Совместное занятие замещающих родителей с приемными и кровными детьми. Совместные занятия воспитателей, родителей и психолога доу в адаптационный период детей первой младшей группы Конспект совместного занятия детей и родителей

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский сад№1" "Рябинка"

Активное занятие по программе

" Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте

в средней группе детского сада.

Активное занятие

с родителями воспитанников средней группы

Тема: «Дружная семья»

СКАЧАТЬ (презентация)

(Занятие проводится на основе книги № 1 для развития детей 4-5 лет «Дружная семья»)

Ермолаева Наталья Юрьевна

Воспитатель МБДОУ "Детский сад№1" "Рябинка"

г. Нефтеюганск, Тюменская область

Цель: Присоединение родителей к отечественным традициям. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении категории «Дружная семья». Развитие единого контекста в группе.

Задачи:

  1. Показать ценность семейных отношений, значимость дружной семьи.
  2. Развивать мотивацию у родителей к взаимодействию в группе.

Примерный план:

1.Работа в круге: присоединительное слово воспитателя по теме «Дружная семья».

2.Беседа с родителями о взаимоотношениях в семьях.

3.Работа с книгой для развития детей «Дружная семья».

4.Работа с пословицами.

5. Индивидуальная работа (выполнение задания, предложенного педагогом).

6. Работа в четвёрке (выполнение задания, предложенного педагогом).

7.Подведение итогов работы.

Материал для занятия : презентация «Дружная семья», мягкий мяч небольшого размера; книга № 1 для развития детей 4-5 лет «Дружная семья»,«Задание для родителей» (напечатанное на листочках), простой карандаш, задание из книги для создания рисунка с детьми «Наша дружная семья» (все по количеству присутствующих).

Подготовительный этап.

Выдать родителям на дом книгу для развития«Дружная семья». Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы, предложенные в книге.

Работа в круге. Беседа с присутствующими.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на встрече,посвященнойтеме «Дружная семья».Вашему ребенку исполнилось 4 года. К этому времени дети определяют границы своей семьи и причисляют себя к ней. В семье ребенок получает первые уроки любви, тепла, нежности. Семья -дар жизни, благодаря которому каждый малыш с момента рождения входит в мир и становится его уникальной и неповторимой частью. У многих народов традиционно семья была многочисленной. Отец-остов семьи, мать-душа семьи, ребенок-воссоединение любви матери и отца. Давайте поразмышляем с Вами над понятием «семья».

Педагог передает мяч сидящему слева родителю и задает вопрос: Как вы понимаете слово семья?

Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу.

когда мяч возвращается к педагогу): Как же трактует толковый словарь Ожегова С.И. это слово?

1. Это группа живущих вместе близких родственников;2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Семья - это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья - это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас ждут и любят. Ведь не зря же говорят: «Моя семья - это моя опора, моя семья - это моя крепость». Осемье хорошо сказано в стихотворении Марии Лангер«Семья это счастье, любовь и удача»

Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Вводный присоединительный текст воспитателя по теме занятия: Предлагаю вам послушать легенду о семье. «В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная -100 человек. Молва об этой семье долетела до верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, он спросил главу семьи « Как вам удается жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда глава семьи взял лист бумаги, написал на ней 100 слов и отдал ее правителю. Тот прочитал и удивился: там было 100 раз написано одно слово «понимание».

Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу (родители передают мяч друг другу и каждый высказывается).

Обобщение воспитателем ответов родителей (когда мяч возвращается к педагогу):Спасибо, за ваши ответы. Это замечательно, что у каждого из вас есть рецепт сохранения дружной семьи.В дружной семье складываются самые теплые отношения, которые пронизаны искренней любовью, заботой друг о друге и вниманием.Нет в мире дружбы чище, богаче, плодотворнее, чем в хорошей семье. Любовь близких, которой наполнен отчий дом, становится основой человека на всю жизнь.

Основной этап. Работа родителей с книгой.

Воспитатель: А теперь перейдём к работе с книгой «Дружная семья».

Воспитатель предлагает родителям прочитать текст в книге: «Откройте, пожалуйста, книгу на странице 3. Давайте прочитаем с вами «Слово к родителям». Предлагаю по цепочке каждому из вас прочитать по законченному предложению. (текст выведен на слайд). Родители читают по цепочке текст.

«В отчем доме заключена огромная сила. Родительский дом-основа жизненного пути. Родной дом часто называют домашним очагом, что для каждого из нас связано с ощущением тепла и заботы, понимания и поддержки, сочувствия и взаимопомощи.

Братья и сестры, бабушки и дедушкисопровождают человека в жизни многие годы, закладывают основы общения, прививают первые трудовые навыки. Ранние воспоминания человека надолго удерживаются памятью, берегут в душе мир детства, в котором семья и родительский дом навсегда сохраняют свой неповторимый облик. Тихие задушевные колыбельные матери, отеческая забота о благополучии семьи, веселые прибаутки и своевременная помощь бабушек и дедушек, крепкая дружба братьев и сестер - это и многое другое остается дорогим и значимым для человека на всю жизнь».

Воспитатель: Спасибо.Тема семьи также нашла своё отражение в народной мудрости - в пословицах и поговорках. Обратимся к пословицам, предложенным в книге (вывести на слайд): «Не нужен и клад, когда в семье мир да лад. Не красна изба углами, а красна пирогами. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Вся семья вместе, так и душа на месте.

Уважаемые родители! Кто желает поразмышлять вслух над смыслом первой пословицы? второй? Третьей? Четвертой?

Воспитатель предоставляет родителям некоторое время для осмысления пословиц. Затем родители высказываются о смысле пословиц.

Обобщение воспитателем ответов родителей: (когда мяч возвращается к педагогу):Спасибо за ваши ответы. Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этой мудрости. Регулярно употребляйте в своей речи пословицы о семье. Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении семейных ценностей. Ведь семья - одна из самых великих ценностей, которую нам надо беречь и уважать.

Индивидуальная работа. Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю выполнить индивидуальное задание.

Из предложенный утверждений подчеркните те, которые по-вашему помогают жить дружно и счастливо в семье. Время выполнения задания - 1 минута.

Воспитатель: Выполнили задание? А теперь давайте разделимся на две микрогруппы, по 4 человека. Сядьте поближе друг к другу. Задание остаётся тем же, только теперь вы вместе его выполняете. Посовещайтесь, выслушайте друг друга, и придите к единому решению. Кто - то один от группы выскажется и познакомит нас с вашими выводами.

Работа в четвёрке. Представители каждой четвёрки озвучивают результаты своей работы.

Заключительный этап.

Обобщение воспитателем ответов родителей: Итак, вы считаете, чтобы семья жила дружно и счастливо нужно вместе трудиться, помогать родителям, поздравлять друг друга с праздниками, заботиться о младших, рассказывать друг другу новости. Спасибо за работу. Я разделяю ваше мнение по выбору утверждений.Действительно в семье важно быть внимательным друг у другу, заботиться о старших и младших, с пониманием относиться к близким, любое дело делать сообща, вместе.Тогда и семья будет крепкой и дружной.

Рефлексия.

Работа в круге. Воспитатель: Спасибо вам за столь интересную беседу, за ваши ответы, размышления. Мы получили неоценимый опыт общения друг с другом, делились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями. Пожалуйста, поделитесь со мной мнениями об этом событии: Узнали ли вы что- то новое на нашем занятии и что вы возьмете для себя?

Конспекты занятий.

Первое занятие

Зорко только сердце.

Самого главного глазами не увидишь.

Антуан де Сент-Экзюпери.

«Маленький принц»

Цель : выработка адекватного представления о детских возможно стях и потребностях, изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком 5-7 лет.

Задачи:

Задачи:

1. Формирование доброжелательной рабочей обстановки на занятии.

2. Установление личных границ при взаимодействии в упражнениях.

3. Развитие родительской компетентности.

2. Уменьшение напряжения в паре.

Необходимые материалы: маркер, магнитная доска, визитка, ручки, бумага ф-А4, планшет, карточки с высказыванием о счастье, ватман, цветные карандаши, пальчиковые краски.

Ход занятия.

1.Вводная часть .

Знакомство с целями занятия.

Цель : Знакомство с целями занятий.

Содержание : Ведущий представляется и знакомит с целями занятий, в форме, доступной для понимания детям. Это может звучать так:

«В жизни человека часто складываются ситуации, когда он должен выбрать для себя, как он может жить в дальнейшем.

На наших занятиях мы будем вместе играть, учиться принимать по мощь других людей (мамы, папы, брата, сестры, друга, подруги)». Игры для детей от 5 до 7 лет, направленные на формирование правильной модели поведения у детей.

Заметки для ведущего : Нужно объяснить, что на занятиях сегодня мы поведем разговор на очень важную для всех тему - тему общения, рассмотрим проблемы взаимодействия между людьми и попробуем найти пути решения этих проблем.

Упражнение «Представление».

Цель:

Методика проведения: в начале работы участник занятия должен оформить визитку, в которой указывается его тренинговое имя. При этом родители и дети вправе взять себе любое имя. Оно должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Время на оформление визиток - 5 минут.

Упражнение «Это здорово!»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Инструкция : семьи встают напротив друг друга и по договорённости начинают представляться, говорить, что любят делать, после каждой фразы участники должны говорить: «Это здорово!» и показывают большой палец руки!

Например:

Ведущий: Меня зовут Мария.

Все: Это - здорово!

Ведущий: Я люблю слушать музыку!

Все: Это здорово! и т. д.

Упражнение «Доброе животное».

Цель: Сплочение детско-родителькой пары.

Методика проведения:

Ведущий: «Для того чтобы почувствовать себя одним целым, быть счастливым я предлагаю вам выполнять упражнение «Доброе животное». Встаньте друг напротив друга и возьмитесь за руки, вы - одно большое доброе животное. А раз это живое существо, значит, оно дышит (шаг назад - вдох, шаг вперед - выдох с шумом) – 3-4 раза. У животного - большое доброе сердце. Оно бьется (2 шага назад притоптывая, 2 шага вперед притоптывая).

Мини-лекция для родителей:

Вначале рассмотрим особенности поведения детей от 5 до 7 лет

Дети, отметившие пятый день рождения, считают себя достаточно умными, самостоятельными и взрослыми. Они стремятся к интеллектуальному, познавательному общению, имеют свою точку зрения на происходящее вокруг, с удовольствием объяснят даже то, в чём не очень разбираются - только спросите. Для них важно получить похвалу, быть хорошими. У детей этого возраста развито стремление помогать другим и желание сохранять добрые отношения с окружающими.

Во время конфликтных ситуаций разговаривайте с ребёнком, как с понимающим всё человеком. Сохраняйте спокойствие и хладнокровие, тогда и ребёнок, глядя на вас, начнёт успокаиваться. В трёх-четырёх предложениях объясните свою позицию, попытайтесь дать понять, что вы хотите делать то же, что и ребёнок, но не можете в силу объективных причин. Предложите альтернативу: «Нам с тобой очень весело и интересно играть здесь. Но придётся пойти домой, потому что скоро начнётся дождь. Мы промокнем и заболеем. А дома поиграем в твои любимые прятки».

Чтобы привести ребёнка в чувство, отвлечь его от предмета спора и иметь возможность двигаться в нужном вам направлении, воспользуйтесь приведёнными ниже играми.

Выработка правил поведения на занятиях.

Цель: Принятие правил работы на занятии.

Содержание : Для плодотворной работы и создания доверительной обстановки ведущий предлагает принять правила. Правила будут особенными, так как на занятиях будут происходить разговоры об очень сокровенном.

    Согласованность.

    Доверие.

    Взаимопомощь.

    Уважение.

    Конфиденциальность.

    Рефлексия.

    Посещаемость.

Заметки для ведущего : Желательно, чтобы участники встречи предложили свои правила, это придаст им ценность, и они будут выполнять их просто потому, что сами предложили.

2. Основная часть.

Упражнение «Установление дистанции».

Цель : определение личного расстояния в играх и упражнениях.

Содержание: Ведущий объясняет, что у каждого человека существует свое индивидуальное безопасное расстояние, на котором он чувствует себя в беседе с другими людьми наиболее комфортно. Обычно оно выбирается бессознательно, и при этом: значимыми оказываются личные взаимоотношения с партнером по общению. В тундре и пустыне чужие люди могут общаться на расстоянии многих метров, в то время как в городе, где людей много, личное расстояние сокращается.

Ведущий обращает внимание на то, что не следует обижаться, если кто-то не подпускает их на близкое расстояние, - просто человеку удобнее общаться именно так.

Ведущий с участником делают пробу: один стоит, молча, а другой, говорит все, что ему приходит на ум, «наскакивает» на него, пытается войти в тесный контакт. Участники делятся впечатлениями: что чувствует тот, кто наскакивает, и тот, личное пространство которого нарушается таким образом.

Заметки для ведущего : Обычно дети, эмоционально неблагополучные, не разрешают подойти к себе близко. Это ожидаемая реакция с их стороны. И объяснить, что отторжение близкого расстояния с партнером - это структура их психики, человек бессознательно не хочет, чтобы к нему близко подходили, и нужно уважать его желание.

Игры на переключение внимания

Отвечалка

Место проведения. На улице или дома.

Как играть. Задавайте ребёнку разные вопросы, а он пусть отвечает. Затем поменяйтесь ролями.

Примечание . Подбирайте простые и смешные вопросы, например: «У кошки пять хвостов? А сколько?.. Собаки умеют летать? У Деда Мороза зелёная шуба?» Самый-самый

Место проведения. На улице или дома.

Как играть. Организуйте соревнования - кто дальше прыгнет, кто дольше проскачет на одной ноге (по направлению движения), кто быстрее добежит до какого-либо места или предмета и т. д.

Назвал - шагай

Место проведения. На улице или дома.

Как играть. Выберите букву алфавита. По очереди называйте слова, которые начинаются на эту букву. Назвавший слово имеет право сделать три шага вперёд.

Светофор

Место проведения. На улице.

Как играть. Напомните ребёнку, что движение на дороге регулирует светофор. «Красный свет - дороги нет, стой. Жёлтый свет - приготовься. Зелёный - беги, догоняй». Скажите: «Красный» и отходите на некоторое расстояние от малыша, повторяя: «Красный, красный, теперь жёлтый (ребёнок готовится догонять вас), а сейчас зелёный!».

Меняйтесь ролями.

Игры и занятия, формирующие положительную модель поведения

Кто аккуратнее?

Место проведения. Дома.

Что необходимо. Кубики, машинки, верёвочка, игрушки и т. д.

Как играть . Устройте соревнование. Победит тот, кто аккуратнее выполнит задание. Например, привезти машинку к финишу, построить башенку из кубиков, ровно пройти по разложенной на полу верёвочке, расставить игрушки по местам, раскрасить картинку и т. д.

Самый ловкий

Место проведения . Дома.

Что необходимо. Столовая ложка, варёное яйцо.

Как играть . Несите яйцо в столовой ложке до финиша. Кто его уронит - проиграл. Эта игра не на скорость, а на ловкость.

Джунгли

Место проведения. Дома.

Что необходимо. Стулья или другие предметы, которые могут выполнять роль препятствий.

Как играть. Поставьте посередине комнаты стул. Завяжите глаза папе. Давая команды, помогите ему обогнуть преграду: «Шаг вперёд, ещё шаг, шаг влево...» Затем завяжите глаза ребёнку.

Можно усложнить задание: поставьте несколько предметов, которые надо обойти. Чтобы было интереснее, придумайте сюжет. Например, стулья - это деревья на необитаемом острове. «Сейчас на острове ночь, темно и ничего не видно. Островитянам предстоит добраться до палатки, чтобы устроиться на ночлег...»

Мыслитель

Место проведения . Дома.

Что необходимо. Кроссворды, ребусы, головоломки для детей.

Как играть . Предложите малышу: «У меня есть интересный кроссворд, как ты думаешь, мы сможем его отгадать? Попробуем?»

Учимся наблюдать

Место проведения. Дома или на улице.

Что необходимо . Объект наблюдения - птица, домашнее животное, растение (наблюдаем за его ростом), природное явление (дождь, снег, град, сильный ветер) и пр.

Как играть . Выберите за чем будете наблюдать. Привлеките внимание ребёнка к предмету: «Ой, а что это?!». Вместе наблюдайте за происходящим. Задавайте ребёнку вопросы о том, что видите: «Что он делает? Как? Что происходит вокруг? Что изменилось? Как было вчера (два дня назад)?..»

Азбука этикета

Место проведения. Дома и на улице.

Как играть. Задавайте ребёнку вопросы и просите ответить на них: «Что надо сказать, когда входишь? Как вести себя с маленькими?..».

Волшебный рисунок

Место проведения. Дома.

Что необходимо . Листы бумаги, карандаши, фломастеры. Как играть. Попросите ребёнка нарисовать его плохой поступок: «Сегодня ты плохо поступил. Нарисуй, что ты сделал. Теперь этот рисунок порви, а на другом листе нарисуй, как нужно поступать. Давай поступать так всегда!».

Наши лучшие друзья - книги

Читайте ребёнку книги. На примере персонажей книг учите его проявлять заботу о близких, правильно вести себя, помогать окружающим, задумываться о последствиях своих действий. Задавайте вопросы: «Почему так получилось, хорошо ли себя вёл этот мальчик, как нужно было поступить?». Помогите малышу сделать выводы: необходимо делиться тем, что у тебя есть, помогать другим, уметь дружить и т. д.

Выбор детских книг сейчас чрезвычайно велик. Наверное, вы помните и свои любимые в детстве книги. Это могут быть, например, книги 3. Александровой («Невидимка»), Л. Воронковой («Что сказала бы мама»), Е. Благининой («Посидим в тишине»), Л. Васильевой- Гангус («Азбука вежливости»), Б. Захо- дера («Серая звёздочка»), Н. Сладкова («Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина»), Г. Шалаевой («Большая книга правил поведения для воспитанных детей»), стихотворения для детей В. Маяковского («Что такое хорошо и что такое плохо?»).

Вечерняя сказка

Даже если ребёнок вёл себя днём не всегда хорошо, ближе к вечеру, когда уйдёт волнение, наступит время поговорить о случившемся. Не стоит превращать это в споры и чтение нотаций. Расскажите сказку о хорошем (плохом) поведении детей и его последствиях. Самую подходящую историю вы придумаете сами. Сюжет её довольно прост. Главные герои - животные или куклы. Место действия выбирается любое - лес, коробка с игрушками, волшебная страна, озеро. Стройте сюжет так, чтобы он был похож на происшествие с ребёнком. Помните, сказка всегда кончается хорошо. Например, если малыш отбирал игрушки у других детей, сказка может получиться примерно следующего содержания.

«На лесной полянке под старым деревом играли зверята. Мишка катал машинку, лисички строили башенку из кубиков, а заяц собирал пирамидку. Вдруг под деревом появился волчонок. Он разрушил башенку, которую построили лисички, а у мишки отобрал машинку. Зверята посмотрели на волчонка и сказали: „Мы не будем с тобой играть, ты злой, ты нас обижаешь". Они собрали свои игрушки и ушли играть на другую полянку, а волчонок остался один. Ему стало очень скучно, ему не с кем было играть».

Обязательно добавьте свой комментарий: «Вот видишь, как бывает, когда обижаешь других. Никто не захочет с тобой играть. Надо быть добрым!».

Упражнение «Семейный герб».

Цель: концентрировать внимание на главных ценностях семьи; осознать цели своей жизни.

Оборудование: ватман, фломастеры, краски, карандаши.

Методика проведения: В старину был обычай изображать на воротах замка, щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее основную идею или цель деятельности владельца. Необходимо каждому нарисовать свой фамильный герб, отражающий ваше жизненное кредо, отношение к вашей будущей семье, миру в целом. На рисунок герба дается 15 мин. Можете рисовать, как умеете, здесь важно выражение основной идеи вашей личности.

Участники рассказывают о своем гербе. Обсуждение:

Что вы чувствовали, рисуя фамильный герб своей семьи?

Какие ценности вам удалось отобразить лучше всего?

3. Заключительная часть.

Домашнее задание.

Цель: осознание причин неэффективного родительского отношения.

Методика проведения: в течение дня отмечать мысли о ситуациях, в которых возникла проблема с ребенком. Стараться не нервничать по этому поводу, а просто отметить первую пришедшую в голову мысль (например, «Он (она) у меня дождется»). Записать эти мысли в дневник. После каждой мысли из первого пункта мысленно проговорить записанную фразу. Это необходимо делать до тех пор, пока данное сочетание мыслей не войдет в привычку. При этом можно продолжать заботиться о ребенке, интересоваться им, но отказаться от того, чтобы контролировать и наставлять в каждом из его решений. Стараться сохранять радость в отношениях как со взрослыми, так и с детьми.

Рефлексия занятия.

Цель : Получение обратной связи.

Содержание для родителей : Участники делятся впечатлениями, что по нравилось, что нет.

Содержание для детей: Психолог предлагает детям найти карточку с ромашкой, которая укажет на эмоциональное состояние ребенка после тренинга:

«Что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя сейчас настроение? Выбери».

(«Найди свое настроение»)

Рефлексивное упражнение «Найди свое настроение» (приложение – (203.45 КБ))

Семейный просмотр мультфильма по желанию детей (см. список в приложении № 2)

Отказаться от строгих правил и запретов;

Уметь радоваться жизни при любых обстоятельствах.

"Лесные друзья"


Лексическая тема: Дикие животные
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ

Задачи:
Для родителей:
- Дать понятие коррекционно-развивающего занятия
- Познакомить с разнообразными практическими материалами в виде игр, заданий, упражнений
- развивать стремление к совместным играм

Для детей:
- воспитывать культуру общения детей со взрослыми и сверстниками
- продолжить развитие мелкой моторики
- продолжить развитие психических процессов
- продолжить развитие навыков рефлексии

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия
Цель: создание положительного эмоционального фона.

Дети и родители садятся в круг, все берутся за руки и говорят: «Добрый вечер».
Потом «передаем по кругу» хорошее настроение: кладем руку на плечо соседа сначала вправо, затем влево.

2.Упражнение разминка
Цель: раскрепощение участников, создание рабочего настроя.

-Слышу топот чьих-то ножек,
По тропинке ходит…(ежик)!

К нам в гости на полянку пришли ежата со своими мамами.
Давайте посмотрим, на наших лесных друзей. Ребята, а вы обратили внимание, что ежики то без иголочек... Предлагаю сделать иголочки для них при помощи скрепок. Тогда у нас будут очень красивые и интересные ежики.
(Дети и родители делают иголочки для ежиков при помощи скрепок).

3.Основная часть
Цель: развитие познавательных процессов, мелкой моторики, совместной деятельности.

Мама ежиха собирается за грибами, а маленькие ежата все вместе пока поиграют. Вот только мамочки не знают как пройти на полянку, где растут грибы. Давайте поможем им найти тропинку. (садимся за столы, игра - лабиринт. Дети при помощи мам проводят ежика по тропинке -лабиринту)
После того, как тропинка найдена, мамы отправляются на поляну за грибами (за столами), а ежата идут играть (дети выходят к доске, садятся в круг).
Игра: «Четвертый лишний» по лексической теме
(Дети отвечают, мамы наблюдают за ответами детей) .

Ребята, а мамы -ежихи уже наверно собрали грибы, давайте вернемся к ним и узнаем.
Возвращаются к мамам. Мамы нашли грибы,но не простые а в виде задания - соедини по точкам. Дети обводят по точкам .
- мы помоги ежихам найти полянку с грибами, сами поиграли с ежатами, а теперь давайте проводим ежиков на лесную поляну и поблагодарим их за интересное приключение!

4.Рефлексия
Цель: научить детей и взрослых слушать и слышать своих товарищей, развитие осознанного восприятия.
- Давайте возьмем в руки волшебный цветок. Тот, кто его держит расскажет, что ему сегодня больше всего понравилось, а остальные послушают. (отвечают и мамы и дети по очереди)

5. Ритуал прощания
Участники берутся за руки и говорят друг другу "До свидания!"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент нетрадиционного совместного занятия детей и родителей с использованием сенсорных мешочков.

Фрагмент нетрадиционного совместного занятия детей и родителейс использованием сенсорных мешочков. Цель: - развивать высшие психические функции, интеллект...

Конспект совместного занятия детей и родителей по квиллингу "Сказочная птица"

Конспект занятия по квиллингу совместно с родителями и детьми. Разработан с использованием материалов из интернета....

Совместные занятия по­могут избежать многих трудностей в становлении речи, так как включают в себя комплекс профилак­тических мероприятий: артикуляционную, дыхатель­ную, пальчиковую гимнастики. ...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80» г.Чебоксары

«В гости к Солнышку»

Подготовила:

педагог-психолог

Кириллова П.В.

Чебоксары 2016

Конспект совместного игрового занятия родителей с детьми младшего дошкольного возраста

«В гости к Солнышку»

Занятие « В гости к Солнышку» может проводиться как психологом с детьми и их родителями, так и воспитателем, с детьми группы и их родителями.

Цель: знакомство родителей с играми, направленными на развитие психических процессов у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Раскрыть родителям важные стороны психического развития детей младшего дошкольного возраста .
  • Обучить родителей играм и упражнениям, которые можно будет использовать в домашних условиях.
  • Сформировать способности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.
  • Способствовать развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя и ребенка.

Количество участников: 6 пар (ребенок с родителем).

Время: 30 минут.

Материалы и оборудование: ИКТ, ковер, мяч, сундучок. Игрушка кукла Маша в рукавичках, игрушка Медведя (кукольный театр), обруч, спортивный туннель, спортивная дорожка, заготовки ежиков из картона, прищепки, массажные шарики. Подносы, на которых рассыпана цветная манка. Солнышко и зонт.

Ход занятия.

Вводная часть. Дети и родители входят в зал и садятся за столы.

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады, что вы отложили все дела и пришли на эту встречу, которая посвящена играм в младшем дошкольном возрасте. На протяжении всего дошкольного возраста, игра-это деятельность, которая приносит малышу наибольшее удовольствие. «Язык игр» понятен и доступен каждому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомится с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу: играю с кем хочу, играю сколько хочу, чем хочу. Порой и у взрослых появляется желание поиграть. Но мы либо забыли, как это делать, либо стесняемся. Сегодня у нас есть возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием от души.

1.Ритуал приветствия: «Ну-ка все встали в круг». Материалы и оборудование: компьютер, колонки, музыка. Педагог-психолог: Сейчас мы встанем в круг, и под музыку начнем выполнять движения.

Ну-ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять ручками махать

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться

Не зевать, все запоминать.

Материалы и оборудование: сундучок. Игрушка кукла Маша в рукавичках

Педагог-психолог: Ребята, к нам сегодня пришла гостья из сказки. Хотите узнать: как ее зовут? Да, это же девочка Машенька из сказки «Маша и медведь» к нам пришла.

Маша: Здравствуйте. Мне сказали, что здесь сегодня собрались дети из группы «Колокольчики». Это правда? Но вот беда я не знаю, как вас зовут: Я вам протяну ручку, а вы мне скажите, как вас зовут.

Педагог-психолог: Ребята,

Посмотрите -ка на Машу

Нет игрушки куклы краше

И румянец на щеках,

Рукавички на руках

Маша, а зачем ты рукавички надела?

Маша: у меня ладошки замерзли, я иду в гости к Солнышку, чтобы оно их согрело. Пойдемте вместе со мной, боюсь, что заблуждаюсь, да и вместе веселее.

Педагог-психолог:

Солнышко высоко-высоко

Идти далеко-далеко

Чтоб отправиться в дорогу,

Ноги разомнем немного.

А отправимся мы ребята, к Солнышку на волшебной карусели.

2.Подвижная игра «Карусели».

Материалы и оборудование: обруч, музыкальное сопровождение.

Педагог-психолог: Родителей и детей сейчас я попрошу одной рукой взять за обруч и идти по кругу.

Еле-еле еле, еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом все бегом-бегом-бегом

Тише тише, не спешите карусель остановите.

Раз, два, раз, два-вот и кончилась игра.

3. Подвижная игра «По ровненькой дорожке». (в ямку бух)

По ровненькой дорожке шагали наши ножки

По кочкам, по кочкам, по кочкам (прыгаем)

В ямку бух (присели)

Педагог-психолог: Ребята, к нам на встречу попался интересный зверь: он позабыл все тревоги, Спит в своей берлоге. Как вы думаете, кто это? Верно, это медведь.

Материалы и оборудование: игрушка медведя

Педагог-психолог: Здравствуй, Медвежонок (Дети здороваются). Медведь, а ты не знаешь, как к нам к солнышку пройти?

Медведь: Знаю, только вы сначала со мной поиграйте.

4. Подвижная игра «Как под горкой снег, снег».

Материалы и оборудование: игрушка медведя, музыкальное сопровождение.

ПП: Ребята наш медведь будет спать, а мы будем возле него хоровод водить, давайте попробуем.

Как на горке снег, снег

(поднимаем руки вверх)

Как под горкой снег, снег

(опускаем руки вниз)

А под снегом спит медведь

(кладем руки под голову)

Тише, тише не шумите

(прикладываем пальчик ко рту)

А то проснется медведь и поймает деток.

(детки прячьтесь за мам/ бегите на стульчики)

Медведь: Спасибо вон там есть, туннель пройдите по нему, и увидите ежика. Он вам укажет путь дорогу к солнышку.

5.Физкультминутка «Пролезь через туннель». Материалы и оборудование: туннель, спортивная дорожка с отпечатками стоп. Музыкальное сопровождение. Ход: дети проползают по туннелю, проходят по тропе, наступая на отпечатки стоп. Повтор 3 раза.

6.Упражнение «Примени прищепки». Материалы и оборудование: заготовки ежиков (четырех цветов на каждого ребенка цвета), прищепки. Педагог-психолог: Ребята посмотрите, да здесь нас ждет целая полянка ежиков. Один ежик с иголками, а другие без иголок. Ежики просят вернуть свои иголки. (Дети присоединяют прищепки по цвету к ежикам).

7.Самомассаж «Катиться колючий еж», «Паучок». Материалы и оборудование: массажные шарики, музыкально сопровождение. Педагог-психолог: Ежики очень любят маленьких деток, и любят делать массаж массажными шариками. Посмотрите, шарики тоже похожи на ежиков. А делать мы будем массаж под музыку.

Шарик держим прямыми ладошками, пальцы прижаты друг к другу. Катаем шарик в ладошках вперед-назад.

Шарик держим прямыми ладошками, пальцы прижаты друг к другу. Катаем шарик по ладошкам круговыми движениями.

Крутим шарик пальчиками обеих рук вперед (от себя).

С небольшим усилием надавливаем подушечками пальчиков на «иголочки» шарика.

Крутим шарик пальчиками обеих рук назад (к себе).

Берем шарик в ладошки, сцепляем пальцы в «замок», поднимаем локти и держим их горизонтально полу. Надавливаем ладонями на шарик.

Перекладываем шарик из одной ладошки в другую, по возможности увеличивая темп.

А теперь мамы будут делать своим детям массаж: руками без помощи шариков.

Паутинка-пучок

Паутинку плел

Вдруг закапал дождик

(кончиками пальцев дотрагиваемся до спины ребенка)

Паутинку смыл

(руками проводим сверху-сниз)

Вышло солнышко,стало припекать

(круговыми движениями проводим по спинке ребенка)

Паутинка-паучок трудиться опять

(спиральными движениями -указательным пальцем водим по спине ребенка)

Педагог-психолог: Ребята, давайте спросим у Ежика: куда подевалось наше солнышко? Ежик: Ребята, я пойду, поищу пока Солнышко, а вы можете попробовать нарисовать его сами.

8.Рисование на манной крупе. Материалы и оборудование: подносы, на которых рассыпана цветная манка.

Педагог-психолог: Перед вами сейчас подносы с цветной манкой. Я хочу предложить вашему вниманию: игры - занятия с манкой. Занятия с манкой - это, прежде всего развитие мелкой моторики, развитие речи у детей, развитие памяти, мышления, воображения, фантазии, умение доводить начатое дело до конца.

Сейчас я предлагаю вам выполнить некоторые упражнения с манкой:

Задание1. «Знакомимся с манкой».

1.Положите ладошки на манку: закройте глаза и почувствуйте какая она?

2. Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

3. Поскользите по поверхности песка как змейка, попрыгайте как зайчики (2-мя пальчиками попрыгайте по манке), пройдитесь кулачками, как медведь.

4. Возьмите горсточку манки в одну руку и пересыпьте ее в другую.

5. Двумя руками нарисуйте одновременно волнистые линии.

Задание 2 «Загадки»

Вот вам загадки, вы их читаете про себя и рисуете отгадки на ваших подносах. А мы вместе отгадаем, про что была загадка.

Длинный, зеленый,

Добрый соленый,

Вкусный и сырой.

Кто он такой?

(Огурец)

Колючий клубок прибежал в садок.

(Еж)

Не рычу не грозен с виду

Но не дам себя в обиду

От медведя и от волка

Защитят меня иголки

(ЕЖ)

Кто позабыв все тревоги

Спит в своей берлоге?

(медведь)

Летом серый а зимой белый

(Заяц)

В воде она живет

Нет клюва, а клюет

(рыба)

Зиму в шубке белой был,

А весной её сменил,

Стал он серый попрыгайка,

Маленький трусишка ………. (зайка).

Что так в небе ярко светит?

Свет пускает мне в оконце.

Отвечайте дружно дети,

Это светит ярко ……….. (солнце).

Задание 3. «Картина»

А теперь пусть каждая пара нарисует свою картину: все что она хочет на это пространстве.

9. Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Материалы оборудование: солнышко и зонт. Музыкальное сопровождение.

Ежик: Ребята, да вот же наше солнышко. Пусть каждый из вас попробует дотянуться до солнышка: сначала одной ручкой, потом другой, теперь двумя. Ребята, где солнышко живет? На небе. А когда тучка плывет, что идет? (Дождик). Ребята, а вы боитесь дождя? Давайте, когда пойдет дождь, мы спрячемся под зонтик, а пока дождика нет, мы будем гулять и радоваться солнышку.

Солнышко, солнышко,

Посвети немножко!

Выйдут детки погулять -

Станут бегать и играть”

Дождик пошёл. Скорее под зонтик прячетесь.

10.Ритуал завершения: «Встали в круг».

Материалы оборудование: музыкальное сопровождение

Педагог-психолог: Ну что же ребята, настало время прощаться. Сейчас мы встанем в круг и под музыку будем делать разные движения.

Занятие первое
Цель. Осознание родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с ребенком, создание ситуации сотрудничества.
Для осознания родителями восприятия их собственными детьми проводится упражнение «Угадайте маму» (10). В ходе упражнения развивается умение детей выделять наиболее значимые, характерные качества родителя. При выполнении упражнения дети и родители сидят по разные стороны непрозрачной ширмы (занавеса), устанавливаемой ведущими. Дети описывают свою маму (папу), рассказывают, какие они. Родители должны угадать, о ком рассказывают дети.
Ситуация сотрудничества родителей с детьми воссоздается в упражнении «Только вместе», когда родители и дети пытаются совместно молча сесть и встать (19). В результате выполнения упражнения родители и дети имеют возможность осознать свой стиль взаимодействия, ориентируясь на собственные телесные ощущения и успешность - неуспешность в выполнении задания. Поупражняться в восприятии своего ребенка путем тактильных ощущений родители могут, выполняя упражнение «Угадай, чьи руки» (10). Взрослые с завязанными глазами по очереди садятся на стул и по рукам определяют своего ребенка.
Далее проводится совместное рисование на свободную тему. Родитель с ребенком (детьми) молча выполняют общий рисунок на большом листе ватмана. После окончания процесса рисования семейные пары показывают и представляют свою картину, отвечая на вопросы ведущих. Участники, наблюдающие за представлением картины задают вопросы авторам картины, высказывают свои впечатления. Ведущие стимулируют позитивный настрой в группе, психологически поддерживают выступающих.
Завершает занятие упражнение «Марсианский футбол», целью которого является создание ситуации сотрудничества и взаимодействия. У каждой пары «ребенок-родитель» связывается по одной ноге. Группа участников тренинга разбивается на две футбольные команды. Игра проводится в просторном помещении, соответствующем нормам техники безопасности. У противоположных стен помещения оборудуются «ворота». Вратарями становятся по одной паре «ребенок-родитель» из каждой команды. Ведущие играют роль судей. Игра обычно проходит в очень эмоциональной атмосфере поэтому задачей ведущих является предупреждение травматизма в группе участников.
Занятие второе
Цель. Создание ситуации сотрудничества и взаимопонимания между родителями и детьми, развитие творческого потенциала детей.
Занятие проводится в технике сказкотерапии. Сказкотерапевтическое воздействие является глубинным и стойким, ибо затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру (7). Участвуя в сказкотерапевтическом занятии, ребенок «вживается» в сказочную ситуацию. При этом развивается способность ребенка вставать на место другого, его эмпатия. Кроме того, только в сказке нет невозможного, что делает применение метода сказкотерапии незаменимым для тревожных, неуверенных детей. В сказке не работает их привычная проблемная формула «Это у меня не получится», ибо все неудачи временны и случаются оттого, что не все возможности еще исследованы, не все еще познано. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок (взрослый) переносит его на реальные ситуации (6). Преодолевая «сказочные» проблемы, проживая все перипетии сказочного сюжета, родитель и ребенок учатся лучше понимать друг друга, их взаимодействие становится более эффективным.
Желательно, чтобы ведущий имел опыт проведения сказкотерапевтических занятий, так как до начала занятия сюжет разрабатывается только в общих чертах. Большую роль в ходе занятия играет экспромт (дети и родители сами выбирают способы поведения в проблемных сказочных ситуациях). Способы поведения в сказочных ситуациях зависят от ранее сложившихся стилей взаимодействия в реальном мире. Для каждой детско-родительской пары подбирается определенная проблемная ситуация, решение которой позволяет изучить способы взаимодействия именно в этой паре. Растение репертуара взаимодействия участников групповой работы позволяет оптимизировать как взаимоотношения в семье, так и адаптацию к условиям окружающего мира (7).
Задача ведущего - создание «сказочной» среды, особой сказочной обстановки, способствующей раскрытию потенциальных возможностей участников. Занятие проводится в мягкой, недирективной манере, максимальная инициатива предоставляется участникам, что стимулирует развитие интуиции и фантазии, помогает принимать самостоятельные решения. Кроме того, ведущий должен обеспечить «победу добра и справедливости». Герои сказки, пройдя через выпавшие на их долю испытания, становятся более сильными и мудрыми, учатся прощать своих врагов, помогать другим и принимать помощь от других. «Хороший конец» дает участникам чувство психологической защищенности (6). Иногда смысл сказки полностью понятен становится не сразу, а лишь через какое-то время. Поэтому подробное обсуждение сказкотерапевтического занятия проводится на заключительном занятии. Проводится видеосъемка всего сказочного представления.

Еще по теме СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:

  1. § 18. Отношение законных детей к родителям. - Узаконение и способы его. - Внебрачные дети по французскому закону. - Право незаконных детей требовать содержания от отца. - юридическое состояние незаконных детей

Читайте также: