в норму – 2-3 месяца.

    Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития.

Адаптационный период к новым условиям у каждого ребенка протекает по-разному. В среднем этот период занимает от 2 до 5 недель. Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20 - 40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20 - 40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) - в течение полутора-двух недель.

Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2 - 3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

    возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

    состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

    сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

    индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

    условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

    уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Поступая в детский сад, ребенок переживает стресс. Любой стресс, особенно длительный, приводит к снижению иммунных резервов организма, повышается восприимчивость к различным заболеваниям. Немаловажно и то, что организм ребенка в детском коллективе сталкивается с чужеродной для него микрофлорой, к большинству он не имеет иммунитета. Именно с этим связано увеличение случаев заболеваний в первый год посещения ребенком детского сада. Для повышения иммунитета применяются лекарственные средства, проконсультируйтесь со своим врачом.

Так же ребенку необходимы мероприятия по профилактике нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта, в первую очередь – дисбактериоза кишечника. Дисбактериоз – качественные и количественные изменения в видовом составе микроорганизмов, в норме заселяющих кишечник. Нарушение нормального состава микрофлоры кишечника приводит не только к неполному усвоению питательных веществ, но и разнообразным нарушениям нормальной жизнедеятельности организма. Профилактику дисбактериоза у детей необходимо проводить не только после острых кишечных инфекций, но и при резких изменениях бытовых условий, при поступлении в детский сад. Обычно такие препараты надо давать длительно, а родителям всегда хочется дать волшебную таблетку, после которой ребенок не будет болеть никогда. Таких чудес не бывает. Каждый родитель должен помнить, что поддержание здоровья на хорошем уровне – это кропотливый, напряженный и обязательно регулярный труд.

Нужно помнить, что питание в детском саду может отличать от предпочтений ребенка и к этому ему тоже придется привыкнуть. А родителям лучше перед поступлением ребенка в детский сад скорректировать его питание.

Советы, как укрепить здоровье вашего ребенка:

    соблюдение строго режима;

    здоровое, сбалансированное питание;

    пребывание на улице не менее 2-3 часов ежедневно;

    занятия спортом в соответствии с возрастными возможностями ребенка;

    благоприятный микроклимат в семье – любовь обоих родителей.

Прежде всего, ребенку нужно создать дома такой режим и условия жизни, которые были бы максимально приближены к режиму и условиям детского сада.

Примерный режим дня для детей до 3 лет:

7.00 – 7.30– подъем, утренний туалет.

до 8.00 – прием детей в детский сад.

8.00 – 9.00 – утренняя гимнастика, умывание, подготовка к завтраку, завтрак.

9.00 – 9.20 – игры, организация образовательной деятельности.

9.45 – 11.00 – прогулка.

11.00 – 11.20 – возвращение с прогулки, игра.

11.20 – 12.00 – обед.

12.00 – 15.00 – дневной сон.

15.00 – 15.25 – постепенный подъем, полдник.

15.25 – 15.45 - самостоятельная игровая деятельность.

15.45 – 16.00 – организация образовательной деятельности.

16.00 – 17.00 – прогулка.

17:00 – 17.20 – возвращение с прогулки, игры.

17.20 – 17.50 – подготовка к ужину, ужин.

17.50 – 19.30 – самостоятельная деятельность, уход домой.

19.00 – 20.00 – прогулка после детского сада.

20.00 – 20.30 – возращение с прогулки, гигиенические процедуры, спокойные игры.

20.30 – 7.00 – подготовка ко сну, ночной сон

Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня в детском саду. Несовпадение домашнего режима с режимом дошкольного учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

Приводя ребенка в детский сад впервые, не рекомендуется оставлять его сразу на целый день. Самый щадящий вариант, если ребенок в первые дни будет находиться в группе 2-3 часа, а обедать и спать будет дома, в привычной обстановке. Лучше согласовать время с воспитателем и приходить с ребенком в часы прогулок. Давая постепенно привыкнуть, можно оставить ребенка на дневной сон, забирая сразу же после пробуждения. Когда увидите, что аппетит и сон нормализовались, можно оставлять на целый день. Но не форсируйте события, Вам нужно быстрее выйти на работу, хочется, чтобы ребенок уже начал ходить в детский сад целый день, вы настаиваете, а ребенок еще не адаптировался, и начинаются психосоматические заболевания. Все дети индивидуальны и привыкают к детскому саду по-разному.

В первый день посещения детского сада не оставляйте сразу ребенка одного, лучше всего прийти на прогулку и провести ее вместе, у вас будет возможность познакомиться с воспитателем, понаблюдать за поведением ребенка, настроить ребенка на позитивное отношение к садику. Когда вы расстаетесь, оставляя ребенка в детском саду – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, и он долго не будет вас отпускать.

Не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним.
Если ребенок с трудом расстается с матерью, первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

Дайте ребенку в детский сад его любимую игрушку, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими ребятами, вечером можно расспросить, что с игрушкой происходило в детском саду. Таким образом, вы узнаете, как вашему малышу удается привыкнуть к садику. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительный результат.

Многие дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой уставшим и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Необходимо такого ребенка раньше забирать домой. В период привыкания исключите лишние раздражители – телевизор, громкую музыку (в крайнем случае, не включайте их очень громко), громкие разговоры, большое скопление народа.

Ребенку сейчас важно как можно больше быть вместе с вами, быть уверенным, что вы его любите. Занимайтесь дома спокойными играми, чтение, рассматривание картинок, рисование, лепка, прогулки перед сном. Не ходите с ним в гости, на праздники, так как это создает дополнительную нагрузку на нервную систему. Не принимайте пока гостей, все наверстаете потом, когда ребенок привыкнет. Обязательно говорите ребенку, что вы его любите, что непременно придете за ним. Когда берете ребенка домой, поговорите с воспитателем и выясните, как ребенок кушал, спал. При необходимости компенсируете дома недоедание или недосыпание.

Немаловажное значение в период привыкания ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения имеет наличие необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Нередко дети, приходя в детский сад, не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком. Ребенка надо приучить: мыть руки, пользоваться ложкой, есть самостоятельно, есть суп с хлебом, хорошо пережевывать пищу, соблюдать во время еды чистоту за столом, пользоваться салфеткой, участвовать в раздевании, снимать расстегнутые и развязанные взрослым одежду и обувь, снимать колготы, знать свою одежду, уметь попросить взрослого о помощи.

Для формирования этих навыков необходимы соответствующие условия: единые, обдуманные требования к детям со стороны всех взрослых в семье, постоянство требований, конкретность правил и постепенное увеличение их объема. При формировании навыков большое значение имеют упражнения в действии, поощрение за выполненное действие в виде похвалы, одобрения.

Иногда при поступлении в детский сад наблюдается временная утрата уже приобретенных навыков и привычек. Чтобы этого не произошло, важно не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать их выполнение в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у которых сформированы необходимые навыки, связанные с едой, умыванием, одеванием, раздеванием, укладыванием, спокойнее и увереннее чувствуют себя в группе.

Итак, поступление ребенка в детский сад может проходить безболезненно для него, если заранее подготовить малыша к этому. Для этого нужно:

    своевременно расширять круг его общения с взрослыми и сверстниками и тем самым способствовать формированию потребности в общении и развитии;

    правильно построить всю систему семейного воспитания, чтобы у ребенка сложился положительный опыт общения, выработались необходимые для данного возраста навыки и умения;

    ребенок должен быть уверен, что любим родителями, что в сад его отдают не в наказание, а потому что он вырос и родители гордятся тем, что их ребенок стал большим, многое может сделать самостоятельно и может ходить в детский сад.

И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью!

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание ребенка на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;

· приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

Игра «Рисунки на песке»

Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

Игра «Разговор с игрушкой»

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.


Педагогические условия - это обстановка созданная целенаправленно, в которой представлены в тесном взаимодействии в совокупности психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогу осуществлять учебную или воспитательную работу.

Процесс введения ребенка в детский сад осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе усилия педиатрической службы, работников дошкольного учреждения и родителей направлены на облегчение биологической адаптации, подготовку организма к жизни в новых условиях:

режим дня ребенка максимально приближается к режиму дня детского учреждения;

приучение его к активному участию в режимных процессов;

использование комплекса закаливающих процедур;

необходимой для повышения работоспособности детского организма, увеличение двигательной активности;

Вместе с тем, условием реализации этих требований является педагогическое просвещение родителей и установление их контактов с воспитателями. Через индивидуальные беседы, памятки родителям по организации жизни ребенка в подготовительный период. Через памятки они знакомятся с методикой кормления, сна, получают советы по формированию навыков самообслуживания, развитию предметных и игровых действий, расширению опыта общения.

В свою очередь, воспитатели посещают ребенка на дому, знакомятся с условиями его жизни, узнают о привычках, любимых игрушках малыша, устанавливают первый эмоциональный контакт с ребенком в привычной для него обстановке.

Приобщение ребенка к требованиям новой среды в условиях детского учреждения осуществляется последовательно. Ребенок в детском саду в течение первой недели находится не более 2-3 часов. Постепенно время это увеличивается в зависимости от его эмоционального состояния.

Одним из ведущих педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению является организация игровой деятельности, особенно если она организована вместе с матерью. С позиции Е.О. Смирновой и В.Г. Утробиной игра - это естественная жизнь детей, жизнь, преломленная сквозь психику ребенка. По мнению Д.Б. Эльконина, в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

С первых дней знакомства с дошкольным образовательным учреждением ребенок должен наблюдать, как играют взрослые и дети. У него должно создается впечатление, что этот незнакомый дом создан для игры и игрушек, что помогает установить индивидуальный эмоциональный контакт ребенка со взрослыми и сверстниками в группе. Играя с детьми раннего возраста, необходимо ставить только простые, знакомые детям игровые цели, не вызывающие особых сложностей при их достижении. В данный момент важно не выполнение ими правильного игрового действия, а установление доброжелательного, доверительного отношения с воспитателями и детьми.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация взрослым развивающей среды, в которой живет ребенок, является одним из ведущих педагогических условий успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению. По мнению Т.В. Лаврентьевой, в окружении ребенка должны находиться стимулирующие материалы, используемые в процессе специально организованного обучения, и так называемые "свободные", т.е. предоставляющие возможность применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах. Среда в детском саду - это, прежде всего, социальная среда со своими требованиями и разновидностями отношений между взрослым и детьми, между ребенком и остальными детьми. Поэтому адаптация к детскому саду - это, прежде всего, процесс усвоения данного социального опыта.

Воспитатель должен помочь детям и в новой обстановке. При этом нельзя раздражаться по поводу их медлительности. Надо настойчиво и спокойно учить детей действиям с предметами и игрушками, терпеливо закреплять приобретенные навыки и формировать новые. Впервые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время для усвоения нового, для знакомства с окружающим. Нетерпеливый подход воспитателя может привести к осложнениям в его поведении, к затруднениям в адаптации.

Основная причина, осложняющая и затягивающая социальную адаптацию у многих детей, является разлука с близкими, незначительный опыт общения с другими людьми (Н.Д. Ватутина). Поэтому впервые дни пребывания ребенка в учреждении присутствие матери в группе допустимо, которая помогает освоиться в незнакомой обстановке, установить контакт с воспитателем и затем сотрудничество. Внимание, ласковое обращение, периодическое пребывание на руках, похвала со стороны воспитателя создают доверие и положительное отношение к нему, служат основой для налаживания контактов с другими детьми и взрослыми. Благодаря этому у ребенка формируется интерес, и желание общается со сверстниками.

В период подготовки к поступлению в детский сад целесообразно психологически настраивать самого малыша, заинтересовывать его посещением детского учреждения, знакомством с детьми, игрушками. Ни в коем случае не пугать детским садом.

В период привыкания к детскому саду нужно ограничить новые впечатления, уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка, не принимать гостей и не ходить в гости самим, прекратить посещение театров, цирка, кино. Обстановка в семье должна быть спокойна, обращение взрослых с малышом ласковое и участливое. Необходимо предупреждать появление у него отрицательных эмоций.

Малышу можно разрешить принести с собой в группу любимые игрушки, книжки или предметы с которыми он не расстается дома. Это также поможет ребенку легче и безболезненнее привыкнуть к ДОУ.

Эффективным фактором успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является посещение профильной группы или кратковременного пребывания. Адаптационная группа позволяет ребенку в наиболее щадящем режиме привыкнуть к новой среде обитания, новым людям, новым требованиям. Присутствие в группе матери или других близких взрослых помогает преодолеть ребенку страх перед детским садом, способствует плавному отрыву от родителей.

Цель работы группы - сформировать готовность ребенка к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры, способность плавному отрыву от матери.

Выводы по первой главе

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, а также, дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей.

Задача воспитателя успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Из опыта работы воспитателя ДОУ: Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Автор проекта: Варлашова Мария Леонидовна, воспитатель МБОУ НШ/ДС№24 с. Чкаловское.
Вид проекта: Информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.
Место реализации проекта: группа раннего возраста МБОУ НШ/ДС№24 с. Чкаловское.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.
Сроки реализации проекта: июнь – сентябрь 2013 года.
Актуальность: Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова).
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Цель проекта: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
Изучить инновационный опыт;
Установить систему взаимодействия участников проекта;
Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;
Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;
Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;
Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции;
Систематизировать содержание работы в адаптационный период.
Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Ожидаемые результаты:
Дети:
Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители:
Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.

Программа проекта:
I этап: Организационно-подготовительный – июнь;
II этап: Основной – август – сентябрь;
III этап: Заключительный – сентябрь.

I этап: Организационно-подготовительный этап:
# Изучение методической литературы;
# Повышение уровня педагогической компетенции;
# Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
# Составление диагностического инструментария;
# Составление планов работы с детьми, родителями;
# Создание системы в планировании;
# Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
# Создание эмоционального комфорта;
# Составление и подбор информационного материала для родителей;
# Повышение педагогической компетенции родителей;
# Анкетирование родителей;
# Исследование социальных навыков детей;
# Выявление особенностей семейного воспитания;
# Прогноз вероятной степени адаптации детей.

II этап: Основной:
Принципы работы:
# Постепенное заполнение группы (прием 2-3 малышей в неделю);
# Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
# Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
# Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Работа с детьми:

Мероприятие Дата Результат
Знакомство и наблюдение Июнь
Диагностирование детей, прогнозирование результатов Июнь
Учет домашних привычек, интересов Август -сентябрь
Индивидуальный подход к ребенку Август -сентябрь
Игры-занятия Август -сентябрь
Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми Август -сентябрь
Игры-упражнения Август -сентябрь
Игры-инсценировки Август -сентябрь
Использование фольклора Август -сентябрь
Сюрпризные моменты Август -сентябрь
Продуктивная деятельность Август -сентябрь
Элементы закаливающих мероприятий Август -сентябрь
Сохранение и укрепление здоровья детей Август -сентябрь
Оптимальный двигательный режим Август -сентябрь
Работа с родителями Август -сентябрь

Рекомендации «Адаптационный период в детском саду»
Мероприятие Дата Результат
Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду
Выпуск буклета «Вместе легче нам шагать». Июнь
Беседа «Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду».
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 2 года жизни. Основные задачи воспитания».
Повышение педагогической компетенции родителей: Август
Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка».
Беседа «Питание – залог здоровья».
Выпуск информационного листа «Наше здоровье в наших руках»
Консультация «Капризы и их предупреждение»
Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка».
Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства»
Повышение педагогической компетенции родителей: Сентябрь
Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания».

III этап: Заключительный:
Мероприятие Дата Результат
Наблюдение Сентябрь
Диагностирование детей
Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам)
Анкетирование родителей
Изучение эффективности деятельности
Анализ полученных результатов
Подведение итогов работы
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми
Выявление недостатков
Корректировка планов работы с детьми и родителями
Устранение недостатков

Форма предоставления результатов
Презентация проекта
Методические разработки

Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей

№ Тема занятия Материалы
1.
БОЖЬЯ КОРОВКА игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, куби¬ки и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, сме¬шанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
2.
ЛИСТОПАД
большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за¬писью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).
3.
МЯЧИК большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).
4.
ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС
картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каж¬дого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки
5.
ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА
игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;
бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).
6.
НОВЫЙ ГОД игрушечный Дед Мороз; новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для де¬тей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленьки¬ми игрушками и т.п.).
7.
МЯЧИКИ большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и рит¬мичной плавной мелодии;
лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).
8. ЗАЙКА мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.
9. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи;
мячи для подскоков (хоппы).
10. МУЗЫКАНТЫ ширма; игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.
11. МАМИН ДЕНЬ кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка); головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украше¬ния (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.); ширма; колокольчик.
12. МИШКА игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки 0 (для каждого ребенка, кисточка (поролоновый тампон).
13. НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы;
магнитофон, кассета с записью плясовой музыки.
14. КОЛОБОК куклы бибабо (персонажи сказки « Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая. скамейка, обруч.
15. КОТЯТА магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»;желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с дет¬скую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, си¬него и зеленого цветов.

Информационные ресурсы:
Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009
Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007
«Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М., 2010
Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001
Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008
Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009
Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007

Тамара Цыпкина
Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду

Раньше было принято считать, что если ребенок плачет в период привыкания к детскому саду , то это пройдет. Ни родители, ни педагоги не придавали значения периоду адаптации малыша , но сегодня каждый ознакомлен с этим термином. Сейчас этот период выделен, ясны его трудности. Каждый ребенок индивидуален, проблемы у каждого разные, в зависимости от темперамента, характера, психологического и соматического здоровья малыша, подготовленности к детскому саду .

Родителям нужно предпринять некоторые шаги для облегчения процесса адаптации своего чада к детскому саду . Самым первым шагом будет ознакомление с будущей группой и воспитательницей. Лучше всего прийти заранее, все увидеть, узнать у педагога как её называют дети, ведь в группах раннего возраста обычно называют по имени или с добавление слова «тётя» . Ребенку намного проще подойти к Даше, ли тёте Даше, чем к Дарье Ивановной. Официальное имя и отчество может вызывать у малыша ассоциации с кем-то чужым и незнакомым, ведь раньше его окружали только знакомые люди, которых родители называли по имени. Будущий воспитатель должен ассоциироваться с кем-то близким и знакомым мамы или папы.

Вторым шагом будет употребление имен воспитателей дома. Это обеспечит привыкание малыша к будущему детскому саду . Психологи советуют избегать резких высказываний по поводу детского сада и воспитателя . Малыш не понимает, почему любимая мама хочет отдать его в «плохой» детский сад к «плохой воспитательнице» . После негативных высказываний родители могут потерять доверие своего ребенка, и процесс адаптации может затянуться на месяцы. Лучше всего рассказывать малышу, что вы знаете и любите Дашу, о то, как она проводит время с детками, сколько интересных игр и сказок знает. Если у ребенка формируется положительное мнение о воспитательнице, то ему будет намного проще привыкнуть к новым условиям.

Третий шаг – адаптация к смене режима дня (питание, сон, игры) . Лучше всего за несколько месяцев до похода в детский сад начинать перестраивать ребенка на новый режим. Для этого заранее узнайте распорядок дня в детском саду , меню, так как малышу очень сложно поменять свой обычный ритм, любимую еду. Утренние капризы с тем и связаны, что ребенок сонный, потому что не привык так рано просыпаться или не хочет кушать молочную кашу.

Лучше адаптация проходит у детей , менее привязанных к маме. Поэтому четвертым шагом будет приучение ребенка к самостоятельности. Детей, которые сильно привязаны к маме, нужно начинать оставлять с другими родственниками, при прогулках нужно находиться поближе к другим детям, чтобы малыш привыкал взаимодействовать с ними. Объясняйте детям, что нужно делиться с другими игрушками или угощеньем, учите считаться с желаниями других.

Если у родителей ребенок является центром всего внимания, то нужно как-то объяснить ему, что есть желания и у других, хвалить могут тоже и остальных, не только его. Существует множество детей, которые в семье являются центром Вселенной, а приходя в детский сад , очень страдают от того, что внимание достается ещё кому-то. Проще адаптируются те дети , которые сами могут себя обслуживать : сами одеться, поесть, попросить что-то у взрослых. Поэтому пятым шагом будет предоставление ребенку (ещё до детского сада ) возможности побыть самостоятельным. Это поможет малышу не только при адаптации в детский сад , но и окажет влияние на его умственное, физическое и психическое развитие.

Следующим шагом будет отучение ребенка от привычек, которые не свойственны его возрасту (грудное вскармливание, соска, езда в коляске, памперсы и т. д.) . Нужно хорошенько подумать и отказаться от того, к чему ребенок сильно привязан, например, от света возле кроватки в любое время суток, поильника на тумбочке и т. д.

Родители, которые вовремя подготовили свое чадо к новому образу жизни обязательно получат вознаграждение и с большим удовольствием поведут ребенка в детский сад , ведь как приятно слышать, что твой малыш идет познавать мир с удовольствием.

2. Болезненная привязанность к матери

Есть дети, которые сверх меры привязаны к матери. Не нужно ругать таких детей, внушать им, что они мешают, наказывать. Это не простые детские капризы , а попытка найти защиту.

Не стоит ставить вашему чаду в пример детей, которые спокойно ведут себя при отсутствии мамы. Ваш ребенок может получить комплекс неполноценности и уйти в себя.

Не нужно насильно отучать малыша от присутствия мамы – это очень травмирует психику ребенка.

«Внезапный уход» - является также не самым удачным методом. Малыш испытывает страх при внезапном уходе мамы не только от разлуки, но и от неожиданности и необъяснимости.

Для ребенка, который сильно зависит от мамы просто необходимо ощущать спокойствие и защищённость.

Для укрепления нервной системы при борьбе с сильной зависимостью к маме можно посоветовать больше времени проводить на свежем воздухе, заниматься подвижными видами игр. Это также поможет расширить кругозор.

Нужно помнить, что ребенку нужно общение с большим количеством людей, так как жизнь в закрытом пространстве, где есть только самые близкие люди (родители, бабушки, дедушки) приводить к усугублению комплекса.

Лучше всего обеспечить ребенку больше общения с людьми : приглашать гостей и брать его с собой. Покажите как вы горды тем, что он стает самостоятелен, но и не обращайте внимание на зависимость малыша от мамы.

Чтобы избежать зависимости нужно принимать поэтапные меры. Первое – это научить ребенка оставаться одному в комнате, приучить понимать его, что мама где-то рядом : на кухне, в другой комнате.

Потом можно попробовать на короткое время оставить малыша с родственниками. Найдите момент, когда ваше чадо в хорошем настроении, чем-то интересным занят, не сильно акцентируя внимание, скажите ему, что скоро вернетесь, а с ним побудет, например, бабушка. Если малыш начнет нервничать, не расстраивайтесь, отвлеките его, а потом попробуйте снова. Объясните ребенку, что вы вернетесь очень скоро, он не успеет доиграть, а вы уже будете на месте.

Если ребенок прореагировал более-менее спокойно (расстроен, но не кричит и сильно не плачет, покиньте квартиру так, чтобы он услышал закрывающуюся дверь, постойте за ней не более 5 минут. Когда вы вернетесь обратно, похвалите своего малыша, расскажите, что он или она очень хороший, так как за то время, что он вас отпустил, вы столько всего успели. Пусть ребенок поймет, что вы вернулись быстро, так как и обещали, значит, что следующий раз будет то же самое.

Такие эксперименты можно повторять примерно неделю, не увеличивая времени разлуки. Потом, когда ребенок привыкнет, что вы ненадолго отлучаетесь, начните увеличивать время ухода, прибавляйте время незаметно, примерно по минуте.

Малыш должен понять, что мама как и обещала, всегда быстро возвращается.

Когда вы сможете уходить уже примерно на 15-20 минут, то покупайте ребенку что-нибудь сладенькое или какую-то игрушку.

Тогда ребенок станет ждать, что же вы ему принесете, когда вы будете отсутствовать. Но не нужно приносить что-то каждый день, иначе ребенок привыкнет и станет требовать вознаграждение каждый раз, когда вы отлучаетесь. Пусть он поймет, что в вашем отсутствии нет ничего особенного.

Тот, кто остается с ребенком, когда вас нет, должен занять дитя чем-то интересным. Пусть малыш привыкнет к тому, что, когда мамы нет, он может так же спокойно и комфортно заниматься своими делами.

Только вместе, всей семьей можно помочь своему малышу победить его зависимость от мамы.

II. Мы идём в детский сад

1. Малыш идёт в детский сад

Нужно в соответствии с возрастом организовывать его общение с взрослыми людьми и вырабатывать деятельность с предметами. Сначала узнайте, что предпочитает ваш ребенок – эмоциональное или деловое общение. Доминирование первого показывает на необходимость развития прогрессивного вида общения. Это вовсе не означает, что нужно прекратить эмоциональное общение и оставить только обучение взаимодействия с предметами. Дружелюбность, уважение, внимание и далее должны оставаться основой общения. Заданием для взрослого станет продвижение действий с предметами. Нужно показать и научить малыша как правильно пользоваться предметами ежедневной жизнедеятельности. Дайте ему возможность проявить самостоятельность. Постоянно предлагайте ребенку что-то новое, что увлечет его вещевым миром и научит его общаться с другими людьми.

С двух - трехлетними детьми можно играть в ролевые игры, такие как дочки-матери, игры с машинками, животными, конструктором и т. д. Лучше с помощью жестов показывать действие каждого стихотворения, сказки. Сначала ребенок будет лишь наблюдать за вами, но постепенно он начнет принимать участие в играх. В этот момент вы должны помочь малышу выбрать игрушки, которых не хватает, возможно, заменить чем-то новым.

Не забывайте, что нужно хвалить ребенка, чтобы игры вместе с вами стали для него удовольствием. Постепенно предоставляйте ребенку больше свободы во время игр, тем самым снижая вашу активность. Нужно, чтобы со временем ваш малыш стал зачинщиком нового типа общения. Играя в ролевые игры каждый день, вы создадите у ребенка ощущение потребности в них. Потом малыш начнет играть сам, самостоятельно будет находить себе партнера в играх, и не захочет постоянно находиться возле вас, сидя на коленах.

Приучайте своего малыша к дисциплине и аккуратности. Он должен понимать, что к игрушкам нужно относиться бережно, а после того как наигрался убрать все на свои места. Дети лучше приучаются к порядку тоже как бы играя. Все зависит от проявленной вами фантазии и умении заинтересовать малыша.

Конечно, нужно научить малыша пользоваться предметами обихода, таким способом приучая его к самостоятельности. В этом отношении дети очень разные, даже одной возрастной группы . Одни сидят и ждут, когда их обслужат : оденут, обуют, в то время как другие сами быстренько и старательно это делают. Тоже самое происходит и за столом, одни сидят и ждут, когда их накормят, другие старательно работают ложкой сами. Пассивным деткам, которые постоянно ждут помощи от взрослых намного тяжелее адаптироваться в детском саду .

Для облегчения адаптации к новой жизни нужно давать ребенку возможность больше общаться с посторонними. Приглашайте своих друзей в гости, также берите своего ребенка в гости с собой, гуляйте со своими подругами и их детьми, ведите более открытый образ жизни.

Читайте также: