Исследовательская деятельность в доу средняя группа. Открытое занятие по исследовательской деятельности в средней группе "волшебница вода". Опыт с огнем

В средней группе. Окружающий мир. «Наш друг воздух».

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

образовательные:

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, расширять представления детей о свойствах воздуха; подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

Формировать познавательные действия,

*помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

* способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.

* развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

* прививать интерес и желание детей расширять свой кругозор;

*прививать дружеские отношения между детьми.

Ход занятия.

Ребята, поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко). Правильно, солнышко. Представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети встают в круг, вытягивая руки вверх, касаясь друг друга)

Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться в увлекательное путешествие?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Только это путешествие будет необычным. Вместе с нами будет путешествовать добрый друг. Если вы отгадаете загадку, то узнаете кто этот друг?

Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час, но не видим он для нас.

Правильно, наш добрый друг - это воздух. Он нас окружает всегда и везде.

Воспитатель: А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д.

А кому ещё нужен воздух?

Дети: Рыбам, животным, растениям.

Воспитатель: Правильно, всему живому.

Ребята, у воздуха есть свои секреты, чтобы их разгадать, мы отправимся в путешествие на поезде. Мы встанем друг за другом и отправимся в путь.

    Дети встают друг за другом, изображая поезд. Звучит песня: «Вот поезд наш мчится, колеса стучат…» Запись «звуки леса» Воспитатель: Остановка «Лес». В лесу воздух чистый, свежий. Так и хочется вдохнуть его побольше. Дыхательная гимнастика: Вдохнули глубоко носом и выдохнули через рот(2-3 раза). Положили руки на грудь, глубоко вдохнули, выдохнули – грудь опустилась. Мы знаем, что воздух везде. Посмотрите вокруг, вы его видите? Дети: Нет, воздуха не видно. Воспитатель: Почему?

Ответы детей.

Воздух не имеет цвета, он бесцветный. Увидеть его нельзя, но можно почувствовать и ощутить.

Для этого попробуем поймать его в пакетик.

Дети берут прозрачные пакеты.

Воспитатель: Что сейчас лежит в пакете?

Дети: Ничего, он пустой.

Воспитатель: Что произойдет, если мы расправим пакет и взмахнем им?

Мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

А кто-нибудь видел как воздух выходил из пакета?

Вывод: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Как можно еще почувствовать воздух?

Запись «Поезд»

Запись. «Шум воды»

Остановка «Речка»

В речке течет вода. Оказывается воздух можно увидеть в воде. Воду из этой речки мы налили в стаканчики и опустили в них трубочки. Что мы увидим, если подуем в трубочки? Проверим?

Пройдем за столы.

Дети дуют в трубочки, опущенные в стаканы.

Дети: Что происходит с водой?

(ответы детей)

Воспитатель: В воде образовались пузырьки. Эти пузырьки и есть воздух.

А как воздух попал в воду?

Дети: Мы выдуваем его из себя.

Вывод: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Мы выдыхаем воздух. Значит, он есть внутри нас. Но как он к нам попадает? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

А теперь продолжим наше путешествие.

Дети садятся в поезд и отправляются в путь.(Запись «Поезд»)

Следующая остановка «Полянка»

Воспитатель: Ребята, воздух наш добрый друг и с ним можно даже поиграть. На этой полянке мы и поиграем.

Воздух очень легкий. И мы в этом убедимся в этом, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием, что вы и будете делать.

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

Вот видите, пузыри поднимаются вверх от вашего дыхания, значит они легкие.

Воспитатель: Ребята, хотите увидеть фокус? (Да!)

Тогда пройдем на полянку, сядем прямо на травку и будем очень внимательными.

Сомнем лист бумаги и затолкаем его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погружаем стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием.

Воспитатель: Как вы думаете, намокла бумага в стакане?

Достаем стакан.

Дети: Бумага в стакане остается сухой.

Почему бумага осталась сухой?

Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха.

Вывод: Воздух – не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

Поиграли, а теперь снова в путь.

Музыка. «Поезд»

Следующая остановка «Музыкальная»

Мы приехали на музыкальную станцию. Но что-то не слышно музыки. Тишина на станции. Смотрите, инструменты лежат, но музыки нет.

Музыкальный руководитель: Ребята, я слышала, что вы разгадываете секреты воздуха. У меня есть музыкальные инструменты. Что это? (дудочки) Если подуть в дудочку, то вы услышите звук (показ). Слышите? Это воздух в инструментах звучит

А сейчас мы поиграем. Упражнение «Дудочка»

Спасибо, ребята, что заехали ко мне в гости. Вы узнали как красиво может звучать воздух.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, а для чего мы отправились с вами в путешествие?

Дети: Чтобы узнать секреты воздуха.

Воспитатель: Что нам удалось узнать о воздухе?

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Вывод 3: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

Вывод 4: Воздух легкий.

Вывод5: Воздух можно услышать.

Вывод 6: Человек не может жить без воздуха.

На столе лежат смайлики грустные и веселые. Кому понравилось наше путешествие и кто считает, что он сегодня много нового узнал о воздухе может взять веселые смайлики, а кому наше путешествие не понравилось возьмет грустные смайлики.

Воспитатель: А вам понравилось играть с мыльными пузырями? Наш друг воздух дарит вам мыльные пузыри, чтобы вы всегда могли его ощущать, чувствовать. Когда пойдем на прогулку мы сможем поиграть с нашим другом воздухом.

А сейчас сядем в поезд и отправимся в детский сад.

Конспект интегрированного заняти "В гости к воде". В данном конспекте использовались интеграция образовательных областей: музыка, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, труд. Поставлены задачи: Образовательные, Развивающие, Воспитательные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Гномики»

« В гости к воде ».

Воспитатель:

Афанасьева Л.В.

Москва, 2015 г

Интеграция образовательных областей: Музыка, Чтение художественной литературы, Социализация, Коммуникация, Труд.

Задачи:

Образовательные:

Расширение представлений о свойствах воды: прозрачная, не имеет цвета, обладает способностью переливаться;

Формирование умения определять температуру воды опытным путем;

Овладение некоторыми способами обнаружения предметов, которые тонут и не тонут в воде;

Обобщение и уточнение ранее полученных знаний о свойствах воды.

Развивающие:

Развитие у детей устойчивого интереса к исследовательской деятельности, любознательности, наблюдательности;

Развитие зрительного и слухового восприятия, речевой активности.

Воспитательные:

Воспитание взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде.

Словарная работа: Обогащение словаря детей словами: лаборатория, прозрачная, мутная, бесцветная, опыты.

Предшествующая работа:

Наблюдения за водой;

Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка.

Оборудование:

  • два таза (красный и синий);
  • игрушки из «Киндер-сюрпризов» (по количеству детей) ;
  • баночки с гуашью (по количеству детей) ;
  • стаканы пластиковые (по количеству детей) ;
  • сито;
  • большой таз;
  • медальки для награждения детей;
  • флажки разных цветов на столах для опытов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать о чем то, очень интересном. Давайте внимательно послушаем, и отгадаем, что же это за звуки? (Включает запись «шум воды») .

Что это, ребята, как вы думаете?

Дети: Вода!

Воспитатель: Вы угадали, конечно же - это вода! Сегодня мы с вами поговорим о воде. Как вы думаете, что мы делаем с помощью воды? (Ответы детей: готовим еду, моем посуду, умываемся и т. д.) Вы все верно сказали, а теперь послушайте стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить.

Вот ребята, как нам необходима вода. И сейчас мы будем делать опыты с водой, как настоящие учёные. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.

(проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)

Воспитатель: Ребята, на столе с красным флажком находятся два тазика, в них налита вода. Нам нужно определить какая вода в каждом тазике?

Дети: (Трогают руками и определяют.) В красном тазу - вода теплая, а в синем тазу - холодная вода.

Воспитатель: Скажите, ребята, какая бывает вода?

Дети: Теплая, холодная.

Воспитатель: А еще вода может быть горячей, но ее трогать рукой не нужно, можно обжечься! Молодцы ребята, вы все правильно определили. Ой, ребята, я, кажется, что-то слышу, кажется, к нам кто-то идет?

(Появляется Незнайка, руки у него грязные.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я к вам так спешил, так спешил, что упал по дороге и у меня теперь грязные руки. Что же мне делать, как я буду теперь с грязными руками ходить.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно помочь Незнайке.

Дети: Ему нужно помыть руки водой.

Незнайка: Водой? А я и не знал.

Воспитатель: Да, Незнайка, ты очень многого еще не знаешь. Мы с ребятами разговариваем о воде, оставайся у нас в гостях и узнаешь много интересного об этом.

Незнайка: Я согласен!

Воспитатель: Давайте пройдем к столу с синим флажком. Каждый станет около тазика с водой. Опустите свои руки в воду. Скажите, видны руки? (Да) А почему они видны?

Дети: Вода прозрачная.

Воспитатель: Скажите, какого она цвета?

Дети: У нее нет цвета.

Воспитатель: Конечно, вода не имеет цвета, она бесцветная.

Незнайка: Ой, а мои - то руки не видны!

Воспитатель: Ребята, а почему руки Незнайки не видны в тазу?

Дети: Вода грязная стала.

Воспитатель: А руки у Незнайки какие?

Дети: Чистые.

Воспитатель: Да, Незнайка руки твои в воде помылись, а вода от рук стала грязной.

Воспитатель: А давайте поиграем вместе с Незнайкой.

Дидактическая игра «Спрячь игрушку»

Посмотрите у меня банка с водой и игрушка. Закрываем глаза, я прячу игрушку. Открываем глаза, дети, куда я спрятала игрушку?

Дети: В банку с водой.

Воспитатель: А почему вы так быстро нашли игрушку?

Дети: Вода прозрачная и игрушка видна.

Воспитатель: Ребята, а как нам сделать, чтобы игрушки были спрятаны?

Дети: Сделать воду грязной.

Воспитатель: Давайте проверим? А Незнайка будет искать наши игрушки. Отворачивайся Незнайка.

Воспитатель: Давайте пройдем к столу с желтым флажком. Перед каждым из вас баночка с водой и краской, мутим краской воду, прячем игрушки. Поворачивайся Незнайка ищи игрушки. Почему Незнайка не может найти игрушки?

Дети: Вода грязная, непрозрачная.

Воспитатель: Ну, Незнайка, раз ты не смог найти игрушки, будешь с нами играть.

Физкультминутка «Дождик»:

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Еще один прыжок.

Очень медленно сперва. 4 прыжка

А потом, потом, потом 8 прыжков

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.

Воспитатель : Незнайка, как ты думаешь, хороший из ребят дождь получились?

Незнайка: Конечно же, замечательный!

Воспитатель: Ребята, давайте еще поиграем с водой. Пройдем к столу с зеленым флажком. Посмотрите, у меня есть сито, я в него буду набирать воду. Ребята, а почему вода не набралась в сито?

Дети: В нем дырочки и вода вылилась в таз.

Воспитатель: Значит, вода льется.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у каждого на столе два стакана, в одном из них вода, мы с вами будем переливать воду из одного стакана в другой. И Незнайка тоже будет переливать воду. Все переливаем так, чтобы вода не проливалась. Запомни Незнайка, что вода может литься.

Воспитатель: Ой, Незнайка, ты очень плохо перелил воду, много воды разлил, а воду нужно беречь, не растрачивать ее зря. Давай Незнайка, вместе с ребятами послушай стихотворение «Берегите воду! ».

Вода - это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Незнайка: Теперь - то я знаю, что воду нужно беречь.

Воспитатель: Вот видите, как хорошо мы проделали все опыты и даже Незнайка узнал о свойствах воды. Давайте их повторим.

Дети: Вода бывает холодной, теплой и горячей; она прозрачная, бесцветная, льется.

Воспитатель: Незнайка, ты хорошо запомнил, что мы тебе рассказали о воде?

Незнайка: Да, спасибо вам ребята, а за ваши хорошо проделанные опыты, я награждаю вас орденами «Знаек». (Награждение детей орденами) Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.


«Организация исследовательской деятельности дошкольников в раннем и младшем возрасте».

По ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность -это одна из ведущих видов деятельности в детском саду наряду с игровой и коммуникативной.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет, если?

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Цели познавательно-исследовательской деятельности:

  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

  • Расширение представления детей об окружающем мире;
  • Развитие представлений о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности(вода и воздух, свет и тень, свойства песка, камня, древесины, пластмассы);
  • Развитие мыслительных способностей(анализ, сравнение, обобщение).

Я работаю с детьми второй младшей группы.

Опыты и эксперименты с детьми младшего дошкольного возраста отличаются достаточно простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Перед началом экспериментирования мы делим детей на подгруппы, чтобы каждый ребенок был задействован в том или ином опыте. В ходе эксперимента мы сочетаем показ предмета с действиями ребенка по его обследованию (рассматривание, ощупывание, показ, определение запаха, цвета и пр.); также привлекаем детей к сравниванию схожих и различных предметов и формулированию выводов эксперимента.

При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:

  • Деятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно,в группе и на прогулке длительностью не более 15 минут.
  • Необходимо формировать у детей умение действовать самостоятельно, проявлять инициативу, давать детям возможность самим оперировать материалами и веществами;
  • Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента, развивать умение излагать свою точку зрения.

В группе с детьми мы провели ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды:

  • рыбалка;
  • живая вода;
  • тонет-не тонет;
  • ледяная история;
  • талая вода;
  • водяная мельница;
  • разноцветная вода;
  • что спряталось в воде?

При проведении опытов дети узнали, что вода-прозрачная, может быть теплой, холодной, в ней растворяются краски, одни предметы в ней тонут(например, камни), а другие-нет(пластмассовые детали);вода необходима для роста растений; вода на морозе превращается в лед. Дети убедились, что снег в помещении тает, превращаясь в воду, талая вода - грязная.

Также были проведены опыты по обнаружению воздуха.

  • Буря в стакане.(Детям предлагается опустить в стакан с водой трубочку и дуть в неё. Что получается?Получается буря в стакане воды).
  • Ветер по морю гуляет. (Цель: обнаружить воздух, образовать ветер).

При проведении опытов дети узнали, что внутри человека есть воздух; мы его можем обнаружить.

Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности у детей 4-5 лет.

У дошкольников 4-5 лет познавательное развитие становится более целенаправленным:развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется:дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Дошкольникам средней группы можно давать 2-3 указания сразу, если действия просты и знакомы им.

При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:

  • Д еятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно, в группе и на прогулке длительностью 15-20 минут.
  • Необходимо стимулировать детей к самостоятельным действиям, но с обязательным контролем как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений.
  • Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу,обобщению увиденного в ходе эксперимента.

Примеры опытов:

  • Что растворяется в воде?(развивать представления о свойствах воды, растворимости);
  • Чем пахнет вода?(дать детям представление о том, что вода не имеет запаха, но может его приобретать в результате растворения ароматных веществ);
  • Где быстрее растает лед? выявить как температура влияет на процесс таяния льда);
  • Куда делась вода? (Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
  • Магнитная задачка (познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы);
  • Воздух имеет вес.(Цель: знакомить детей со свойствами воздуха);
  • Как работает воздух. (Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы).

Из всего сказанного можно сделать вывод : в результате организации детского экспериментирования у детей расширяется кругозор, в частности, обогащаются знания о живой природе, об объектах неживой природы(воде, воздухе и т. д.) и их свойствах, развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Организация: МБДОУ детский сад № 50

Населенный пункт: Московская область, Солнечногорский район, п. Лесное озеро

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Вид деятельности : познавательно-исследовательская.

Цель : вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.

Задачи :

Обучающая:

  • познакомить детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет);
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Развивающая:

  • развивать навыки проведения первых опытов;
  • развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
  • развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательная:

  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.
  • воспитывать бережное экономное отношение к воде.

Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, без запаха.

Материалы и оборудование : магнитофон, компьютер, стаканчики по количеству детей, камешки по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки, бусы по количеству детей, символы, обозначающие свойства воды.

Методы и приемы : игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты), наглядный (компьютерная презентация, баночки с водой), практический (опыты), словесный (беседа).

Технологии, используемые педагогом в занятии:

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

– педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

2. Игровые технологии:

– игровые задания и упражнения.

3. Здоровьесберегающие технологии:

– музыкальная пауза;

– подвижная игра.

4. Мультимедийные технологии:

– показ презентации.

Ход занятия:

Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем:

«Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!».

– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.

«Друг к другу лицом повернулись

И друг другу улыбнулись.

Руку правую подали,

Руку левую пожали

И друг друга мы обняли.

Отошли. И поклонились.

И немного покружились.

Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться!»

Воспитатель: А сейчас, поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку ),

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

Капелька: «Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

Воспитатель: И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!» (Правда, ребята )

Капелька заулыбалась

И в саду у нас осталась.

Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.

Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане).

Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода.

Читаю стихотворение Н. Рыжовой

(стихотворение сопровождается показом презентации)

Воспитатель: Что мы знаем о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода? (На экране показывают картинки подсказки дети отвечают).

Дети: Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (чтобы они росли) , нужна рыбам; для чего? (они там живут – это их дом).

Воспитатель: Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да ). Тогда нам необходимо попасть в «Научную лабораторию», но вот вопрос как же нам туда добраться? (Ответы детей: на самолете, поезде, автобусе, машине,воздушном шаре ). Я предлагаю вам отправиться в лабораторию на корабле. Посмотрите, у меня есть волшебные бусы, они могут превращаться в любые фигуры, сделаем из них кораблики и в путь (выкладывают фигуру корабля ). Ну что готовы ваши кораблики, тогда в путь, а чтобы в пути нам не скучать предлагаю станцевать (танец «Хорошее настроение» ).

Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.

2 часть. Опытно-экспериментальная.

Ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?

Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.

Опыт 1. «Вода – жидкость».

Воспитатель: Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой). Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. Алина у тебя вода льётся, а у Тимофея льётся, у Вики льётся, у всех льется?

Воспитатель: Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?

Дети делают вывод: потому что она жидкая. И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода-это жидкость ). Что означает этот знак? (дети отвечают ).

Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.

Опыт 2. «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду ). Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей ).

Правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет … (чего?) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха ) какое Женя, какое Гриша. Что означает этот знак Юля?

Опыт 3. «Вода не имеет вкуса».

Воспитатель: Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (ответы) . Правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша безвкусная. (вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная ). И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего? (вкуса).

Опыт 4. «Вода бесцветная».

Воспитатель: Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей ).

Воспитатель: Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой).

– Какого цвета молоко? (белого ). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей ).

– Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой ). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответы детей ).

– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей ).

А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в воду и в молоко, что вы увидели? (Ответы детей ), (вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная ). Что означает этот знак? (вода не имеет цвета, она бесцветная ).

Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.

Физминутка: игра «Тучка».

Представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки, выходите ко мне в кружок, пусть облако нас подружит (возьмитесь за руки), а ветерок нас закружит (кружатся).

В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.

Мы будем весело шагать (шагают на месте )

И улыбаться (показывают руками на улыбку ).

Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем )

И наклоняться (наклон).

Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой )

И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных ).

Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание )

И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её) .

– Вам понравилась игра?

– А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч ).

– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет. )

– А хотите узнать тайну дождя.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки.

– У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие ), потому что в них нет ни капельки воды.

– А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой ). И вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь. – Юля, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый? (Сильный ).

– Правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной». Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.

– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.

– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.

Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица: 1-е – что мы узнали: вода жидкость, её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.

Воспитатель. Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки: Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши ) в детский сад возвратились.

Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам играть с капелькой, и мне очень понравилось, спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания. Капелька хочет Вас похвалить и подарить Вам в подарок сок.

Попрощаемся с гостями. До свидание.

И идём в группу пить сок.

Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.

Формировать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением воды, беседы о воде.
Оборудование:
Одноразовые стаканчики (по два на каждого ребёнка), соломинки, гуашь, кисточки, иллюстрации с изображением дождя, водопада, моря, реки, звуки природы, мультфильм «Путешествие капельки». Для воспитателя: ложка и варенье. Водные раскраски по количеству детей.

Дети стоят в кругу.

Доброе утро, я вам говорю!

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься,

Слушать внимательно, ума набираться!

(Здороваются на 3-х языках, садятся на стульчики полукругом)

Ход экспериментальной деятельности.

Детям загадывается загадка о воде:

С горы, сбегая без труда,

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда –

Руби хоть топором!

Нагрей её – и к небесам

Она взлетит тогда.

Теперь любой ответит нам:

Зовут её -…(вода)

— Где в природе можно встретить воду?

(в реке, озере, ручейке…)

— А сейчас я хочу показать вам уменьшенную модель нашей планеты земля.

— Может кто-нибудь знает, как она называется?

— А как вы думаете, что на глобусе нарисовано синим и голубым цветом?

(вода, моря и океаны)

— Посмотрите, как много места на нашей планете занимает вода, но на самом деле воды, которую можно пить, у нас очень мало. Она называется пресной. Давайте повторим вместе: — вода, которую можно пить, называется пресной.

— А почему нельзя пить воду из моря? (потому, что солёная)

— А как будет называться вода в море? (морская)

— А в озере? (озёрная)

— В реке? (речная)

— В роднике? (родниковая)

— А в болоте? (болотная)

— Ребята, скажите, а для чего людям нужна вода? (ответы детей)

— А ещё кому нужна? Для чего?

— Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)

— А поможет нам в этом наша лаборатория и мы, как настоящие учёные, будем делать опыты. Как называют людей, которые делают опыты в лаборатории? (лаборанты)

— Нам нужно как следует подготовиться к работе в лаборатории.

(выполняют гимнастику для глаз и пальчиковую)

— Ещё в лаборатории нужно соблюдать правила:

1. Внимательно меня слушать.

2. Не разговаривать громко и не мешать другим ребятам.

3. Ничего не трогать на столе без разрешения.

4. Некоторые опыты можно делать только вместе со взрослыми.

(дети занимают места в «лаборатории»)

1 .В. показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.

Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да.

Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей)

Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная ".

2. Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Опыт: Сравниваем цвет прозрачной воды с цветом разноцветных полосок. Вывод-вода бесцветная.

(выкладываем картинку-символ на доску).

3. Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
В:
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)

(выкладываем картинку-символ на доску).

4. У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
В:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"

(выкладываем картинку-символ на доску).

В:
Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним, чистая вода какая? (ответы)
1. Без запаха.
2. Без цвета (бесцветная)
3. Без вкуса (безвкусная)
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус — поэтому воду можно назвать волшебной.
Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)

Физминутка.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз, два, три, четыре, пять-

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше
И легко – легко подышим!

Ну, вот закончилась игра

Нам на занятие пора!

(проходят к стульчикам, садятся)

В: Ребята, во что ещё может превращаться волшебница водичка?

(роса, лед, туман…)

Давайте ещё поиграем с водичкой.

Вы должны внимательно послушать звуки, и отгадать, что это, а отгадку найти глазами.

(звучит шум водопада, ручейка, моря, дождя, дети глазами должны найти

подвешенные к потолку картинки, а потом дать ответ словами)

В: Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла!

Ко мне капелька пришла,

Только в садик я вошла.

Плачет бедная, грустит,

А потом и говорит:

— Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!

И сказала я в ответ:

— Нет, таких детей здесь нет!

Мы водичку бережём.

Капелька заулыбалась

И с подарком я осталась!

Но сначала вы ответить мне должны,

Что же будет без воды?

(ответы детей)

В: Ни умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

Есть такая поговорка: «Где вода – там жизнь!»

Давайте повторим все вместе.

(повторяют)

Капелька подарила нам мультфильм, который называется «Путешествие капельки». Давайте посмотрим его.

(смотрят мультфильм)

В: Ребята, я хочу вам показать ещё один подарок от капельки. Она подарила нам две сказки с картинками. Посмотрите на картинки, какие они? Что с ними не так? (они чёрно-белые)

Капелька сказала, что волшебница – вода поможет нам сделать их цветными.

Давайте попробуем.

(дети проходят к столам в «лабораторию» и раскрашивают водные раскраски, возвращаются на стульчики)

В: Что мы с вами сегодня узнали о воде в нашей лаборатории?

(называют свойства воды)

Рефлексия:

Ребята, если вам было интересно на занятии, то подарите смайлики-капельки солнышку, а если или вам было трудно — то тучке.

Читайте также: