Традиции азербайджанского народа кратко. Необычные традиции азербайджана. Азербайджанские ковры и ковровые изделия

На протяжении достаточно долгого времени, страна вела борьбу за свое мирное существование, и за сохранение своей территориальной целостности. Многочисленные памятники, культура Азербайджана явное тому подтверждение.

Абсолютную независимость республика приобрела всего 20 лет назад. До этого страна постоянно находилась под чьим-нибудь гнетом. По географическому положению, Азербайджан располагается прямо на стыке границ Европы и Азии . Большое влияние на развитие культуры оказала Османская империя, многие памятники архитектуры так или иначе связаны с исламом и Ближним востоком.

Религия Азербайджана

Республика является многонациональным государством, здесь имеется сразу несколько крупных религиозных общин. Конечно самая главная , это конечно – ислам (шиитского течения), затем идут христианство и иудаизм. География Азербайджана во многом повлияла на ее современный национальный состав.


Экономика Азербайджана

Влияние республики на международном рынке заметно выросло. Экономика Азербайджана стремительно набирает обороты. Одним из важнейших факторов является увеличение и развитие газо- и нефтедобывающей, химической, горнорудной, машиностроительной и пищевой промышленности.


Наука Азербайджана

Сейчас в стране действуют около 150 научных образовательных учреждений. Наука Азербайджана во многом обязана Османской империи, именно с приходом ислама. Культура и просвещение страны получило хороший толчок в своем развитии.


Искусство Азербайджана

Культурное и духовное развитие республики происходило на протяжении многих тысячелетий. Искусство Азербайджана , как и его природа, богато, целостно и очень разнообразно. В городе Баку, имеется несколько крупных государственных галерей и музеев, в которых явно есть на что посмотреть. Например, знаменитый на весь мир Музей ковров, здесь собрана большая коллекция уникальных ковров, некоторым из которых более сотни лет. В 2014 году музей переехал в современное здание, которое по своему архитектурному строению напоминает большой сложенный ковер.


Кухня Азербайджана

Народы Кавказа издавна славятся своим теплым гостеприимством, азербайджанцы не исключение. Богатая и разнообразная тому подтверждение. В ее ассортименте имеется множество мясных (говядина, баранина), рыбных (осетр, севрюга) и овощных блюд. Самыми известными из них являются: хамраши, овдух, фирни, джыз-быз, долма и многое другое.


Обычаи и традиции Азербайджана

На территории страны проживает несколько крупных народных диаспор: русские, армяне, курды, грузины и т.д. Совместная многолетняя история тесно соединила их между собой, благодаря чему культура республики так уникальна и многообразна. Обычаи и традиции Азербайджана также является частью культуры.

Одним из любимых праздников азербайджанцев является Навруз – ежегодный праздник весны, символизирующий начало нового года. По традиции, в первый день праздника вся семья собирается вместе, за одним дружным столом, считается, что если, не встретить начало года в кругу семьи, то человек последующий семь лет будет проводить в мучительных скитаниях.


Спорт Азербайджана

На сегодняшний день, самыми популярными видами спорта в республике считаются: борьба, бокс, каратэ, футбол. Спорт Азербайджана за последнее время стремительно набирает обороты. Одним из любимых видов спорта в стране является футбол, за предыдущие 10 лет, Азербайджан представил футбольному миру десяток ярких имен: Назим Сулейманов, Алекпер Мамедов, Казбек Туаев и др.

Не секрет, что азербайджанская культура является коллективистской. В подобных культурах на первое место индивид ставит интересы семьи, клана, и уже потом - собственные. В то же время группа защищает своих членов, когда им что-то угрожает.

Основная группа, вокруг которой строится деятельность жизни азербайджанца, - его семья. По словам доктора философских наук по истории Бахмана Фазилоглу, семья занимает особое место в жизни наших соотечественников. Это видно по тому, что подготовка к созданию новой семьи порой начинается уже с рождения ребенка, например, девочкам собирают приданое.

По словам доктора философии по истории Хагигат Захидовой, предполагается, что формирование семейных образований на территории Азербайджана происходило уже в конце периода энеолита. Подобные предположения основываются на результатах раскопок. Информацию о семье в Азербайджане периода ранней бронзы можно получить из шумерских записей. В них отмечается, что для свержения правителя Ура Утухенгаля и освобождения из-под его власти кутиев и тириканов его обвинили в "Разлучении жены с мужем, родителей с детьми". Это свидетельствует о высокой роли, придаваемой семье на территории древней Месопотамии и Азербайджана. Древние кути считали семью священной.

Семейные традиции средневекового Азербайджана отражены в устном народном творчестве и произведениях классиков литературы. Сравнительный анализ работ позволяет предположить, что с тех пор семейно-бытовые традиции и обычаи мало изменились.

По словам доктора Захидовой, дети являются основной ценностью азербайджанской семьи. Скорейшее появление детей в молодой семье отражено в сказках и дастанах. В них часто упоминается свадьба длиною в сорок дней и сорок ночей, через девять месяцев, девять дней, девять часов и девять минут после которой молодая жена рожает сына-пехлевана (как вариант - солнце или луноликую прекрасную дочь). Герой эпоса "Деде Горгуд" Баяндур хан говорит: "Того, у кого нет ни сына, ни дочери, Аллах не любит, и мы не полюбим". Ребенок считался украшением дома, дом без детей сравнивали с мельницей без воды. Желая добра, говорили - "Пусть у тебя будет много детей", проклятием же считались слова - "Пусть твой род закончится на тебе", или "Оставайся одиноким, как сова".

Дети мужского пола особенно ценились. Завязывая невесте красную ленту на свадебном платье, говорили - "Пусть у тебя будет 7 сыновей и 1 дочь", при входе в дом мужа молодой супруге давали подержать на руках мальчика. Тому, кто сообщал отцу или деду весть о рождении мальчика, вручали подарок. В то же время к рождению девочки относились довольно равнодушно. Тот, у кого не было сына, считал себя несчастным человеком. Иногда если в семье рождались только девочки, их называли Гызбяс, Гызайыт, Гызетяр, Бястигыз, Бясти и т.п. Все эти имена означают одно - девочек достаточно. Об этом говорится в поэме Самеда Вургуна "Слово о колхознице Басти":

"Мать, плача, назвала тебя "Басти",

Что значит "баста", "хватит", "отпусти"".

В то же время рождение первенца становилось большим праздником вне зависимости от пола. В семье заранее готовились к появлению ребенка - шили одежду, постельное белье, готовили одеяла и матрасы, покупали колыбель. В знатных семьях было принято заказывать у мастеров богато украшенные колыбели.

Как отмечает доктор Захидова, большим праздником становился обряд имянаречения малыша. В некоторых регионах этот обряд проводили на седьмой день после рождения, в других - на десятый. Накрывали богатый стол, приглашались родственники и соседи. В правое ухо ребенку читался "азан", в левое - "икама", после этого малышу давали имя. Имена обычно выбирали из священного Корана. Наряду с именами пророков, халифов, имамов и их детей младенца так же называли в честь бабушек и дедушек. Кроме арабских имен детям так же давали имена, имеющие тюркское или персидское происхождение. Имена мальчиков обычно обозначали мужество, честность, бесстрашие, мудрость и другие положительные качества, девочек - мягкость, благородство, счастье и мудрость, а так же названия цветов, птиц и зверей.

Появление первого зуба у малыша так же становилось большим праздником, готовили хедий и раздавали его родственникам и соседям.
Воспитание детей начинается еще в колыбели с пеленания, кормления и игр. Насреддин Туси пишет: "Ребенка надо начинать воспитывать уже после отлучения от груди, когда его нрав еще не успел испортиться. Его необходимо приучать к дисциплине". В азербайджанских семьях детей с младых ногтей учат тому, что за столом не следует болтать, нельзя перебивать старших, повышать на них голос, особенно на пожилых, необходимо слушать старших, некрасиво ходить с руками в карманах или размахивать ими и т.п. Родители приучают ребенка есть только то, что добыто честным трудом, не завидовать, быть порядочным, не забывать об окружающих, помогать нуждающимся. Детям также прививалось уважение к пожилым, соседям, женщинам, любовь к труду.

Детей растили в уважении к родителям, через пример родителей они впитывали основные модели поведения.

Особую роль в азербайджанской семье играл отец. Хотелось бы привести любопытный эпизод из эпоса "Деде Горгуд": Купцы увидели своего спасителя по правую руку от Бейбуры хана. Они подбежали и поцеловали его руки. Бейбура хан разгневался - негоже отдавать предпочтение сыну в присутствии отца, это считалось неуважением.

Уважительное отношение к отцу закреплено в азербайджанской культуре. Его прививала, в первую очередь мать, почтительно относясь к мужу. Когда отец заходил в комнату, мать с детьми вставали. Когда отец возвращался с работы, мать или одна из дочерей мыли ему ноги. Во время обеда никто не начинал есть до того, как отец не скажет "Бисмиллах" и не приступит к трапезе.

Уважение к матери так же занимало важную роль в жизни каждого азербайджанца. Муж советовался с ней по всем вопросам, касающимся семейных дел. Труд матери на благо детей, воистину, огромен. Насреддин Туси писал, что мать кормит ребенка, поощряет его совершать добрые дела и предостерегает от дурного. Мать так сильно любит детей, что готова отдать за них жизнь. Право матери называли правом Бога. Пророк Мухаммед (с.а.в.) лаконично обозначил вклад матерей в одной фразе: "Рай - под ногами матерей". Если сравнить права отца и матери, права отца находятся в духовной сфере, матери - в материальной. По этим причинам дети начинают раньше чувствовать материнскую заботу и проявляют к ней большую привязанность.

Важную роль также уделяли физическому и интеллектуальному развитию детей. Дети в ханских и бекских семьях учились стрелять из лука. Отцы брали их с собой на охоту. Мальчики с детства учились верховой езде. Девочки также занимались физическими упражнениями. Свидетельства о физическом развитии детей можно найти в таких произведениях, как "Деде Горгуд", "Шах Исмаил", "Мухаммед-Гюляндам" и других. По достижению 6-7-летнего возраста их отправляли к молле, дети из богатых семей учились в медресе, а также за границей.

Вся жизнь азербайджанца была посвящена заботе о семье и детях. Как отмечает доктор Фазилоглу, даже когда дети вырастали, родители старались помочь им при создании собственных семей и облегчить бытовые тяготы. Таким образом, человек мог всегда рассчитывать на помощь близких и не чувствовать себя одиноким.

Чинара Гулиева

Азербайджан – страна, свято соблюдающая свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в гостеприимстве этого народа, их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.

В традициях Азербайджана отражены элементы и культы различных верований, существовавших на его территории. Сегодня многие национальные традиции можно наблюдать в театрализованном виде на народных праздниках или на мероприятиях в честь встречи почетных гостей.

Очень многое в стране подчинено вековым обычаям и традиционным исламским нормам, поэтому следует соблюдать определенные правила поведения. В общественных местах опрятность в одежде очень ценится, а никаких ограничений на ношение европейской или спортивной одежды в повседневной жизни нет и в помине. Также традиционно очень уважительное отношение к культовым местам (при посещении мечетей и мавзолеев следует соблюдать традиционные для всех исламских стран нормы). Сами местные жители, особенно женщины, одеваются достаточно строго, предпочтение отдается темным цветам. Но зато большое внимание уделяется ярким аксессуарам и украшениям.

Гостеприимство азербайджанцев широко известно. В Азербайджане принять гостя умеют с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения в гости может быть расценен как личное оскорбление. Но и навязываться в этом вопросе никто не будет - желание гостя - закон, поэтому всегда можно договориться с радушным хозяином на другое время визита. Часто хозяин или другой собеседник дарят гостю подарки, причем зачастую не самые дешевые, поэтому рекомендуется иметь при себе небольшой набор сувениров или подарков. Местные женщины, особенно это заметно в сельских районах, обычно не вмешиваются в беседу хозяина с гостями, даже если среди них тоже есть представительницы прекрасного пола. Они накроют и подадут на стол, но наверняка откажутся разделить трапезу с иностранными гостями, поэтому настаивать на этом не стоит. Повышенное внимание к хозяйке дома, или попытка вовлечь её в беседу, также может быть воспринято неодобрительно.

При входе в дом следует обязательно снять обувь и следовать распоряжениям хозяина. Обычно сначала на стол подают чай. Оригинальной азербайджанской посудой, предназначенной для питья являются стаканы Армуду или иначе “Богмалы”. Оба названия связаны с формой этих стаканов и ассоциациями, которые они вызывают в сознании народа. Без них трудно себе представить чаепитие азербайджанцев.
По своей форме стаканы Армуду напоминают классическую фигуру восточной женщины. Середина подобна ее талии - это самая тонкая часть стакана, отсюда и название “Богмалы”, что в переводе означает стесненный. Другое название стакана - “Армуду”, как уже было отмечено, также связано с его формой. “Армуду” в переводе означает грушеподобный т.к. по форме они на самом деле напоминают грушу.

Стаканы армуду, которые могут быть стеклянными, фарфоровыми, фаянсовыми, серебряными и т.д. и самовар составляют прекрасный чайный сервиз, являющийся достоянием каждой азербайджанской семьи. Хотелось бы отметить, что родиной самого древнего самовара, которому более 4 тысяч лет, является Азербайджан.
Нижняя и верхняя части стаканов Армуду напоминают наши национальные казаны (кастрюли). Это сходство не случайно, т.к. оба предмета - это продукт людей одной социально-культурной среды.

Надо отметить, что кроме эстетических преимуществ, стаканы Армуду имеют и теплофизические. Они заключаются в том, что их тонкая талия не пропускает поднимающийся со дна поток теплой части жидкости. Этот поток как бы отражается и при этом получает дополнительную энергию, благодаря которой снова возвращается на дно. Но при этом небольшая часть, поступившей со дна охладевшей жидкости проходит через тонкую “талию” в верхнюю часть стакана. Это очень удобно для того, кто пьет чай. Так как в продолжении чаепития чай в стаканах армуду охлаждается не сразу. К тому же, небольшая емкость этих стаканов (100 грамм) требует не очень много времени, чтобы допить все их содержимое. При этом не теряются вкусовые качества чая - он выпивается свежим. Специфичным является то, что стаканы доверху не наполняются: на 1-2 см сверху оставляется место, которое часто бывает выделено ободком. Это расстояние в народе называют “додаг йери”, что буквально переводится как место для губ.

Все это доказывает, что чаепитие для азербайджанцев - это культурно-эстетическое достояние, имеющее свои правила и приемы, рассчитанные на то, чтобы оно стало приятным и интересным.
После чаепития подаются вторые блюда, зелень и свежие овощи, а затем - сладости или довга. Брать еду левой рукой не принято. Рис берут щепоткой, некоторые блюда также считается не зазорно брать рукой или кусочком хлеба. В городских условиях трапеза обычно проходит по европейским стандартам, с присутствием столовых приборов и индивидуальных порций. В сельской местности, особенно если речь идет о каком-то общинном празднике, правила поведения за столом более вольные и неформальные.

Одной из интересных народных традиций азербайджанцев является празднование Новруза. Новруз - праздник весны, наступления нового года. Азербайджанцы перед празднованием Новруза, отмечают ряд предыдущих дней, являющихся праздниками по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Речь идет о четырех предпраздничных средах: Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна.
В этот день совершается особенно много обрядов и ритуалов. Например, вечером каждая семья должна на крыше своего дома зажечь столько факелов, сколько человек проживает в данной семье. Все должны перепрыгнуть через горящий костер, произнося при этом заклинание. После того как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают ее на окраине селения или на дорогу. Это символизирует то, что невзгоды всех, кто перепрыгнул через костер, были уничтожены и выброшены далеко за пределы дома.

Чтобы незамужние девушки были счастливыми, в кувшин с водой днем бросают «черные» монеты – знак несчастья - и вечером перед закатом солнца эту воду выливают вместе с монетами на улицу.
До наступления темноты в день «ахыр чершенбе» принято было гадать. Азербайджанские девушки и юноши обычно подходили к дверям соседей и «подслушивали» их разговор, а затем, исходя из первых услышанных слов, делали выводы об исполнении их желаний. В этот день многие семьи также гадали по книге Хафиза.
Среди предпраздничных обрядов, основным считается обряд приготовления ритуальной пищи сэмэни (каши и пшеницы), которая является символом плодородия природы и человека и имеет культовое значение. Церемония приготовления сэмэни сопровождается ритуальными песнями и танцами.

Последний день старого года также считается у азербайджанцев особым праздником. В предпраздничный день все семейство собирается дома. Для главы стелился специальный тюфячок. Отец семейства совершает намаз, затем читает молитву. Без его разрешения никто не смеет притронуться к еде. Как только прозвучит выстрел, извещающий о начале трапезы, хозяйка приносит молочный плов. Открытые в праздничный день ворота и двери домов извещали, что хозяин дома. Гостей пришедших на праздничную встречу, встречал старший сын или племянник хозяина дома. Окропив руки пришедшего розовой водой, они приглашали его в дом. По знаку хозяина тотчас же приносили чай для гостя. Такие визиты наносились в течение трех дней. Затем наступал черед женщин, праздновавших Новруз неделю.
А в последнюю ночь старого года все члены семьи обрызгивали друг друга водой перед сном, чтобы «смыть» все невзгоды старого года.

А когда наступает сам праздник, все надевают новую одежду и начинаются гуляния.
Сегодня в Азербайджане официально празднуют Новруз 21 марта, и этот день не является рабочим днем. В первый день Нового года принято вставать рано. Там, где это возможно, люди стремятся пойти к реке или роднику: умываются, брызгают водой друг на друга. Вода - символ чистоты и свежести. Там же угощают друг друга сладостями. В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, к примеру, мед, или если его нет - сахар. Затем нужно понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от «злых духов».

Праздничный стол в этот день - особенный. На столе обязательно должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». Это сумах, скэд (молоко), сирке (уксус), сэмени (специальная каша из пшеницы), сабзи (зелень) и т. д. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет символическое значение: свеча - свет или огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало нужны, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового. Азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало. И как только яйцо качнется – наступает Новый год. Все сидящие за столом начинают поздравлять друг друга.
Как правило, в праздничные дни входные двери не запираются. Это значит, что семья дома и рада встретить гостей. А детишки в эти дни посещают знакомых и родственников, с мешочками, куда те кладут праздничные подарки.

В первый день Нового года в каждой семье всю ночь должен гореть свет. Это знак благополучия, тушить огонь ни в коем случае нельзя, это является признаком несчастья.
Праздник весны - Новруз байрамы - является самым древним и красивым праздником азербайджанцев.
Что касается традиций в одежде, национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны.

Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие страны азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой.

Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений.
Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани.
Примечательный элемент костюма азербайджанцев - нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц - из шелка.
Самые богатые национальными ритуалами и обрядами были и остаются свадебные церемонии.

Чадолюбивые азербайджанцы не просто ценят семейные узы. Института брака для них священен, а традиции испокон веков поощряют рождаемость.

Жена поначалу почти бесправный член семьи. Но чем больше времени проходит после бракосочетания, тем больше уважения и заботы оказывают женщине.

К примеру, раньше первое время после свадьбы молодой вообще запрещалась показываться перед свёкром. Только спустя две недели азербайджанцы проводили обряд юзячихды - выход молодой женщины в семью. Свекровь готовила роскошный обед и приглашала на него всех домочадцев. Особое место за столом отводилось невестке, которую к столу выводил свекор. Во время обряда женщина получала ценный подарок от отца мужа. Он же объявлял молодую самым дорогим членом семьи. Но до этого момента девушка проходила длинный путь.

Долгая дорога к свадьбе



В наши дни молодые азербайджанцы браки все чаще заключают по любви, а не по сговору между семьями. Но согласие от родителей по-прежнему обязательное условие для свадьбы. "Гонцом" выступает один из родственников жениха, который сообщает семье девушки, что ей сделали предложение. По-азербайджански эта процедура называется сез кясди .

Далее наступает черёд смотрин – гыз гёрме и одобрения выбора – гыз бейенме . Организацией этих свадебных обрядов занимаются ближайшие родственницы жениха. Они же – собирают информацию о семье, с которой им предстоит породниться, и о самой девушке.

Следующий этап – малое и большое сватовство. Во время малого сватовства в гости к семье невесты приходит мать жениха со своей сестрой или старшей дочерью. Азербайджанцы считают, что только будущая свекровь способна почувствовать, что творится на сердце невесты, понять по-настоящему, что из себя представляет девушка. Затем с родственниками невесты встречаются мужчины со стороны жениха: отец со своим братом. Во время этих визитов отец девушки спрашивает её мнение о браке, и скромное молчание обозначает согласие.

Окончательное решение о свадьбе принимается во время большого сватовства, когда сваты со стороны невесты наносят ответный визит в дом жениха, чтобы передать согласие на брак. Традиция предписывает им взять некоторое время на раздумье, но это уже чистая формальность: сам факт визита свидетельствует, что предложение принято. Второй приезд сватов оборачивается грандиозным застольем. Приезжает в гости к родственникам жениха и мать девушки, которой в первый приезд большого сватовства нельзя появляться в доме будущего зятя. Наконец, ближе к концу вечера на вопрос о том согласны или не согласны на брак родственники невесты её отец отвечает фразой "Да благословит их Аллах!".

В том или ином виде формальные традиции, связанные с этими обрядами, соблюдаются и по сей день. В старые времена после сватовства выплачивался башлыг (выкуп) родителям невесты.

Следовавшее за сватовством обручение также разделяется на малое и большое. После малого обручения, во время которого один из посланников жениха надевает на палец невесты обручальное кольцо, проводят девичник. А в процессе большого обручения гости дарят девушке разнообразные подарки, которые будут полезны в семейной жизни.

Наконец, за несколько дней до свадьбы азербайджанцы проводят обряд украшения дома - ев бяземек , во время которого в дом к будущему мужу перевозится приданое невесты.

Под звуки зурны

Первый день свадьбы – женский. С самого утра в доме невесты звучит зурна – национальный инструмент. К полудню начинают собираться гости, которых встречают друзья и подруги молодых. В этот день танцевать с невестой, согласно традициям, имеют право только родственницы жениха. Гости привозят с собой подарки молодым, чаще – денежные. Но второй день свадьба перемещается в дом жениха. Перед тем как покинуть отчий дом, невеста получает от родителей благословение. В доме жениха тем временем зарезают барана, каплей крови которого на пороге отмечают лбы молодых. В этот же момент жених и его родственники осыпают девушку рисом, сахаром, конфетами и мелкими монетками, притягивая тем самым в семью достаток и процветание.

Свадебный пир с танцами под национальную музыку проходит во внутреннем дворе дома до самого утра.

Главное богатство

Чем быстрее в семье родится первенец, тем лучше. Об ожидании скорого появления после свадьбы ребёнка даже рассказывается в азербайджанских сказках и дастанах (стихотворных произведениях национального народного эпоса – прим ред .). Популярный сюжет – свадьба, длящаяся сорок дней и ночей, после которой по прошествии девяти месяцев, девяти дней и девяти часов на свет появляется удалой мальчик-пехлеван (богатырь), либо – лицом подобная солнцу или луне дочь. Традиционно у азербайджанцев больше ценились дети мужского пола, что отражено в свадебной поговорке-пожелании, приговариваемой вовремя шитья платья для невесты: "Пусть у тебя будет семь сыновей и одна дочь". А при входе в дом мужа молодой жене обязательно давали подержать маленького мальчика.

Важный семейный праздник – обряд наречения новорожденного. В некоторых районах этот ритуал проводился через семь дней после рождения ребёнка, в других – спустя десять дней, однако, суть его была одинаковой. В дом к богато уставленному яствами столу приглашались многочисленные родственники и односельчане, перед которыми разыгрывалась сценка: с правой стороны, на ухо дитя читался азан (исламский призыв к молитве), в левое – икама (сунна обязательных ежедневных намазов). Затем ребёнку давали имя, выбранное из Корана. Весьма популярны имена пророков, известных имамов и халифов.

Традиции азербайджанской свадьбы до сих пор соблюдаются с особой тщательностью. И неважно, что современные взгляды на брачный обряд отличаются. Зато как необычно наблюдать за ритуалами, которые обязательно соблюдаются, дабы будущая семейная жизнь молодых была тихой и счастливой.

Большой размах свадебного пиршества впечатляет. Можно сказать, что начинают праздновать союз еще на стадии сватовства. Все это грандиозное событие требует значительных затрат поэтому на свадьбу детей начинают откладывать заранее.

Все предсвадебные хлопоты делятся на несколько этапов:

  • Поиск и выбор невесты женихом.
  • Сватовство, проходящее в два этапа.
  • Церемония помолвки.
  • Предсвадебная подготовка с массой обрядов.
  • Свадебное торжество.
  • Послесвадебные ритуалы.

Каждый пункт требует серьезного подхода и предварительного изучения информации о будущих родственниках.

Невесту выбирает жених, понравившуюся девушку он показывает родителям и только после их одобрения начинает поиск свахи, которая и будет представлять его интересы в семье невесты.

Девушки в этой стране не общаются с парнями, постоянно находясь исключительно в женской компании. Поэтому часто на знакомство с женихом практически не остается времени.

Решение всегда остается за отцом девушки, он как глава семьи определяет, подходит ли жених его дочери. Важную роль здесь играет положение самого парня и его семьи, как финансовое, так и социальное.

Выбор будущей жены

Любой парень в первую очередь оценивает внешность девушки. А его родители наводят справки о ней и ее семье. И если их чем-то не устроит выбранная сыном девушка, то сразу говорят об этом юноше. Конечно, парень всегда прислушается к мнению родных, ведь плохого они не посоветуют.

В случае одобрения избранницы родителями, жених просит одну из своих родственниц разузнать о ней как можно больше информации. Названая сваха наводит справки не только самой невесте, но и ее семье. Особо обращается внимание на финансовое положение девушки, по нему судится, сможет ли жених удовлетворить запросы будущей жены.

Выясняется качества девушки:

  • Как она держит себя на людях, скромна ли.
  • Насколько она хозяйственная.
  • Оценивается кулинарное мастерство.
  • Состояние здоровья.
  • Образование.

Самое интересное, что возраст предполагаемой невесты не имеет значения. По обычаям азербайджанской свадьбы девушку могут выдать замуж, начиная с 14 лет. После улаживания первоначальных этапов в дом девушки посылается кто-то из родни. Если согласие получено, тогда переходят к сватовству.

Сватовство

Обряд сватания невесты проходит в два этапа.

  • Первоначальное малое сватовство.
  • Большое сватовство.

Традиционно к невесте на малое сватовство приезжает мать в сопровождении еще трех женщин, это могут быть старшая дочь, сестра. Кто как не мать сможет определить подходит ли девушка ее сыну, и будет ли, она заботится о нем также.

В некоторых случаях приезжает отец жениха и беседует с родителями невесты, знакомится и отдаленно намекает на возможный брак. Подготавливая тем самым почву для будущей делегации сватов.

Большое сватовство уже отмечается более пышно. Отец жениха, сопровождаемый его родственниками или уважаемыми старейшинами, приходит договориться. Он уже прямо говорит о желании его сына взять в жены девушку. Традиционно принято на первый раз отказать, ссылаясь на то, что отец желает узнать мнение дочери.

Молчание девушки означает согласие на брак. Приехавшие женщины со стороны жениха направляются к невесте, пока мужчины обсуждают все между собой. Спрашивается мнение девушки, и получив положительный ответ, можно переходить к назначению даты официального сватанья.

Мероприятие проходит в доме невесты очень пышно, сама же виновница торжества по традиции отсутствует. Находится у подруги, на мероприятии находится мать девушки, но она молчит, показывая тем самым свою печаль в связи с будущим уходом дочери из отчего дома.

После благословления отца сестра невесты спешит поведать благую новость. Сама же невеста возвращается домой только после ухода сватов. Хорошей приметой считается, если девушка весь вечер проплачет.

Обряд помолвки

Церемония обручения тоже идет в два этапа:

  • Малое обручение.
  • Большое обручение.

На малое обручение приезжают сам жених с друзьями. Невеста же находится в компании двух, трех десятков подруг. Кольцо на палец девушки надевает официальный представитель жениха, также он покрывает голову девушки платком.

Потом он должен съесть половину любой сладости поданной со стороны невесты, а другую отдать жениху.

Как только церемония закончена, начинается девичник, подруги девушки осыпают ее поздравлениями и напутствиями, сидя за сладким праздничным столом. Малая помолвка проходит в течение месяца после сватовства.

Спустя пару месяцев проходит большое обручение. Это большое мероприятие требует тщательной подготовки, и приглашаются на него не только родные, но и друзья, соседи. Необходимые продукты для стола могут предоставить и родственники жениха. Не посылается лишь лук, считаясь плохой приметой символизирующей горечь в семейной жизни.

В качестве даров невесте преподносятся разные необходимые вещи:

  • Одежда;
  • Украшения;
  • Деньги;
  • Посуда;
  • Прочая утварь.

Дары принято передавать на серебряных подносах, если они небольшие. Когда дарится крупногабаритные подарки, то они складываются в сундуки и перевязываются красной лентой.

От родных не дарятся лишь обувь, которую позже вручает свекровь лично.

Основные приготовления к свадьбе

После обручения обе семьи собираются для обговора всех необходимых составляющих будущей церемонии:

  • Список гостей.
  • Меню на стол.
  • Музыку и т.д.

Обычно от помолвки до свадьбы проходит несколько месяцев, потому, что нужно все тщательно спланировать и подготовить. Также за этот период проводятся еще ряд других обрядов, на которых девушку одаривают родные жениха, преподнося необычные дары:

  • Сшитые вручную и украшенные платья.
  • Красный платок;
  • Украшения;
  • Баран с покрашенными хной рогами.
  • Краска хны, для нанесения предсвадебных узоров, на руки и ноги.

Приданое и вещи невесты также перевозятся в дом жениха до свадьбы. Затем в дом жениха приезжают подруги невесты для наведения порядка и украшения дома. Их за труды одаривает свекровь девушки.

Еще одним необычным обрядом считается выбор наставницы невесты «парча бичини», за несколько дней до свадьбы.

Свадебные обряды

Свадьба начинается еще в доме невесты и продолжается целый день. Звучат традиционные азербайджанские песни на свадьбу. Но танцевать с невестой могут лишь родственницы жениха. Все прочие гости должны перед тем как начать есть заплатить, положив деньги в казан. К вечеру родня жениха покидает дом невесты, и пир продолжается без их участия.

Проводы невесты тоже очень красивый обряд. Девушка сидит в запертой комнате, ожидая, когда гости жениха смогут получить заветный ключ, подарив дар. Затем родители перевязывают талию девушки красной лентой, благословляя ее на семейную жизнь, и надевают платок.

Поздравления на азербайджанской свадьбе также могут звучать в форме красивого тоста с глубоким смыслом, исполнения традиционной песни или танца. Азербайджанские танцы на свадьбах невероятно красивы. На празднестве звучат традиционные песни, поэтому каждый азербайджанец с детства знает, как под них танцевать. Составляется специальная программа, в которой присутствуют и песни, и танцы.

Традиционные обычаи после свадьбы

Даже после окончания свадебных празднеств, традиции предусматривают послесвадебные обряды.

  • Визит в дом дочери всей родни во главе с матерью девушки, спустя несколько месяцев.
  • По окончании сорока дней после свадьбы девушке разрешается посетить родительский дом.
  • Посещение родных с обеих сторон молодоженами.

Все мероприятие занимает много времени и тщательно планируется, потому что такое событие случается раз в жизни и должно запомниться всем.

Читайте также: