Работа психолога с пожилыми людьми практический материал. Арт-терапия для пожилых людей. Психологическое упражнение «Мои недостатки»


Групповая работа с людьми пожилого возраста

Целью этих групп является привлечение граждан пожилого возраста к социальному взаимодействию, повышению самооценки, ориентации на реальность и постоянно меняющуюся действительность, общую коррекцию эмоционального состояния; а также тренинг отдельных функций: памяти, самоконтроля внимания (см. приложение №5).

Работа с пожилыми людьми носит особый характер и требует от психолога большей подготовленности.

Феномен старости заключается в зацикленности на себе и на своих мыслях, отсюда – исходная внутренняя дисгармоничность и стремление её компенсировать. Соответственно основная задача психолога, работающего с людьми пожилого возраста – это комплексное воздействие с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе и окружающему миру.

Период геронтогенеза (период старения), согласно международной классификации, начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет 3 градации: пожилой (55-75лет), старческий (75-90 лет) и долгожители (свыше 90 лет). Основными стрессорами людей пожилого и старческого возраста являются: отсутствие чёткого жизненного ритма, сужение сферы общения, уход от активной деятельности, уход человека в себя и многие другие. Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости. Это понятие имеет социальный смысл, однако более существенным является психологический аспект (изоляция и самоизоляция), когда пожилой человек осознаёт своё одиночество, как непонимание и безразличие со стороны окружающих.

Этот стрессор можно безболезненно преодолеть за счёт изменения отношения к старикам и процессу старения в целом. Российские ученые установили, что человек сохраняет способность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока получает соответствующие нагрузки. Другой важный фактор, противостоящий старению, это – творчество. Причем творчество это не только создание чего-то нового, но и желание узнать что-то новое, удивляться, радоваться новым открытиям. Именно по этому принципу – активность и творчество и проводятся групповые занятия.

Пожилые люди, их проблемы и поведение столь многообразны, что нет и не может быть какой-либо методики и набора методик, подходящих любому и каждому. В каждом конкретном случае приходится искать свой подход, стиль и метод работы. Вообще же эффективность работы психолога зависит прежде всего от личности самого психолога, а не от метода, который он применяет. Кроме того, необходимо учитывать, что большинство пожилых людей никогда не сталкивались с психологами и психологией. Многие просто не знают, что это такое, другие путают психолога с психиатром и на предложение принять участие в занятиях или беседе, отвечают: «… я ещё не сошёл с ума … я нормальный… меня лечить не нужно…». Поэтому в каждой группе необходимо проводить вводную лекцию, где в доступной форме рассказывается о психологии и о том, как будут проходить занятия. Групповые занятия и беседы гражданами пожилого возраста посещаются с большим удовольствием, чем индивидуальные. А всеобщей «популярностью» пользуются психогимнастика и релаксация.

Другая серьёзная проблема заключается в том, что от психолога ждут чуда, немедленного изменения жизни и т.п. (психологи сталкиваются с этим в любых возрастных категориях). Когда же этого не происходит, возникает разочарование.

С людьми внушаемыми в таких случаях срабатывает метод плацебо, а все остальные случаи требуют терпения и профессионализма. Сочувственное, внимательное слушание очень часто дает мощный психотерапевтический эффект.

Методы работы с группами людей пожилого возраста.

1). Психогимнастика Якобсона.

Цель данного упражнения: снятие мышечного напряжения, а следовательно и психического.

Данный метод основан на знании того, что за существенным напряжением определенной группы мышц закономерно действует расслабление.

2).Релаксация под музыку.

3). Визуализация и арт-терапия.

Эти упражнения лучше проводить под музыку.

Музыка Моцарта - чемпион по оздоровительному эффекту в мире мелодий. Не слишком быстрая, но и не слишком медленная, плавная и в то же время динамичная, она наиболее созвучна биоритмам человеческого организма. Моцарт «настраивает» наши внутренние органы, повышает иммунитет, нормализует сон и аппетит, усиливает действие лекарств и ускоряет выздоровление. Благотворно влияет на психоэмоциональное состояние музыка следующих композиторов: Грига, Вивальди, Шопена, Штрауса, Чайковского, Листа.

Под музыкальное сопровождение психологом произносится текст «Представьте себе горы… Мысленно взойдите на вершину, покрытую искрящимся снегом, и вдохните полной грудью чистый морозный воздух… Посмотрите, какими мелкими кажутся ваши неприятности…»

Горные вершины повышают эмоциональный тонус и иммунную защиту. Пейзажные зарисовки в стиле Шишкина и Левитана создают ощущение покоя и стабильности. Виды моря утоляют боль и укрепляют нервную систему. Очень важно музыкальное сопровождение.

Текст, для визуализации, может быть разным. После того, как все открыли глаза, происходит обсуждение того, что кому удалось представить, обычно обсуждение происходит оживленно. В результате, кроме положительного результата для каждого, происходит ещё и групповой процесс сплочения.

4). Китайская психогимнастика Тай-Ди.

Цель гимнастики достижение бодрого и уравновешенного состояния. Упражнение также происходит под музыкальное сопровождение.

Описанные упражнения можно повторять полностью или частично во вторую половину дня, после дневного сна или отдыха. Описываемые упражнения представляют комплекс гигиенических движений для всех мышечных групп в комбинации с самомассажем. Это особенность китайской гимнастики.

У п р а ж н е н и е 1. Спокойное сидение с полузакрытыми глазами, скрестив ноги, положив руки на колени. Произвести 15-20 глубоких вдохов и удлиненных выдохов, втягивая в себя живот при выдохе и выпячивая при вдохе. Указанное упражнение можно проводить сидя на стуле или табурете, ноги слегка расставлены в сторону, руки - на коленях

У п р а ж н е н и е 2. Самомассаж ушей. Растирать ушные раковины между большим и указательным пальцами, а затем ладонями. При проведении ладоней вниз ушные раковины отгибаются вниз, при проведении ладоней вверх принимают обычное положение. Проделать 20 растираний ушей между пальцами и 20 растираний ладонями.

У п р а ж н е н и е 3. Сжимание зубов верхней и нижней челюстей. 20-30 Раз крепко сжать зубы, затем произвести 30-40 постукиваний зубами.

У п р а ж н е н и е 4. Круговое движение языком по передней поверхности зубов верхней и нижней челюсти - 20 раз в одну сторону и 20 раз в другую сторону. Слюну, выделяющуюся при этом упражнении, следует глотать.

У п р а ж н е н и е 5. Раздувание щек. Произвести 30-40 раздуваний щек в среднем темпе.

У п р а ж н е н и е 6. Самомассаж боковых стенок носа. Тыльной стороной вторых фаланг больших пальцев обеих кистей производить поглаживание боковых стенок носа. Движения начинаются у переносицы, проводятся к углам рта и в обратном направлении. С легким нажимом произвести 15-20 движений в среднем темпе.

У п р а ж н е н и е 7. Самомассаж головы. Поглаживание головы осуществляется раскрытой ладонью правой или левой руки, начиная со лба в направлении к затылку и обратно 10-15 раз, после чего концом большого, указательного или среднего пальца произвести вибрирующие, надавливающие движения на точку, соответствующую месту соединений затылка с шейными позвонками. Надавливающие, вибрирующие движения пальцем на указанную точку проводить 10-20 секунд.

У п р а ж н е н и е 8. Самомассаж бровей. Тыльной стороной вторых фаланг больших пальцев обеих кистей проводить поглаживание бровей от переносицы к вискам и в обратном направлении с небольшим нажимом. Глаза должны быть закрыты. Произвести 20-30 движений в ту и другую сторону.

У п р а ж н е н и е 9. Движение глаз. Закрыв глаза, произвести ими круговые движения (налево, вверх, направо, вниз), а также в обратном направлении. Указанное движение в медленном темпе повторить 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, после чего закрытые глаза слегка помассировать(погладить) пальцами, раскрыть их и сделать несколько быстрых мигательных движений.

У п р а ж н е н и е 10. Движение раскрытыми глазами по горизонтали в ту и другую стороны. В исходном положении сидя установить голову в положение прямо вперед, вытянуть правую руку в сторону, разогнув ее в кисти и расставив пальцы, глаза зафиксировать на кончиках пальцев вытянутой руки(скосить в правую сторону). Затем вытянутая рука медленно двигается перед лицом по горизонтали в направлении левого плеча взгляд постоянно следит за двигающейся рукой, т.е. глаза постепенно скашиваются в противоположную сторону(левую). Аналогичное движение руки и глаз проводится в обратном направлении. Таких движений сделать 5 в одну сторону и 5 в другую. Как указывалось выше, головой двигать не следует. Она должна быть в положении прямо, вперед.

У п р а ж н е н и е 11. Упражнение для глаз (фиксирование взгляда на приближающихся и удаляющихся кистей рук). Правую или левую руку вытянуть вперед и слегка в сторону, кисть разогнуть и пальцы раздвинуть, затем медленно приближать кисть к носу и так же медленно удалять ее в исходное положение. Взгляд постоянно фиксируется на ногте среднего пальца двигающейся руки. Таких движений сделать 10-15.

У п р а ж н е н и е 12. Самомассаж лица. Движение "умывание лица раскрытыми ладонями". Двумя раскрытыми ладонями произвести легкое растирание обеих половин лица. Ладони двигаются вверх и вниз, захватывая щеки и виски. Таких движений сделать 15-20 в ту и другую стороны.

У п р а ж н е н и е 13. Упражнение для шеи. Скрестив пальцы кистей, положить их сзади на шею (голову слегка наклонить вперед) и стараться разогнуть голову назад небольшими покачивающимися движениями. Руки, лежащие на шее, должны оказывать некоторое сопротивление. Таких движений следует сделать 15-20. Темп средний.

У п р а ж н е н и е 14. Самомассаж области плеч. Правой ладонью круговыми движениями произвести растирание области левого плеча. Аналогичное растирание произвести левой ладонью правого плеча. Вначале движения легкие, поверхностные, а затем с некоторым нажимом. Произвести 20 круговых движений на одном плече и столько же на другом.

У п р а ж н е н и е 15. Упражнение для рук. Качающие движения полусогнутыми в локтях руками. Одна рука идет вперед, а другая назад, т.е. примерно также как при беге. Сделать 20-30 движений, средний темп.

У п р а ж н е н и е 16. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сложить пальцы обеих рук "в замок", затем произвести напряженное вытягивание сцепленных рук вправо и вверх, слегка приподнимая таз от поверхности постели или табурета. Аналогичное движение руками сделать в другую сторону, т. Е. Влево и вверх. В обе стороны сделать попеременно по 10 движений.

У п р а ж н е н и е 17. Самомассаж спины. Слегка наклониться вперед и буграми обеих ладоней растирать область поясницы движениями вверх и вниз. Движения начинают от возможно высшей точки на спине и проводят до крестца. Обе руки движутся в противоположных направлениях. Движения начинать у позвоночника и постепенно приближать к боковым поверхностям поясничной области. Проделать 20-30 упражнений в среднем темпе с небольшим нажимом.

У п р а ж н е н и е 18. Самомассаж живота. Правой или левой рукой производить спиралеобразные движения (растирания) области живота по ходу часовой стрелки. Начиная круговые движения вокруг пупка, их постепенно расширяют, доходя до перифирии области живота. Затем они сужаются, укорачиваются и заканчиваются в области пупка. Произвести 30 спиралеобразных движений одной рукой и 30 - другой, темп средний. Необходимо производить легкий нажим рукой на брюшную стенку.

У п р а ж н е н и е 19. Самомассаж области коленных суставов. В положении сидя положить ладони на коленные суставы и производить круговыми движениями растирание их в ту и другую сторону. Число движений от 20 до 30 в ту и другую сторону, темп средний. Необходимо производить легкое давление руками на коленные суставы.

У п р а ж н е н и е 20. Самомассаж ступней. В положении сидя, раздвинув колени в стороны, захватить руками обе ступни, с легким нажимом растирать их. Большие пальцы руки захватывают подошву, а остальные пальцы лежат на передней поверхности ступни. Движения производят от пальцев ступни к пяткам, а затем в обратном направлении. Произвести 20-30 движений в обе стороны, темп средний.

У п р а ж н е н и е 21. Упражнение для ног. В положении сидя откинуться слегка назад, оперевшись на руки, находящиеся за спиной. Произвести попеременное вытягивание вперед ног с оттянутыми носками и попеременное приведение их обратно к тазу. Произвести 15-20 движений обеими ногами в среднем темпе(15-20 движений каждой ногой в течение минуты)

У п р а ж н е н и е 22. Упражнение для туловища и брюшной полости. Круговые, вращательные движения туловища в пояснице(руки на бедрах). Амплитуда движений в начале небольшая, постепенно увеличивается, делается шире и постепенно снова сужается. Темп движения в начале быстрый, постепенно замедляется (в период наиболее широкой амплитуды) и вновь ускоряется. Сделать 15-20 движений в одну сторону и столько же в другую, после чего произвести 15-20 ритмичных втягиваний (сжиманий) заднего прохода (прямой кишки).

У п р а ж н е н и е 23. Дыхательные упражнения. В положении сидя (руки на коленях) произвести 15-20 глубоких дыхательных движений(при входе живот выпячивать вперед, а при выходе втягивать).

У п р а ж н е н и е 24. Слегка расставив ноги в стороны, раскрытыми ладонями обеих рук произвести короткие быстрые удары (хлопки) по лбу, щекам, шее, груди, животу, ягодицам, бедрам (по 10 хлопков-ударов в каждой из перечисленных точек).

У п р а ж н е н и е 25. Ходьба. 1-2 Минуты двигаться по комнате темп ходьбы вначале медленный, колени высоко поднимаются(по возможности касаются живота), затем темп несколько ускоряется и к концу вновь замедляется. Дыхание произвольно, но без задержки, руками свободно и широко размахивать.

Это несколько упражнений, которые применяются при групповой работе с людьми пожилого возраста.

Комплекс тренингов и реабилитационных мероприятий, организуемых для пожилых людей, может быть успешно построен с учетом значимости двух важных сфер: общение с окружающими и индивидуальная повседневная деятельность.

Индивидуальная повседневная деятельность имеет огромное значение в наполнении социальным смыслом позднего периода жизни. Если на первых этапах начала старости для пожилого человека это сохранная или частично сохранная общественная деятельность, то затем (уже в более старом возрасте) речь может идти лишь о тех или иных формах повседневной занятости. Часто специалисты включают в занятия пожилых людей в отделениях дневного пребывания и домах-интернатах различные кружки по интересам (вязания, кулинарии и др.) или клубы общения. Однако самое распространенное заблуждение состоит в том, что эту занятость легко организовать. Попытки искусственно возбудить интерес у пожилого человека к кулинарии, садоводству, филателии обычно оказываются безрезультатными. Точно так же для него редко оказываются интересными специально организованные диспуты, экскурсии и тл.

Интерес к конкретному виду занятости возникает в позднем возрасте обычно в том случае, когда человек имеет возможность самостоятельно выбрать подходящий вид деятельности и отдыха (в соответствии с внутренними ценностями и интересами), и эта деятельность или увлечение более значимы для него, чем дорогое и хорошо организованное мероприятие. Успех или разочарование при попытках внести новое содержание в жизнь людей позднего возраста зависит от того, в какой степени принимается во внимание факт их личного участия в предлагаемой деятельности.

Для пожилого человека, включенного в любой вид активности, важным оказывается иметь свой собственный социальный статус. Выступление или высказывание перед другими повышает его значение для окружающих непосредственно в момент самовыражения, привлекая внимание к собственной проблеме, помогая устанавливать контакты с людьми, имеющими схожие проблемы. При этом под активностью пожилых людей подразумевается процесс их взаимодействия, общения и культурный обмен, в результате которого изменяются личностные установки, развивается творческое мышление, что способствует росту личности и противостоит процессам ее угасания в позднем периоде жизни.

В области групповой работы создаются группы по интересам, программно-ориентированные тренинговые группы, дискуссионные кружки, группы родственников, помощников, самопомощи, воспоминаний и социально-коммуникативные группы. Как отмечают многие авторы, при таком разнообразии возможностей трудно определить, а еще труднее увидеть, чего хотят сами клиенты.

С ростом экзистенциальной и гуманистической психологии, трансакционного анализа и др. индивидуальное и групповое обсуждение проблем пожилых людей получило легитимный статуе для широкого использования в практике. Интересно то, что еще до распространения этих подходов многое из их практики использовали в уходе за недееспособными людьми позднего возраста профессионалы-непсихологи: священники, социальные работники, добровольцы. Обсуждение - групповая и индивидуальная работа с пожилыми - "случайный" продукт их деятельности, который, как они выяснили, имеет значительный эффект при поддержке любого уровня (моральной, психологической, социальной и проч.). Поэтому в их практику вошел термин "обсуждающие терапевты". Они же обратили внимание на то, что в такой работе необходимы личностные качества эмпатии, сердечности, искренности.

Желательное направление психосоциальной работы со старыми людьми - подчеркивание приятных сторон жизни, обогащение социальных контактов и стимулирование фантазии. Без этого любая работа оказывается неполноценной. Однако при этом необходимо выработать особые техники обсуждения сложных жизненных ситуаций. Главная опора должна делаться на то, как продлить жизнь и наполнить ее действием в оставшиеся годы с учетом использования прошлого опыта.

Следующая проблема состоит в том, что круг общения по мере старения сужается, и вдобавок у пожилых людей имеются трудности коммуникации. Наиболее подходящее при коммуникативных трудностях психологическое воздействие обеспечит группа. Однако попытки расширить круг общения и модернизировать коммуникативные умения пожилого человека будут иметь успех в том случае, если в общении он сам будет проявлять активность, т. е. когда он не только получает информацию (занимает пассивную позицию), но и несет ее (активная позиция).

Задача специалиста заключается в определении объема и характера повседневной занятости. Основная роль здесь должна быть отведена самому пожилому человеку. Внешне это незаметная, но большая мыслительная работа, с критическим пересмотром своих возможностей и нового положения в обществе.

Стержнем этой работы является формирование отношения к собственному старению. В процессе тренинговой работы пожилые люди должны перейти от обыденного восприятия к ощущению полноценной жизни в настоящем и освободить внутренние ресурсы для изменения качества своей жизни.

Тренинг должен включать разъяснения и ролевую практику, демонстрацию подходов к использованию дискуссии о том, что не полезно, с акцентом на сверхзависимость от слов в тяжелой, горестной ситуации, конфронтацию личного и профессионального страха потерпеть неудачу, а также анализ потребности во "всемогуществе" специалиста, применения "помогающего поведения", нового поведения, способствующего большей компетентности специалиста. Даже небольшая групповая работа, совместная практика с коллегами или использование диад помогают специалисту осознать, что не только он, но и его коллеги могут совершать ошибки. Это позволяет смело соглашаться с клиентом, что часто нет ответов на самые важные вопросы.

Абсолютным показанием к тренинговым занятиям является желание пожилого человека, наличие у него мотивации. Количественный состав группы пожилых людей не должен превышать шесть-восемь человек, что позволяет тренеру, проводящему занятия, наблюдать за любым изменением состояния каждого члена группы. Состав участников группы является постоянным от начала до конца тренингового курса. Набор упражнений выбирается тренером в зависимости отданных тестовой диагностики. При формировании группы, независимо от ее целей, тренер предварительно беседует с каждым участником. Цель этих бесед - знакомство, формирование мотивации к групповым занятиям. Как правило, выясняют у пожилых людей их общее состояние здоровья. Неудовлетворительное состояние, обусловленное высокой температурой, интоксикацией, выраженным болевым синдромом и проч. является противопоказанием к участию в тренинге.

Одним из видов групповой работы могут быть группы поддержки для тех, кто имеет очень ограниченный круг общения.

С точки зрения адлеровской психологии основной проблемой пожилых людей является не столько депрессия, сколько отсутствие адекватного понимания жизненной задачи в конце жизненного пути. Создание "групп поддержки" является способом развития социальных интересов и осознания жизненных задач. Участники этих групп учатся находить общую почву для общения, разделять чувства друг друга, осуществлять обратную связь. С этой целью их просят повторять слова друг друга, определять сильные стороны друг друга и отмечать то, что им нравится в других. В группе обсуждаются жизненные задачи, осуществляется индивидуальная постановка целей на каждую неделю.

Под группами поддержки понимаются группы, характеризующиеся высокой степенью личного контакта их членов и высокой степенью сплоченности. Отношения, которые складываются между участниками группы, невозможны между двумя людьми. Группы призваны:

Сближать членов так, что они ощущают свою принадлежность группе, чувствуют, что они в безопасности и приняты окружающими;

Обеспечивать условия, при которых их члены могут сравнивать свои чувства и мнения с чувствами и мнениями других людей;

Помогать участникам адекватно оценивать реальность и понимать, какими их видят окружающие.

Человек в любом возрасте может столкнуться с горем, тяжелыми потерями, смертью. Однако именно для пожилых людей вероятность потерь увеличивается. Множественные проблемы, такие как: сильное физическое страдание или потеря здоровья, смерть супруга, угроза зависимости и возможности институционализации, уход на пенсию и потеря возможности активного участи в общественной жизни, сильное психологическое или психическое истощение и др., характерны для людей позднего возраста. До недавнего времени не принималось почти никаких мер по работе с этими проблемами человека в позднем возрасте. Вероятно, это связано со сложностью проблемы. Тем не менее имеется определенный опыт практических разработок для пожилых людей, чтобы облегчить их страдания.

Многими авторами признается, что люди позднего возраста больше подвержены риску переживания тяжелых утрат, чем молодые люди. Для пожилых людей становится очевидным, что жизнь не беспредельна, ограничена, времени остается мало. Не все утраты и потери могут быть чем-то компенсированы.

Первой потерей может стать смерть одного из супругов и близких членов семьи или друзей. Пожилые люди вынуждены смириться с тем, что в их годы постоянно приходится иметь дело со смертью близких. Адаптация к новой ситуации старого возраста становится более трудной. Смерть супруга - наиболее значительное жизненное событие. Поздний возраст может рассматриваться как непрерывный ряд потерь, последовательных или внезапных; кроме смерти супруга, друзей, семьи, он может включать сенсорные потери (слуха, зрения), памяти, занятости (выход на пенсию), мобильности, независимости. Возможны потери жизненных ожиданий. Все это ведет к возникновению осознания неизбежности и даже близости смерти. Кроме этих проблем потеря радости от активности, деятельности - один из биологических симптомов депрессии. Более того, депрессия в старом возрасте часто не диагностируется и не лечится.

Депрессия в поздней жизни часто следует за главным неблагоприятным жизненным событием, таким как тяжелое горе или обострение болезни. Но связь не обязательно такова, что потеря предшествует депрессии: именно депрессия может быть причиной потери. Люди в депрессии не заботятся о себе и становятся больны, могут попасть в аварию, умереть от небрежности.

У пожилых людей процесс горевания длиннее, чем у более молодых. Их реакции, связанные с горем, могут включать замешательство, депрессию, мысли о смерти. Эти реакции иногда сочетаются с такой болезнью, как деменция. Другая проблема, которая может влиять на пожилых, - "перегрузка" от тяжелого горя, множественных потерь, а не только от смерти супруга.

Среди других источников горя, наиболее значимых для пожилых, выделяют потерю работы, связанную с их физическим состоянием. Проблема потери работы волнует пожилых в том случае, если они не желают ее оставлять. Чаще пожилые уже не работают в силу своих возрастных особенностей, связанных со здоровьем. Они часто лишаются зрения, слуха, подвижности, устойчивости.

В литературе известен феномен "чрезмерной нагрузки от тяжести утраты" при повторении или наложении нескольких потерь, когда восстанавливающих сил организма может оказаться недостаточно. Это происходит в ситуации смерти близкого человека, когда пожилой человек не успевает оправиться от нее и снова теряет кого-то. Несмотря на увеличение потерь и источников горя в позднем возрасте, в литературе встречается противоположное мнение, что старики переживают горе менее жестоко, чем люди среднего возраста.

Тематика изучения проблем смерти, отношения к ней, тяжелых потерь и горя в разных возрастных периодах остается пока одной из малоизученных.

Одним из методов "преодоления горя" (в литературе встречается термин "группы "тяжелой утраты") является групповая работа; в таких группах определенные факторы помогают человеку справиться с горем. Кроме того, она позволяет внушить надежду человеку, способствовать принятию потери, уменьшить социальную изоляцию, помочь в поиске нового смысла жизни, обеспечить поддержку, приобрести новые навыки и обменяться опытом, помочь другим.

Наиболее очевидной помощью, которая может быть оказана пожилым людям в группах "тяжелой утраты", является социальная поддержка. Социальная поддержка, оказываемая в группах "тяжелой утраты", может помочь пожилым людям уменьшить часто испытываемые ими чувства одиночества и изолированности.

В дополнение к социальной поддержке группа "тяжелой утраты" дает ощущение принятия. Предоставление человеку места, где он может выразить свое горе и печаль без осуждения со стороны других, может сыграть терапевтическую роль и освободить его от тяжелых переживаний.

Пребывание среди людей, которые пережили то же самое и могут понять переживания другого, трудно переоценить. Когда поддерживают и принимают чувства страдающего пожилого человека, это способствует нормальному процессу переживания им тяжелой утраты.

Тот момент, когда пожилой человек может свободно проявить себя в группе, не боясь осуждения и оценки со стороны других людей, можно считать началом исцеления. Польза групповой работы состоит в том, что новички и люди, не так давно пришедшие в группу, могут видеть тех ее членов, кто уже далеко продвинулся в процессе переживания утраты.

Другое преимущество групповой работы состоит в том, что группа может оказывать людям поддержку и поощрение в трудных начинаниях. Иногда члены группы не способны заметить свои успехи до тех пор, пока другие не обратят на это их внимание. Работа в группе также позволяет людям увидеть, как далеко они продвинулись, так как новые члены, вступающие в группу, находятся на уже пройденной стадии переживания утраты.

Подобная группа может предоставить своим членам три вида поддержки: инструментальную, эмоциональную и оправдывающую. Инструментальная поддержка состоит в том, чтобы дать представление о практических способах действия, основываясь на чьем-то опыте: от обсуждения способов совладания с одиночеством до обсуждения того, что делать с оставшимися после умершего одеждой и имуществом. Полезными являются советы, которые одни члены группы могут дать другим, основываясь на собственном опыте, а также способность членов группы обсуждать эти вопросы и обнаруживать, что подобные проблемы испытывают не они одни.

Эмоциональная поддержка - основная нагрузка при работе с горем. Группа может дать эмоциональную поддержку, выслушивая тяжело страдающего человека и позволяя (без осуждения со стороны группы) неоднократно обсуждать смерть, дает возможность человеку плакать и свободно выражать свои чувства, что облегчает его процесс горевания. Члены группы испытывают эмпатию по отношению к говорящему, так как они переживают или пережили то же самое. И эта действенная эмоциональная поддержка облегчает тяжелейшие эмоциональные переживания.

Другая сильная эмоция, проявляющаяся в группе, это гнев. Гнев может быть от конкретных претензий, например, к супругу-алкоголику, умершему от цирроза печени, или может быть направлен на любимого человека, на доктора, семью, друзей или кого-то еще. На групповой встрече гнев может быть перенесен на какого-нибудь члена группы, напоминающего супруга или супругу.

Один из видов поддержки - оправдывающая поддержка. Она состоит в том, что группа нормализует процесс переживания горя у своих членов и дает им знать, чего ожидать в дальнейшем. Этот вид поддержки помогает уменьшить страхи членов группы.

Занятия в группах "тяжелой утраты" дают возможность страдающим людям узнать про то, что может ожидать их дальше- о стадиях переживания утраты, симптомах. Это дает членам группы чувство контроля над ситуацией, в которой они находятся.

Группа предоставляет новые возможности для социализации, приобретения друзей и развития взаимной поддержки.

Популяция пожилых людей постоянно увеличивается, поэтому для специалиста важно знать, что групповая терапия не только продуктивный с точки зрения стоимости и времени метод лечения, но и что этот вид терапии является действительно эффективным методом для помощи пожилым людям, переживающим тяжелую потерю близкого человека.

Пока еще польза различных видов групповой работы для пожилых людей не получила систематической оценки. Имеется недостаток практического позитивного опыта, на который можно было бы опереться практику.

Тем не менее при работе с пожилыми людьми применяется широкий спектр психосоциальных методов: консультирование, беседа, дискуссия, тренинг, ролевые игры и др. Места работы могут быть различными: дома престарелых, центры дневного пребывания, центры социального обслуживания населения. Важно только, чтобы включение в любую психосоциальную работу человека позднего возраста было проведено не просто с его согласия, но по его инициативе. Только в этом случае возможен какой-то положительный эффект.

Такие бесплатные психологические тренинги для пожилых людей особенно важны и необходимы. Каждый человек вправе находиться в гармонии со своим внутренним «Я» и миром, который его окружает. У каждого из нас есть свои стремления, желания, потребности и каждый рассчитывает на благоприятную, дальнейшую судьбу. Не секрет, что современный мир, изо дня в день, посылает нам новые испытания, напрямую воздействуя на нашу психику.

Как правило, наименьшей стрессоустойчивости подвержены две категории людей живущих на нашей планете. Подростки и пожилые люди. Первые в силу своего неокрепшего организма и переходного возраста стараются скорее повзрослеть и им, на данный отрезок времени кажется, что окружающий их мир жесток, холоден и несправедлив. Поэтому, окончательно не повзрослев, они каждый день сталкиваются с, казалось бы, неразрешимыми проблемами.

Вторые — это люди, достаточно много пожившие на земле, но, несмотря на свой почтенный возраст и жизненный опыт так же часто подвержены стрессовому напряжению. Для многих из них психологические тренинги для пожилых в Москве станут реальной поддержкой в дальнейшей жизни. Поскольку даже уход на пенсию с любимой работы может стать причиной серьезного стрессового состояния. Такие люди выглядят потерянными, замкнутыми и им кажется, что смысл их жизни утерян.

Важность бесплатных семинаров для пожилых людей

Пожилым людям достаточно сложно объяснить, что в их возрасте весьма полезно обратиться за психологической помощью, например, посещать эффективные тренинги для пожилых людей. В одиночку таким людям практически невозможно справиться со своим угнетенным состоянием, но убедить их в этом достаточно проблематично.

Тем не менее, каждый такой пожилой член общества имеет право и может обратиться за советом или помощью в психологический центр, который есть практически в любом городе. Там его выслушают, помогут советом и подскажут, как жить дальше. Кроме того подобные центры существуют с уже разработанными программами помощи пенсионерам учитывая возраст и вопросы с наболевшими проблемами.

Своевременная помощь в виде социально психологических тренингов для пожилых

Такого вида семинары и курсы крайне эффективны и помогли уже не одной сотне пожилых людей. Подобные специальные занятия призваны вселять гармонию в души состарившихся людей, внушить им, что они важны для общества и помочь им определиться с дальнейшей жизненной позицией.

Так еще социально психологические тренинги для пожилых людей важны и в эмоциональном плане. У многих пенсионеров меняется характер и не в лучшую сторону. Они становятся легковозбудимыми, подолгу могут быть грустными, поскольку зачастую меняется жизненная мотивация. И такие бесплатные психологические тренинги для пожилых людей способны отчасти уравновесить характер человека объяснить, что он не одинок в этом мире и так же важен для всех нас. Помимо этого на таких тренингах учат не зацикливаться в себе, больше бывать на воздухе, радоваться каждому восходу солнца, каждому новому дню. По возможности больше общаться со сверстниками, или начать с ними переписку, не отстраняться от близких людей. А в дальнейшей жизни видеть себя полноценной единицей социального общества, несмотря на свой преклонный возраст.

Комплекс тренингов и реабилитационных мероприятий, организуемых для пожилых людей, может быть успешно построен с учетом значимости двух важных сфер: общение с окружающими и индивидуальная повседневная деятельность.

Индивидуальная повседневная деятельность имеет огромное значение в наполнении социальным смыслом позднего периода жизни. Если на первых этапах начала старости для пожилого человека это сохранная или частично сохранная общественная деятельность, то затем (уже в более старом возрасте) речь может идти лишь о тех или иных формах повседневной занятости. Часто специалисты включают в занятия пожилых людей в отделениях дневного пребывания и домах-интернатах различные кружки по интересам (вязания, кулинарии и др.) или клубы общения. Однако самое распространенное заблуждение состоит в том, что эту занятость легко организовать. Попытки искусственно возбудить интерес у пожилого человека к кулинарии, садоводству, филателии обычно оказываются безрезультатными. Точно так же для него редко оказываются интересными специально организованные диспуты, экскурсии и тл.

Интерес к конкретному виду занятости возникает в позднем возрасте обычно в том случае, когда человек имеет возможность самостоятельно выбрать подходящий вид деятельности и отдыха (в соответствии с внутренними ценностями и интересами), и эта деятельность или увлечение более значимы для него, чем дорогое и хорошо организованное мероприятие. Успех или разочарование при попытках внести новое содержание в жизнь людей позднего возраста зависит от того, в какой степени принимается во внимание факт их личного участия в предлагаемой деятельности.

Для пожилого человека, включенного в любой вид активности, важным оказывается иметь свой собственный социальный статус. Выступление или высказывание перед другими повышает его значение для окружающих непосредственно в момент самовыражения, привлекая внимание к собственной проблеме, помогая устанавливать контакты с людьми, имеющими схожие проблемы. При этом под активностью пожилых людей подразумевается процесс их взаимодействия, общения и культурный обмен, в результате которого изменяются личностные установки, развивается творческое мышление, что способствует росту личности и противостоит процессам ее угасания в позднем периоде жизни.

В области групповой работы создаются группы по интересам, программно-ориентированные тренинговые группы, дискуссионные кружки, группы родственников, помощников, самопомощи, воспоминаний и социально-коммуникативные группы. Как отмечают многие авторы, при таком разнообразии возможностей трудно определить, а еще труднее увидеть, чего хотят сами клиенты.

С ростом экзистенциальной и гуманистической психологии, трансакционного анализа и др. индивидуальное и групповое обсуждение проблем пожилых людей получило легитимный статуе для широкого использования в практике. Интересно то, что еще до распространения этих подходов многое из их практики использовали в уходе за недееспособными людьми позднего возраста профессионалы-непсихологи: священники, социальные работники, добровольцы. Обсуждение - групповая и индивидуальная работа с пожилыми - "случайный" продукт их деятельности, который, как они выяснили, имеет значительный эффект при поддержке любого уровня (моральной, психологической, социальной и проч.). Поэтому в их практику вошел термин "обсуждающие терапевты". Они же обратили внимание на то, что в такой работе необходимы личностные качества эмпатии, сердечности, искренности.

Желательное направление психосоциальной работы со старыми людьми - подчеркивание приятных сторон жизни, обогащение социальных контактов и стимулирование фантазии. Без этого любая работа оказывается неполноценной. Однако при этом необходимо выработать особые техники обсуждения сложных жизненных ситуаций. Главная опора должна делаться на то, как продлить жизнь и наполнить ее действием в оставшиеся годы с учетом использования прошлого опыта.

Следующая проблема состоит в том, что круг общения по мере старения сужается, и вдобавок у пожилых людей имеются трудности коммуникации. Наиболее подходящее при коммуникативных трудностях психологическое воздействие обеспечит группа. Однако попытки расширить круг общения и модернизировать коммуникативные умения пожилого человека будут иметь успех в том случае, если в общении он сам будет проявлять активность, т. е. когда он не только получает информацию (занимает пассивную позицию), но и несет ее (активная позиция).

Задача специалиста заключается в определении объема и характера повседневной занятости. Основная роль здесь должна быть отведена самому пожилому человеку. Внешне это незаметная, но большая мыслительная работа, с критическим пересмотром своих возможностей и нового положения в обществе.

Стержнем этой работы является формирование отношения к собственному старению. В процессе тренинговой работы пожилые люди должны перейти от обыденного восприятия к ощущению полноценной жизни в настоящем и освободить внутренние ресурсы для изменения качества своей жизни.

Тренинг должен включать разъяснения и ролевую практику, демонстрацию подходов к использованию дискуссии о том, что не полезно, с акцентом на сверхзависимость от слов в тяжелой, горестной ситуации, конфронтацию личного и профессионального страха потерпеть неудачу, а также анализ потребности во "всемогуществе" специалиста, применения "помогающего поведения", нового поведения, способствующего большей компетентности специалиста. Даже небольшая групповая работа, совместная практика с коллегами или использование диад помогают специалисту осознать, что не только он, но и его коллеги могут совершать ошибки. Это позволяет смело соглашаться с клиентом, что часто нет ответов на самые важные вопросы.

Абсолютным показанием к тренинговым занятиям является желание пожилого человека, наличие у него мотивации. Количественный состав группы пожилых людей не должен превышать шесть-восемь человек, что позволяет тренеру, проводящему занятия, наблюдать за любым изменением состояния каждого члена группы. Состав участников группы является постоянным от начала до конца тренингового курса. Набор упражнений выбирается тренером в зависимости отданных тестовой диагностики. При формировании группы, независимо от ее целей, тренер предварительно беседует с каждым участником. Цель этих бесед - знакомство, формирование мотивации к групповым занятиям. Как правило, выясняют у пожилых людей их общее состояние здоровья. Неудовлетворительное состояние, обусловленное высокой температурой, интоксикацией, выраженным болевым синдромом и проч. является противопоказанием к участию в тренинге.

Одним из видов групповой работы могут быть группы поддержки для тех, кто имеет очень ограниченный круг общения.

С точки зрения адлеровской психологии основной проблемой пожилых людей является не столько депрессия, сколько отсутствие адекватного понимания жизненной задачи в конце жизненного пути. Создание "групп поддержки" является способом развития социальных интересов и осознания жизненных задач. Участники этих групп учатся находить общую почву для общения, разделять чувства друг друга, осуществлять обратную связь. С этой целью их просят повторять слова друг друга, определять сильные стороны друг друга и отмечать то, что им нравится в других. В группе обсуждаются жизненные задачи, осуществляется индивидуальная постановка целей на каждую неделю.

Под группами поддержки понимаются группы, характеризующиеся высокой степенью личного контакта их членов и высокой степенью сплоченности. Отношения, которые складываются между участниками группы, невозможны между двумя людьми. Группы призваны:

  • - сближать членов так, что они ощущают свою принадлежность группе, чувствуют, что они в безопасности и приняты окружающими;
  • - обеспечивать условия, при которых их члены могут сравнивать свои чувства и мнения с чувствами и мнениями других людей;
  • - помогать участникам адекватно оценивать реальность и понимать, какими их видят окружающие.

Человек в любом возрасте может столкнуться с горем, тяжелыми потерями, смертью. Однако именно для пожилых людей вероятность потерь увеличивается. Множественные проблемы, такие как: сильное физическое страдание или потеря здоровья, смерть супруга, угроза зависимости и возможности институционализации, уход на пенсию и потеря возможности активного участи в общественной жизни, сильное психологическое или психическое истощение и др., характерны для людей позднего возраста. До недавнего времени не принималось почти никаких мер по работе с этими проблемами человека в позднем возрасте. Вероятно, это связано со сложностью проблемы. Тем не менее имеется определенный опыт практических разработок для пожилых людей, чтобы облегчить их страдания.

Многими авторами признается, что люди позднего возраста больше подвержены риску переживания тяжелых утрат, чем молодые люди. Для пожилых людей становится очевидным, что жизнь не беспредельна, ограничена, времени остается мало. Не все утраты и потери могут быть чем-то компенсированы.

Первой потерей может стать смерть одного из супругов и близких членов семьи или друзей. Пожилые люди вынуждены смириться с тем, что в их годы постоянно приходится иметь дело со смертью близких. Адаптация к новой ситуации старого возраста становится более трудной. Смерть супруга - наиболее значительное жизненное событие. Поздний возраст может рассматриваться как непрерывный ряд потерь, последовательных или внезапных; кроме смерти супруга, друзей, семьи, он может включать сенсорные потери (слуха, зрения), памяти, занятости (выход на пенсию), мобильности, независимости. Возможны потери жизненных ожиданий. Все это ведет к возникновению осознания неизбежности и даже близости смерти. Кроме этих проблем потеря радости от активности, деятельности - один из биологических симптомов депрессии. Более того, депрессия в старом возрасте часто не диагностируется и не лечится.

Депрессия в поздней жизни часто следует за главным неблагоприятным жизненным событием, таким как тяжелое горе или обострение болезни. Но связь не обязательно такова, что потеря предшествует депрессии: именно депрессия может быть причиной потери. Люди в депрессии не заботятся о себе и становятся больны, могут попасть в аварию, умереть от небрежности.

У пожилых людей процесс горевания длиннее, чем у более молодых. Их реакции, связанные с горем, могут включать замешательство, депрессию, мысли о смерти. Эти реакции иногда сочетаются с такой болезнью, как деменция. Другая проблема, которая может влиять на пожилых, - "перегрузка" от тяжелого горя, множественных потерь, а не только от смерти супруга.

Среди других источников горя, наиболее значимых для пожилых, выделяют потерю работы, связанную с их физическим состоянием. Проблема потери работы волнует пожилых в том случае, если они не желают ее оставлять. Чаще пожилые уже не работают в силу своих возрастных особенностей, связанных со здоровьем. Они часто лишаются зрения, слуха, подвижности, устойчивости.

В литературе известен феномен "чрезмерной нагрузки от тяжести утраты" при повторении или наложении нескольких потерь, когда восстанавливающих сил организма может оказаться недостаточно. Это происходит в ситуации смерти близкого человека, когда пожилой человек не успевает оправиться от нее и снова теряет кого-то. Несмотря на увеличение потерь и источников горя в позднем возрасте, в литературе встречается противоположное мнение, что старики переживают горе менее жестоко, чем люди среднего возраста.

Тематика изучения проблем смерти, отношения к ней, тяжелых потерь и горя в разных возрастных периодах остается пока одной из малоизученных.

Одним из методов "преодоления горя" (в литературе встречается термин "группы "тяжелой утраты") является групповая работа; в таких группах определенные факторы помогают человеку справиться с горем. Кроме того, она позволяет внушить надежду человеку, способствовать принятию потери, уменьшить социальную изоляцию, помочь в поиске нового смысла жизни, обеспечить поддержку, приобрести новые навыки и обменяться опытом, помочь другим.

Наиболее очевидной помощью, которая может быть оказана пожилым людям в группах "тяжелой утраты", является социальная поддержка. Социальная поддержка, оказываемая в группах "тяжелой утраты", может помочь пожилым людям уменьшить часто испытываемые ими чувства одиночества и изолированности.

В дополнение к социальной поддержке группа "тяжелой утраты" дает ощущение принятия. Предоставление человеку места, где он может выразить свое горе и печаль без осуждения со стороны других, может сыграть терапевтическую роль и освободить его от тяжелых переживаний.

Пребывание среди людей, которые пережили то же самое и могут понять переживания другого, трудно переоценить. Когда поддерживают и принимают чувства страдающего пожилого человека, это способствует нормальному процессу переживания им тяжелой утраты.

Тот момент, когда пожилой человек может свободно проявить себя в группе, не боясь осуждения и оценки со стороны других людей, можно считать началом исцеления. Польза групповой работы состоит в том, что новички и люди, не так давно пришедшие в группу, могут видеть тех ее членов, кто уже далеко продвинулся в процессе переживания утраты.

Другое преимущество групповой работы состоит в том, что группа может оказывать людям поддержку и поощрение в трудных начинаниях. Иногда члены группы не способны заметить свои успехи до тех пор, пока другие не обратят на это их внимание. Работа в группе также позволяет людям увидеть, как далеко они продвинулись, так как новые члены, вступающие в группу, находятся на уже пройденной стадии переживания утраты.

Подобная группа может предоставить своим членам три вида поддержки: инструментальную, эмоциональную и оправдывающую. Инструментальная поддержка состоит в том, чтобы дать представление о практических способах действия, основываясь на чьем-то опыте: от обсуждения способов совладания с одиночеством до обсуждения того, что делать с оставшимися после умершего одеждой и имуществом. Полезными являются советы, которые одни члены группы могут дать другим, основываясь на собственном опыте, а также способность членов группы обсуждать эти вопросы и обнаруживать, что подобные проблемы испытывают не они одни.

Эмоциональная поддержка - основная нагрузка при работе с горем. Группа может дать эмоциональную поддержку, выслушивая тяжело страдающего человека и позволяя (без осуждения со стороны группы) неоднократно обсуждать смерть, дает возможность человеку плакать и свободно выражать свои чувства, что облегчает его процесс горевания. Члены группы испытывают эмпатию по отношению к говорящему, так как они переживают или пережили то же самое. И эта действенная эмоциональная поддержка облегчает тяжелейшие эмоциональные переживания.

Другая сильная эмоция, проявляющаяся в группе, это гнев. Гнев может быть от конкретных претензий, например, к супругу-алкоголику, умершему от цирроза печени, или может быть направлен на любимого человека, на доктора, семью, друзей или кого-то еще. На групповой встрече гнев может быть перенесен на какого-нибудь члена группы, напоминающего супруга или супругу.

Один из видов поддержки - оправдывающая поддержка. Она состоит в том, что группа нормализует процесс переживания горя у своих членов и дает им знать, чего ожидать в дальнейшем. Этот вид поддержки помогает уменьшить страхи членов группы.

Занятия в группах "тяжелой утраты" дают возможность страдающим людям узнать про то, что может ожидать их дальше- о стадиях переживания утраты, симптомах. Это дает членам группы чувство контроля над ситуацией, в которой они находятся.

Группа предоставляет новые возможности для социализации, приобретения друзей и развития взаимной поддержки.

Популяция пожилых людей постоянно увеличивается, поэтому для специалиста важно знать, что групповая терапия не только продуктивный с точки зрения стоимости и времени метод лечения, но и что этот вид терапии является действительно эффективным методом для помощи пожилым людям, переживающим тяжелую потерю близкого человека.

Пока еще польза различных видов групповой работы для пожилых людей не получила систематической оценки. Имеется недостаток практического позитивного опыта, на который можно было бы опереться практику.

Тем не менее при работе с пожилыми людьми применяется широкий спектр психосоциальных методов: консультирование, беседа, дискуссия, тренинг, ролевые игры и др. Места работы могут быть различными: дома престарелых, центры дневного пребывания, центры социального обслуживания населения. Важно только, чтобы включение в любую психосоциальную работу человека позднего возраста было проведено не просто с его согласия, но по его инициативе. Только в этом случае возможен какой-то положительный эффект.

В практике социальной работы получил научное обоснование психосоциальный подход в трудах Холлинз Ф. (Hollis Florence) и Ричмонд М. (Richmond Магу). В 1950-1960-е гг. большое влияние становление данного подхода оказали психоаналитические идеи Фрейда 3. и Боулби Дж. В исследованиях обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Цель психосоциального подхода заключается в том, чтобы поддерживать равновесие между межсистемными отношениями, влияющими на жизнедеятельность и внутренней психической жизнью человека.

Психосоциальная работа относится к одному из направлений социальной работы, целью которой является оказание социальной поддержки и содействия людям и первичной психологической помощи. Специалист по социальной работе восстанавливает утраченное психосоциального равновесия человека, осуществляет поиск ресурсов личности и социальной среды, чтобы осуществить преодоление и профилактику имеющихся трудностей в жизни.

Главной целью психосоциальной работы с пожилыми людьми является продуктивная социализация личности в изменившихся условиях. Она проводится случаях, требующих заботы о психологическом здоровье, для создания условий адаптации и социализации личности, коррекции, восстановлении или компенсации утраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессе жизнедеятельности. К основным задачам психосоциальной помощи пожилым людям следует отнести: выявление и расширение социальных и личностных ресурсов пожилого человека. Решение поставленных задач способствует активизации ресурсов самостоятельного решения возникающих проблем, преодоление трудностей, актуализирует творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические возможности, стимулирует проявление уверенности в себе.

Нор-Аревян О.А. отмечает «пожилые - люди, проживающие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболевания, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны» . «На сегодняшний день в России также ведется достаточно активная работа над совершенствованием процесса оказания поддержки людям пожилого возраста, в первую очередь институтом социальной работы. В настоящее время в России появляется достаточно большой интерес к изучению основных процессов старения человека, определенное осознание важности осуществления психолого-педагогического сопровождения процесса жизнедеятельности пожилых людей постепенно становятся достаточно знаковыми тенденциями для всего научного сообщества, в первую очередь для социологов, психологов и работников социальной сфере» .

Психосоциальная работа с пожилыми людьми позволяет осуществлять процесс приспособления пожилого человека к новой ситуации, обусловливает дальнейшее развитие личности в пожилом возрасте. «Психологическая работа с пожилыми людьми имеет свои особенности. Исследования показывают, что существует несколько способов компенсации того эмоционального напряжения, в котором находятся пожилые люди, повышения уровня их социально-психологической адаптации» .

С точки зрения психосоциальной работы с пожилым людям необходимо знать психофизиологические изменения, которые происходят при нормальном старении:

  • 1. «Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости.
  • 2. Ухудшение способности к восприятию.
  • 3. Сужение поля внимания.
  • 4. Уменьшение длительности сосредоточения внимания.
  • 5. Трудности распределения и переключения внимания.
  • 6. Повышенная чувствительность к посторонним помехам.
  • 7. Некоторое уменьшение возможностей памяти.
  • 8. Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого.
  • 9. Трудности воспроизведения» .

Суслова Т.Ф. выделяет следующие принципы социальнопсихологического сопровождения пожилых людей:

  • «принцип индивидуального подхода, означающего знание и учет психологических особенностей пожилых людей, их потребностей и возможностей, следование естественным закономерностям онтогенетического развития, проживания кризисных периодов жизни, жизненного опыта. Как отмечает Гулина М.А. и Духновская Л.Б. (2002) «стало аксиомой, что физические и психологические характеристики пожилых людей существенно различаются по 5 летним периодам: 60-64 года, 65-69 лет, 70-74 года и т. д. Важно не смешивать все группы людей «третьего возраста»;
  • принцип системности, согласно которому должна быть вскрыта система причин, обусловливающих неконструктивный подход пожилого человека к поддержанию собственной активности, а также включение в данный процесс ближайшее окружение, которое в пожилом возрасте играет важную роль и оказывает основное влияние;
  • принцип селективности (или отбора), подразумевающий поиск основных или стратегически важных составных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены с возрастом;
  • принцип оптимизирующей деятельности, заключающийся в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста (психолога, социального работника) находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь, как в количественном, так и в качественном отношении;
  • принцип компенсации, состоящий в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе;
  • принцип субъект-субъектного общения, предполагающего уважение, признание ценности личности пожилого человека, его мнений;
  • принцип реалистичности, позволяющий специалисту оценивать реальные возможности пожилого человека и запрещающий жесткое проектирование результатов».

Прежде чем определить характер психосоциальной работы с проблемами пожилых людей, необходимо выявить стрессоры, ухудшающие состояние пожилого человека. Среди таких стрессоров Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. называют следующие:

  • «отсутствие четкого жизненного ритма;
  • сужение сферы общения;
  • уход от активной трудовой деятельности;
  • синдром «опустошения гнезда»;
  • уход человека в себя;
  • ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации» .

Основные функции психосоциальной работы с пожилыми людьми (информационная, диагностическая, консультативная, коррекционная, посредническая, терапевтическая) реализуются в индивидуальной и групповой работе. Наиболее распространенными формами психосоциальной работы с пожилыми людьми являются работа с группой, социально-психологическое консультирование, которые направлены на помощь пожилому человеку в критических, напряженных и психотравмирующих ситуациях. Для этих целей в психосоциальной работе с пожилыми людьми используются следующие методы: психотерапевтическая беседа (метод индивидуальной работы с клиентом) и ведение групп (метод групповой работы); личностно-ориентированная психотерапия; ролевые игры идр.. Групповая работа с пожилыми людьми направлена на поиск способов решения жизненной ситуации (проживание утрат и потерь; приспособление к изменившимся условиям жизни; выработка конструктивных социальных навыков сотрудничества, партнерства и построение новых безопасных отношений). Места проведения психосоциальной работы с пожилыми людьми могут быть: дома престарелых, центры дневного пребывания, центры социального обслуживания.

Шахматов Н.Ф., «характеризуя симптомы психических болезней, расстройств, считает, что представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризует старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения» .

В процессе психосоциальной работы с пожилыми людьми необходимо опираться на положительные стороны их личности. Пожилому человеку, сохранившему способность к активному общению и образу жизни гораздо легче принять факт своего старения и не расценивать его как заключительный этап жизни, а принять его как очередную ступень жизненного пути со своими плюсами и минусами.

Для оказания психосоциальной помощи пожилым людям по типу сопровождения важно, по мнению Сусловой Т.Ф. , придерживаться следующих правил взаимодействия:

  • «вне зависимости от впечатления, которое производит на психолога, социального работника клиент, надо стараться выяснить, потребности и интересы, что для него хорошо, какие его привычки и черты более глубоки, и действовать надо в этих направлениях;
  • необходимо помнить, что пожилой человек нуждается в сочувствии, и поэтому очень отзывчив на всякое проявление внимания и тепла, при этом он не слишком уверен в себе, у него слабая память и ему хочется почаще убеждаться в том, что он небезразличен окружающим;
  • относиться с вниманием и сочувствием к житейским проблемам пожилого человека - его финансовому и социальному положению, жилищным условиям, семейным отношениям и учитывать их при общении;
  • демонстрировать безусловное уважение к пожилым людям, апеллировать к их жизненному опыту. Он с большой охотой отзывается на возможность «исследовать» собственный опыт;
  • создавать психологический климат, способствующий обоюдному доверию и обсуждению значимых проблем;
  • подчеркивать искренний интерес к пожилым людям и подлинное желание помочь им;
  • предоставлять максимальную возможность высказаться. Говорить с ним просто и понятно;
  • ограничивать контакт 25-30 минутами, так как пожилому человеку трудно выдержать 60 минутную беседу, обычно отводимые на индивидуальную или групповую консультативную встречу, хотя, как показывает практика, клиенты вполне могут активно общаться и работать с специалистом в течение 60 минут, особенно это относится к клиентам в возрасте до 65 лет;
  • использовать в процессе работы приемы одобрения и успокоения, отражения содержания, поскольку пожилой человек часто говорит длинно и запутанно, перескакивает с одной темы на другую;
  • очень важно понимать, что старый человек живет в мире, который разительно отличается от того, в котором складывался его характер, что многие его привычки, представления и оценки взяты из прошлого, но они ему близки и понятны, а резкие перемены его пугают, ему трудно к ним приспособиться, у него нет сил переделать себя;
  • искаженные и просто неверные представления и самооценки пожилого человека, какими бы дикими они не казались, составляют для его единственное отражение реальности, по другому воспринимать окружающее он не может;
  • родные, друзья и специалисты могут создать общую для себя и пожилого человека атмосферу дружеского взаимодействия, которая, даже не проявляясь внешне, будет активно способствовать бодрому настроению пожилого человека, согревать его и укреплять отношения с окружающими».

«В психологической работе с пожилыми людьми немаловажен интерес к игровой деятельности, спорту и особенно учебной деятельности, ведь он не ослабевает с возрастом. Просто пожилые люди отвыкают от этих форм деятельности. Поэтому некоторые психогеронтологи предлагают в качестве средства интенсификации жизни старых людей привлечение их к учению и игре. Не менее важен и тот факт, что такая деятельность происходит в группе единомышленников, а потому формирует адекватный, пусть даже и не очень широкий, но устойчивый круг общения, расширяет временную перспективу» . Ремизова К.А. отмечает, что «этот процесс должен быть построен таким образом, чтобы он опирался не на абстрактные знания, а на критерии мудрости пожилого человека, к которым относятся обладание богатым и процедурным знанием жизненных вопросов, учитывать прошлые, настоящие и будущие обстоятельства, породившие жизненную проблему, учитывать социоисторические возрастные и иные контексты рассмотрения проблемы» .

Басов Н.Ф. пишет: «... Для того чтобы обеспечить эффективное использование психотехнологий в социальной работе, специалисты рекомендуют соблюдать ряд организационных принципов: добровольность, научность, профессионализм, субъектность, тренинговый формат, сочетание групповой и индивидуальной работы и др.

Кроме всего, при использовании психотехнологий в социальной работе специалист должен руководствоваться определёнными методическими принципами: постепенности, учёта возрастных особенностей, комплексного использования психотехнологий, наблюдаемость результатов, их применимость, целесообразность, просоциальная ориентация, системность, культуросообразность, психологический климат и др.».

В структуру психосоциальной работы с пожилыми людьми могут входить следующие формы:

1. Психосоциальная реабилитация - комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе. Соответственно целью реабилитации является обеспечение возможности пожилых людей выполнять свои ежедневные обязанности и восстановление их положения в семье и обществе. Реабилитация должны включать медицинский, социальный, экономический и психологический аспекты. Грамотная реабилитация способна вернуть пожилых людей к адекватной трудовой и хозяйственной деятельности, стимулировать утраченные функции. Существуют различные социальные службы, которые осуществляют работу по реабилитации пожилых людей.

Геронтологические центры практикуют следующие способы медико-социальной реабилитации пожилых людей:

  • медикаментозные (общеукрепляющая, симптоматическая, стимулирующая и иные виды терапии),
  • немедикаментозные (массаж, физио-, психо-, фито-, иглоре- флексо-терапии и т. и.),
  • организационные (режимы дня, диспансерное наблюдение, стационарное лечение).

Сегодня в России большинство пожилых людей нуждается в реабилитации; для поддержки таких людей открываются кризисные центры, куда могут обратиться пожилые, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Здесь на протяжении трех недель оказывается бесплатная медицинская помощь, предоставляется питание; также к услугам пожилых людей парикмахерские, ремонты обуви и иные бесплатные мастерские.

Для того чтобы сохранить социальные связи пожилых, созданы дома-интернаты для реабилитации лиц пожилого возраста. В таких домах имеет место быть коллективная деятельность и совместное участие в трудовых процессах; весь реабилитационный процесс построен на активном, подвижном образе жизни человека. Самыми главными средства реабилитации в таких учреждениях являются специальные цеха, лечебно-трудовые мастерские, подсобные хозяйства.

Психосоциальная реабилитация представляет из себя триаду элементов:

  • развитие коммуникативных навыков,
  • содействие социально-бытовой адаптации пожилого человека и его интеграция в общество,
  • помощь в выборе целей и способах их достижения.

Целями гериатрической реабилитации являются:

  • реактивация, связанная с поощрением, активизацией внутренних ресурсов пожилого, который находится в пассивном состоянии и социально и физически неактивен;
  • ресоциализация, связанная с помощью в возобновлении социальных связей, контактов с семьей, друзьями, соседями, с выходом из «социального вакуума»;
  • реинтеграция, связанная с помощью пожилому человеку в возвращении в общество, поиске работы и интеграции его в социальную жизнь общества.

В процессе реабилитации необходимо адаптировать и включить пожилого человека в общество, а также подготовить общество к потребностям данной социальной группы. Основной фактор для реабилитации- последствия утраты или нарушения каких-либо функций и способностей человека.

Реабилитация подразумевает следующие принципы:

  • ориентация на проблемы человека,
  • человек - психосоматосоциальное единство,
  • на организм нужно воздействовать в целом,
  • сам пожилой человек должен принимать активное участие в процессе реабилитации.

Основными направлениями реабилитации пожилых являются:

  • медицинская (физическая и психологическая),
  • социальная (ресоциализация, которая осуществляется и с помощью формальных источников помощи, таких как государственные системы социальной помощи, и с помощью неформальных источников - членов семьи, друзей, соседей и т. д.; важной частью социальной реабилитации является духовная реабилитация),
  • просветительская (информирование как о тех услугах и пособиях, которые гарантированы человеку, так и о тех процессах, проблемах, с которыми пожилой человек может столкнуться и о тех способах самопомощи, которые могут пригодиться),
  • экономическая (данный вид реабилитации связан с системами социального обеспечения, пенсионной системой и системой здравоохранения и направлен на стимулирование и поощрение экономической независимости пожилых),
  • профессиональная (заключается в обучении и переобучении пожилых людей, как можно в более широком вовлечении пенсионеров в социально значимую деятельность; особое внимание направлено на сохранение как можно более длительной трудоспособности),
  • геронтологический уход, включающий в себя диагностику, вмешательство и результаты.

Социально-психологическая реабилитация пожилых людей включает в себя:

  • беседы, подбадривание;
  • организация посещений психолога на дом клиента в ситуациях ухудшения психоэмоционального состояния;
  • «Я - Самая» - индивидуальный подход к клиенту на основе составленного социально-психологического портрета. Важным в этой работе является стимулирование мотивации женщин пенсионного возраста на улучшение своего внешнего вида.

В результате совокупности реабилитационных мероприятий происходит:

  • восстановление навыков самообслуживания;
  • преодоление социальной изоляции;
  • частичное восстановление здоровья, поддержание состояния стабильности;
  • повышение самооценки пожилого человека и инвалида, посредством творчества и любимых занятий;
  • осознание ими личностной свободы, творческих изменений с помощью стимуляции внутреннего потенциала;
  • налаживание взаимоотношений между людьми;
  • снятие состояния напряженности и беспокойства;
  • повышение качества жизни.
  • 2. Психотерапия. Групповая психотерапевтическая и психокоррекционная работа проводится в виде организованных тематических бесед, аутогенной тренировки. «Опыт работы многих учреждений показывает, что хорошие результаты в улучшении социального самочувствия граждан старшего возраста, снижении психологической напряжённости в их среде даёт проведение фестивалей ностальгического кинофильмов, выпущенных в прошлые десятилетия и повествующие о временах молодости и зрелости сегодняшних пожилых людей» .

Арт-терапия - это сплав наиболее эффективных психологических технологий, образующий единый контекст, который способствует интеграции личности, раскрытию творческих навыков, изменению стереотипов мышления и поведения, совершенствованию способов взаимодействия с окружающим миром, самообучению, самодиагностике, и самокоррекции.

Специфическими задачами арт-терапии в работе с пожилыми людьми является:

  • преодолеть социальную изоляцию,
  • повысить уровень самооценки пожилого человека,
  • создать условия для актуализации жизненного опыта,
  • признать ценности, реализацию потенциала, понимание своих внутриличностных конфликтов.

В арт-терапии пожилым людям предлагаются занятия изобразительного и художественно-прикладного характера: рисунок, графика, живопись, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.. Занятия направлены на активизацию общения пожилого человека с психотерапевтом или в группе для творческого самовыражения.

Арт-терапия может сочетаться с разными методами реабилитации, психокоррекции и адаптации. Групповая арт-терапия дает возможность каждому участнику группы осознавать себя через сравнение с другими, а также позволяет оказывать поддержку друг другу.

Групповая арт-терапия с пожилыми людьми строится по студийному или тематическому принципу. Студийная группа задачу- преодоления смущения пожилых людей, устранения нерешительности, страх перед непривычным занятием, побуждает человека к творчеству и самораскрытию в нем. Преимуществом работы в данной группе является то, что к ней в любой момент могут присоединяться новые участники. При организации занятий следует помнить, что у пожилых людей возможно снижение когнитивных функций, нарушения речи, косность и конкретность мышления, ослабления зрения, слуха, тугопо- движность мелких суставов, а также быструю утомляемость, сниженную работоспособность, рассеянность внимания. При организации арт- терапевтических занятий следует:

  • иметь хорошо освещенное помещение, стол и удобные стулья;
  • в начале работы необходимо провести индивидуальную беседу с каждым участником группы для выявления проблем и потребностей;
  • количество участников группы - 6-8 человек, а также 3 4 человека с деменцией;
  • продолжительность занятия должна составлять 30-60 минут в зависимости от контингента;
  • занятия могут проводиться на фоне музыкального сопровождения.

Арт-терапия в работе с пожилыми людьми может быть использована в следующих ситуациях:

  • профилактика деменции;
  • наличие психологических проблем;
  • травмы;
  • невротические и психосоматические расстройства и др.

Библиотерапия - это направление терапии, при котором происходит лечебное воздействие на психику человека в результате прочтения и дальнейшего обсуждения специально подобранных книг. При подборе книг необходим тщательный учет личностных особенностей пожилого человека, его социального опыта, образовательного и культурного уровня. Задачами данной инновационной технологии является: расширение компенсаторных возможностей, налаживание связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественной произведений, приобщение к культуре страны и мира, развитие речевых возможностей.

Музыкотерапия - это технология использующая разнообразные музыкальные средства для психосоциальной работы с личностью, развитие его музыкальных способностей, расширение кругозора, активизация социально-адаптивных способностей. Основными задачами му- зыкотерапии является:

  • стимулирование творческих возможностей,
  • преодоление трудностей социальной адаптации.

Пение способствует приобретению новых впечатлений, позволяет развивать инициативу, самостоятельность, корректирует активность психических процессов. Одной из форм работы психологов и культурологов является организация «Семейного клуба», где за чашкой чая или за успокаивающими звуками музыки пациенты проводят свободное время в беседах с близкими по духу людьми, могут рассказать о своей жизни, о пережитом горе или радости, решая для себя, таким образом, проблему дефицита общения, одиночества.

В музыкотерапии выделяют следующие направления лечебного действия:

  • развитие эмоциональной активности;
  • развитие межличностного общения;
  • оказание регулирующего влияния на психовегетативные процессы;
  • повышение эстетических потребностей.

В работе с пожилыми людьми используют две формы музыкотерапии: активную и рецептивную. Активная музыкотерапия представляет активную музыкальную деятельность. К активным формам музыкотерапии следует отнести хоровое пение, караоке-терапию.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтическими целями:

  • коммуникативной целью для совместного прослушивания музыки, направленной на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия,
  • реактивной целью, заключающейся в достижении катарсиса,
  • регулятивной целью, которая способствует снижению нервно-психического напряжения.

В процессе групповой музыкотерапии участниками группы прослушиваются специально подобранные музыкальные произведения. После прослушивания идет процесс обсуждают собственных переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, фантазий (часто проективного характера), возникающих у пожилых людей в ходе прослушивания.

В практической работе с пожилыми людьми можно использовать подборку произведений для регуляции психоэмоционального состояния:

  • уменьшение чувства тревоги и неуверенности: Шопен, Бах, Моцарт;
  • уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру: Бах, Бетховен;
  • для общего успокоения, удовлетворения: Бетховен, Брамс, Шуберт, Шопен, Дебюсси «Свет луны»;
  • снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми: Бах, Барток, Брукнер;
  • для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением: Моцарт, Лист, Хачатурян;
  • для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: Чайковский, Бетховен, Шопен;
  • для уменьшения агрессивности, негативизма: Бах, Гайдн.

Танцевально-двигательная терапия является достаточно перспективным направлением в психокоррекционной и реабилитационной работе с лицами пожилого возраста. Цель - разрешение психологических проблем и улучшение психофизиологического состояния людей пожилого возраста. Лечебная гимнастика, физиотерапия, дыхательная терапия, методы релаксации, массаж и хореотерапия - это основные формы двигательной терапии. Двигательной терапия, прежде всего, касается пожилых людей с длительным сроком госпитализации, людей с психосоматическими заболеваниями и др.

Применение танцевально-двигательной терапии в работе с пожилыми людьми достаточно эффективно по следующим причин: танец использует относительно неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства, что предоставляет возможность пожилому человеку, быть равноправным участником группового взаимодействия, свободно выражать свои чувства, оставаться субъектом двигательной активности без угрозы понижения самооценки. Включенность во взаимодействие с другими участниками группы помогает пожилому человеку ассимилировать в свой образ тела, а также обогащения тактильного, кинестетического и зрительного опыта.

Танцевальные движения представляют собой безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально-адаптивному поведению: помогает снять физическое напряжение, установить связь между чувствами и движениями, что освобождает подавляемые эмоции и чувства и помогает исследовать скрытые конфликты, которые являются источниками психического напряжения.

Получение участниками танцевальных терапевтических групп приятного телесного опыта способствует развитию социальных навыков, позволяет преодолеть барьеры, возникающие при речевом общении; улучшить физическое и эмоциональное состояние стареющего человека.

Показания для танцевально-двигательной терапии: астено- невротическое состояние, вегетососудистая дистония, нарушение обмена веществ и ожирение различной степени, нарушения психоэмоциональной сферы (апатия, неврозы позднего возраста, повышенная конфликтность, негативизм и т. д.), нарушения работы опорнодвигательного аппарата на ранних стадиях заболевания, заболевания органов дыхания.

Противопоказания для танцевально-двигательной терапии: нарушение мозгового кровообращения, стенокардия покоя и напряжения, постинфарктный кардиосклероз, гипертоническая болезнь 2 и 3 степени, тяжелые заболевания органов дыхания, психические расстройства.

Трудотерапия - это метод психотерапии, который можно отнести к активному восстановлению и компенсации нарушенных функций при помощи разной работы. Данный метод направлен на создание полезного продукта.

3 Социально-психологическое консультирование.

Социально-психологическое консультирование - это направление психосоциальной работы. Основная цель социально-психологического консультирования состоит в оказании консультационных услуг по вопросам диагностики социальных и психологических проблем, анализе межличностных отношений, диагностики здоровья ит.д..

Социально-психологическое консультирование основывается на следующих принципах: принцип профессионализма, принцип компетентности; принцип доверительности; принцип конфиденциальности; принцип результативности. «Этика консультирования требует подчинения личных интересов консультанта интересам клиента» .

Специалист процессе консультации должен понимать основной запрос клиента, не навязывать ему готовые решения проблемы или давать советы. Пожилой человек должен самостоятельно принимать решение о своей судьбе, однако в семейном консультировании необходимо учитывать мнение и других сторон. Процесс консультирования должен быть систематичным и направленным на разрешение проблемы, с которой обратился пожилой человек, при этом консультанту следует помнить об уважительном отношении к личности клиента.

В процессе консультирования важно установить доверительные профессиональные отношения с клиентом, следует различать дружеские и профессиональные отношения в работе с клиентом.

Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента. В процессе консультирования происходит решение определенной проблемы осуществления желаемых изменений. Сам процесс консультирования включает несколько этапов:

  • 1 этап - подготовка к консультированию. Характеризуется первой встречей консультанта и клиента. На встрече обсуждаются вопросы с которыми пришел клиент, определяются роли консультанта и клиента, проходит предварительный анализ проблемы. Консультант ведет беседу с клиентом, он задает вопросы и слушает клиента, чтобы определить основную проблему и причины, которые заставили клиента обратиться за консультацией.
  • 2 этап - диагностика. На данном этапе осуществляется сбор и анализ фактов по проблеме клиента. Проводится диагностика проблемы.
  • 3 этап - разработка предложений. Как только будут определены причины проблемы, следует этап разработки предложений по ее решению. Для этих целей можно использовать интервью, анкетирование, тестирование. «Интервью бывает двух видов: свободное и формализи- рованное. Свободное интервью - консультант не оказывает большого влияния на направленность беседы, изредка задает клиенту направляющие вопросы. Формализированное интервью - активна роль консультанта, пациент отвечает на вопросы.

Анкетирование. Перед составлением анкеты необходимо уточнить, какая именно информация нужна, как обобщать и классифицировать ответ.

Тестирование. Для использования тестов требуется высокая и разносторонняя подготовка консультанта в области психологии и социальной работы» .

В процессе консультирования происходит уточнение проблем клиента. Выделяют три группы проблем: проблема корректирования; проблема прогресса; творческие проблемы. Разработка предложений по решению будет зависеть от группы проблем. Для этого в процессе консультирования идет ознакомление с альтернативными проблемами и соответствующими решениями.

4 этап - внедрение предложений. После сбора и анализа информации, формулируются предложения по решению проблемы. При этом клиент совместно с консультантом выбирает наиболее приемлемый для него вариант решения проблемы.

Гулина М.А. делит методы социально-психологического консультирования на группы : «Первая группа. Консультант может предложить наиболее подходящие рекомендации или советы исходя из своих знаний и опыта работы. Используя такие методы, консультант отвечает за качество и законченность совета.

Вторая группа. Консультант стремится развить у клиентов способности самостоятельного решения проблем».

Также в литературе выделяют такие методы консультирования как:

Проективное консультирование заключается в том, что консультант только ставит диагноз и разрабатывает предложения для клиента. Диагностика проблемы проводится совместно с клиентом. Клиент вырабатывает предложения, а консультант принимает участвует в процессе их внедрения.

Рефлексивное консультирование позволяет клиенту посмотреть на проблему со стороны. Это позволяет предложить клиентам выявить, развивать, проживать и рефлексировать на всех уровнях различные профессиональные и ролевые позиции, разные модели социального окружения, варианты решений.

Прогностическое консультирование позволяет использовать разные варианты развития тех или иных процессов и явлений.

Интервью позволяет с использоанием вопросов и специальных заданий, раскрыть возможности клиента.

Алешиной Ю.Е. предложила пятишаговую модель интервью, которая состоит из следующих этапов:

  • 1) «достижение взаимопонимания». Консультант конструирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Дает клиенту информацию о своих возможностях. Эта стадия заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента;
  • 2) сбор информации. Консультант решает вопросы: «Зачем клиент пришел?», уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы;
  • 3) определение желаемого результата (клиенту предлагается определить свой идеал, а также что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут);
  • 4) выработка альтернативных решений (вместе работают над вариантами решений);
  • 5) обобщение предыдущих стадий, переход к действию» .

Игровые методы в консультировании используют, когда консультант не может сразу предложить решение проблемы. «При проведении игры создаются проблемные группировки, представляющие различные точки зрения и разные цели. Консультант составляет программу проведения игры, в которой обосновывает ее необходимость, кратко излагает правила игры» .

4. Тренинг. Кузьмина Е.С. и Семенова В.Е. отмечают, что социально-психологический тренинг «...направлен на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, анализировать ситуацию и себя в ней), умение адекватно воспринимать себя и окружающих» . В процессе тренинга происходит корректировка норм личностного поведения и межличностного взаимодействия. Пожилые люди учатся гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

Таким образом, в современных условиях практикуются психосоциальные технологии в работе с пожилыми людьми. Все они направлены на повышение социального статуса пожилого человека, на улучшение физического и психологического здоровья, а так же на организацию их досуга.

Читайте также: