Кто из древних ученых искал философский камень. Николя фламель - алхимик, которому удалось разгадать секрет философского камня и бессмертия. Факты об алхимии

Гипотезы и заблуждения, о которых должен знать современный человек Трибис Елена Евгеньевна

Поиски философского камня

Поиски философского камня

Когда люди еще не обладали научными знаниями, им приходилось действовать методом проб и ошибок. Так возникали псевдонауки, которые ставили своей целью нечто недостижимое - то, что не могло случиться именно потому, что было невозможно по законам природы.

К таким псевдонаукам можно отнести и алхимию, получившую широчайшее распространение в средние века. Целью алхимиков являлось получение т. н. философского камня - вещества, способного превращать простые металлы в драгоценные. Английский философ Роджер Бэкон (1214–1292 гг.) в своем труде «Умозрительная алхимия» так писал об этой науке: «Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

По мнению ученых, алхимия зародилась около 2000 тыс. лет назад. Именно этим временем датируется предмет, обнаруженный в 1936 г. среди руин древнего парфянского поселения неподалеку от Багдада. Эта ценная археологическая находка представляла собой глиняную вазу высотой около 15 см, в которой находился цилиндр из листовой меди с проржавевшим железным стержнем внутри. Все детали были залиты смолой, которая фиксировала их в нужном положении. Странный предмет долго не давал покоя ученым, пока, наконец, они не догадались, что перед ними достоическая электрическая батарейка.

Догадка была подтверждена путем экспериментов. Исследователи изготовили точно такую же вазу, стержень и цилиндр, наполнили сосуд винным уксусом и подключили к нему измерительный прибор. Как оказалось, батарея давала напряжение в 0,5 В.

Так выглядит самая первая в истории Земли электрическая батарея

Но оставалось загадкой, для чего же понадобился парфянам электрический ток. В конце концов ученые выяснили, что с помощью этого первого в мире аккумулятора мастера покрывали серебро золотом, используя гальваническое напыление. Это предположение было подтверждено опытным путем: ученые взяли серебряную статуэтку, погрузили ее в соляной раствор золота, а затем подключили источник питания, состоящий из 10 подобных батарей, к раствору. Через несколько часов статуэтка равномерно покрылась тонким слоем золота.

Этот способ напыления золота, возможно, и явился началом алхимии. Само слово «алхимия» образовано от арабского «аль-кимиа», что означает «искусство страны Хем» (так в древности называли Египет). Уже с начала II в. н. э. арабские алхимики начали активно исследовать многие химические вещества, пытаясь таким образом получить философский камень. Опыты восточных алхимиков способствовали развитию науки, но их современники видели в этих изысканиях лишь вмешательство магических сил. Первые европейские алхимики приобрели славу колдунов, и это убеждение поддерживалось веками. Например, великий алхимик и философ Альберт Магнус (1206–1280 гг.) на протяжении столетий считался могущественным магом, который мог общаться с высшими силами и подчинять земные предметы своей воле.

Однако часто целью алхимиков было не познание свойств веществ, а поиск тайной химической формулы, которая могла обращать простые металлы в золото и серебро. Алхимики также стремились создать специальный эликсир жизни, который наделил бы человека бессмертием. Поиску философского камня алхимики посвящали многие годы, некоторые ученые практически не выходили из лабораторий на протяжении всей своей жизни.

Некоторые историки утверждают, что истинные алхимики жаждали вовсе не богатства и благополучия, а знаний, которые бы помогли достигнуть возвышенности разума. Именно это совершенство духа и следует понимать под символом, который обозначает золото - самый совершенный из всех металлов.

Лаборатория ученого-алхимика; часто ее непременным атрибутом являлось чучело крокодила, которого средневековые чародеи считали драконом

Среди алхимиков были самые разные люди: одни были учеными, жаждущими новых знаний, получаемых с помощью лабораторных изысканий; другие были просто мошенниками, которые обирали состоятельных людей с помощью магических трюков и лживых обещаний; третьи, совмещая в себе оба эти качества, окружали себя колдовской славой и излагали свои опыты на бумаге в виде специальных магических символов.

К последней группе алхимиков можно отнести и видного ученого того времени Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, или Парацельса. Он в корне преобразовал медицину и способствовал прогрессу в области химии, но так много говорил о своей «магической силе», что даже вызывал смех у своих современников. Недаром словом «бомбаст», образованным от его имени, стали называть пустозвона - человека, который бахвалится тем, чего не имеет.

Еще одним весьма известным алхимиком считается граф Сен-Жермен, который родился в семье налогового инспектора в 1710 г. Это был необычный человек, любыми способами пытавшийся подтвердить свою славу уникума. В 40-х гг. XVIII в. граф Сен-Жермен появлялся при дворе в великолепном одеянии, усыпанном драгоценностями, которые он якобы получил от персидского шаха. Граф обладал весьма приятной наружностью, был учтив с кавалерами и галантен с дамами, которые любили его не только за его таинственную красоту, но и за то, что он снабжал их чудодейственным кремом от морщин, изготавливаемым им собственноручно.

Граф считался самым необычным человеком при дворе. Ходили слухи, что он в совершенстве владеет мастерством алхимика, а потому может увеличивать в размерах драгоценные камни, изготавливать мази и притирания, способствующие сохранению красоты, превращать простые металлы в серебро. Атмосфера таинственности, окружавшая графа, подтверждалась также его поведением на званых обедах.

Чтобы укрепить слухи о том, что он получил «эликсир вечной жизни», Сен-Жермен никогда ничего не ел в присутствии других людей, а во время бесконечных застолий не умолкал ни на минуту. Казанова, который был лично знаком с графом, говорил, что другого такого болтуна он в своей жизни еще не встречал.

Сам Сен-Жермен никогда не отрицал всякие слухи о себе, а на вопросы туманно отвечал: «Все возможно в подлунном мире». Даже в преклонные годы граф оставался молод телом. Сохранился портрет алхимика, датируемый 1783 г., на котором граф изображен в образе цветущего мужчины на закате лет. Но к тому времени Сен-Жермену уже исполнилось 73 года. Современные исследователи утверждают, что граф сумел сохранить молодость не потому, что занимался алхимией, а потому, что он был строгим вегетарианцем и всегда питал отвращение к пьянству и обжорству, которым предавались его современники.

Несмотря на то что смерть Сен-Жермена была датирована 1784 г., его слава не подверженного тлену человека не угасла. Так, Франс Месмер («магнетический гений») клялся в том, что видел графа, живого и невредимого, спустя год после его официальной смерти, причем выглядел он не старше 40 лет. В эту пору стали то тут, то там объявляться мужчины, которые выдавали себя за известного алхимика. В 1860 г. император Наполеон II был вынужден назначить специальную комиссию, которая бы окончательно выяснила, кто из самозванцев является бессмертным графом.

Легендарный Сен-Жермен, который и в преклонные годы сохранял вид молодого, цветущего мужчины

Настоящий Сен-Жермен так и не предстал пред очами правителя.

Алхимия распространилась очень широко. Это «магическое» искусство укрывало свои тайны завесой символов, а потому все, кто был увлечен алхимией, считались колдунами. Это не могло не вызывать беспокойства в официальных религиозных кругах. В 1316 г. папа римский Иоанн XXII издал специальный указ, в котором распорядился бороться против алхимии.

В нем, в частности, говорилось: «Отныне занятия алхимией запрещаются, а те, кто ослушается, будут наказаны, заплатив в пользу бедных столько, сколько произведено поддельного золота. Если этого окажется мало, судья вправе прибавить, объявив их всех преступниками». Как видно из этого указа, папа не сомневался в том, что возможно получить драгоценные металлы лабораторным путем, и лишь беспокоился о моральных устоях своей паствы.

Алхимикам так и не удалось добиться превращения одного металла в другой, а причина неудачи известна в настоящее время любому школьнику. Эти опыты просто не могли увенчаться успехом, т. к. при химических реакциях невозможно расщепление ядра атома элемента (это достижимо только лишь при опытах на основе законов ядерной физики, следовательно, никакие химические опыты не способны превратить один металл в другой).

В настоящее время современные физики научились получать золото из свинца путем расщепления атомных ядер. Но такие опыты настолько дорогостоящи, что стоимость 1 г полученного золота исчисляется миллионами долларов, а потому и в наши дни алхимики не прекратили поиски философского камня, доходя при этом даже до абсурда.

Например, некоторые современные алхимики утверждают, что магическую формулу возможно получить посредством Кундалини-йоги. Это учение, как полагают его последователи, позволяет сосредоточить сексуальную энергию человека в один мощный поток, который способен менять сущность вещества. Будучи приложенным к металлу, такой энергетический сгусток способен заставить его изменить свои свойства.

Стремясь обрести философский камень, алхимики, тем не менее, внесли большой вклад в развитие науки. Многочисленные эксперименты помогли получить ценные сведения, которые впоследствии стали использоваться в практических целях. Так, возникли такие отрасли промышленности, как стеклоделие, металлургия, производство красок, керамики, лекарств.

Немецкий ученый Иоганн Рудольф Глаубер (1604–1670 гг.) вошел в историю как первооткрыватель соляной кислоты. Он первым наладил производство азотной кислоты и открыл кристаллогидрат сульфата натрия (глауберову соль). Ученый ставил многочисленные опыты в надежде обнаружить философский камень и даже считал, что открытая им глауберова соль приблизила его к получению магической формулы. Добыть золото кристаллогидрат сульфата натрия так и не помог, но зато и по сей день он прекрасно лечит многие кишечные заболевания.

Немецкий францисканский монах Вертольд Шварц (около 1330 г.) также увлекался алхимией. Его обвинили в колдовстве и заключили в тюрьму. Но и здесь Шварц продолжал свои алхимические опыты и случайно открыл порох.

Алхимия принесла пользу человечеству еще и потому, что некоторые приемы лабораторной техники, применяемые исследователями, стали использоваться в других отраслях знаний. Так, например, в долгу перед алхимиками оказались кулинары. Занимаясь поисками философского камня, алхимики придумали сдвоенный котел («ванну Девы Марии»), при помощи которого можно получить самый медленный нагрев вещества. Поварам, которые с успехом стали применять такой котел на кухне, это устройство известно как «паровая баня». Некоторые приемы лабораторной техники, разработанные алхимиками (например, перегонка, возгонка и др.). и сейчас применяются в различных химических и физических опытах.

Из книги автора

Похищение Камня судьбы, 25 декабря 1950 года Иэн Гамильтон Со времен Александра III Скунский камень, в народе широко известный как Камень судьбы, играл символическую роль в получении королевской власти. В 1296 году он был вывезен из Скунского аббатства в Пертшире солдатами

Из книги автора

Двери из камня и к ним ключик. «Большие Врата» «сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничтожит. Обнови, Боже, по милости Твоей Сион, и да воздвигнутся стены Иерусалимские». (Пс. 50, 17) Одна из самых древних остановок, на нашем пути, в самом сердце Иерусалима. Все, кто

Из книги автора

I. ПОИСКИ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ НОВИЧОК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕРазум ребенка у нас не в чести.Всякому, кто высказывает какую-нибудь вздорную мысль, мы нередко говорим с раздражением:- У тебя детская логика!Или:- Ты рассуждаешь, как малый ребенок.Или еще обиднее:- Глуп, как

Из книги автора

Поиски Когда бомбы еще сыпались на Пирл-Харбор, по радио было передано короткое сообщение: «Воздушный налет на Пирл-Харбор – не учебный».«Энтерпрайз» получил это предупреждение, находясь в 200 милях к западу от порта. Может быть, артиллеристы на Оаху по ошибке приняли

Из книги автора

Люди плоского камня Темная безлунная ночь. Часовой «ботаников» уселся на круглый плоский камень. Вдруг он заметил еле уловимое движение размытых силуэтов у невысоких деревьев с искривленными стволами. Несомненно, это местные аборигены и в руках у них копья. Часовой

Из книги автора

Поиски Весной 1848 года под давлением общественного мнения Адмиралтейство послало на поиски пропавшей экспедиции пять кораблей. Безрезультатно. В течение десяти лет одна экспедиция за другой уходили в белое безмолвие Арктики с надеждой спасти людей или хотя бы отыскать

Из книги автора

Магия клятвенного камня «Черная магия», по-видимому, никогда еще не достигала такого высокого уровня сложности, как в тайной кенийской общине «Мау-мау». Это на самом деле необыкновенная организация. Их члены принадлежат к самому большому в Кении племени, племени кикуйу.

Из книги автора

Илья Герчиков Этот город, знакомый до камня… Письма издалекаЯ мог бы начать свои записи с воспоминания о том, как приехали мы с женой почти полсотни лет назад в Челябинск. С вокзала в соцгород ЧМЗ, где жили мои родные, добирались на модном тогда транспорте - «коломбине»,

Из книги автора

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПОСЛЕСЛОВИЮ (Заметки из философского уморасположения) Magnus ab integro saeculorum nascitur ordo. (Virg.) (Великий порядок времен рождается заново) 1. С почтением и страхом принял я предложение Игоря Сергеевича написать несколько слов на полях его замечательного труда. Пусть

Из книги автора

Поиски поддержки… Порыдав на кухне под прощальные слова Ельцина, получив от беглого мужа в подарок на миллениум очередную симпатичную висюльку и проводив его веселиться со здоровой красоткой, я снова погрузилась в имитацию прежней жизни. Но одновременно я начала искать

Из книги автора

Зловещий след камня Драгоценные камни мало того, что особо привлекательны для воров, они же могут их и защищать, и наказывать. Детская память цепка на впечатления. Однажды услышанный рассказ вспоминается в мельчайших подробностях годы спустя. А рассказ был впечатляющим.

Из книги автора

Память бронзы и камня Уходящее за темные силуэты разноликих строений Камакуры, за чешуйчатые крыши приземистых японских домиков солнце окружает розовым нимбом многоярусную пагоду. Ослепительные блики касаются скульптур сидящих будд, расплывшихся в застывшем золоте

Легенды… Во всем этом фольклоре чаще всего есть глубокий смысл, который хотели донести до нас наши предки. Иногда духовное значение трудно рассмотреть в какой-либо истории из прошлого. Рассказы о философском камне настолько неправдоподобны, противоречивы и ненаучны, что трудно увидеть в них хоть крупицу истины. Однако есть фактические сведения о людях, ученых и философах, которые относились к ним всерьез.

Источник духовной мудрости

По мнению средневековых алхимиков, пресловутый философский камень был создан из огня и воды, настолько несовместимых стихий, что соединение их нельзя объяснить иначе как божественным. Состоял он из минерала, который содержал живое начало и обладал духовным. Считалось, что философский камень обладал свойством превращения в золото любого металла. Извечная мечта человечества! Естественно, все, что было связано с процессом изготовления камня, было тайной, покрытой мраком.

Еще более заманчиво было возможное духовное изменение, вплоть до совершенного, которое давалось его обладателю. Считалось, что самые начальные попытки получить этот мистический предмет, относились к сознанию человека, возможности очистить человеческую душу, получить , и бессмертие как квинтэссенцию всего процесса.

Поиск философского камня. История изысканий

Понятие философского камня ввел в обиход выходец из Египта Гермес Трисмегист. Он был личностью неординарной и, по преданию, являлся сыном самых важных богов Египта, Осириса и Исиды. Иногда его считали воплощением древнеегипетского бога Тота. Большая часть трудов Гермеса Трисмегиста была уничтожена в огне пожара Александрийской библиотеки. Те, которые удалось спасти, были закопаны в тайном месте, а информация о нем утеряна. До наших дней дошли искаженные переводы, по которым с определенной долей вероятности можно судить о деятельности Гермеса. Судя по ним, занимался он именно созданием философского камня, изучая субстанции, способные дать человеку бесконечные знания, молодость и вечную жизнь. Найден и переведен документ, содержащий рецепт его изготовления. Очень поэтичный и образный, а главное - непонятный. Так что каждый алхимик делал по-своему.

Известна легенда о царе Фригии Мидасе. Еще в детстве Мидас получил знак о будущем богатстве. Однажды, вел бог Дионис свое войско в Индию. Мидас подмешал в воду источника, из которого пил учитель Диониса Силен, вино. Тот не смог продолжать путь и оказался у Мидаса во дворце. Через десять дней вернул Дионису учителя Мидас, в награду получив возможность превращать в золото все, к чему он прикасался. Но в золото превращалось действительно все, и вода, и пища. Тогда по наущению Диониса Мидас искупался в реке, которая стала золотоносной, но сам дара лишился. На самом деле из исторических источников известно о сказочном богатстве царя Мидаса, но вряд ли это связано с камнем, просто во владениях Мидаса были все золотые месторождения Фригии.

Поиск философского камня и всю сопутствующую деятельность алхимики окружали тайной и мистикой. В ней могли участвовать только посвященные. Все знания передавались устно и были обставлены особым ритуалом. Строго соблюдалось следование в опытах. Кое-что все-таки записывалось. Но те из рукописей алхимиков, которые дошли до нас, зачастую похожи на абракадабру и слабо поддаются расшифровке. Те же, которые удалось дешифровать, представляют собой вполне понятные химические опыты. Например, описание получения окиси свинца. И еще много полезного открыли экспериментаторы в стремлении получить философский камень. Они получали как новые вещества (порох, селитру, важные соли и кислоты), так и описывали их свойства и процессы. Правда, делали это в очень туманной форме. Можно сказать, что средневековые алхимики в поисках философского камня заложили основу химии, дающей средства и исцелять болезни, и влиять на урожайность, да и жизнь продлевать, пока не бесконечно.

В представлении алхимиков не было существенной разницы между природой живой и неживой. Золото не было исключением. Оно было результатом роста и созревания металла в недрах. При этом железо считалось недозревшим металлом, медь – результатом попадания в ее состав испорченной серы и так далее. К сожалению, процессы в природе шли очень медленно и алхимики думали, что философский камень поможет процессы «созревания» и «выздоровления» металлов ускорить.

Было и еще одно убеждение: меняя содержание двух главных составляющих любого металла – ртути и серы – возможно, превращение одних металлов в другие. В своем фантастическом поиске алхимики достигли абсолютно реальных результатов. Были изобретены первые аппараты для дистилляции жидкостей, перекристаллизации солей и сублимации твердых веществ.

В средние века поиск философского камня свелся к способности его превращать все в золото. Бедность, видимо, была самым главным бичом того времени. Однако, наличие огромного количества золота высокого качества у некоторых исторических личностей, например, короля Эдуарда, императора Рудольфа, необъяснимо никакими историческими фактами. Возможно, все-таки кому-то и удалось найти методы, отличные от горной добычи?

Вымысел или правда?

Ответы снова придется искать в истории. Король Эдуард заказал у испанца Раймонда Луллия 60000 фунтов золота для чеканки монет. Предоставил ему ртуть, олово и свинец. И что же Луллий? Он получил-таки золото. И количество, и качество его было впечатляющим, так как те нобли использовались в крупных сделках и до сих пор хранятся в музеях. Это кажется невероятным! Однако, возможно, в документах была опечатка, и нулей было куда меньше?

Почему камень - «философский»?

Итак, причем же здесь философия? А дело оказалось вот в чем. Золото для любого уважающего себя алхимика превращалось из цели сразу в средства. Целью всей их золотоискательской лихорадки было "всего-навсего" вселенское благоденствие, благоустройство всего Космоса. Истинная цель алхимиков была проста до безобразия – они стремились к совершенствованию, «исцелению» несовершенных металлов, а затем и миропорядка. Не зря алхимики очень часто назывались врачами.

К слову, философско-медицинская сторона алхимии присутствует в сказаниях не только Запада, но и Востока. Так, например, китайские алхимики знали секрет «золотой пилюлю бессмертия». И хотя это был в некотором роде аналог философского камня, но выплавлялась эта панацея непосредственно в теле человека. А цель внедрения «чужеродного организма» была следующая полное одухотворение человека (богословский аспект) и приобретение бессмертия (вопрос философский).

Литература разных эпох отражает волнительные поиски философского камня. Так, отец Фауста, словами великого Гете, готовил лекарство от чумы:

"Алхимии тех дней забытый столп,

Он запирался с верными в чулане

И с ними там перегонял из колб

Соединенья всевозможной дряни.[...]

Людей лечили этой амальгамой,

Не проверяя, вылечился ль тот,

Кто обращался к нашему бальзаму".

«Едва ли кто при этом выживал», - вспоминает Фауст с горькой усмешкой. Алхимики «химичили» с зельями знатно, и не всегда их опыты на людях были удачными. Особого внимания заслуживает рассказ писателя-эрудита Хорхе Луиса Борхеса. Он повествует о поучительном разговоре между врачом-алхимиком Парацельсом и неким юношей, который пришел проситься к нему в ученики. Парацельс говорил, что если юноша тешит себя надеждой создания золота, то им не по пути. Но юноша ответил, что не золото его манит, а Наука. Он желал пройти путь к Камню вместе с учителем. И вот что ответил ему Парацельс: «Путь - это и есть Камень. Место, откуда идёшь, это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь».

Кажется, многие из нас, прочитав эти слова, уверятся, что им философский камень никогда не дастся в руки. Поиск философского камня будит научную мысль, не напрасно алхимики повторяли: «Преобразуйте себя из мёртвых камней в живые философские камни!».

Только камень заполучить нелегко. Предупреждение оставил сам Мефистофель:

«Им не понять, как детям малым

Что счастье не влетает в рот.

Я б философский камень дал им -

https://сайт/wp-content/uploads/2015/04/s_st_m-150x150.jpg

Сказки, мифы, легенды… Во всем этом фольклоре чаще всего есть глубокий смысл, который хотели донести до нас наши предки. Иногда духовное значение трудно рассмотреть в какой-либо истории из прошлого. Рассказы о философском камне настолько неправдоподобны, противоречивы и ненаучны, что трудно увидеть в них хоть крупицу истины. Однако есть фактические сведения о людях, ученых и философах,...

От Средневековья вплоть до конца XVII века так называемый философский камень был заветной целью алхимиков - ученых, создавших базу знаний для современной химии.

Что такое «философский камень»?

Согласно легенде, философский камень был субстанцией, способной превращать простые металлы, такие как медь, цинк, олово и железо, в драгоценные - золото и серебро. Кроме того, с помощью философского камня можно было добиться эликсира вечной молодости, способного излечить от любой болезни, вернуть потерянную юность и даже даровать бессмертие своему счастливому обладателю.

Алхимики только в самом становлении своей «науки» считали философский камень именно камнем, дальнейшие поиски характеризовали его и как порошок, и как эликсир. В период Высокого Возрождения принято было называть философский камень «первоматерией» (materia prima). Именно в этот период алхимия сильно смешалась с философией.

В своих непрестанных поисках этого всемогущего «камня» алхимики изучали всевозможные природные и химические элементы, проводили опыты и синтезировали новые вещества и сплавы, создавая прочную основу для возникновения химии, фармакологии и металлургии.

Чем же увенчались поиски?

Многие из европейских гениев стремились найти этот уникальный элемент, среди них были Роджер Бойл - прародитель химии, Иоганн Конрад Диппель, ставший прототипом Виктора Франкенштейна в романе Мэри Шелли, и даже сам Исаак Ньютон, чье тайное увлечение алхимией сегодня широко известно.

Однако задолго до Ньютона французский писарь, нотариус, меценат и алхимик Николя Фламель якобы раскрыл секрет философского камня. В его книжную лавку попала древняя иудейская книга с каббалистическими таинствами, для перевода которой Фламель отправился в Испанию, после чего поползли слухи о создании алхимиком магического элемента. Невероятно долгая жизнь Фламеля и его супруги и внезапно обретенное богатство только способствовало распространению этих слухов.

Николя Фламель хорошо известен поклонникам романов о Гарри Поттере. В первой книге серии Джоан Роулинг упоминает Фламеля и его успешную находку - книга вышла в печать под названием «Гарри Поттер и философский камень».

Философский камень - это некое вещество, субстанция, обладающее способностью превращать металлы в золото, а также служащее основным ингредиентом эликсира жизни. Это одно из ключевых понятий средневековой алхимии, ставшее воистину притчей во языцех.

Философский камень может называться камнем достаточно условно, так как в большинстве рецептов он фигурирует в качестве порошка. Кроме того, следует отметить, что функция превращения металлов в золото продвинутыми алхимиками считалась побочной, конечной же целью создания философского камня являлось приготовление эликсира жизни, дарующего здоровье, долголетие и прочие жизненные блага.

История понятия и рецепты создания

Первое упоминание философского камня теряется в глубине веков, так что искать истоки зарождения этого понятия бессмысленно. Стоит, однако, отметить одного из наиболее знаменитых алхимиков в истории - Николя Фламеля. Долгие годы он посвятил созданию философского камня, и по Парижу ходили слухи о том, что это ему удалось. Слухи в значительной степени были подкреплены необычайно продолжительной для Средних веков жизнью Фламеля - он скончался в очень почтенном возрасте - 88 лет. Молва, однако, его смерти не признала, и даже в 18 веке в Париже обретался проходимец, выдававший себя за Фламеля и обещавший за скоромную сумму в 300 000 франков раскрыть все алхимические секреты. в XXI веке образ Фламеля был популяризован в книге «Гарри Поттер и философский камень», да и ранее образ этого легендарного получил отражение более чем в 10 художественных произведениях.

Такое необычайное внимание к персоне этого алхимика свидетельствует об интересе к феномену философского камня, интересе настолько большом, что спекуляции на эту тему существуют до сих пор.

Попытки изготовления философского камня сводились, собственно, к перебору всех возможных комбинация разнообразных ингредиентов, поэтому выделить какой-либо конкретный не представляется возможным. Нельзя, однако, сказать, что все эти попытки были бесплодны. Разумеется, философского камня никто не получил, однако в ходе опытов были созданы многие актуальные до сих пор химические химические соединения, в числе коих, например, порох. Алхимические опыты по созданию философского камня поставили на службу науке огромную экспериментальную базу, которая, безусловно, стала надежным фундаментов для развития науки-химии.

Современная трактовка

А между тем, получение золота из прочих металлов возможно как теоретически, так и практически, только не в реторте алхимика, а в ядерном реакторе, как продукт реакции поглощения нейтронов ядрами ртути. Стоит, однако,

Раздумывая над названием блога, я уже знал, что там будет присутствовать что-то философическое, но еще не знал, что камень. Первой ассоциацией с камнем была твердость, второй - христианский Петр-Кифа, и только в третью очередь я подумал об алхимии. Забавно, что в Интернете на словосочетание «философский камень» все время вылезал Гарри Поттер.

Но давайте заглянем в Википедию: философский камень (ребис) — в описаниях средневековых алхимиков некоторый химический реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (так называемой трансмутации) металлов в золото. Философский камень — это порошок, который принимает различные оттенки во время приготовления согласно степени своего совершенства, но в сущности имеющий два цвета: белый и красный. Считалось, что на первом этапе алхимик должен был достичь получения твердых белых камешков, далее этот материал постепенно должен был приобрести красный цвет, а сам Философский Камень должен был быть красновато-коричневым (или кроваво-красным). Настоящий философский камень или порошок его обладает тремя достоинствами:

. Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его сыплют,
. Принимаемый внутрь, он служит превосходным кровоочистительным средством, излечивая быстро разные болезни.
. Он действует и на растения: в течение нескольких часов они вырастают и приносят спелые плоды.

Большинство средневековых алхимиков были шарлатанами. К каким только ухищрениям не прибегали обманщики. Например, брали кусочек железа. На глазах у изумлённой публики расплавляли его, при этом производя непонятные пассы руками и размахивая волшебной палочкой. И, о чудо! - когда металл затвердевал, часть его превращалась в золото! А разгадка была проста волшебная палочка! Да! Она действительно была волшебной, в каком-то смысле. Обычно она изготовлялась из дерева и была на четверть полой. Внутрь помещали кусочки золота и залепляли воском. Когда же алхимик подносил её к расплавленному металлу, воск тоже плавился, и золото выпадало. Здесь всё зависело лишь от ловкости рук, а прежде чем кто-то мог рассмотреть палочку поближе, её нижняя часть сгорала, не оставляя никаких улик.

Ни один из тех, кому молва приписывала открытие Философского Камня, не употреблял его для достижения личного обогащения, а тратил огромные деньги исключительно на благотворительность. Таким образом, красноватый порошок, способный любой металл превратить в золото, излечивать все болезни и продлевать жизнь, есть не что иное, как материальное подтверждение великих духовных истин. Философский камень есть просто сильное сгущение жизненной энергии в малом количестве вещества.

Мне хотелось бы, чтобы доподлинно этот блог сыграл для читателя роль, подобную философскому камню, превращая неблагородное внутри него в благородное. Сам Мефистофель, как будто обращаясь к гостям блога, предупреждал:

«Им не понять, как детям малым
Что счастье не влетает в рот.
Я б философский камень дал им -
Философа недостаёт!»

Продолжим, однако, дальше экскурс в алхимию и древние предания. Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - Гермес Триждывеличайший. Гермес Трисмегист - легендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом (его астрологическая планета - Меркурий, ртуть). Если рассматривать «образ» Камня в символическом значении, можно вспомнить, что для алхимиков Философский Камень — еще и квадратура круга (противопоставление круга квадрату, т. е. слияние двух противоположностей: Неба и Земли, вечности и материи и т. д.) — символ соединения противоположностей путем очищения и трансформации вещества. Символ Философского Камня - перевернутое зеркальце Венеры или анкх, ключ от дверей рая.

Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода свидетельства существования философских Ртути и Серы как принципов, причём принципов скорее духовных, нежели материальных. Золото - совершенный металл - образуется, только если вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим:

Сера - бессмертный дух - то, что без остатка исчезает из материи при обжиге.
. Ртуть - душа - то, что соединяет тело и дух
. Соль - тело - то материальное что остается после обжига.

Первовещество - вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам. Первовещество - это (мужское) вещество, становящееся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы. Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени, что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его бесполезным и избавляется от него, хотя для философов это наивысшая ценность. Первовещество - это не однородная субстанция, оно состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал, содержащий ртуть. Это определение достаточно универсально, и для изучения мистической алхимии оно вполне самодостаточно. Философская ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. Поэтому Философская ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита.

Мне хотелось бы, чтобы доподлинно этот блог читался при полном забвении пола. Как известно, гендера не существует ни у маленьких детей, ни у ангелов (известно же, что ангел лишь посланник Бога, не более того, и потому ему даны крылья, подобно тому, как Гермес обладал крылатыми сандалиями для донесения вестей от греческих богов).

В шутку рецепт от Гермеса-алхимика.

«Чтобы сделать эликсир мудрецов, называемый философским камнем, возьми, сын мой, философскую ртуть и накаливай, пока она не превратится в зелёного льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Нагрей этого красного льва в песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари полученное, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. Собери отдельно жидкости различного состава, которые при этом появятся. Киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покровом, и ты найдёшь внутри неё истинного дракона, ибо он пожирает свой хвост. Возьми этого чёрного дракона, разотри на камне и коснись его раскалённым углём. Он загорится и тотчас, приняв великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Заставь его пожрать свой хвост и вновь дистиллируй полученное. Наконец, сын мой, заботливо очисти его и увидишь появление жгучей воды и человеческой крови».

Мне хотелось бы, чтобы доподлинно этот блог превратил прагматиков в немного мистиков, а мистиков в немного прагматиков, и чтобы сухость рационального начала читателя чуть-чуть растворилась в растворе теплой мироощутительной интуиции, будучи подвержена неопалимому мистическому пламени.

Читайте также: