Взаимодействие дошкольной образовательной организации доо с семьей. Реферат: Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Недостатки и положительные

Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО

Ромах Галина Андреевна

в-ль МБДОУ № 83 г. Мурманска

Введение………………….………………………………………………………3

Глава I. Роль взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО…………………………………………………………………………………..4

  1. Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи………………………………………….………………………….….4
  2. Формы взаимодействия ДОО и семьи…………………………………..7

Глава II Психолого – педагогическое взаимодействие с семьей в условиях реализации ФГОС ДО…………………………………………………………...12

2.1. Ход и реализация проекта «Безопасная дорога»…………………...……………………………………………………….12

Заключение ……………………………………………………………………..15

Литература………………………………………………………………………16

Приложения

Введение

В настоящее время становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками – родителями воспитанников.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями, обсуждения и решения конкретных воспитательно-образовательных задач.

Таким образом, проблема данного исследования заключается в поиске форм взаимодействия с семьей в рамках дошкольных учреждений.

Соответственно, целью данной работы стала разработка форм и методов взаимодействия ДОО и семьи.

Объект исследования – взаимодействие ДОО с семьей.

Предмет исследования – формы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС.

Задачи исследования:

· Определить значение взаимодействия ДОО и семьи в образовательном процессе;

· Определить психологические и психофизические особенности детей дошкольного возраста;

· Выявить формы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО

Методы исследования:

· Методы теоретического исследования: анализ научной литературы.

· Методы эмпирического исследования: обобщение и систематизация педагогического опыта.

Глава I. Роль взаимодействия ДОО и семьи в образовательном процессе

  1. Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает:

· готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;

· предотвращение от приватных связей с членами семьи.

К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей.

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.

Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями, личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании.

Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей определяется целями и задачами воспитания подрастающего поколения, стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного воспитания.

В течение ряда лет практика сотрудничества общественного и семейного основная задача которых – сообщить знания, сформировать представления, убеждения, проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать их. Педагогам было проще строить работу с родителями с целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. При этом сами родители порой сетовали на то, что знания им даются «слишком общие» и «не касаются именно их ребенка».

Однако наряду с сообщением знаний важно формировать родителей как педагогов. Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии.

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.

Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта:

когнитивного;

эмоционального;

сенсорного;

коммуникативного;

рефлексивного и др.

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

1.2. Формы взаимодействия ДОУ с родителями

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Дог-шоу», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.

На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», «Сладкий час», дефиле для детей из бросового материала и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».

Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.

О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.

Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещают музеи.

Предложенную классификацию можно дополнить формами , направленными на формирование родительской позиции:

рисование на тему: «Какая я мама?»;

формулировка своей концепции воспитания;

анализ собственных педагогических находок, неудач;

обмен опытом в кругу единомышленников;

создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, Интернет.

Применяемые методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов.

В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:

вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

постановка дискуссионных вопросов;

предложение для обсуждения двух различных точек зрения;

приведение примеров;

использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.

Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся:

анализ педагогических ситуаций;

анализ собственной воспитательной деятельности;

решение педагогических задач;

метод домашних заданий;

игровое моделирование поведения.

Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления. Можно использовать в работе с родителями метод игрового поведения.

Например, можно дать задание проиграть ситуацию: «Успокойте плачущего ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не жалеет выполнить вашу просьбу» и др. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального. Многие в результате участия в игровых тренингах открывают для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.

Глава II. Психолого – педагогическое взаимодействие с семьей в условиях реализации ФГОС ДО

2.1. Ход и реализация проекта «За безопасность детей на дорогах»

В нашем детском саду обучение правилам дорожного движения начинается в младшей группе и с этого времени начинается знакомство с улицей и ролью человека на ней. Основная задача, которую мы перед собой ставим: организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

В средней группе с сентября по ноябрь 2014 года был реализован проект «Вместе с родителями – за безопасность детей на дорогах».

Работа была направлена на:

1. Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формирование у них необходимых навыков.

2. Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения, повышение их ответственности за формирование у детей знаний ПДД.

Реализация проектной деятельности осуществлялась в 3 этапа:

  1. Предварительный этап (сентябрь 2014г)
  2. Практический (октябрь 2014г)
  3. Итоговый (ноябрь 2014г)

2.1.1. Предварительный этап

На предварительном этапе проекта была осуществлена следующая деятельность:

Пешие прогулки по близлежащим улицам, знакомство с дорожными знаками, разметкой, частями улицы;

Организация игровой деятельности:

  • Сюжетно-ролевые игры («Шоферы», «Поездка», «Путешествие» и др.)
  • Дидактические и настольно-печатные игры («На дороге», «Дорожные знаки», «По улицам города», «Подумай-отгадай», «Почини технику», «Собери машину» «Почемучка», «Диспетчер», «Какой это знак» и др.)
  • Словесные игры (загадки, кроссворды, проблемные ситуации, «Вопрос-ответ») и беседы («Правила поведения на дороге, в транспорте, на улице», «Безопасность на улице», «Дорожные знаки», «Транспортные средства» и др.)
  • Подвижные игры («Птицы и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и др.)

Игры-соревнования («Забавный лабиринт», «Перейди улицу», «Светофор», «Знаки дорожного движения» и др.)

Продуктивная деятельность

  • рисование на темы «Моя улица», «Мой дом», «Мы гуляем по городу», «Автомобили, буквально все заполонили…»
  • конструирование и создание арт - объектов из бросового материала «Моя машина», «Дорога», «Улица» и др.

создание макетов по правилам дорожного движения

  • - Создание группы «Родительская инициатива»
  • Разработка родителями совместно с детьми безопасного маршрута из дома в детский сад
  • Оформление информационного блока «Безопасность на дорогах города»
  • Оформление консультации для родителей «Что можно почитать детям про правила дорожного движения»

Оформление выставки рисунков «Наш город»

Для оказания помощи воспитателю была создана группа «Родительская инициатива».

«Родительская инициатива» разработала план своей деятельности:

Оказание помощи воспитателю в разработке и оформлении кроссворда по ПДД;

Оформление панно «На улицах города»

Оказание помощи в организации семейного конкурса «Зеленый огонек»

Участие членов группы «родительская инициатива» в жюри игры «Звездный час»

2.1.2. Практический этап

В ходе реализации практического этапа были осуществлены следующие виды деятельности:

Создание папки «Безопасный маршрут из дома в детский сад»;

Оформление каждой семьей странички для папки «Безопасный маршрут из дома в детский сад»;

Собрание для родителей;

Выступление инспектора ГИБДД;

Семейный конкурс «Зеленый огонек»;

Игра «Звездный час»;

Разгадывание кроссворда

Мини-концерт «Родителям о правилах дорожного движения»

С младшей группы детского сада с детьми идет работа по составлению безопасного маршрута из дома в детский сад. Но если в младшей группе при описании маршрута дети делают акцент на сопровождающем взрослом, своей личной безопасности в связи с зависимостью от него, то в средней группе – на правилах дорожного движения. (В перспективе в подготовительных к школе группах – самостоятельное составление маршрута из дома в детский сад и в школу, без помощи родителей)

Дети группы «Фантазёры» с помощью родителей составили маршруты, каждый ребенок имел возможность «прочитать» друзьям свой путь из дома в детский сад.

2.1.3. Итоговый этап проекта

На итоговом этапе реализации проектной деятельности было проведено обобщение всей проведенной работы. Проведены такие итоговые мероприятия как:

Создание книги «По дорогам нашего города»;

Мини-концерт «Родителям о правилах дорожного движения»;

Собрание группы «Родительская инициатива». Создание презентации «Самый лучший город»,

Создание игры для детей Счастливый случай»,

Помощь педагогу в оформлении материалов для участия в конкурсе среди групп ДОУ «Зелёный огонек»

Мы предложили мамам и папам вместе с детьми побыть писателями, поэтами, художниками-оформителями и создать страничку, посвященную правилам дорожного движения. Соединив эти странички, мы получили книгу «По дорогам нашего города».

Заключение

При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательного учреждения сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы: активность + осознанность + самостоятельность. Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами, и характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции

Список литературы:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 – 1 / http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html
  2. ФГОС: дошкольное образование / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс. - М., 1977 - 320 с.
  4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 192с.
  5. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2008 - 208 с.
  6. Киселёва Л.С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения, М.: Аркти, 2003 - 96 с.
  7. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. От 20.11.2003 № 2-34-20
  8. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр Академия, 2007 - 368 с.
  9. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 1-8 - М: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
  10. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология. Православ. Свято-Тихон. Богосл. ин-т, Центр пед. исслед. «Покров». - М.: Покров, 2004. - 143 с.
  11. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / составители Олешков М.Ю., Уваров В.М. - М.: Компания Спутник+, 2006 - 191 с.

Приложение 1

Кроссворд

  1. Дорожный знак, устанавливаемый на месте ДТП («Опасность»).
  2. Устройство для остановки автомобиля (Тормоз).
  3. Машина для уплотнения дорожных покрытий (Каток).
  4. Трехглазый регулировщик движения (Светофор).
  5. Его боятся нарушители движения (Инспектор).
  6. Удивительный вагон, посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками (Троллейбус).
  7. Чтобы отделить дорогу, мост и тротуар, всем в предупреждение ставят…(Ограждение)
  8. Дорожка вдоль дороги, не предназначенная для машин (Тротуар).
  9. Самое опасное место для пешеходов (Перекресток).
  10. Машины в плохую погоду и темное время суток включают свет фар. А что применяют при этом велосипедисты? (Катафоты)
  11. Человек, едущий на транспорте (Пассажир).
  12. Он бывает запрещающий, предупреждающий, информационный (Знак).
  13. Проезжая часть дороги с твердым покрытием (Шоссе).
  14. Самый опасный маневр автомобиля (Обгон).
  15. Велосипед с маленьким двигателем (Мопед).
  16. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (Автобус).
  17. Транспортное средство, имеющее боковой прицеп (Мотоцикл).
  18. «Осторожность не мешает», - этот свет предупреждает (Желтый).
  19. Африканская лошадка, разрешающая пешеходу перейти проезжую часть (Зебра).
  20. Место ожидания автобуса (Остановка).
  21. Дорожный знак для автотуристов (Кемпинг).
  22. Место, где на время оставляют свой транспорт (Стоянка).

Приложение 2

Игра «Звездный час» для детей средней группы

Оборудование:

Дорожные знаки, машинки на веревочках, пазлы «Дорожные знаки».

Ход игры:

Здравствуйте, друзья! Сегодня в нашем зале большой и интересный день. Мы начинаем веселую игру «Звездный час» - по ПДД. Давайте поприветствуем героев нашей игры.

Представление участников игры, членов жюри.

Участников игры прошу занять свои места.

Послушайте условия нашей игры: за каждый правильный ответ ребята будут получать звездочку, побеждает тот, кто наберет наибольшее количество звездочек. А помогать мне сегодня будет друг всех детей и большой знаток ПДД – светофорчик (ребенок, одетый в костюм светофора). Он будет раздавать звездочки за каждый правильный ответ.

Игра будет проходить в 5 туров.

I тур. Отгадай загадку

Вы должны будете поднять карточку с номером правильного ответа.

Три разноцветных круга
Мигают друг за другом
Светятся, мигают -
Людям помогают (светофор)

Пешеходный переход по другому… (зебра)

У машины есть, у телеги - есть, у велосипеда - есть, а у поезда - не счесть (колеса)

Его боятся нарушители правил (инспектор)

(Вручение звезд).

Первый тур подошел к концу. Переходим ко II туру.

II тур. «Сложи дорожный знак из частей»

Следующий конкурс «Сложи дорожный знак из частей». Кто самый первый сложит знак, получит звездочку, а кто его назовет, получит дополнительную звездочку.

Второй тур завершился.

А сейчас в нашей игре развлекательная пауза.

Игра для всех «Это я, это я – это все мои друзья». Я буду Вам задавать вопросы, а Вы отвечать.

Кто из вас идет вперед, только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья).

Знает кто, что свет зеленый означает путь открыт? (Это я…).

Кто из вас в вагоне тесном бабушке уступит место? (Это я…).

Ребята, кто из вас, разбегаясь по домам, не глядит по сторонам? (молчат).

Кто из вас идет вперед, только там, где переход (Это я…).

Кто из вас бежит так скоро, что не видит светофора? (молчат).

Знает кто, что красный свет – это значит – хода нет? (Это я…).

Молодцы.

А сейчас переходим к III туру.

III тур. Найди лишний знак

Перед вами 4 знака. Найдите лишний и объясните – почему он лишний?

(Детям предлагаются изображение дорожных знаков: 3 – одной группы, 1 – из другой)

III тур завершился.

IV тур. Конкурс «Лучший водитель»

По сигналу нужно смотать палочку-шнур, привязанный к машине. Побеждает тот, чья машина быстрее приблизится к играющим и не попадет в аварию.

А в нашей игре Физкультминутка «Светофор» (игра на внимание).

Я буду поднимать карточки зеленого, желтого, красного цвета. Каждый сигнал обозначает определенное движение:

Красный – стоим

Желтый – хлопаем

Зеленый – двигаемся по залу.

В нашей игре V заключительный тур.

Найди по описанию.

Этот знак обозначает, что движение разрешено только пешеходам.

Знак указывает на наличие подземного перехода

Этот знак информирует о близком местонахождении больницы.

Молодцы, ребята!

Вы показали отличные знания!

Не оставили без внимания

Это правила самые важные!

Путь домой будет не страшен Вам,

Если точно и без сомнения

Соблюдать Вы будете правила движения.

А сейчас подведем итоги игры.

Награждение победителей.

В игре «Звездный час» принимали участие дети старшей группы «Фантазеры»:

  1. Видякина Ульяна.
  2. Бармин Алеша.
  3. Родина Аня
  4. Мячин Дима
  5. Решетникова Вероника
  6. Огородников Семен
  7. Федотова Саша
  8. Синцов Паша

Остальные дети – группа поддержки, болельщики.

Жюри игры – члены группы «Родительская инициатива».

Члены жюри принимали непосредственное участие в игре. Взяв на себя часть обязанностей ведущей, задавали детям вопросы, проводили конкурсы, помогали в организационных вопросах. Непередаваем восторг детей, видящих своих родителей, которые отложив все домашние дела, выделили время, чтобы поиграть с ними. Дети старались отвечать правильно, проявляли инициативу, испытывая желание не только получить приз, но и показать свои знания родителям.

Приложение 3

Семейный конкурс знатоков «Зеленый огонек»

Чтоб жить, не зная огорченья,

Чтоб бегать, плавать и летать.

Ты должен правила движенья

Всегда и всюду соблюдать.

Во всех странах мира дети и взрослые стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах - показатель культурного человека.

Сегодня мы проведем с Вами игру «Зеленый огонек». За звание «Знатока ПДД» будут бороться 3-4 семейные команды.

Команды прошу занять места за игровыми столами. Нашу игру будут судить жюри.

За каждый правильный ответ 1 б.

Мы начинаем.

Конкурс «Приветствие»

Команды должны представить своего капитана, назвать команду и девиз.

Разминка

Каждой команде по очереди задам по 3 вопроса.

1) Если кошка на дороге или вдруг коза, чтоб ее не задавить жми скорей на …(тормоза)

2) Если хочешь ехать к другу погостить немного, собирайся поскорей, в путь зовет… (дорога)

3) Объяснить надо просто, будь ты млад или стар: проезжая часть – для транспорта, для тебя …(тротуар)

4) Если правила нарушил, если был не прав, ты не спорь и не упрямься, заплати-ка …(штраф)

5) Улицу перебегая, за светофором наблюдая, торопиться смысла нет, вместе ждем зеленый …(свет)

6) Какой свет нам говорит: «Вы постойте – путь закрыт!» (красный)

7) Желтый свет – предупреждение, жди сигнала для… (движения)

8) Дом для автомобиля (гараж)

9) «Ноги» автомобиля (колеса)

10) «Глаза» автомобиля» (фары)

11) Ты навсегда запомни строго: не место для игры …(дорога)

12) нельзя выбегать за пределы двора, с дорогой опасно играть, … (детвора)

Второй конкурс завершен. Переходим к 3 конкурсу.

Конкурс – капитанов (участвуют папы)

Нужно закрытыми глазами нарисовать дорожный знак (быстро и правильно).

Я предлагаю разминку для болельщиков.

Отгадай загадку, за каждый правильный ответ получает звездочку, их нужно сохранять, и к концу игры, кто больше звездочек наберет, получит приз.

Загадки:

  1. Близко – широка, издалека – узка (дорога).
  2. Полосатая указка – словно палочка из сказки (жезл)
  3. Его работа – пять колес, другого не дано: под ним четыре колеса, в руках – еще одно (шофер)
  4. Железные звери рычат и гудят. Глаза, как у кошек, ночами горят (машины)
  5. Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса (велосипед)
  6. Какое «животное» помогает нам переходить улицу? («зебра»)
  7. Какой свет нам говорит: «Проходите, путь открыт» (зеленый)

Следующий конкурс «Догонялки»

Задаю вопросы, кто быстрее ответит.

  1. Проезжая часть дороги с твердым покрытием (шоссе)
  2. Человек, едущий на транспорте (пассажир)
  3. Человек, совершающий движение пешком (пешеход)
  4. Он бывает запрещающий, предупреждающий, информирующий (знак)
  5. Место ожидания автобуса (остановка)
  6. Транспорт, работающий на электричестве (троллейбус, трамвай)
  7. Номер телефона скорой помощи (03)
  8. Место, где оставляют свой транспорт (стоянка)
  9. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус)
  10. Как называется место пересечения дорог (перекресток)
  11. По какой стороне тротуара должны идти пешеходы (по правой)
  12. Сколько колес у легкового автомобиля (4)
  13. Что означает красный сигнал светофора (стоп, движение запрещено)
  14. Безбилетный пассажир (заяц)
  15. Для кого предназначен тротуар (для пешехода)
  16. Дорога для трамвая (рельсы)
  17. Что означает зеленый сигнал светофора (движение разрешено)
  18. Место высадки и посадки пассажиров (остановка).

Следующий конкурс для мам «Сложи пазлы (знаки дорожного движения)»

Кто быстрее сложит дорожный знак и назовет его.

Конкурс «Дорожный лабиринт» (лабиринты для детей)

А мы продолжаем конкурс болельщиков .

1. На дороге встал в дозор пучеглазый… (светофор)

2. По рельсам бежит – на поворотах дребезжит (трамвай)

3. Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги (вездеход)

4. доска для шахмат на боку, что за машина – не пойму (такси)

5. Все дороги обойду на резиновом ходу, я работать не боюсь, я везу тяжелый груз.

Еде, еду напрямик, и зовусь я … (грузовик)

6. Мимо машина с красным крестом на помощь больному промчалась бегом. У этой машины особенный цвет: как будто халат белоснежный одет (Скорая медицинская помощь)

7. Защитный головной убор мотоциклиста (шлем)

Конкурс «Группировка дорожных знаков»

Нужно распределить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса, информационные, предписывающие.

Сейчас ко мне выходят по 1 члену команды, вытягивайте карточку, подходите к столу и называйте те знаки, которые вам достались.

Конкурс «Домашнее задание»

Ваши дети выучили стихи про ПДД. Сейчас они их прочтут.

Наш конкурс подошел к концу. Пока жюри подводит итоги. Наши болельщики считают звездочки.

Награждение.

Слово жюри.

Объявление победителей.

Наша игра «Зеленый огонек» закончилась. Я хочу пожелать Вам здоровья и чтобы Вы всегда соблюдали правила дорожного движения. Желаю Вам безопасных дорог. До новых встреч.

В семейном конкурсе принимали участие три семейные команды:

  1. Семья Коптевых: Алексей Николаевич, Светлана Анатольевна и Соня
  2. Семья Бабинцевых: Сергей Александрович, Наталья Валерьевна и Настя
  3. Семья Частиковых: Юрий Владимирович, Светлана Сергеевна

Жюри: члены группы «Родительская инициатива»

Приложение 4

Родительское мини-собрание «Дети – родителям о ПДД»

Вед: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Всех присутствующих в зале объединяет забота о наших детях. Они – самое дорогое, что есть у нас. И их здоровье, безопасность на первом месте.

И в самом начале слово предоставляется инспектору ГИБДД Скобелкину Артему Николаевичу. (выступление инспектора ГИБДД)

Вед: В вашей семье растет ребенок. Пока он был маленьким, делал свои первые шаги. Его маленькая ладошка лежала в вашей руке. Но сейчас он вырос и впереди у него большая дорога жизни. Но самая первая дорога, вот она, за воротами. И чтобы перейти эту дорогу, нужно знать правила дорожного движения. И главный помощник на дороге для вашего ребенка – светофор. Обращайте внимание детей на его сигналы.
Выходят дети (трое одеты в одежду соответственного цвета – красный, желтый, зеленый)

Песня «Светофор»
(музыка Е. Филипповой
слова В. Кожевникова)

1.Перейти через дорогу
Нам на улице всегда
И расскажут, и помогут
Говорящие цвета

Припев
Красный свет нам скажет: «Нет», -
Сдержанно и строго,
Желтый свет дает совет:
«Подождать немного»,
А зеленый свет горит, -
«Проходите»,- говорит

2.Светофор, конечно строгий,
Он известен на весь мир.
он на улице широкой
самый главный командир

Припев

3.Светофор все дети знают,
Да и как его не знать.
И отлично понимают
Все, что хочет он сказать

Припев

Дети уходят

Вед: Но не везде стоят светофоры, не везде нанесена разметка – пешеходный переход. Как же перейти дорогу? Об этом нам расскажут дети.


Выходят дети

  • Найдите безопасное место

Не всегда рядом есть пешеходный переход. Главное, чтобы место для перехода отличалось хорошим обзором: рядом не было поворотов, стоящих машин и других помех для осмотра.

  • Остановитесь на тротуаре возле обочины.

Всегда нужно делать остановку, паузу для наблюдений и оценки ситуаций. Никогда не выходите, а уж тем более не выбегайте на дорогу с ходу.

  • Прислушайтесь и осмотритесь.

Прислушаться – значит выбросить из головы посторонние вещи. Помните, что транспорт, представляющий опасность, может быть скрыт; осмотритесь, поверните голову влево и вправо.

  • Если видите приближающийся транспорт, дайте ему проехать.

Всегда пропускайте движущийся автомобиль. И помните: за медленно едущей машиной, может быть скрыта другая; поэтому, пропустив транспорт, снова посмотрите по сторонам.

  • Если поблизости нет транспортного средства, переходите улицу под прямым углом.

Нет поблизости – значит нет ни приближающегося, ни стоящего, т. е. ничего не мешает обзору и не угрожает вашей жизни.

  • Продолжайте внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдете дорогу.

Дети уходят

Вед: Движение на улице регулируют не только светофор, но и дорожные знаки. Пожалуйста, не забывайте обращать на них внимание детей.
Выходят дети с дорожными знаками на груди

Песня «Дорожные знаки»
(Под музыку З. Роот к песне «Мамочка и я»)

1.Всем, кому даны колеса,
Передайте наш совет:
Пусть у нас сначала спросят,
Можно ехать или нет.
Мы поможем, мы расскажем
Честь по чести, что и как,
Мы дорогу всем покажем,
Уважайте каждый знак!

2. Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Помогать мы им решили,
Мы дежурим круглый год.
Самый-самый знак дорожный
Он стоит не просто так,
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый знак!

Обучая детей правилам дорожного движения, дорогие родители, иногда вы сами «забываете» их соблюдать. Когда едите в автомобиле, помните, автомобиль – объект повышенной опасности. Ребята напомнят вам о правилах перевозки детей в автомобиле.
Выходят дети

  • Пристегиваться ремнями необходимо всем, кто находится в автомобиле, в том числе чужом, даже при езде на небольшие расстояния.
  • Мы, дети, должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую сторону заднего сиденья, так как отсюда в случае аварии можно безопасно выйти на тротуар, обязательно пользуйтесь автокреслами.
  • Как водитель или пассажир вы являетесь для нас, детей, примером для подражания, поэтому не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, а спокойно объясните нам в чем их ошибки.
  • Во время длительных поездок чаще останавливайтесь, ведь нам, детям, необходимо двигаться, сидя долго на одном месте, мы будем отвлекать ваше внимание от дороги.
  • Автомобиль, несмотря на свою привлекательность и удобство перевозки нас, детей, не должен быть единственным средством передвижения. Прибегайте почаще к альтернативному транспорту – это способствует развитию у нас наблюдательности и двигательных навыков.

Дети уходят

Вед: Сегодня мы вам напомнили о некоторых правилах дорожного движения, которым нужно обучать детей. Но самое главное помните, Вы – пример для детей. Как вы себя поведете на дороге, так и ваши дети будут себя вести. Если вы соблюдаете правила дорожного движения, то из ваших детей вырастут законопослушные граждане. А главное, они будут здоровы.


Елена Сергеевна Кондратьева
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй

От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Главная проблема большинства детских садов – это Отсутствие взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй .

Если нет этого взаимодействия , значит, и не будет результативной деятельности, позволяющей выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей.

От того, как будет протекать , зависит, будет ли успешным всестороннее и полноценное развитие ребёнка. Интересы ребёнка для нас на первом месте, следовательно, решение данной проблемы в этом дошкольном учреждении играет важнейшую роль. Масштабы проблемы весьма велики, поэтому следует приступать к её разрешению незамедлительно.

Проблему взаимодействия детского сада и семьи , единства в подходах к общественному и семейному воспитанию я считаю одной из самых актуальных на сегодняшний момент. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада. Семья и детский сад составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно - образовательную микросреду и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир. Центральное место в этой системе занимает ребёнок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников мы рассматриваем как деятельность, которая позволяет выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей. Только тогда такое взаимодействие позитивно отразиться на физическом, психическом и конечно социальном здоровье ребёнка. От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьёй , зависит развитие ребёнка в проблемном поле взросления : успешное или неуспешное.

Мы сталкиваемся с проблемой недостаточного взаимодействия с семьёй каждый день , час…. Как следствие происходит недопонимание и жалобы, зачастую выходящие за пороги образовательного учреждения .

Данная проблема с взаимодействием не даёт возможности развиваться ребёнку, педагогу, всему учреждению…

Если семья не довольна в чём-то дошкольным образовательным учреждением или конкретно каким-либо действием воспитателя или любого сотрудника, то это обязательно отразится на поведении, отношении ребёнка к детскому садику.

Например, сейчас актуальна такая проблема - родители не понимают или не хотят понимать, зачем нужен субботник, испытывают злость, негатив (у них забирают выходной, сон, отдых, время, это настроение и отношение обязательно передаётся ребёнку. А ведь субботник – это и общение и трудовая деятельность, игра, праздник! А потом, когда появляется фотоотчёт по субботнику, ребёнок там не найдёт себя и спросит у мамы почему его нет на фотографиях …. Что ответит мама? Как себя будет чувствовать ребёнок? Это лишь один пример, когда полностью отсутствует взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй . Такого не должно быть! Мы все «органы» одного мощного организма, одной системы и должны работать как одно целое.

Если проблему взаимодействия семьи ребёнка с дошкольным образовательным учреждением упустить , не решать, не предпринимать никаких действий, то теряется всякий смысл существования образовательного учреждения , его сотрудников.

Данная проблема затрагивает всех и исходит как от родителей, так и от воспитателей. И источников этой проблемы два - ДОУ И СЕМЬЯ .

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны , например, с несовпадением взаимных ожиданий , с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями, так как не знаем какую выбрать форму взаимодействия .

Из всего выше сказанного ясно, что данная проблема важна как для дошкольного учреждения , так и для семьи дошкольника . Если ничего в этом направлении не делать, не менять, то страдает весь образовательный процесс.

Одна из причин отсутствия взаимопонимания и взаимодействия между дошкольным учреждением и семьёй - это отсутствие единого образовательного пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье - и это необходимо менять, так как с этой проблемой мы сталкиваемся каждый час и каждую минуту.

Еще одна причина возникновения данной проблемы - это Не затрагивание учета в образовательном учреждении стратегии семейного воспитания (необходимо учитывать историю развития семьи ) - а это важный момент в данной ситуации.

Решение проблемы.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются :

1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, будет осуществляться работа по взаимодействию с семьями дошкольников .

Положительные результаты в воспитании и развитии детей достигаются при умелом сочетании различных форм взаимодействия членов коллектива образовательного учреждения с семьей дошкольников .

Наши варианты решения проблемы :

Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей, а так же согласования воспитательных воздействий на ребёнка.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания через еализарцию двух направлений работы;

Информативное – ознакомление родителей с особенностями развития детей, режимом работы ДОУ, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, привлечение к оздоровительным и совместным мероприятиям;

Обучающее, практикоориентированное – формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением, гуманизация детско-родительских отношений;

Включение родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольным учреждением : участие в организации развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и т. д.

Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников имеет ряд преимуществ :

Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком . Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных) .

Во-вторых, учитывается индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй , знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что ДУ является лишь помощником в важнейшем деле воспитания и обучения дошкольника . В целом, появляется возможность к реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье .

Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи , полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения - мы начинаем работу над исправлением данной ситуации.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое, а так же интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями . В этой связи меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей

На данном этапе понятно, что при максимальном вложении трудовых ресурсов всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения и минимальных финансовых затратах и рисках, мы можем достигнуть максимального взаимодействия с семьёй .

Семья и детский сад – это два общественных института, они стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания , терпения, чтобы услышать, понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать друг с другом в интересах ребёнка. Главное. Что мы можем сделать - это установить доверие между семьёй и детским садом , что позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.

Работая над решением данной проблемы взаимодействия ДУ с семьёй , можно добиться того, что значительно улучшаются взаимоотношения с детьми , родителями и воспитателями, что инициирует подъем в развитии таких функций, как охрана и укрепление здоровья наших детей, развивающая (воспитывающая и обучающая) и профессиональное самосовершенствование!

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям:

1. Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками ДОУ (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом) .

2. Взаимодействие педагогов: совместные педсоветы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей; творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги; визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).

В совместной работе эффективными будут такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы, организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Педагогическая диагностика как средство оценки достижений ребенка дошкольного возраста.

По своей сути педагогическая диагностика - это деятельность педагога по изучению фактического состояния и тенденций развития субъектов взаимодействия в условиях образовательного процесса, направленная на управление качеством образования.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в ДОУ определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов (наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса), а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов можно назвать анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Одна из главных функций педагогической диагностики для педагога практика - функция обратной связи или информационная.

Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие. Наблюдая за тем, как проявляет себя ребенок в разных ситуациях (в игре со сверстниками, на прогулке, на занятиях, в свободное время), педагог отмечает его реакции на конфликт и на похвалу, на предложение заняться какой-либо деятельностью. Так он узнает особенности интересов, умения, склонности, трудности, предпочтения ребенка, значимые для него объекты и ситуации, понимает причины поведенческих проявлений.

Понимание ребенка помогает воспитателю определить своеобразие образовательных целей, снижает формальность, «усредненность» образовательного взаимодействия, ориентирует на поиск и применение лучшего варианта педагогического решения.

Прогностическая функция позволяет составить прогноз протекания педагогического процесса, определить перспективы развития диагностируемого объекта.

Для составления прогноза педагогу необходимо сопоставить информацию о том, каким был изучаемый объект раньше, как проявляет себя сейчас. Выявленная динамика изменений (положительная или отрицательная) обеспечивает возможности прогнозирования изменений объекта и предупреждения нежелательных тенденций развития.

Диагностика – процедура выявления уровня достижений и готовности к какому-либо виду деятельности определенного содержания и уровня сложности.

Данная процедура включает анализ и обобщение существующих методик диагностики развития, эффективности воспитания и обучения детей, выбор оптимальных методик и диагностических критериев, позволяющих оценить уровень сформированности того или иного качества личности, умений и навыков, компетенций и отношений воспитанников. Это означает, что по результатам диагностики можно будет соотнести достижения или неуспешность ребенка с сильными и слабыми сторонами его личности, изменениями в психофизическом, познавательно-речевом и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного образовательного процесса в ДОУ. Поэтому диагностику сегодня принято соотносить с проведением контроля эффективности или мониторинга образовательного процесса в детском саду.

В соответствии с ФГОС, она может быть основной для следующих видов мониторинга: промежуточного, итогового и мониторинга преемственности результатов личностного развития при переходе ребенка в школу. Например: "Мониторинг компетенций дошкольников 3-5 лет по образовательной области “Здоровье”"; Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы детьми; Планируемые результаты формирования интегративного качества "Любознательный, активный"; Достижения ребенка к концу старшего дошкольного возраста в различных образовательных областях.

Гусева Мария Сергеевна
Должность: студент 2-го курса магистратуры
Учебное заведение: Педагогического Института, Бурятского Государственного Университета
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие Дошкольной образовательной организации с семьей".
Дата публикации: 13.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Взаимодействие Дошкольной образовательной организации с семьей.

студентка 2-го курса Педагогического Института,

Бурятского Государственного Университета,

специальность «Менеджмент в образовании».

Ключевые слова: взаимодействие, взаимоотношения, семья, ДОО,

педагогическая культура родителей.

Концепция

модернизации

российского

образования,

Федеральные

государственные стандарты дошкольного образования нацеливают ДОО на

взаимодействие с семьями воспитанников с целью обеспечения высокого

качества образования, которое складывается из уровня профессиональной

компетентности

педагогов

педагогической

культуры

родителей.

Достижение высокого качества образования дошкольников, удовлетворения

запросов

родителей

интересов

создания

открытого

образовательного пространства,

возможно только при условии разработки

новой системы управления взаимодействием ДОО и семьи.

современных

социальных

условиях

философии

взаимодействия семьи и ДОО лежит идея о том, что за воспитание детей

несут ответственность родители, а все остальные социальные институты

том числе ДОО) призваны поддерживать и дополнять их воспитательную

деятельность. Признание приоритета семейного воспитания на современном

этапе развития дошкольного образования требуют иных отношений семьи и

дошкольной организации. Эти отношения определяются такими понятиями,

как «сотрудничество» и «взаимодействие».

Термин «сотрудничество» обозначает общение «на равных», где никому

принадлежит

привилегия

указывать,

контролировать,

оценивать.

Сотрудничествопредполагает

взаимные

действия,

взаимопонимание,

взаимоуважение,

взаимодоверие,

взаимопознание,

взаимовлияние.

Активная

совместная

педагогов

родителей

позволяет

способствует

усилению

взаимоотношений.

«взаимодействие»,

предполагающий

чувствами

переживаниями

сравнительно

работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство

линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось

на основе единого понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит

сотрудничество

педагогов

родителей,

предполагает

равенство

партнеров,

уважительно е

отношение

взаимодействующих

индивидуальных

возможностей

способностей .

требований,

которому

отвечать

современный детский сад, обеспечивающий целостное развитие ребенка-

развитие конструктивного взаимодействия с семьей, обладающей, по мнению

отечественных

зарубежных

психологов,

способностью

передачи

поддержки присвоения личности основ материальной и духовной культуры

человечества. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать

ребенка, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии

способностей ребенка, формировании ценных жизненных ориентаций.

Основополагающей

требующей

развития

дошкольного

образования,

является

построения

взаимодействия

гуманно-личностного

согласно

которому

признается право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни

детского сада. Для воспитания, утверждающего гармоничное и целостное

развитие личности ребенка, а не разрушающее, воспитателю и родителям

необходимо избавиться от субординации, монологизма по отношению друг к

другу, критики; им следует видеть друг в друге полноправных партнеров,

союзников в процессе воспитания ребенка .

Анализ путей современного взаимодействия педагогов ДОО и семьи

позволил выделить педагогические условия выбора эффективных методов и

родителями,

формирования

о п т и м а л ь н о й

стратегии взаимодействия

сотрудничества

детского

относятся следующие: формирование у родителей воспитанников установки

на сотрудничество через знакомство их с потенциалом развития их детей;

согласование

представлений

родителей

педагогов

развития,

воспитания

обучения

процессе

проведения

систематической

проблемных

семинарах;

постановка

с п е ц и ф и ч е с к и х

п р о бл е м

п ед а го г и ч е с ко го

с от руд н и ч е с т ва

дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных

и подгрупповых консультаций; обучение родителей и воспитателей функциям

сотрудничества

использование

традиционных

нетрадиционных

общения; развитие

интеллектуальной

творческой

инициативы

детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по

методу творческих проектов.

Особенности

современного

человека

непрерывного образования воспитывающих взрослых. Семья и детский сад

живут в стремительно меняющемся мире, поэтому родителям и педагогам

необходимо непрерывно повышать уровень своей образованности, для того,

чтобы не потерять ориентиры в современных условиях жизни, уметь слушать

Родителям

педагогам

необходимо

постоянное

обновление

психолого-педагогических

обусловленное

развитием

развитие

способности

установки

знаниями

определенной ситуацией, которая позволит понять ребенка. На сегодняшний

наиболее

нуждается

родители

педагогически образованы.

В основу создания образовательных программ для родителей должны

положены

следующие

принципы

Петряевская): принцип

приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на

становление

личности

значимости

внутрисемейных

отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи;

единства

непротиворечивости

воздействия

образовательного

учреждения

воспитании

ребенка; принцип целостного

развития ребенка, предполагающий отражение многообразия влияния семьи

на формирование целостной структуры личности ребенка .

предоставлять

родителям

(социальных

педагогом,

психологом,

воспитателем,

родителей и пр.), но и право на участие в планировании и формировании

образовательных

программ

«родительской

необходимо

планировать

направлениям,

строится образовательный процесс с детьми: взаимоотношения с ребенком в

деятельности,

воспитание

уверенности

ценностного

отношения

формирование

эмоциональной

отзывчивости,

толерантности,

развитие

безопасного

поведения

ознакомление с нравственной оценкой поступков и моральными нормами.

Исследования по проблемам семейного воспитания показывают, что

многие родители испытывают трудности в воспитании детей. Для 70 %

современных родителей в той или иной степени характерна неуверенность в

правильности своей воспитательной позиции. Такая неуверенность взрослых

негативно

развитие

личности

дошкольников,

порождая

поведении

неуравновешенность,

тревожность,

стремление

управлять

поведением родителей, затрудняет нормальные взаимоотношения в семье.

При этом часто родители не осознают этих проблем, не понимают особой

роли семьи в развитии ребенка в дошкольном детстве, а среди тех родителей,

кто видит эти проблемы, только часть готова затратить усилия, чтобы их

Поэтому именно педагогу дошкольной организации во взаимодействии

воспитанников

принадлежит

организатора,

инициатора

совместной

деятельности.

формирования

сотрудничества

взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как

большую сплоченную семью, жизнедеятельность которой

интересна, если

организуется совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это

способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми,

созданию комфортных условий в семье.

Литература:

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для

вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.:

Питер, 2013. - 464 с.: ил.

От рождения до школы Основная общеобразовательная программа дошкольного

образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.)

Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и

семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II

Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71-

Читайте также: