Песочная терапия для детей 3 лет. Песочная терапия для детей дошкольного возраста. Рисование песком. Песок как средство для снятия напряжения

Безграничны возможности и фантазии человека. Приглашаем вас к продолжению разговора об арт-терапии. Сегодня рассмотрим одно из ее направлений — песочную терапию. Узнаем ее секреты, кому и для чего она подходит, а также предложим конкретные упражнения для детей и взрослых.

Песочная терапия для взрослых и детей

Что такое песочная терапия и как она может помочь человеку в решении его трудных ситуаций? Кто и как может применять упражнения в песочнице? Об этом – в нашей статье.

Песок – особый материал, ведь он, можно сказать, «родом из детства». Кто из нас не любил в совсем юные годы повозиться с куличиками и лопатками? Наверное, мало таких, ведь песочница во все времена была магнитом для малышей.

Правда, мы часто воспринимаем песок как среду для свободной игры, и недооцениваем его коррекционные и терапевтические свойства. И уж точно не всегда осознаем, что играть в песке полезно не только детишкам, но и взрослым. Что же полезного несет в себе песочная терапия?

Возникновение и суть песочной терапии

Песочная терапия – одно из направлений проективной психотерапии. Основателем метода считается Карл Юнг, позже инициативу поддержали его ученики.

Если бы можно было описать суть песочной терапии в одном предложении, оно звучало бы так: подсознание человека общается с ним на языке знаков и символов, и уже они помогают нам решить собственные проблемы и трудности в разных сферах жизни и отыскать ответы на непростые жизненные вопросы.

Проще говоря, на песочном полотне мы перепроживаем какие-то моменты своей жизни, и как бы заново перерисовываем собственную «картину», получая новый чувственный опыт, что впоследствии проявляется переменами уже в реальности.

Песочные картины, которые мы создаем собственноручно, помогают вытащить на белый свет неосознанные чувства, конфликты и переживания. Специалист по песочной терапии может рассмотреть все это на картине клиента, понять, что его тревожит и как ему максимально эффективно помочь.

Песочная терапия часто используется в практике многих детских и «взрослых» психологов, сказкотерапевтов, арт-терапевтов, воспитателей детских садиков. Но для применения ее элементов и получения позитивных сдвигов в собственной жизни и жизни детей совсем не обязательно месяцами и годами учиться и защищать диплом специалиста, хотя, конечно, это тоже очень полезно. Но для начала можно попробовать метод и применить его элементы на практике в домашних условиях.

Функции песочной терапии

Сама по себе возня в песочнице – процесс очень приятный. Посмотрите, как играют дети! Их не надо заставлять покопаться в песке, и даже лепка куличиков, пересыпание, просеивание песка успокаивают и расслабляют как ребенка, так и взрослого.

Кроме того, к функциям песочной терапии относят:

  1. Диагностическую – определенным образом построенная игра в песочнице поможет терапевту, родителям или самому взрослому клиенту увидеть ответы на многочисленные вопросы о своем внутреннем мире или мире малыша, понять настоящие причины страхов и тревог.
  2. Развивающую – в песке можно проводить развивающие игры. Прямо в песочнице можно проводить занятия по обучению счету, письму, чтению, сортировке и т.д. Все это хорошо запоминается и легко дается малышу, если «одеть» развивашку в сказочную форму и весело обыграть. Кроме того, песочные игры развивают мелкую моторику, внимание, воображение, образное мышление ребенка, а также его речь, ведь в процессе он учится говорить, «озвучивать» героев в песочнице, связно говорить.
  3. Коррекционную – с помощью определенных игр в песочнице можно так перенаправить деятельность ребенка, что его поведение постепенно начнет меняться в лучшую сторону.
  4. Высвобождающую – в песке малыш может свободно выразить свои эмоции и чувства, выпустить негативные переживания. Ведь далеко не каждый малыш в состоянии говорить о своих чувствах вслух. Но внимательная мама обязательно заметит его трудности, просто наблюдая за его играми. И самому ребенку тоже полегчает после таких игр, он сможет прожить эмоцию и пойти дальше, не «зависая» на ней. Кстати, это актуально не только для детей, но и для взрослых.
  5. Психотерапевтическую – в песочнице мы можем исцелить всевозможные трудности малыша, его фобии, страхи, тревоги и т.п. Но с этим лучше всего обратиться к профессионалу.

Песочная терапия в домашних условиях. Как организовать?

Организовать дома песочницу не так уж сложно. Вам понадобятся:

Прямоугольный деревянный ящик размером 70Х50Х8 см, но можно, конечно, рассмотреть и другие варианты. Психотерапевты в своей работе используют песочницу с голубыми бортиками и дном. Мы же можем взять любую удобную емкость – таз, поднос, контейнер из пластика (удобно, если он с крышкой, так после игры можно быстро убрать и спрятать песок).

Собственно, песок. Важно, чтобы он был очищенным и безопасным. Такой песок можно приобрести в зоомагазине, но можно и самостоятельно подготовить, тщательно промыв и прокалив в духовке. И тогда можно не бояться проверки «на зубок», которая в случае с малышами случится непременно, и в самый неожиданный момент.

- Маленькие игрушки – модели из реальной жизни: куколки, предметы игрушечной посуды, фигурки растений, животных, машинки, домики, а также природные материалы – палочки, желуди, камни, шишки, каштаны.

— Водичка. Это необязательно, но работа с сухим и влажным песком дает разные ощущения, почему бы не поэкспериментировать?

Игры с песком

Предлагаю вам несколько игр в песочнице для малышей и одно упражнение для взрослых:

Песочный дождь

Попросите ребенка положить руки в песочницу. Посыпьте песком на его ладошку, и предложите ему тоже посыпать «дождиком» на ваши руки. Эту игру малыши обычно воспринимают на «ура».

Ветер

Возьмите соломинку для сока и предложите крохе аккуратно в нее подуть, предварительно опустив второй конец трубочки в песок. Важно быть аккуратными и следить за действиями ребенка.

Кто здесь прячется?

Предварительно спрячьте в песочнице несколько игрушек, а затем попросите ребенка их отыскать. Малышу точно понравится эта игра! А еще, можно попросить его самого спрятать игрушки от вас.

Строительство новых миров

Предложите ребенку построить на песке сказочный мир, где будет все, что ему хочется: города и страны, поля, реки и озера. Детям постарше можно задать задачку построить мир мечты или город будущего, и рассказать потом о нем как можно подробнее.

Мост в новый мир – упражнение для взрослых

Цель: гармонизация состояния, анализ ценностей и достижений.

Длительность – 20 минут.

Необходимые материалы: поднос с песком или манкой.

Схема выполнения:

Положите руки на поднос с песком (или манкой). Попересыпайте материал, познакомьтесь с ним. Он шершавый или мягкий? Прохладный или теплый?

Нарисуйте на песочном поле водоем, а через него — мост. Интуитивно, как пойдет.

Рассмотрите свой мост. Какой он? Где на этой картине вы? Попробуйте мысленно «попутешествовать» по разным областям песочной картины и прочувствовать, где и какие ощущения приходят.

Если вы сейчас хотите что-то изменить, обязательно сделайте это.

Почувствуйте, что с вами сейчас происходит, какие новые чувства, мысли, инсайты появились? Запишите их.

И позже ответьте на вопросы:

  • Нравится ли вам ваша картина?
  • Как бы вы ее назвали?
  • О чем говорит ваша работа? Запишите хотя бы три ассоциации.
  • Какие чувства вы испытываете, глядя на свое творение?
  • Если бы картина могла говорить, что бы она вам сказал?
  • Какие два небольших действия вы готовы сделать уже сегодня, чтобы построить этот мост в новую жизнь? Сделайте это!

Обязательно попробуйте эти игры в песочнице и техники песочной терапии, и пусть они подарят вам много творчества, энергии и радости!

В завершении приглашаю полюбоваться на чудеса песочных сказочных картин, возникающих в руках мастера:

Анна Кутявина,

Профессиональный психолог и мама.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Недаром любую реальную или виртуальную модель, на которой можно испытать все свои идеи, не боясь что-то испортить, называют «песочницей». Чувство творческой и эмоциональной свободы - вот что значит песочная терапия для детей дошкольного возраста. В этом возрасте запускается процесс активной социализации человека, его эмоции становятся глубже и разнообразнее, но выразить их словами он может не всегда. Зато он может «нарисовать» их на песке.

История возникновения и суть метода

О песке как о материале, возвращающем взрослого человека к «архетипу ребенка», говорил еще Карл Густав Юнг, швейцарский ученый-психолог первой половины XX века, а английский врач Маргарет Ловенфельд первой начала использовать подносы с песком и маленькие фигурки в работе с детьми. Автором полноценной методики считается последовательница Юнга и ученица Ловенфельд Дора Калфф, благодаря которой метод песочной терапии обрел окончательную форму.

Фактически это один из видов арт-терапии, который отличается от остальных простотой манипуляций, недолговечностью создаваемых форм, возможностью корректировать их безо всяких ограничений. Особых навыков или умений при работе с этим материалом не требуется, а в создании композиций помогают готовые фигурки людей и животных, природные материалы. Основная задача песочной терапии для детей, с одной стороны, заключается в том, чтобы помочь взрослому (педагогу или психологу) выявить и помочь разрешить проблемы, которые могут скрываться глубоко в детской душе, а с другой - способствовать психоэмоциональному развитию ребенка.

Необходимые материалы и оборудование

Считается, что взаимодействие с природными материалами благотворно влияет на эмоциональное состояние человека в любом возрасте, при этом одно из главных требований к оборудованию для песочной терапии - натуральность. Коробка для песка должна быть деревянной, а песок - чистым, желательно кварцевым. Можно использовать речной или морской песок, предварительно его просеяв и тщательно промыв. Дно и внутренние стенки коробки традиционно окрашиваются в голубой цвет, чтобы при рисовании песком на плоскости легко было изобразить небо, а при создании объемных композиций - воду.

Настоящая вода также играет важную роль: из увлажненного песка удобнее строить объемные фигуры. Поэтому в кабинете психолога бывает две емкости - одна для сухого песка, другая для влажного. Коллекция фигурок должна быть достаточно богатой: разные люди, животные, символы, всевозможные предметы из реального или фантастического мира - все, что может пригодиться для отражения любых ситуаций и фантазий.

Также обязательно наличие естественных элементов - камней разного размера, формы и текстуры, веточек, ракушек. Все это поможет ребенку освоиться в песочнице, пробудит в нем желание взаимодействовать с предложенными материалами, фантазировать, рисовать и строить. Для строительства идеально подойдет конструктор. Желательно, чтобы его детали были не слишком мелкими, иначе они будут теряться в песке, а сам процесс постройки рискует затянуться и отвлечь ребенка от основного действия.

Песок как средство для снятия напряжения

Даже простое пересыпание песка в ладонях способно успокоить и настроить на мирный лад непоседливого ребенка, а замкнутому и молчаливому поможет расслабиться и раскрыться для общения. Текучесть песка часто сравнивают с убегающим безвозвратно временем, и дети интуитивно тянутся к этой простой и знакомой субстанции, подолгу играя в песочнице. Показательно то, что эти игры всегда носят спокойный, медитативный характер не только в кабинете у психолога, но и на обычной детской площадке - их можно назвать самотерапией.

Песок способен снять внутреннее напряжение не только у детей. В представлении большинства взрослых людей наполненной стрессами повседневности противопоставляется песчаный пляж как символ спокойствия и безмятежности. Основная идея Юнга состоит в том, что через взаимодействие с песком во взрослом просыпается его внутренний ребенок, обнажается первичный эмоциональный источник, который на самом деле не является чем-то пройденным и забытым - он управляет эмоциями и переживаниями человека на протяжении всей его жизни.

Ограничений у таких занятий по возрасту почти нет: уже в возрасте 1 года ребенку будет полезно познакомиться с песком (под присмотром взрослых). Это обогатит его опыт тактильных и зрительных ощущений, что само по себе важно в ранний период развития. Что касается противопоказаний, то они связаны как с физической природой песка - это заболевания дыхательных путей (астма, аллергия на пыль) и повреждения кожи (порезы, царапины, кожные заболевания), так и с некоторыми психическими отклонениями:

  • с гиперактивностью;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • слишком высокий уровень тревожности;
  • невроз навязчивых состояний.

Возможности метода при применении специалистами

При всей своей видимой простоте песочная терапия - мощный инструмент в руках профессионального психолога. Он позволяет специалисту одновременно решать сразу несколько задач.

  • Диагностика - занятия с песком расшифровывают внутренние сигналы ребенка, выявляют причины его страхов и проблем.
  • Профилактика - систематические сеансы способны предотвратить развитие психических нарушений или психологических проблем.
  • Консультирование - отталкиваясь от полученных в результате проведения терапии результатов, специалист дает родителям советы, помогающие им укрепить эмоциональную связь с ребенком, помочь ему разрешить внутренние противоречия.
  • Коррекция - грамотно подобранные упражнения могут в течение серии сеансов изменить поведение малыша, помочь ему преодолеть трудности в общении, научить избегать конфликтов.

Использование песочной терапии не является прерогативой исключительно психологов. Ею успешно пользуются также педагоги, логопеды, дефектологи и другие специалисты, работающие с детьми. Например, на логопедических занятиях игры в рамках этого метода помогают решать множество задач:

  • развитие фонематического слуха;
  • коррекция произношения звуков;
  • развитие грамматически стройной, связной речи;
  • обучение чтению и письму.

В процессе песочных игр и упражнений участники свободно обмениваются идеями, делятся чувствами, что постепенно позволяет построить между ними доверительные отношения. Для развития навыков общения эффективны групповые занятия, когда несколько детей совместно играют в песочнице под ненавязчивым руководством педагога. Подобные игры учат детей примерять на себя определенные роли, работать в коллективе. Для наблюдающего за процессом специалиста важно отмечать то, насколько играющие способны слышать друг друга, могут ли они самостоятельно разрешать конфликты и сообща преодолевать трудности.

Потенциал песочной терапии для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми состоит в том, что ее сочетание с традиционными обучающими методиками дает дополнительный эффект. Возможность учиться в ходе любимой игры значительно повышает мотивацию ребенка к получению знаний, что способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов. Учитывая также аспект релаксации, снятия внутреннего напряжения, можно говорить о комплексном образовательно-терапевтическом эффекте.

Песочная терапия в педагогической практике

Местом знакомства дошкольников с песочной терапией часто является детский сад, где с ними занимается воспитатель.

Программа занятия включает три основных этапа.

  1. Знакомство. Ребенку (детям) отводится время на то, чтобы как следует познакомиться с самой песочницей и игрушками, которые могут участвовать в игре. Педагог обращает внимание ребенка на ассортимент фигурок, объясняет, к какой категории относится та или иная группа предметов, отвечает на вопросы.
  2. Создание модели. Это основной этап, на котором играющему предлагается составить какую-либо сюжетную линию и изобразить ее с помощью арсенала подручных средств: фигурок, предметов, самого песка. Ребенку предоставляется полная свобода действий, в которые педагог не вмешивается. На протяжении всего процесса он внимательно наблюдает за действиями ребенка, отмечает его реакции и поведение.
  3. Подведение итогов. Заключительный этап, на котором педагог с искренним интересом рассматривает законченную композицию, слушает объяснения ребенка о том, что, как и почему он расположил на песке, выделяет для себя важную информацию об эмоциональном состоянии маленького художника. При этом взрослому ни в коем случае нельзя в присутствии ребенка самовольно переставлять или изымать фигурки из картины, менять что-то в композиции. Следует также соблюдать осторожность, высказывая свое мнение о постройке.

Такие занятия часто проводятся с группами из нескольких детей с образовательной целью, для совершенствования их навыков общения, для общего развития.

Как проходят сеансы у психологов?

К психологу, как правило, родители ребенка или взрослый клиент обращаются за помощью в решении конкретной проблемы. Поэтому сеанс, хоть и базируется на тех же самых этапах, выстраивается более тщательно, а анализ результатов проводится более глубокий. В кабинете психолога больше, чем где-либо еще, важна утрата пациентом контроля над сознанием, позволяющая волнующей его проблеме материализоваться с помощью песка и вспомогательных фигурок.

Анализ начинается уже на стадии выбора миниатюр для создания песочной картины. Стараясь не шуметь и не попадать в поле зрения ребенка, чтобы не отвлекать его, психолог внимательно наблюдает за всеми его действиями, стараясь не упустить ни одной детали. Это особенно важно при работе с детьми, имеющими трудности с речью.

Время для выбора фигурок не ограничивается, а в процессе творчества их можно убирать или добавлять. Перед тем как начать создание песочной картины, ребенок по просьбе психолога выстраивает все выбранные фигурки и предметы на подносе с песком в том порядке, который сочтет нужным - в этом ряду зашифровано много ценной информации, понятной специалисту. Затем начинается сам процесс моделирования.

Дети любят воплощать в песке сказочные, фантастические сюжеты, вдохновляясь полной свободой самовыражения. Обычно на создание картины уходит не больше часа, после чего психолог может обсудить ее с ребенком: что это за мир, кто его населяет, какой характер у каждого из героев, в каких взаимоотношениях они находятся и т. д. После такого описания психолог может задать вопросы, побуждающие пациента что-то изменить в сюжете, развить его. Например:

  • В этом мире всем хорошо живется или кто-то грустит?
  • Если кому-то из героев плохо, что можно сделать, чтобы ему стало хорошо?
  • Как будут вести себя герои дальше?

Важно, чтобы ребенок не просто рассказывал о развитии событий, а иллюстрировал все это на песочной модели, меняя положение фигур. После каждого такого изменения следует вопрос: «А что будет дальше?» Это продолжается до тех пор, пока проблема героя не разрешится. Если ребенок констатирует, что теперь в этом песочном мире всем хорошо, это будет означать, что его внутреннее напряжение снято на бессознательном уровне. Если же он скажет, что герою плохо, но помочь ему нельзя, психолог предложит ему вновь обратиться к полкам с фигурками и посмотреть, не найдется ли там кто-то, кто спасет ситуацию. Так постепенно специалист «распутывает» клубок детских переживаний, помогая маленькому пациенту найти выход из эмоционального замкнутого круга.

При работе со взрослым человеком психолог также обсуждает законченное творение клиента, задавая вопросы о значении тех или иных конструкций, о том, что могло бы быть по-другому или хотелось бы изменить. В ходе такой беседы к человеку постепенно возвращается утраченное чувство уверенности, он начинает понимать, что именно его тревожит и почему. Наконец он принимает сложившуюся ситуацию. Часто уже после первого сеанса пациенту становится намного лучше, он начинает видеть решение своих проблем там, где раньше царил полный мрак.

Говоря о практике песочной терапии в домашних условиях, имеют в виду скорее игровую форму обучения, нежели метод психоанализа. Такой вид совместной деятельности родителя и ребенка принесет массу удовольствия обоим и поможет лучше понять друг друга. Организовать песочницу дома несложно, тем более что для домашних игр с песком не обязательно точно следовать всем научным канонам метода. Основной элемент - свобода творчества - должен остаться неизменным.

Не отказывайтесь, если ребенок попросит вас тоже нарисовать свою песочную картину, ведь ему интересно, что «сотворит» его самый близкий человек.

Для занятий вполне подойдет любая широкая емкость, желательно с высокими бортами и крышкой - так песок будет удобнее хранить. К подготовке песка нужно подойти с большей ответственностью: он должен быть совершенно безопасным. Песок продается в зоомагазинах, но можно набрать его и самостоятельно - главное, хорошо его просеять, промыть и прокварцевать (или хотя бы прокалить в духовке).

Следующий шаг - собрать коллекцию разнообразных миниатюрных игрушек. Она может быть не такой большой, как у профессионального психолога, но все-таки достаточной для творчества. Не стоит забывать и о природных материалах - камнях, перьях, ракушках, шишках, ореховой скорлупе. Может пригодиться мелочь вроде пуговиц или монет, игрушек из шоколадных яиц. Также необходимо приготовить пульверизатор с водой для увлажнения песка.

Можно начинать игру! Например, ребенок с радостью поиграет в пиратов, где нужно будет отыскать зарытый «клад», обозначенный крестиком на нарисованной карте, отмеряя пальчиками «шаги» от ориентира, или построит замок из песка, в котором будет заточена принцесса - здесь все ограничивается только фантазией участников.

Цель:

Формировать элементарные представления о растительном и животном мире морей и океанов; коммуникативные навыки, умение вербально и не вербально общаться, фантазировать;

- расширить знания детей о море как о сложной экосистеме со своими законами и условиями для существования всех его жителей;

Способствовать интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей, преодолению эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижению физического и психоэмоционального напряжения;

Развивать творческое воображение, умение перевоплощаться, входить в образ морских жителей в играх и релаксационных упражнениях; устойчивость и концентрацию внимания, вербальную память, логическое мышление, мелкую моторику руки, цветовосприятие, самостоятельность, инициативность, тактильно-кинетические ощущения; умение получать удовольствие от процесса и результатов своей деятельности;

- создать условия для реализации познавательной и социальной активности детей ;

Закрепить правила обращения с песком;

Воспитывать экологически целесообразное поведение, любовь к природе, интерес к предлагаемой деятельности, умение замечать красоту, любоваться ею, желание воспроизводить свои впечатления нетрадиционными средствами.

Материалы: запись музыки «Шум моря», ИКТ, цветные шарики, «Морская царевна» (лейка - рыбка с короной на голове), подставка, ткань с рисунком на морскую тематику, атрибуты моря: камни (морские, разноцветные стеклянные), ракушки, искусственные водоросли, кораллы, мелкие игрушки обитателей моря (рыбы, крабы, черепахи, осьминоги и т.д.), сказочные домики, трубочки для коктейлей, ящики для работы с песком, столики на колесиках, природный материал, салфетки.

Ход занятия психолога (песочная терапия) в детском саду

Упражнение «Путешествие на воздушных шариках»

Дети, вы любите путешествовать? Тогда предлагаю путешествие в необычную страну и попадем мы в нее также необычным способом, угадав загадку.

Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел

Я побежал. (Воздушный шарик).

(Психолог открывает ящик с воздушными шариками и предлагает детям взять себе по одному шарику, который им нравится. Дети называют цвет своего шарика).

Мы можем полететь на таких воздушных шариках? (Нет).

Почему? Что нам нужно сделать? (Наполнить их воздухом).

(Дети надувают воздушные шарики)

Дети, возьмите шарик в руки, сядьте с ним на ковер, закройте глаза, и почувствуйте, как легкий ветерок перенесет нас в страну приключений, новых знакомств и хороших друзей.

Психогимнастика :

«Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

(летят в Песочную страну)

Упражнение «Песочная страна ».

Психолог:

А теперь, ребята, откройте глаза. Вот мы и прилетели в эту удивительную страну, в царство песка и воды. Когда мы приходим к кому-то в гости, прежде всего, что мы делаем? (здороваемся).

Но приветствуют друг друга здесь очень необычно. Я вас научу.

(дети повторяют за психологом движения: два кивка головой вниз, влево-вправо, потереть руки, помахать ими и улыбнуться).

А теперь давайте поздороваемся с песочком.

Здравствуй песочек!

Положим ладони на песочек, погладим его. Какой он?

(сухой или мокрый, теплый или холодный).

Давайте согреем его: наберем в руки песка и пропустим его между ладонями.

Потрите песочек между ладонями. Каким он стал теперь?

Коснемся песка всей внутренней стороной ладони, а теперь - внешней.

Послушайте, он с нами здоровается. Слышите? Он говорит очень тихим голоском, шепчет нам.

Наберите песочек в кулачек и потихоньку высыпайте его. Вот как он с нами разговаривает - с-с-с-с-с!

Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Слышите, как песочек смеется? Ему это понравилось.

Психолог:

Значит, мы, как вежливые дети, поздоровались с песочком. А теперь, необходимо узнать правила игры с песком, как с ним обращаться.

Правила игры с песком:

  1. С песком следует обращаться очень аккуратно.
  2. Берем песок, закатив рукава.
  3. Упражнения выполняем не спеша, все движения с песком выполняем осторожно.
  4. Песком нельзя друг в друга бросать.
  5. Играть с песком можно только в песочнице.
  6. После игры с песком, следует тщательно вымыть руки с мылом.

- Ребята, вы все правила запомнили, обещаете их соблюдать?

Да.

Упражнение: «Встреча с Морской царевной»

(Звучит музыка, появляется морская царевна).

Психолог:

Дети, посмотрите, кто же это?

Так это же морская царевна. И она приглашает нас в свое царство, но сначала, предлагает выполнить задание, продолжить следующие предложения:

Рыбы покрыты чешуей, а люди … (кожей)

Рыбы дышат жабрами, а люди…(легкими)

У рыбы хвост и плавники, а у людей… (руки и ноги)

С помощью плавников и хвоста рыбы плавают, а люди передвигаются с помощью … (ног)

Без воды морские обитатели не проживут, а люди … (также)

class="eliadunit">

Зачем людям вода? (пить, стирать, мыться, готовить пищу и т.д.

В море песок мокрый, а в пустыне … (сухой)

Психолог:

Спасибо ребята, морская царица довольна вашими ответами и приглашает вас к себе в гости. (психолог ставит морскую царевну - рыбку на подставку).

А, чтобы, попасть в ее владения, предлагаю проложить дорожки. (дорожки выкладываем из разного материала: стеклянных камушков, фасоли, мелких камней и т.п.

Упражнение «Раскопки».

Психолог:

В подводной стране много скрытых сокровищ, давайте мы их попробуем отыскать? Закройте глаза, представьте, что вы одели скафандры и акваланги погрузились в морские глубины (в это время психолог прячет в песок различные камни и раковины).

А теперь откройте глаза. И вот вам новое задание: чтобы найти какой-то клад, нужно подуть через трубочку на песочек, но очень осторожно, чтобы не засорить глаза.

(слегка раздувая песок, дети находят различные «сокровища» и раковины).

Игра-медитация: «О чем рассказывает раковина?»

Психолог:

У этой ракушки есть какая-то тайна. Возможно, она расскажет нам ее?

Прислушайтесь, о чем говорит раковина?

(звучит тихая музыка, дети по очереди прикладывают раковину к уху и слушают).

В волшебном мире подводного царства живут удивительные рыбы, осьминоги, раки. Морское дно украшают зеленые и бурые кораллы, разноцветные камни. Посмотрите на экран, и вы увидите морские глубины и их жителей.

Создание в песочнице картины «Подводное царство»

Психолог:

Давайте попробуем воспроизвести увиденное подводное царство, украсив его различными камнями, мелкими игрушками, раковинами. Кто захочет, будет работать в большой песочнице, а возможно, кому-то понравится создавать картину в маленькой. Но перед началом работы в песочницах давайте вспомним правила работы с песком:

(дети в произвольном порядке называют знакомые правила)

Играть с песком будем дружно.

Оскорблять никого нельзя, и т.д.

Не забывайте и следуйте этим правилам.

(практическая работа детей в парах и индивидуально под музыкальное сопровождение).

Дети делятся на пары и создают в большой песочнице картины подводного царства, используя мелкие игрушки и тому подобное.

Тот, кто решил работать в маленьких песочницах, выполняют задание индивидуально, используя цветные камни и мелкие игрушки.

Психолог:

Посмотрите на результат. Морские пейзажи вышли у нас замечательные. Кого же вы поселили в подводное царство? (диалог с детьми).

Здесь я вижу акулу. Что вы можете сказать о ней, какая она? Какие вызывает у вас ощущения? (ответы детей).

Психолог:

Значит, если она хищная и злая, то давайте переселим ее в другую песочницу, где она никому не сможет угрожать.

(хищные рыбы переносятся в другую песочницу).

Психолог предлагает решить проблемную ситуацию сделать хищников добрыми, выслушивает предложения детей. Одобряя сказанное детьми, предлагает свою версию.

Психолог:

Мы сможем помочь нашим хищникам стать добрыми, чтобы они не оскорбляли рыбок и других обитателей подводной страны, слепив из песка шары, в которых живет злость.

(дети пытаются лепить из сухого песка и приходят к выводу, что его нужно увлажнить. Морская Царевна им помогает в этом, поливая песок водой. Дети лепят уже из мокрого песка шары, в которых живет злость).

Психолог:

Ну что же, победим злость, разрушив шарики и сказав такие слова:

Прогоняем злость

И приглашаем радость

(дети повторяют слова несколько раз, кулачком разбивая шарики из песка).

Психолог:

За то, что мы помогли стать акулам хорошими, они позволяют нам взять морские сокровища, которыми мы украсим наше подводное царство.

(дети выкладывают подарки акулы в первой песочнице).

Психолог:

И с тех пор зажили все жители дружно и счастливо. А вы дружные? Для чего нужно дружить? А если мы не будем дружить, что будет?

Прощание

Психолог:

Молодцы, ребята! Мы дружно с вами поиграли, и все у нас удалось. Это потому, что вы помогали друг другу. Наше путешествие заканчивается. Станем все в круг, обнимемся и скажем такие слова:

Мы - веселые ребята,

Дружно, весело играем.

И друг другу помогаем.

Любим шутки, песни, смех.

Снова рады видеть всех.

Психолог:

Попрощаемся с Песочной страной и Подводным царством, их жителями, Морской царевной и отправимся на воздушных шариках к другим деткам и расскажем им о путешествии и как интересно было играть с песком.

(дети прощаются, берут шарики и выходят из зала).

В центре «Слухон» проходит увлекательное представление, в котором нужно принимать активное участие. Это песочная терапия для детей дошкольного возраста. Рассмотрим положительные моменты:

  • способствует расслаблению и успокоению;
  • игра снимает стресс, лишнее мышечное напряжение;
  • положительно влияет на психику;
  • избавляет от тревог и навязчивых страхов;
  • развивает пространственное мышление и воображение;
  • развивает мелкую моторику, воображение и творческие способности;
  • позволяет раскрыть свои чувства и эмоции.

Обучение анимации проходит под руководством опытного педагога.

Стоимость
Разовое посещение 1200
Абонемент

(4 занятия)

3600

Продолжительность: 45 минут.
Занятия проходят в группе до 6 человек или индивидуально.
Возраст ребенка от 3 до 7 лет.
Адрес: Москва, ул. Академика Пилюгина, дом 8, корпус 2. Удобно посещать жителям ЮЗАО (Новые Черемушки, Академическая, Проспект Вернадского, Профсоюзная, Ленинский и Нахимовский Проспект, Гарибальди, Вавилова, Новаторов, Удальцова).

Что такое песочная терапия

Работа с песком, глиной, пластилином, стимулирует общее развитие у детей, начиная с 1,5 — 2 лет. В этом возрасте ребенок уже понимает, что не нужно тянуть в рот все в руки, но все еще хочется попробовать на вкус любую субстанцию. Поэтому занятия песочной терапией для детей проводятся только под руководством взрослого.

Это метод психотерапии, который заключается в лечении с помощью самовыражения в искусстве, творчестве. Он возник на основе разработок и исследований аналитической психологии. Прослеживается определенное сходство с терапией рисунка, где также внутреннее напряжение воплощается в фигурах, цвете, их расположение на листе бумаги.

Преимущество песочной терапии заключается в большей мобильности, когда рисунки не только дополняются, но и перетекают один в другой, изменяются, приобретают новые формы с помощью углубления линий. Совместные занятия с родителями помогают лучше понять внутренний мир ребенка, его страхи и надежды, найти точки соприкосновения и сделать общение более доверительным.

Кому будет полезна

Ограничения верхней планки по возрасту для игры с песком не существует. Радость творчества и созидания присуща всем. Песочная арт — терапия для детей дошкольного возраста полезна в профилактических целях.

Она оказывает комплексное воздействие цветом, текстурой, возможностью свободно излагать свои мысли и ощущения посредством кратковременных рисунков на поверхности песочницы. Такая деятельность помогает преодолеть застенчивость, совершенствовать коммуникативные навыки при занятиях в группе сверстников.

Лечебное направление песочной терапии применяется для детей с неврозами, навязчивыми страхами, немотивированными капризами. Например, рисуя фигурки, ребенок визуализирует свой страх, а потом стирает его, символически избавляясь от причины душевного дискомфорта.

Песочная терапия для здоровых детей

Завораживающее действие сыплющегося сквозь пальцы песка знакома каждому. Удовольствие, соединенное с пользой приносит успокоение и душевное равновесие. Дети очень быстро приходят в возбуждения и остановить их бывает очень сложно. Другое дело, если предложить им в качестве занятия игры с песком. Они вырабатывают внимание, усидчивость, повышают сосредоточенность и процессы произвольного запоминания.

Профилактические меры, направленные на сохранение эмоциональной стабильности и психологического здоровья дошкольников, несут общеразвивающий характер, через песочные рисунки сбрасывая излишнее напряжение.

Песочная терапия для детей с отклонениями

Часто у детей с особенностями развития наблюдаются коммуникативные трудности, особенно, если состояние усугубляется плохо развитой речью. Ребенок затрудняется объяснить свое состояние, внятно высказать потребность или желание. В таких ситуациях рисунки на бумаге, песке послужат дополнительным средством общения.

Игровая терапия используется в коррекционных целях для детей с аутизмом, синдромом Дауна, задержкой психического развития, эмоциональной расторможенностью, повышенной агрессивностью.

Песочная терапия в группе: детский клуб, сад или центр

Играть интереснее в компании, это относится и к песочной терапии в ДОУ. Групповые занятия направлены на:

  • совершенствование навыков общения;
  • повышение самооценки;
  • снятие эмоциональных зажимов;
  • решение семейных проблем и конфликтов.

Обязательно следует учесть противопоказания, которыми становятся легочные заболевания, эпилепсия, аллергические реакции на мелкие частицы пыли и песка.

Цель песочной терапии в детском саду, развивающем центре, клубе заключается в свободном творчестве без правил и ограничений, ведущем к развитию образного мышления, фантазии. Прорисовка букв и цифр подготавливает руку к письму, ускоряет запоминание символов, увеличивает время произвольного внимания. Песочные картинки помогают осознать понятия времени, смены сезонов, развивают способность ориентироваться в пространстве.

Песочная терапия в логопедии

Уровень развития мелкой моторики напрямую связан с речевыми навыками и качеством произношения. Поэтому для профилактики дефектов речи и коррекции нарушений развивают чувствительность и гибкость пальцев. Например, с помощью рисования на песке.

Проговаривая определенные звуки и слоги, дошкольник рисует их на песочной поверхности, добавляя по желанию глазки и улыбку, превращая буквы в смешных человечков. Метод распределения внимания направлен на снятие напряжения лицевых мышц.

Отвлекаясь на рисунок, ребенок больше полагается на слух при проговаривании логопедических упражнений, начинает свободнее владеть речевым аппаратом, внутренне раскрепощается, начиная полноценно общаться. То, что он пока не может произнести, он непринужденно дополняет рисунками.

Подготовка к занятию

Для проведения занятий нужно иметь программу действий, где определены цели, задачи, методы их реализации, ожидаемые результаты. Особенно это касается коррекционной работы лечебного профиля для детей с отклонениями в развитии. Первая программа была разработана на основе исследований А. Фрейда, Э. Эриксона, К. Юнга в 20-х годах XX века.

Она неоднократно перерабатывалась и дополнялась, адаптируясь к изменяющимся социальным условиям. На классической основе создано множество авторских программ, наиболее известны работы Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д, Большебратской Э.Э, Н. Сакович. В них подробно разработаны конспект занятий, дан список методической литературы, описания игр, трактовка полученных результатов.

Для проведения занятий понадобится:

  • песочница;
  • песок разных видов, включая цветной и кинетический;
  • вода;
  • игрушки, фигурки.

Песок и песочницы

В песочной терапии для дошкольников используется крупный и мелкий речной, кварцевый, мраморный, кинетический песок. Он может быть цветным или радужным. Песочницей служит неглубокий деревянный или пластиковый короб, таз, ванночка. Если предполагается рисование на подсвеченной поверхности, то понадобится стекло или прозрачный лист пластика.

Выбор песочницы

В зависимости от цели и задач, выбирается вид песочницы.

  1. Юнгианская. Голубые бора, символизирующие небо, открытое пространство и желтый песок, символ земли, надежности, защиты.
  2. Черно-белая песочница пригодится для работы с внутриличностными конфликтами.
  3. Стол с подсветкой для рисования пальцами нужен для подготовки детей к школе, развития мелкой моторики.
  4. Цветовая подходит для работы с эмоциональными состояниями, выявлением истоков неуравновешенности, тревоги, страхов.

Площадь рабочей поверхности зависит от типа занятий: индивидуальное или групповое.

Подготовка песка

Основным материалом для занятий станет обычный мелкий речной песок. Его нужно просеять, промыть и нагреть в духовке для обеззараживания. Температура прогрева составляет не выше 80 градусов, иначе нарушится структура материала.

Наталия Часовская

Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", - писал К. Г. Юнг.

На сегодняшний день песочная терапия очень распространенная и доступная форма работы с детьми. Я впервые познакомилась с ней, будучи на семинаре у одного очень известного психолога-арттерапевта . Меня очень заинтересовала песочная терапия , и я закончила курсы и получила сертификат по этой современной форме работы с детьми. Далее я начала использовать полученные знания на практике и видела результаты своих трудов, получая в благодарность счастливые лица детей, стремящихся задержаться подольше на каждом занятии, и прийти вновь.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок ? Часто ребенок не может выразить словами свои переживания, тревоги и страхи, а игры с песком помогают ему справиться с имеющимися проблемами. На песке ребенок проигрывает взволновавшие его ситуации, создавая картину мира, тем самым он освобождается от эмоционального напряжения, и дает выход своим эмоциям, превращая все в игру. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, является игровая деятельность. Поэтому игры с песком , я считаю, наиболее любимы и близки для детей. А если они еще и помогают справиться с проблемами, так это вообще бесценно! Главное, чтобы рядом с ребенком в момент игры был специально обученный педагог-психолог, который сможет понять проблему ребенка и помочь ему решить ее. Поэтому песочная терапия и игры с песком - это разные вещи . Желательно, предварительно ознакомиться с массой литературы , пройти курс обучения, чтобы начинать заниматься терапией , дабы не навредить. Игры с песком может проводить воспитатель . Такие игры с песком , помогают детям легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения , поэтому советую воспитателям раннего возраста приобрести песочницу , чтобы облегчить пребывание ребенка в детском саду.

Как известно, песок обладает многочисленными свойствами :

Развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь) .

Усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

Совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.

А главное, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.

Темы для своих занятий я выбираю сама, отталкиваясь от желаний и потребностей детей, вот некоторые из них : «Моя страна» , «Мое настроение» , «Моя семья» , «Мои друзья» , «Место, где я счастлив» , «То, что я люблю» , «Мой страх» , «Мой сон» , «Место, где я отдыхаю» и т. д. Эти темы относятся к терапии . Также я провожу и тематические развивающие

занятия : «Дикие и домашние животные» , «Овощи» , «Фрукты» , «Морские обитатели» , «Семья» , «Птицы» , «Насекомые» и т. д.

Занятия проходят в специально организованной зоне в кабинете. Моя песочница - это водонепроницаемый ящик прямоугольной формы, выкрашенный внутри в голубой цвет, где борта символизируют небо, а дно - воду. Чистый, кварцевый, просеянный мелкий песок , который лепиться при намокании. А также огромная коллекция миниатюрных фигурок, деревьев, животных, насекомых, ракушек, камней, рыб, млекопитающих, динозавров, военных, всех видов транспорта и т. д. Занятия проходят как с сухим, так и с мокрым песком . Особенностью является моя структура занятия, что подразумевает под собой ритуал вхождения в песочную страну и ритуал выхода из песочной страны . Дети погружают руки в песок на некоторое время и наполняются силой и энергией, положительные эмоциями, которые условно дает им песок .

Делая вывод, хочу сказать, что игры с песком и песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!















Публикации по теме:

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Конспект занятия психолога «Путешествие в Казахстан» (песочная терапия) «День толерантности" Путешествие в Казахстан. Знакомство с другими национальностями и их традициями. Цель: - Воспитание толерантного отношения.

Консультация для родителей «Чудеса на песке» Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Все! Формочки, совочки, ведерки – первое, что родители приобретают ребенку. Первые контакты детей.

Слайд № 1: Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке. Выполнила работу Моисеева Л. М. МБДОУ г. Иркутска.

Читайте также: