Королевы бурлеска и их судьбы в фотографиях. Звезды современного бурлеска

Знаменитых предшественниц Диты фон Тиз арестовывали, их выступления запрещали

28 сентября исполняется 45 лет современной королеве бурлеска Дите фон Тиз . Как и многие ее знаменитые предшественницы, звезда сумела превратить в красочное шоу всю свою жизнь, заставив современников вести споры о том, кто же она на самом деле – стриптизерша с фантазией и отличной хореографической подготовкой или все-таки большая артистка. Подобные споры вокруг бурлеск-див уже велись - чуть меньше, чем век назад, и были даже более жаркими.

Сделано в Америке

Развлекательные бурлеск-шоу появились в Европе еще в середине XIX века, но в Старом Свете они надолго не прижились – зато стали пользоваться невероятным успехом в Новом. Роскошные сценические костюмы, смелые номера, обнажающиеся на сцене красотки – публика была без ума.

К середине 1930-х степень откровенности на сцене и страстей в рядах зрителей (а заодно степень их алкогольных возлияний), зашкалили настолько, что в Нью-Йорке бурлеск-шоу запретили, в других штатах наложили строгие ограничения. В частности, определили, до какой степени и как танцовщицы могут обнажаться. Нарушительницам грозил арест – но суды часто оправдывали бурлеск-див.

Шерри Бриттон

Звезду бурлеска 1930-1940-х Шерри Бриттон (настоящее имя Эдит Зак ) называли обладательницей фигуры, за которую можно умереть. При росте 160 сантиметров она имела обхват талии 46 сантиметров. Девушка, начавшая свою карьеру в танцшоу на сцене баров и клубов, стала звездой бурлеска в 16 лет. Вскоре ее стали называть не иначе как Великой Шерри. Звучный псевдоним появился благодаря популярному хересу Harveys Bristol Cream, Шерри пьянила своей красотой мужчин.

После того как в 1935 году бурлеск-представления были запрещены в Нью-Йорке, она играла в мюзиклах, снялась в нескольких телепроектах. В 1981 году Бриттон сняла полудокументальный фильм The Best of Burlesque и сыграла в нем главную роль. На тот момент ей было 63 года. Умерла она в 2008 году – в 90 лет.

Мэй Уэст

Секс-символ Америки первых десятилетий ХХ века, актриса, сценарист и драматург Мэй Уэст свою карьеру также начала в бурлеск-шоу. Скандальной белокурой диве, сыпавшей со сцены непристойными, но порой достаточно остроумными шутками, как-то даже пришлось провести 10 дней в тюрьме за свои пикантные выступления. Свои номера она придумывала сама – и считается, что именно Мэй вывела бурлеск на новый уровень, добавив шоу сексуальности и раскрепощенности.

Главную проблему ей доставлял рост – всего 155 сантиметров, на сцене она часто танцевала на специальных подставках. Впрочем, многочисленных обожателей Мэй Уэст ее рост не смущал, гораздо больше их внимание привлекал выдающийся бюст. Фигуру актрисы знаменитый дизайнер Эльза Скьяпарелли увековечила во флаконе своих духов Shocking – «Шокирующие». Впоследствии ею вдохновился и Жан-Поль Готье , создавая свой не менее культовый парфюм Jean Paul Gaultier.

Зорита

Настоящее имя Зориты Кэтрин Бойд . В 15 лет рано созревшая темноволосая красотка начала танцевать стриптиз в клубе, в 18 лет победила на конкурсе красоты, а в 20, уже под звучным псевдонимом, стала звездой. Бурлеск-дива Зорита, помимо великолепной фигуры, была знаменита своей экстравагантностью (чего стоят один ее танец с питоном и привычка «выгуливать» гигантскую змею по улицам), а также умением исполнять две партии на сцене – для этого она надевала костюм из двух половин – женской и мужской. Зорита также прожила долгую, хоть и не очень счастливую жизнь, умерла она в 2001 году.

Салли Рэнд

Про американскую бурлеск-танцовщицу и актрису Салли Рэнд (настоящее имя Хэтти Хелен Гоулд Бек ) говорили, что она перевернула представление современников о наготе на сцене. Бывшую акробатку не раз арестовывали за выступления в обнаженном виде – на самом деле на ней на сцене всегда было трико телесного цвета.

Однажды Салли проехалась на белом коне по улицам Чикаго – все в том же трико, благодаря чему и прохожие, и полицейские решили, что она полностью обнажена. Салли уверяла, что на самом деле она на публике не обнажалась никогда – все было лишь иллюзией.

Самым знаменитым номером Рэнд был «Танец с веерами». Не она придумала первой выступать на сцене в перьях – но именно Рэнд вошла в историю как знаменитая «девушка в перьях» – ее образом не раз вдохновлялся и Голливуд, и современные исполнительницы бурлеска, включая Диту фон Тиз.

Бурлеск (фр. burlesque, от итал. burla - шутка) – старинный жанр театральной пародии, основанный на античной комической поэзии, которая строилась на выражении серьезного содержания несоответствующими ему образами и стилистическими средствами.

История возникновения

Жанр бурлеск стал популярен в США в середине XIX века, а первой постановкой в этом стиле стало шоу Лидии Томпсон (Lidia Thompson) «Британские блондинки» (1868 год). Изначально в бурлесковых театральных постановках на сцене появлялись девушки, одетые в , и кружевные панталоны. Такие спектакли сочетали в себе сюжетную линию, дополненную легким стриптизом с элементами . Диалоги и монологи актеров содержали в себе эротический и шутливый подтекст, таким образом, бурлеск являлся в некотором роде эротической комедией. При этом визуальной составляющей шоу всегда уделялось намного больше внимания, чем смысловой . Было важно показать как можно больше красоты, актеры работали над своими движениями, жестикуляцией и мимикой, чтобы создать на сцене атмосферу обольщения.

С наибольшим развитием бурлеск-шоу стали все сильнее приближаться к стриптизу. Девушки, участвовавшие в них, во время представления снимали с себя все больше одежды, и в итоге стало допустимым оставаться на сцене только в маленьких трусиках. На грудь актрисы надевали накладки, закрывающие только соски. Часто эти накладки были украшены кисточками, которые вращались во время исполнения танцев. Так, бурлеск превратился в форму стриптиза, но более кокетливого, утонченного и пикантного. Уже тогда в бурлеске появились свои звезды, ими были Темпест Сторм (Tempest Storm), Бетти Пейдж (Bettie Page), Лили Сент Кир (Lili St. Cyr), Джипси Роза Ли (Gypsy Rose Lee) и другие.

В 1960-х годах – в эпоху сексуальной революции – истинный бурлеск начал терять свою былую популярность . Сначала в жанр пришел лозунг «меньше шоу, больше тела», а затем на смену ему пришли намного более откровенные шоу с элементами порнографии. Кокетство постановок стало постепенно угасать, все меньше внимания уделялось утонченному соблазну. И, хотя множество клубов еще украшали вывески со словом «Burlesque», сам он, фактически, был уже мертв.

Возрождение бурлеска

В 1990-х, казалось бы, исчезнувший из искусства бурлеск вновь начал набирать популярность. Большая заслуга в возрождении данного жанра принадлежит американской танцовщице и модели по имени (Dita von Teese) . Именно она привнесла в свои постановки тот шарм, грацию и те атрибуты, которые были свойственны бурлеску XIX века. Свои шоу Дита строила на огромном количестве деталей, в число которых обязательно входили корсеты, огромные перьевые веера, соблазнительное кружевное белье и так далее.

К 2000-годам бурлеск снова оказался на пике популярности. Все больше звезд шоу-бизнеса обращали внимание на этот жанр, снимали клипы в стиле бурлеск и организовывали .

В 2001 году на киноэкраны вышел мюзикл «Мулен Руж» , рассказывающий об одноименном парижском кабаре и бурлеске XIX века. В поддержку его саундтрека также было снято несколько видеоклипов, наиболее ярким из которых является видео на песню «Lady Marmalade» в исполнении Pink, Кристины Агилеры (Christina Aguilera), Lil’ Kim и Mya.

В 2005 году еще одним подобным фильмом стал «Миссис Хендерсон представляет» , рассказывающий об исторической фигуре — Лоре Хендерсон, купившей перед Второй мировой войной старый лондонский театр и восстановившей его.


Стиль бурлеск в одежде

Параллельно с развитием и популяризацией жанра сложился и характерный стиль в одежде, свойственный ему. У поклонниц бурлеска в почете узкие корсеты, кружевное белье, чулки, подвязки и пояса. Неотъемлемой частью шоу звезд жанра являются перьевые веера и другие атрибуты с перьями; костюмы обильно украшаются стразами. Они носят винтажные платья с пышными , меха, обувь на высоких шпильках, маленькие шляпки и кружевные или атласные перчатки.

В макияже звезд и приверженок бурлеска также доминирует ретро-характер. Это пин-ап стрелки на глазах, пышные ресницы, красная помада на губах, мушки и четко очерченные брови. Волосы девушки аккуратно укладывают сверху, а кончики завивают на щипцы или бигуди.

Звезды современного бурлеска

Дита фон Тиз – американская фотомодель, актриса и танцовщица. Одна из самых известных представительниц жанра, возродившая его в наши дни. Знаменита не только шоу в стиле бурлеск, но и множеством фотосессий. Одним из самых известных элементов шоу Диты является танец в бокале Мартини. Выпустила книгу под названием «Фетиш/Бурлеск и искусство обольщения», в которой высказывает свою точку зрения на историю зарождения бурлеска.

(Immodesty Blaize) – британская китч-икона, известная своими яркими шоу-постановками, в которых она то плескается в ванной, украшенной кристаллами , то скачет на игрушечной лошадке, то балансирует на огромной телефонной трубке. Иммодести также является автором нескольких романов.

(Gwendoline Lamour) – звезда бурлеска из Великобритании. Ее стиль основан на образах кинодив 1940-х годов.

Китти Кло – шотландка, создавшая интернет-сообщество «Министерство бурлеска». Ведет видеокурс «Бурлеск для начинающих» на собственном канале YouTube, сама себя называет «образцом непристойности и музой радости».

(Catherine D’Lish) - американская звезда бурлеска, обладательница более тридцати титулов в таких конкурсах профессиональных стриптизерш, как «Мисс голая Америка» и «Мисс эротика». Коллекционирует стрип-атрибутику.

Фанни Спанкингс (Fannie Spankings) – еще одна американка, приверженная бурлеску. Живет в Денвере, обладает званием «сладчайшего персика Колорадо», а каждую субботу она танцует в местном заведении Lannie’s Clocktower Cabaret.

Ла Контесса (La Contessa) – звезда бурлеска из Швеции. Является участницей коллектива Knicker Kittens, а также ставит собственные сольные шоу.

(Erochica Bamboo) – японская танцовщица, внесшая в свой бурлесковый образ элементы национальной культуры. Под шелковым кимоно она носит кружевной корсет, а кокетливый макияж скрывает под маской дракона.

– танцовщица бурлеска из России, обучавшаяся искусству винтажного стриптиза в Лондоне. Имеет белорусские корни. В 2006 году переехала в Москву, где создала собственный театр бурлеск-миниатюр «Шкатулка».

30 октября 2010, 00:58

Бурлеск – старинный комедийный театральный жанр, близкий к мюзиклу, кабаре, водевилю, фарсу. Классический женский бурлеск – это танцевальная сценка, исполняемая в будоражащих воображение нарядах и под будоражащую музыку.
Девушки выступают преимущественно сольно. В духе невинного фетишизма, сопровождая это дразнящими жестами и ужимками, они снимают с себя чулки, корсеты, подвязки, пёрышки, кисточки. Однако последние предметы одежды если и снимаются, то за шторкой, и многозначительно выбрасываются оттуда в зал. Для усиления эффекта невинного эротизма актрисы часто задействуют сложные приёмы. Они появляются из огромных ракушек, катаются на разукрашенном пони, купаются в бокале мартини или в ванне из пузырьков. Иногда актрисы используют в номерах речь или вокал, однако женский бурлеск – это преимущественно танцевально-эротический номер. Первым стриптизом и был бурлеск. До 1868 года бурлесками назывались спектакли, которые представляли собой переделки известных пьес на смешной лад. «Гамлет в трусах» - вот бурлеск того времени. В 1868 году на сцене стали появляться женщины в соблазнительных нарядах, открывавших плечи и ноги выше колен. Эти красотки делали многозначительные жесты и дерзкие высказывания с самым невинным видом! Но никаких вульгарностей или непристойностей не допускалось. Сексуальный подтекст был очень силён, но он был «для пущего смеха». Первыми это сделали «Британские блондинки» под руководством Лидии Томпсон (Lydia Thompson"s British Blondes). Вскоре, однако, сексуальные коннотации начали превалировать, танцовщицы стали позволять себе срывать с себя подвязки и бросать их в зал и иногда даже выходили без чулок. Репутация бурлеска падала всё ниже, власти ужесточали контроль, многие театры закрывались. К 1920-м г.г. бурлеск потерял свои позиции в театральном мире и столкнулся с необходимостью выжить. Тогда-то и был введён стриптиз. В бурлеске стало меньше комедии, больше эротики, но он всё ещё оставался бурлеском. Самым известным бурлеском в Америке в то время был шоу продюсеров братьев Мински (Minsky’s Burlesque).
Благодаря им бурлеск превратился в серьёзный бизнес, существенно повысились стандарты выступлений актрис. Это были сложнейшие шоу высочайшего качества. Однако власти и морализирующие слои населения продолжали давить на бурлеск со всех сторон. В результате в 1937 году заведения братьев Мински закрылись. Вслед за ними закрылись и многие другие заведения по всей Америке. Цыганка Роуз Ли была знаменита умом и манерами истинной леди. Раздеваясь, она общалась с публикой со сцены. О ней есть мюзикл и фильм. Фото девушек из Ziegfeld Follies- самого знаменитого американского варьете первой половины XX века и фото из семейного альбома голливудской танцовщицы Ida Bailey- 1920-е. Во Франции бурлеск существовал с 1869 года в театре-ресторане Фоли-Бержер (Folies-Bergere), который пользуется успехом по сей день. В 1889 г. открылся Мулен Руж (Moulin Rouge). В 1920-е г.г. самой знаменитой парижской дивой бурлеска была чернокожая танцовщица и певица Жозефин Бейкер (Josephine Baker). Она пела и танцевала топлесс и босиком в своей знаменитой банановой юбочке. В Англии бурлеск имел необычную форму: девушки выходили на сцену обнажённые, эстетично прикрытые веерами и бусами, и стояли неподвижно, поскольку закон запрещал танцевать без одежды (однако ведь он не запрещал стоять без одежды!). Самым известным бурлеск-театром был Уиндмилл (The Windmill), который не закрылся даже на время Второй мировой войны и продолжает работать до сих пор. В Германии был популярен не бурлеск, а кабаре. В кабаре серьёзнее относились к вокальному и танцевальному мастерству, в то время как в бурлеске внешность и эротизм были важнее всего. А также кабаре – это скорее сатира, чем юмор, в том числе интеллектуально-политическая, поэтому с приходом к власти Гитлера их стали закрывать. В России бурлеска, похоже, не было. По крайней мере, достоверных сведений об этом найти не удаётся. Имеется предположение, что в московском ресторане «Яръ» в начале 20-го века было некое шоу, похожее на бурлеск, однако точного подтверждения этому пока не нашлось. Хотя бурлеск в смысле «Гамлет в трусах» в русских театрах был. В 1960-е на фоне сексуальной революции и расцвета порноиндустрии невинный бурлеск-стриптиз стал выглядеть наивно и нелепо. Танцовщицы стали раздеваться быстрее и делать движения, имитирующие половой акт. Клубы стали стараться привлечь количеством – девушек уже было не восемь, а тридцать пять, и они танцевали обнажёнными все одновременно и нон-стоп. На вывесках клубов по-прежнему могло ещё быть написано «Burlesque», однако по сути дела он уже умер, как тогда казалось, навсегда. В 1990-е независимо друг от друга стриптизёрши по всему миру, которым наскучил банальный стриптиз на шесте, начали исполнять необычный комично-игровой стриптиз, называя это «перфоманс» или как-нибудь ещё. Каково же было всеобщее удивление, когда вдруг стало ясно, что это же бурлеск! К 2002 году бурлеск уже набрал обороты, а к 2006 он перерос в самую модную тенденцию в мире шоу-бизнеса. Одна из ярких современных представительниц этого искусства- Дита фон Тиз (Dita von Teese, настоящее имя Хизер Рене Свит) - исполнительница шоу в стиле бурлеска (широко известна как «Королева бурлеска»), актриса, танцовщица и бывшая супруга эпатажного рок-музыканта Мэрилина Мэнсона.

Тоже в какой-то степени бурлеск:)

К 1930-м годам в Америке набрала популярность такая разновидность развлекательного театрального шоу, как бурлеск. Она сочетала в себе разговорные номера с выступлениями танцовщиц. Постепенно танцы стали более откровенным, а шутки и смех отошли на второй план. Одной из знаменитых артисток того времени была Зорита. Она удивляла публику своим танцем, в котором исполняла две партии сразу, но настоящий фурор бурлеск-дива произвела выступлениями со змеями практически обнаженной.




Настоящее имя танцовщицы Кэтрин Бойд. В восемнадцать лет она победила на конкурсе красоты, а в двадцать с головой окунулась в мир бурлеска, взяв себе псевдоним Зорита. Каждое выступление танцовщица старалась сделать запоминающимся. То она была жертвой паука, который своими «лапками» снимал с нее элементы одежды, то исполняла две партии сразу.


Многим запомнился ее танец «Половина и половина». Одна часть костюма артистки была выполнена в виде смокинга, а другая – платья. Зорита танцевала перед зрителями только в профиль, представая то в роли женщины, то мужчины. Это было настолько мастерски сделано, что казалось, будто бы на сцене находятся действительно два человека.




Зорита понимала, что для настоящей популярности мало просто красиво танцевать, нужно сделать так, чтобы всем запомниться. Девушка решила шокировать публику выступлениями со змеями. Она выходила на сцену практически обнаженная, держа на плечах питона. Для конца 1930-х и начала 1940-х годов танцы в стиле «ню» были, мягко говоря, неожиданностью. Публика осуждала Зориту за откровенные выступления, но все же шла смотреть, как под экзотическую музыку плавно двигается соблазнительная красотка.


Змеи не только прославили Зориту, но и привели ее к завершению карьеры. В 1942 танцовщицу арестовали за жестокое обращение к питомцам. Бурлеск-диву обвиняли в том, что перед каждым выступлением она завязывала рты своим змеям. В конце концов, Зориту выпустили под залог в 1500 долларов, но змей конфисковали.

Покончив с бурлеском, в 1954 году Зорита открыла несколько стриптиз-клубов. Она обучала танцовщиц премудростям своего ремесла, но главного секрета, как танцевать со змеями, так и не раскрыла.

Читайте также: