Развивающие игры для малышей до 1. Развивающие игры для малышей от рождения до года: подробное описание для каждого месяца. А затем, пощипывая каждый пальчик

В отличие от детенышей животных, которые становятся самостоятельными очень быстро, наши дети рождаются совершенно беспомощными и требуют ухода и внимания несколько лет. Направленные на физическое и умственное развитие игры до года имеют для малышей огромное значение, ведь первый год не менее, чем каждый последующий - драгоценное время для закладывания основ успешного гармоничного развития личности.

Игры и упражнения на разных этапах развития

Логика развивающих занятий для детей любого возраста, начиная с самого рождения, основывается на том, чтобы поддержать и укрепить возникающие естественным путем новые возможности и интересы ребенка, а не научить его чему-то раньше времени. Есть приблизительные нормы по месяцам и годам, выверенные поколениями, на которые можно ориентироваться, не забывая при этом, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития.

Не требуйте слишком много от вашего малыша. Если по параметрам развития он соответствует хотя бы нижней границы нормы - терпеливо занимайтесь с ним, не ожидая быстрых успехов, и результат обязательно придет.

От 0 до 2 месяцев

Один из важных показателей физического развития младенца - его умение держать голову. Некоторые могут это чуть ли не с первых дней, другим нужно 2 или даже 3 месяца, чтобы научиться. Стимулировать малыша к освоению этого навыка помогают упражнения:

  • почаще кладите ребенка на живот - это положение само по себе вызовет у него желание поднять голову, особенно если на расстоянии 10 см перед ним будет лежать привлекательная игрушка;
  • совершайте медленные прогулки по дому или по улице (в теплую погоду), держа младенца вертикально и придерживая его плечи и головку правой (ведущей) рукой: малыш будет с интересом разглядывать окружающий мир, попутно укрепляя шею;
  • вложите указательные пальцы в ручки ребенка, лежащего на спине, и тихонько потяните на себя, когда он как следует уцепится - ему придется стараться удержать голову.

Не менее важно в это время давать малышу возможность как можно полнее пользоваться органами чувств - зрением, слухом, осязанием. Вся информация, которую он от них получает, идет в копилку его опыта, а значит - интеллекта.

  • В коляске или в кроватке обязательно используйте подвешенные игрушки, гирлянды из погремушек, но не оставляйте ребенка часами лежать, разглядывая их. Лучшим упражнением для глаз и ума малютки будет наблюдение за мамой, старшими детьми, домашними животными (но не по телевизору!), а так как сидеть он сможет еще нескоро, можно поместить его в переноску в положении полулежа или приспособить в качестве «шезлонга» горку для купания.
  • Звуки, окружающие малыша, не должны быть резкими, громкими. Для тренировки слуха идеально подойдет мелодичный колокольчик. Покажите его лежащему на пеленальном столике или в переноске малышу, дайте ему побить его ручками, потрогать. Потом спрячьте колокольчик в ладони, так, чтобы он не шумел, вытяните руку в сторону и позвените. Повторите опыт, вытянув руку в противоположную сторону.
  • Давайте малышу в руки как можно более разнообразные по материалам игрушки, следя за их безопасностью: деревянные, пластиковые, тканевые, гладкие, шершавые, твердые, мягкие. Очень полезны специальные игрушки со множеством трансформирующихся, но не распадающихся деталей.

Во время кормления грудничка надевайте крупные бусы - он с удовольствием будет теребить их ручкой.

От 3 до 5 месяцев

Это возраст, когда малыш, уже освоившийся в новой для него среде, начинает проявлять активный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Он понемногу учится удерживать погремушку, делает попытки перевернуться и даже поползти. Узнает и радостно реагирует на маму, знает голоса и лица всех домочадцев, гулит.

Для физического развития в этот период рекомендуются следующие упражнения:

  • положите перед лежащим на животе ребенком интересную игрушку так, чтобы он не мог дотянуться до нее, и в то же время приложите руку к его ножкам, давая возможность оттолкнуться;
  • в положении лежа аккуратно перекрестите ножки малыша, взяв их за ступни двумя руками или зажав их между большим, указательным и средним пальцами одной руки (это очень ловко получается у педиатров), так, чтобы запустить переворот на бок. По инерции кроха перекатится на живот;
  • аккуратно поднимайте и опускайте на пальцах ухватившегося за них ребенка из положения лежа на спине: раньше это упражнение помогало научить держать голову, а теперь тренирует спину, подготавливая ее к сидению;
  • практикуйте «материнский массаж» каждое утро или перед купанием. Движения должны быть легкими, поглаживающими, приносящими радость и малышу, и его маме.

Не бойтесь «приучить к рукам» ребенка, носите его как можно чаще, пока он относительно легкий. Так вы подарите малышу чувство защищенности, и он уже не будет таким «ручным», когда начнет ползать.

Полезное упражнение для развития речи - своеобразный разговор с ребенком, который в этом возрасте активно пробует распевать различные гласные звуки. Попробуйте максимально точно повторить то, что произносит малыш, ему в ответ. Такие диалоги помогут ему быстрее овладевать возможностями своего голоса.

От 6 до 8 месяцев

После перехода через полугодовую отметку физическое развитие ребенка переживает качественный скачок: малыш начинает садиться и ползать. Мир открывается ему по-новому, и это, в свою очередь, стимулирует его мозговую деятельность. План занятий в этот период обязательно должен включать взаимодействие с разборными игрушками - пирамидкой, коробкой с кубиками, шкатулками-развивалками с отверстиями для разных фигур. Это первый серьезный шаг на пути развития мелкой моторики.

Чтобы заинтересовать ребенка, нужно показать ему, как разбирается пирамидка. Сначала помогите малышу снять одно кольцо, а когда он освоит этот навык, предложите повторить операцию с несколькими. Следующий этап более сложный - нанизывание колец обратно на стержень. Далеко не сразу у ползунка получится сделать это самостоятельно, но если заниматься ежедневно, очень скоро станет заметен прогресс.

Продолжает активно развиваться и речевая деятельность, гуление сменяется лепетом - произнесением различных слогов. Очень важно в это время продолжать разговаривать с малышом, повторять за ним сочетания звуков, предлагать ему простые слова, например, «мама», «папа», «баба». Возможно, он даже произнесет нечто подобное, но скорее всего это будет неосознанно.

Обязательно нужно показывать малышу яркие детские книжки, читать стихи и сказки. Во время таких занятий у ребенка развиваются не только память и речь, но и зрительное восприятие: он учится понимать, что названия предметов связаны с картинками, а слова - с буквами.

Разложите на полу большой лист бумаги и дайте ползунку толстые восковые мелки: ему понравится рисовать.

От 9 до 12 месяцев

Развитие ребенка в этом возрасте идет очень быстро: каждый день он учится чему-то новому. Его лепет перестает быть бессмысленным, появляются первые «слова», часто непонятные, но обозначающие вполне конкретные предметы. Малыш начинает проявлять свои предпочтения в еде, выделяет любимые игрушки и книжки. Приближается новый виток физического развития: родители ожидают от своего ребенка первых шагов. Игры-развивашки должны соответствовать требованиям этого возраста:

  • стимулировать развитие речи поможет следующее упражнение: уберите игрушки из зоны досягаемости малыша, но так, чтобы он их хорошо видел (например, поместив на невысокую полку), и спросите, что ему дать. Если ребенок не соглашается назвать игрушку, а просто тянется к ней рукой - отдайте ее ему и попробуйте повторить опыт в другой раз;
  • для тренировки координации движений очень полезны жестовые игры, например, «Ладушки»; чувство равновесия развивают покачивания на фитболе в положении сидя;
  • навыки общения начинают формироваться благодаря ролевым и сюжетным играм: это может быть укачивание на руках куклы, кормление ее с ложечки. Малыш начинает лучше понимать устройство жизни, взглянув на нее со стороны.

Интенсивность занятий, направленных на стимулирование ходьбы, должна зависеть прежде всего от желания самого ребенка. Не стоит торопить его, сажая в ходунки, если малыш успешно передвигается по дому на четвереньках. Если кроха уже умеет подниматься на ножки, хватаясь за опору, предложите ему приспособление в виде тележки или специальной игрушки с ручкой и на колесах. Чтобы свести к минимуму падения, нужно позаботиться о том, чтобы малыш не скользил по полу.

Научите ребенка ходить во время купания в большой ванне: находясь в воде, он не будет бояться упасть, и поймет, какие движения нужно делать.

В первый год жизни закладываются основы для дальнейшего развития малыша, поэтому важно внимательно следить за его достижениями, закрепляя успехи и не расстраиваясь при неудачах. Много полезной информации об играх и упражнениях для детей от 0 до 12 месяцев вы найдете на нашем канале . Следуя различным методикам воспитания и выполняя рекомендации специалистов, главное - ориентироваться на желания и возможности самого ребенка, не стараясь загнать его в условные рамки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА УДЕРЖИВАТЬ ГОЛОВУ

В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.

Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка.

1. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.

2. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую – под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения.

3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.

4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.

5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову.

6. Вы также удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.

7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение.

Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка – основное условие развития восприятия окружающего мира.

Основная задача сенсомоторного развития – помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.

Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

УПРАЖНЕНИЕ НА ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 7-10 ДНЕЙ)

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 25 ДНЕЙ И СТАРШЕ)

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворотголовы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 1 МЕСЯЦА)

Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколоко секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее.

Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 1 МЕСЯЦА И СТАРШЕ)

Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает.

Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ И РЕЧЕВОЙ СФЕР РЕБЕНКА

В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.

Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: “Где же шарик? Посмотри, вот он где!”

В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: “Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?”

Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, факрура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: “абу”, “агу”, “бубу”, “а-а-а”, “о-о”, “га-га” и т.п.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.

Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: “А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму.” Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. “А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? – Снимите платок: – А-а-а, вот где Анютка!” Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры.

Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: “Вот это киска – мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка – ав-ав. Покажи, где собачка?” и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.

Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их (”Ляля”, “би-би”, “Миша”).

Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).

Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: “поцелуй маму”, “дай ручку”, “скажи: до свидания”, “покажи, какой ты большой”. Как, например, развить выполнение просьбы “дай ручку”? Протягиваете руку к ребенку и просите “дай ручку”, одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите “дай ручку”, слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.

Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.

Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.

Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: “Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?” и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.

В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: “Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи” и т.д.

Играйте с ребенком в “Теремок”. Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. “Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок – золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса”. Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ

Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.

С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 1 ГОДА ЖИЗНИ

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.

Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.

Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка. Приведем некоторые примеры.

“Идет коза рогатая”.

Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп:

“Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Того забодаю, забодаю, забодаю”.

“Пободайте” ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.

“Ладушки-ладушки”.

Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:

Ладушки-ладушки!

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку.

Что пили? – Бражку.

Кашку поели,

Бражку попили -

Шу-у-у… Полетели!

На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

Игра “Сорока-белобока” хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке. Очень полезен массаж пальчиков.

: сайт «Дефектолог»

В этой статье молодые родители найдут информацию о том, как играть и развивать ребенка до года по месяцам.

Рождение ребенка — это радость и счастье для любящих родителей. Долгие месяцы ожидания крохи, первое знакомство в роддоме… Хочется подарить крохе всю любовь и нежность. Но кроме любви, многие родители хотят, чтобы их ребенок был умным, развитым, смышленым. Для этого родители начинают заниматься и играть с крохой с самых первых дней его жизни.

Как играть с месячным ребенком?

На первом месяце жизни младенец большую часть суток спит и кушает. Время бодрствования совсем небольшое. Как правило, малыши бодрствуют 15-30 минут, затем опять засыпают.

  1. Игры, как таковые, в этом возрасте пока не принесут толку. В первую очередь новорожденному необходимо привыкнуть к голосу близких и развивать зрение
  2. Почаще говорите с малышом. Рассказывайте ему что-нибудь спокойным, ласковым голосом. Озвучивайте свои действия
  3. На расстоянии 25-30 см от глаз младенца показывайте цветную ленточку , плавно переместите ее в сторону. Также постарайтесь поймать на своем лице рассеянный взгляд малыша
  4. Во время бодрствования носите малыша по комнате в вертикальном положении
  5. Вечером сделайте ему легкий массаж, проговаривая при этом ласковые слова

В результате таких игр вы получите огромную радость малыша от общения с вами.

Месячный малыш нуждается в заботе и ласке

Как играть с 2-месячным ребенком?

В 2 месяца малыш уже умеет:

  • Улыбаться
  • Уверенней держать головку
  • Реагирует на звуки
  • Удерживает в поле зрения какой-либо предмет

Игры для 2-месячного малыша :

  1. Для развития слухового восприятия можно ненадолго включать классическую музыку , звуки природы или веселые детские песенки. Следите за тем, чтобы малыш не переутомился от музыки
  2. Повесьте над кроваткой мобиль или подвеску . Это будет развивать зрение и слух. Мобиль должен быть ярким и красочным
  3. Позвените колокольчиком, передвигая его в стороны
  4. Можно начинать читать короткие стишки и прибаутки. Благодаря рифмам народного творчества ребенок будет учиться гулить

Было установлено, что первая улыбка малыша возникает из-за удовольствия от общения с родным и близким человеком — мамой.

Мобиль — подходящая игрушка для малышей от 2 месяцев

Как развивать 3-месячного ребенка?

В 3 месяца малыш овладевает следующими навыками:

  • Уверенно держит головку
  • Начинает гулить и агукать
  • Знакомится со своими ручками
  • Переворачивается с бочка на спинку
  • Захватывает руками предметы

Игрушки и игры для дальнейшего успешного развития:

  1. Развивающий коврик . Коврик с дугами, на которых находится множество забавных игрушек, очень кстати в этом возрасте
  2. Погремушки . Вложите в ручку малыша погремушку, он крепко за нее ухватится и начнет размахивать. Главное, следить за тем, чтобы малыш не ударил себя погремушкой
  3. Музыкальные пищалки с разными звуками
  4. Продолжайте носить малыша на руках и рассказывать ему что-то при этом, озвучивайте свои действия
  5. Купаясь, произносите прибаутки . Например: «Водичка-водичка, умой Алисе личико. Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели». Ребенок будет привыкать к процедуре умывания. Ласковый голос мамы успокоит малыша, если он боится воды

Развивающий коврик надолго увлечет малыша 3 месяцев

Какие игры для 4-месячного ребенка?

В 4 месяца малыш вовсю агукает, с утра с интересом рассматривает свои ладошки и пальчики, пытается перевернуться на живот. Безусловно, малыш уже узнает свою маму по голосу, запаху и виду. Уже прошло время колик, а значит жизнь малыша и мамы станет значительно спокойней.

  • На пальчики ребенка можно надеть маленькие колокольчики . Перемещая свои ручки в стороны, малыш будет с интересом прислушиваться к звуку
  • Общайтесь с крохой на его языке, говорите ему: «агу», «бу-бу», «га-га» и другие звуки, которые малыш произносит
  • Продолжайте озвучивать свои действия и говорить с малышом, как со взрослым
  • Пришло время для знакомства с первыми мягкими цветными книжками
  • Повесьте в коляску или кроватку маленькое зеркальце . Малыш с интересом будет себя рассматривать
  • Делайте массаж со стишками и прибаутками
  • Пора привыкать к различным тактильным ощущениям. Проведите по телу ребенка разными кусочками ткани: атласным, меховым, хлопковым
  • Вкладывайте в его ручку игрушки, различные по своей текстуре

Мягкие книжки развивают тактильные ощущения

Как развивать ребенка в 5 месяцев?

В пять месяцев у многих деток появляются первые зубки. Некоторые родители уже понемногу вводят прикорм, если ребенок на искусственном вскармливании. Если малыш на грудном вскармливании с прикормом можно подождать до полугода.

  • Предлагайте пощупать разные маленькие мячи : тканевый, с пупырышками, с колокольчиком внутри. Каждый из этих видов будет способствовать развитию различных навыков — хватательному, моторике пальцев, восприятию звука
  • В коляску повесьте забавные игрушки, подвески, зеркальце. В этом случае обеспечена веселая прогулка
  • Купите специальные прорезыватели для зубов различной формы. Перед тем, как отправить игрушку в рот, малыш внимательно изучит ее на ощупь и вид
  • Протягивайте ребенку игрушку, при этом называйте ее: «Это — кукла», «Это — книга». Так вы будете закладывать фундамент для развития памяти

Игры для ребенка 6 месяцев

В шесть месяцев многие дети уже самостоятельно сидят. Поле зрения становится значительно шире, а значит, ребенку предстоит исследовать все интересное.

  • Можно купить развивающий столик с кнопочками, крутилками, пищалками и стучалками
  • Начинайте играть в ладушки
  • Заинтересует ребенка кукла-неваляшка
  • Игрушки различной формы и яркого цвета приветствуются

Видео: Игры для детей 5-6 месяцев

Как развивать ребенка игрой в 7 месяцев?

  1. Продолжайте включать разную музыку малышу
  2. Привлекайте его внимание игрушками с кнопочками, сюрпризами
  3. Начинайте играть в пальчиковые игры — «Сорока-белобока», «Посчитаем пальчики»
  4. Если вы видите, что ребенок хочет взять какой-то предмет, позвольте ему это сделать. Если это не причинит вреда здоровью
  5. Барабан или молоток с пищалкой. В этом возрасте ребенку будет очень интересно стучать и понимать, что звук возникает в результате его действий

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику и речь

Как играть с 8-месячным ребенком?

Малыш заинтересованно будет доставать самостоятельно игрушки из мешочка или коробки. Можно посадить ребенка в манеж, положить туда много игрушек для самостоятельного изучения.

В игре можно использовать:

  1. Мешочки с крупами (рис, гречка, пшено) для развития сенсорных ощущений
  2. Игрушки-шуршалки
  3. Простые пирамидки
  4. Кубики

Важно: Маленькие дети все тянут в рот, игра с мелкими предметами может быть опасной. Обязательно наблюдайте за игрой малыша.

Во что играть с 9-месячным ребенком?

В 9 месяцев дети активно ползают, некоторые начинают делать первые шаги. В этом возрасте ребенок активно социализируется, внимательно наблюдает за взрослыми.

  1. Не забывайте о подвижных играх : массаж, купание, прогулка. Все эти действия можно сопровождать веселыми прибаутками, стишками.
  2. В ванночку положите резиновых уточек, лейку и другие игрушки
  3. В этом возрасте можно вводить сюжетно-ролевую игру . Игра должна быть очень простой, 2-3 предложения достаточно
  4. Музыкальные и игровые центры, куклы-неваляшки, книжки, машинки, пирамидки и кубики — все это будет интересно малышу в 9 месяцев

Игры с малышом в ванной

Как играть с 10-месячным ребенком?

Время для активных пальчиковых игр, потешек, прибауток.

Гули-гули полетели (машете руками)
На головку сели (кладете руки на голову)
Поклевали-поклевали (сделайте соответствующие движения)
И улетели (машете руками, словно крыльями)

Сначала проделайте своими руками, потом ручками малыша. Ребенок быстро смекнет, что нужно повторять за мамой.

Поглаживайте каждый пальчик, приговаривая:

Этот пальчик — шоколадный,
Этот пальчик — мармеладный,
Этот — с запахом зефира,
Этот — с привкусом пломбира,
А мизинчик — самый-самый пальчик сладенький для мамы!
(В конце поцелуйте мизинчик)

Игры для 11-месячного ребенка

В 11 месяцев многие дети начинают ходить. Нужно развивать этот навык.

  • На прогулку возьмите каталку с колесиком, уточкой или другой игрушкой. Такая игрушка будет развивать равновесие
  • Хорошая игрушка в этом возрасте — лошадка-качалка . Но катать малыша нужно под присмотром взрослых
  • Ребенок начинает активно интересоваться песочницей. Можно купить кинетический песок
  • Подходят игрушки с механическим заводом

Первые сюжетно-ролевые игры

Развивающие игры для годовалых детей

Самые популярные игры для годовалых детей:

  1. «Ку-ку»
  2. «В ямку бух»
  3. Подражание звукам животным
  4. Ладушки
  5. Танцы

Годовалому ребенку понравятся следующие игрушки

  • Небольшая машина, чтобы малыш сам отталкивался ножками
  • Игрушки-каталки также будут актуальны
  • Игрушки в виде животных
  • Музыкальные игрушки и книжки
  • Кубики, пирамидки, конструкторы

Игра важна также, как сон и еда. С помощью игры ребенок получает основные знания и умения, познает весь окружающий мир, развивается и готовится к дальнейшей взрослой жизни.

Видео: Развивающие игры от 0 до 12 месяцев


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА УДЕРЖИВАТЬ ГОЛОВУ

В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.

Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка.

1. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.
2. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую - под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения.
3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.
4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.
5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову.
6. Вы также удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.
7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение.

Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка - основное условие развития восприятия окружающего мира.
Основная задача сенсомоторного развития - помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.

Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

УПРАЖНЕНИЕ НА ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 7-10 ДНЕЙ)

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 25 ДНЕЙ И СТАРШЕ)

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворотголовы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 1 МЕСЯЦА)

Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколоко секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее.

Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 1 МЕСЯЦА И СТАРШЕ)

Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает.

Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ И РЕЧЕВОЙ СФЕР РЕБЕНКА

В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.

Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: “Где же шарик? Посмотри, вот он где!”

В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: “Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?”
Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, факрура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: “абу”, “агу”, “бубу”, “а-а-а”, “о-о”, “га-га” и т.п.
Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.
Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: “А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму.” Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. “А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? - Снимите платок: - А-а-а, вот где Анютка!” Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры.
Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: “Вот это киска - мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка - ав-ав. Покажи, где собачка?” и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.
Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их (”Ляля”, “би-би”, “Миша”).
Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).
Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: “поцелуй маму”, “дай ручку”, “скажи: до свидания”, “покажи, какой ты большой”. Как, например, развить выполнение просьбы “дай ручку”? Протягиваете руку к ребенку и просите “дай ручку”, одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите “дай ручку”, слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.
Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.
Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.
Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: “Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?” и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.
В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: “Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи” и т.д.
Играйте с ребенком в “Теремок”. Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. “Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок - золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса”. Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ

Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.
С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 1 ГОДА ЖИЗНИ

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.

Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.

Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка. Приведем некоторые примеры.

“Идет коза рогатая”.
Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп:
“Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю”.

“Пободайте” ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.

“Ладушки-ладушки”.
Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:

Ладушки-ладушки!
Где были? - У бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили - Шу-у-у… Полетели!
На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

Игра “Сорока-белобока” хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке. Очень полезен массаж пальчиков.

От рождения до года ребенок проходит огромный путь в своем развитии: из беспомощного крохи он быстро превращается в ловкого и любознательного карапуза, которому наравне с пищей, водой и любовью родителей требуются новые впечатления, эмоции и знания. Если родители будут уделять должное внимание развитию своего малыша, он будет расти более гармоничным, уравновешенным, счастливым. В этой статье мы познакомим вас с развивающими играми для деток, которым еще нет года.

1 месяц

В этом возрасте у крохи активно «настраиваются» органы чувств. Поэтому развивающие занятия должны быть основаны на тактильных ощущениях - единственном понятном пока малышу способе познания мира.

Чаще поглаживайте его, говорите с ним. Четко видеть игрушки малыш пока не может, но его взгляд уже на несколько секунд фокусируется на чем-то определенном: в основном, карапуз пытается рассмотреть лицо мамы. Это пока самое интересное для него занятие. А потому постройте «беседы» на смене мимики, улыбках.

2 месяца

Теперь малыш умеет держать головку, лежа на животе, фокусировать взгляд на яркой игрушке на минутку, он пытается поворачивать головку влево-вправо. Развивающие игры для этого возраста направлены на тренировку зрения - игрушкой поводите медленно перед лицом ребенка на расстоянии 35-40 сантиметров. Это позволит ему научиться следить за предметами.

Погремушкой слегка позвените сначала справа от крохи, потом слева - это будет развивать его слух.

3 месяца

В этом возрасте ребенок начинает эмоционально общаться,. Есть первые попытки гулить, он узнает маму, папу, улыбается. Постройте развивающие занятия на развитии эмоциональной сферы. Декламируйте ему с выражением стихи, при этом старайтесь как можно ярче интонировать голосом.

Кошкина считалка

Раз-два-три-четыре-пять,

Потому она немножко

Прибавляет к мышке кошку.

У нее такой ответ -

Кошка есть, а мышки нет!

Считалка малыша

Раз-два -три-четыре-пять,

Мой малыш пойдет гулять.

Очень скоро мой крошка

Будет топать по дорожке.

Подрастет мой милый друг -

Посчитает все вокруг!

С этого возраста очень полезно прослушивать негромкую приятную музыку по четверти часа, а также обязательно пойте малышу свои песенки, даже если природа не дала идеального музыкального слуха и голоса.

4 месяца

Ребенок в этом возрасте очень любознателен. Он уже умеет хватать предметы и даже пытается тащить их в рот. Постройте развивающие занятие с сыном или дочкой на развитии тактильных ощущений. Давайте ему разные кусочки ткани (шелк, ситец, атлас, вельвет), малыш с удовольствием будет перебирать их, изучая новые для себя ощущения в пальчиках.

На прочную нить или резинку можно нанизать крупные яркие бусины, пуговицы. Эту «гирлянду» следует подвесить в непосредственной близости от крохи, так, чтобы он смог дотянуться и потрогать предметы руками. Многие малыши с энтузиазмом перебирают круглые, плоские и рельефные предметы.

5 месяцев

Малыш очень подвижен, он уже хорошо ворочается с боку на бок, некоторые пытаются сидеть. Движение - это то, что сейчас занимает малыша больше всего. Постройте развивающие игры на несложных физических упражнениях, во время которых вы сможете читать ему уже известные стишки, петь песенки. Например, для этого возраста хорошо подходит игра «Поехали-поехали»:

Мама ложится на диван на спину, сажает ребенка к себе на живот таким образом, чтобы его спинка опиралась на ее согнутые ноги:

Мы пошли -поехали в лесок за орехами!

По кочкам, по тропкам, по маленьким пенечкам!

Вдруг попалась ямка, Коля (Петя, Дима, Оля, Лена и т. д.) в ямку БУХ!

При этом мама слегка разводит ноги, держа малыша за ручки, таким образом у крохи пропадает опора в области спинки. На несколько секунд, не выпуская его рук, можно опустить его вниз, и снова поднять.

Больше разговаривайте с ребенком: сейчас у него активно формируется так называемая внутренняя речь - сказать он пока не может, но уже запоминает, как это должно звучать. Чаще показывайте малышу разные предметы и громко и разборчиво называйте их. Поощряйте лепет, ведь сейчас самое время перейти от гуления к эмоциональному лепету.

От 6 до 12 месяцев

Начиная с полугода заниматься с ребенком желательно каждый день, ведь сейчас стремительно развивается не только его тело, но и головной мозг, самые разные его отделы. А потому существующие развивающие методики подразумевают не только занятия, направленные на развитие отдельных навыков. Предпочтительнее выбирать игры, которые будут представлять собой комбинацию разных познавательных процессов.

Лучшие игры знали еще наши бабушки и прабабушки, современные психологи и детские педагоги дополнили их своими разработками. Получился довольно внушительный список развивающих упражнений и игр, часть которого мы постараемся осветить чуть более подробно:

  • «Прятки». Эта игра развивает эмоциональную сферу ребенка, кратковременную память, реакцию. Через год-другой малыш с удовольствием бегать и прятаться по-настоящему, а пока мама может имитировать процесс исчезновения. Достаточно закрыть лицо руками и сказать: « Где же мой малыш?», а потом открыть ладони, улыбнуться и самой же ответить: «Вот же он!».

Такие нехитрые забавы вызывают у большинства детей сильные положительные эмоции, крохи оживляются, им очень нравится играть в мини-прятки. Месяцев в 8-9 можно показывать ребенку игрушку, а потом прятать ее куда-нибудь рядом, чтобы малыш увидел, куда. А потому вместе ее «искать».

  • «Сорока». Эта игра, известная нам всем с детства, развивает мелкую моторику, координацию движений, воображение и речь малыша. Указательным пальцем одной руки водите по ладони другой круговыми движениями:

Сорока-воровка, кашу варила,

Малышей кормила...

А затем начинайте загибать пальчики на руке, на которой «варилась каша»:

Этому дала, этому дала,

Этому дала и этому дала.

А этому (показываете на мизинчик) - не досталось.

Потом пальчики нужно начать разгибать по одному в обратном порядке:

Ты - воду носил, ты - дрова рубил,

Ты - крупу подавал, ты - ложкой мешал,

А ты, самый маленький, ничем не помогал!

Обычно бывает достаточно несколько раз показать малышу это забавную игру, и он начинает сам повторять за мамой движения.

Если этого не происходит, можно помочь крохе, взял его ручки в свои, и показав, как это делается.

  • «Смелый летчик». Старые-добрые «полетели-полетели» всегда были лучшим способом отвлечь ребенка от капризов и плохого настроения. Но для этой игры лучше всего пригласить папу или дедушку, потому что малыши после 6-7 месяцев весят уже достаточно, чтобы маме было тяжело поднимать их на вытянутых руках над головой. Суть игры довольно проста - ребенка надо поднять горизонтально, подложив под грудку руку, и имитировать звук летящего самолета. Такая игра прекрасно тренирует вестибулярный аппарат ребенка, дает ему возможность посмотреть на окружающий мир с большой для него высоты.

  • «Строим домик» . Если ребенок хорошо сидит и уверенно ползает, нужно рассыпать по полу яркие кубики (без острых углов), лучше пластиковые. Задача ребенка - добраться до кубика, взять его и отдать маме, которая будет строить из собранных чадом элементов домик или башенку. Это не только прекрасная физическая тренировка, но развитие логики, воображения, координации движений. Каждую удачную попытку взять «стройматериалы» следует эмоционально хвалить, тогда малышу процесс будет доставлять настоящее удовольствие.

  • «Ладушки». Одна из лучших игр многих поколений: еще наши прабабушки без советов педагогов и психологов догадались, что хлопки ладошками очень благотворны для развития моторики, слаженности движений, реакции и воображения. Действия просты и доступны малышам 6-8 месяцев - нужно просто хлопать:

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

Что вы ели? Кашку, кашку- малашку!

На дорожку бабушка напекла оладушки!

Полетели-полетели, на головку сели!

Мама и малыш поднимают руки и кладут на головы.

  • «Большое и маленькое». Дайте ребенку большую коробку (от микроволновки, от папиной обуви), сложите в нее более мелкие игрушки или предметы и закройте крышкой. Задача малыша - открыть, достать и сложить обратно. Игру можно усложнять по мере вырастания ребенка - прятать один из предметов, чтобы малыш смог понять, чего не хватает в его коробке.

Игра развивает мелкую моторику, логику, мышление, познавательные способности, внимание и память. Главное, чтобы положенные вами мелкие предметы были не такими уж мелкими, чтобы их можно было проглотить. Подойдут - чайная ложка, мандарин, коробочка от кольца, чайное ситечко и т. д.

  • «Кто в домике живет?». Для этой игры вам понадобятся картинки, на которых изображены самые разные животные. Их можно скачать в интернете и распечатать, а можно нарисовать самостоятельно (если вы умеете это делать!). В большой плотный конверт или коробку сложите картинки. Во время игры доставайте их оттуда по одной, громко и разборчиво называйте ребенка называние зверя (тигр, кошка, слон, птица, собака), и показывайте, какие звуки производит это животное (кошка-мяу, тигр -р-р-р-р, слон -топ-топ, собака - гав-гав и др.).

Постепенно малыш сможет узнавать животных и воспроизводить не только их звуки, но и названия самих животных. Такая имитация очень полезна для развития речевых навыков, как внутренней речи, так и голосовой, для внимания, стимулирует познание окружающего мира.

  • «Нарисуем, что угодно!». Для такого вольного творчества вам понадобится ватман, а лучше два больших ватмана, склеенных между собой, и пальчиковые краски . Краски обязательно должны быть пищевыми, чтобы кроха смог и порисовать и попробовать их на вкус, не слыша запретов со стороны мамы. Листы бумаги расстелите на полу, выпустите на них маленького художника и дайте баночку с краской.

Такое рисование стимулирует мышление, развивает творчество, координацию движений. Заниматься пальчиковым рисованием маленькие дети могут довольно долго и увлеченно.

  • «Формы». Для развития логики и познавательных процессов крохе можно купить специальные развивающие конструкторы, в которых нужно в основание с прорезями разных геометрических форм поместить соответствующие фигуры. Вырезать фигуры можно и своими руками, из цветного картона, а основание для них сделать из белого картона. Малыш сможет понять, что круглое - не умещается в квадратное, а треугольное никак не запихнуть в овальное. Несколько раз покажите малышу формы, называйте их, а затем хвалите каждый раз, когда кроха правильно подбирает фигуру.​

В желании развивать свое чадо мамам следует знать меру. Не стоит предлагать ребенку игры, которые пока сложны для его понимания. Он быстро потеряет к ним интерес. Все занятия должны быть адаптированными для того или иного возраста, и правильно будет учитывать особенности развития именно вашего ребенка. Если малыш в 6-7 месяцев еще не сидит, не стоит проводить игр, которые подразумевают сидение.

Если ребенок немного отстает от среднестатистических норм, не нужно ждать от него невозможного.

Продолжительность занятий следует увеличивать поэтапно, чтобы карапуз не уставал.

Занятия желательно всегда проводить в одно время, довольно скоро малыш будет знать, что предстоит игра, и будет ждать этого с нетерпением.

Для развивающих занятий лучше выбирать время, когда ребенок не устал, не хочет спать, есть, гулять. Оптимально подходит время за час до обеда (обычно это от 11 до 12 часов дня). В вечернее время не стоит играть перед сном, чтобы не перевозбудить малыша. Знакомые стишки можно просто почитать ему во время вечернего массажа и купания.

Будьте терпеливы и последовательны. Чаще хвалите ребенка, даже если у него пока ничего не получается. Ведь развивающие занятия - это еще и отличный способ наладить тесный контакт между ребенком и родителями.

Пример развивающих игр вы узнаете из следующего видео.

Читайте также: