Конспект логопедического занятия притяжательные прилагательные. Конспект фронтального занятия «Притяжательные прилагательные. Дикие животные Обучение чтению притяжательные прилагательные в старшей группе

Занятие № 1. Тема: Относительные прилагательные.

Цели: формировать навыки словообразования. Упражнять в образовании относительных прилагательных, развивать зрительную, слуховую память. Воспитывать навыки самоконтроля.

Оборудование: пакетики с крупами, сухофруктами, вермишелью; предметные картинки, игрушка или картинка с изображением Карлсона, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед спрашивает детей, знают ли они сказку про Карлсона и просит изобразить сердитого, грустного, веселого Карлсона. Логопед показывает игрушку Карлсона и говорит, что он прилетел к ним на занятие.

2. Педагог говорит детям, что сегодня мы будем говорить о том, что очень любит Карлсон, что можно приготовить ему из продуктов.

3. Дидактическая игра "Угадай, что в пакете”.

У детей на столах маленькие полиэтиленовые пакетики, в которых различные крупы, лапша, кисель, сухофрукты. Дети на ощупь определяют, что находится в пакете, затем рассказывают, что можно приготовить из этих продуктов. (Кашу гречневую, рисовую, ячневую, перловую; вермишелевый суп; фруктовый кисель; яблочный, грушевый, абрикосовый компот.)

4. Дидактическая игра "Найди лишнюю картинку”

На панно выставлены картинки, на которых нарисованы продукты питания и другие предметы. Дети должны сказать, из чего нельзя приготовить кушанье и убрать лишнюю картинку. Игра повторяется 2-3 раза.

5. Физминутка. "Полеты с Карлсоном”.

Дети бегают по группе, выполняя круговые движения руками, как пропеллером.

6. Дидактическая игра "Назови одним словом”.

Дети стоят в кругу. Логопед объясняет, что тот, кому бросят мяч, должен ответить одним словом. Педагог бросает мяч и произносит словосочетания:

  • напиток из брусники – брусничный,
  • пирог с яблоками – яблочный,
  • кисель с клубникой – клубничный,
  • сок из слив – сливовый,
  • варенье из груш – грушевое,
  • запеканка из творога – творожная,
  • сок из яблок – яблочный.

7. Составление предложений по предметным картинкам.

У детей на столах предметные картинки на которых нарисованы фрукты, овощи, продукты питания. Логопед предлагает придумать "вкусные” предложения для Карлсона.

8. Письмо от Карлсона.

Логопед достает письмо и говорит, что Карлсон допустил много ошибок. Он просит детей исправить ошибки:

  • Мама купила яблока сок (яблочный сок).
  • Миша съел клубника мороженое (клубничное мороженое).
  • Бабушка сварила вишня варенье (вишневое варенье).
  • Папа купил липа мед (липовый мед).

9. Итог занятия.

Оценка деятельности детей. Карлсон угощает детей сладостями, прощается и улетает.

Занятие №2. Тема: Притяжательные прилагательные.

Цель : образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Развивать память, мышление. Воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, макет леса, мяч, картинка лешего.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логоритмическое упражнение: при помощи левой руки дети загибают пальцы правой руки, начиная с большого:

Сидит белка на тележке

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, волчишке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Логопед спрашивает, про кого говорится в потешке, кто лишний.

3. На столе логопеда макет леса (елочки, деревья). Логопед говорит о том, что в лесу беда. Маленький леший по имени Лешик, учился колдовать и перепутал у животных все части тела. Логопед говорит детям, что животные просят вас исправить ошибки, и навести порядок в лесу.

3. Логопед показывает из-за ширмы часть тела и просит назвать: чей хвост, чья голова, чьи рога? Если ребенок ответил правильно, педагог показывает игрушку и говорит ребенку, что он помог животному найти свою часть тела.

4. Дидактическая игра "Чьи следы?”

Логопед показывает картинку, на которой нарисованы следы животных и говорит, что Лешик не знает, чьи следы, просит помочь ему. Педагог показывает и спрашивает: "Чьи следы?” (Лисьи, заячьи, волчьи, медвежьи и т.д.).

5. Физминутка. Игра с мячом.

Педагог бросает мяч детям и просит назвать часть тела того животного, которое укажет логопед:

  • у медведя голова -…медвежья,
  • у белки уши - беличьи,
  • у волка хвост - волчий,
  • у лисы лапы - лисьи,
  • у оленя рога - оленьи и т.д.

6. Дидактическая игра "Назови части тела”

На столах у детей предметные картинки с изображением диких животных. Дети называют все части тела животного. (Лисья голова, лисий хвост, лисья морда и т.д.)

7. Дидактическая игра "Угадай чьи шаги”.

Логопед производит определенные звуки, создавая образ зверей, и просит угадать чьи шаги дети слышат. (Медвежьи, заячьи, оленьи и т.д.)

8. Итог занятия.

Оценка деятельности детей. Лешик раздает детям поощрительные орешки.

Конспект НОД № 38. Словообразование.
Притяжательные прилагательные
Лексическая тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ
Программные задачи: учить образовывать притяжательные прилагательные, используя наглядную опору в виде предметов и картинок (предметных, сюжетных);
учить правильно отвечать на вопросы: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
учить точно подбирать притяжательные прилагательные и включать их в словосочетания и предложения;
активизировать словарный запас по ранее изученным лексическим темам;
Оборудование: Панно «Лес» с изображениями жилищ диких животных с прорезями; контурные однотонные изображения диких животных: волка, лисы, зайца, медведя, белки; контурные следы животных; картинки: заячьи уши торчат из-за дерева, лисий хвост - из-за пенька, беличьи уши - из дупла, волчьи лапы - из норы, рисунки для игры «Кто у кого?»; цветные контурные изображения животных, детенышей; Ход НОД:
1.Организационный момент.
Дети стоят в кругу. Логопед подходит к каждому ребёнку с веером картинок и предлагает выбрать одну картинку. Далее логопед даёт установку, на то, что дети должны назвать животного или птицу, изображённую на картинке и запомнить картинку до конца занятия. Логопед называет только обобщающее слово (домашние животные, птицы, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать её. Например: У меня лось.
Лось дикое животное и т.д. Затем дети отдают свои картинки логопеду и занимают свои места за столами.
2. Пальчиковая гимнастика:
Старший мишенька шагает: топ – топ-топ.
Ноги мишка поднимает: топ – топ-топ.
(Топать ногами).
Средний мишка догоняет: хлоп – хлоп-хлоп.
И в ладоши ударяет: хлоп – хлоп-хлоп.
(хлопки у правой и левой щеки.)
Младший мишка - торопыжка:
шлеп - шлеп - шлеп.
Шлепает по лужам мишка:
шлеп - шлеп - шлеп.
(Ударять ладонями по коленям.)
3. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.
На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой - недостающие детали.
Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы. Например:
Это хвост зайца, он чей? - Это заячий хвост.
Это хвост лисы, он чей? - Это лисий хвост.
Это хвост белки, он чей? - Это беличий хвост.
Это хвост медведя, он чей? - Это медвежий хвост. И т.д.
Дети хором и индивидуально повторяют предложения: “Это медвежий хвост” и т. д. Логопед интонационно подчеркивает связь между вопросами Чей? Чье? и прилагательными мужского и женского рода.
4. Практическое употребление притяжательных прилагательных, развитие зрительного восприятия.
Логопед. Посмотрите внимательно, все ли животные на своем месте?
(Дети рассматривают рисунки.)
Логопед. В чьем дупле сидит лиса?
Дети. Лиса сидит в беличьем дупле.
Логопед. В чью нору надо отправить лису?
Дети. Лису надо отправить в лисью нору.
Логопед. В чьей норе спит медведь?
Дети. В лисьей норе спит медведь.
Логопед. Куда ты отправишь медведя?
Дети. Я отправлю медведя в медвежью берлогу. (И т.д.)
5. Игра «Чьи следы?»
(На полу лежат следы зверей. Они расходятся в разные стороны.)Логопед. Чьи это следы, помогут догадаться сами животные.
Дети с логопедом идут по следам и подходят к первой картине: из-за пенька торчит лисий хвост. Логопед. Чей это хвост? Дети. Это лисий хвост. Логопед. По чьим следам мы шли? Дети. Мы шли по лисьим следам. (Таким образом находят зайца, волка, белку.) Логопед. Чьи следы нельзя увидеть зимой в лесу? Дети. Медвежьи, ежовые. Логопед. Почему? (Дети дают свои объяснения.) Закрепление.
6. Игра «Кто у кого?»
На фланелеграфе логопед закрепляет контурные изображения диких животных. На ковре лежат цветные контурные изображения детенышей: зайчонка, бельчонка, медвежонка, лисенка, волчонка.
Логопед. Кто у зайчихи?
Дети. У зайчихи зайчонок (прикрепляют изображение детеныша рядом с зайчихой). Логопед. Чей это детеныш? Дети. Это заячий детеныш. (И т.д.)
7. Физминутка.
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями попеременно и удары кулачками друг о друга попеременно)
Продает она орехи.
Лисичке-сестричке, (Загибают пальцы по одному начиная с большого)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками).
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
8. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале.
У каждого ребенка на столе картинка с изображением дикого животного, рассказать чей хвост, лапы, голова, и др.
9. Игра «Угадай кто?»
По контурному изображению угадать животного.
10. Итог, оценка деятельности детей.
Подводится итог, оценивается деятельность детей.
Логопед подводит итог занятия, поощряет солнышками детей, которые активнее других работали.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе.

Притяжательные прилагательные.

Лексическая тема: Как звери зимуют?

Программное содержание:

1. Создать условия для расширения, уточнения и активизации активного словаря у детей по теме занятия;

2. Создать условия для упражнения в практическом употреблении притяжательных прилагательных;

3. Создать условия для упражнения в подборе родственных слов.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация , предметные картинки по теме, мяч.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Игра «Кто спрятался?»)

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Глубокий вдох - выдох. Настраиваемся на занятие. Вспомним наше правило (проговариваем вместе) : «Наши ушки внимательно слушают, наши глазки внимательно смотрят, наши ручки не мешают, а помогают».

(Перед детьми на доске изображения диких животных) Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами поговорим? (Мы будем говорить о диких животных)

Как зимуют дикие животные ? (проговариваем и имитируем движения: заяц скачет, волк по лесу бегает, охотится, лиса хвостиком следы заметает, белка с ветки на ветку скачет, медведь в берлоге сладко спит).

Основная часть

1. Игра «Чьи следы?»

Ребята, если мы зимой придем в лес, то сможем ли мы увидеть диких животных? (нет) Почему? (потому что они спрячутся от нас) Правильно, а что мы можем увидеть на снегу? (следы животных) Верно! Я приготовила для вас карточки с разными следами и предлагаю вам определить, чьи же они?

следы волка - волчьи; следы лисы - лисьи;

следы белки - беличьи; следы кабана - кабаньи;

следы лося - лосиные; следы зайца - заячьи;

следы медведя - медвежьи. (Медведь зимой спит, но иногда медведь может проснуться, если его потревожат, или если зима очень-очень теплая).

А теперь вы сами выберите карточку с изображением следа дикого животного, сравните его с картинками, и скажите, чей это след?

Пример: Это волчий след.

2. Игра «Кто спрятался» с использованием ИКТ (см. презентацию) .

Со следами мы с вами разобрались. А теперь предлагаю вам поиграть еще в одну игру. Вы уже говорили о том, что животные умеют хорошо прятаться. И сейчас мы с вами попробуем угадать, кто же спрятался на наших картинках. (Педагог включает мультимедийную презентацию. Детям предлагается рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопрос «Чьи ноги/лапы? Чьи уши? Чей хвост?»)

3. Офтальмологическая пауза

Нашим глазкам нужен отдых. Давайте быстро-быстро, легко-легко поморгаем, а теперь закроем глазки.

«Закрываем мы глаза,

Вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют».

4. Физ. минутка «Прогулка в зимнем лесу».

А теперь настало время отдохнуть и отправиться в зимний лес на прогулку.

Мы пришли в зимний лес - ходьба на месте.
Снежинки в небе круж а тся - руки фонариком, кружатся вокруг себя.
На землю красиво ложатся - движение рук (фонарики)
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал - прыжки на двух ногах.
Это серый волк здесь рыщет, он себе добычу ищет - руки на поясе, наклоны.
Вот мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас - приседаем.
В лесу тишина и покой, а мы опять пришли домой - ходьба на месте.

5. Игра с мячом «Подберем родственные слова»

А теперь предлагаю вам встать в круг и немного поиграть. Но для этого давайте вспомним, как мы подбираем слова-родственники. (Педагог бросает мяч детям по очереди и предлагает подобрать родственные слова к словам: ЗИМА, БЕЛКА и т.д.)

6. Игры «Чей хвост длиннее?», «Чья лапа больше?»

Словообразование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами - ий, -ья, -ье, -ьи с опорой на изображения животных.

Чей хвост длиннее:

Заячий или лисий?

Медвежий или волчий?

Волчий или беличий?

Медвежий или беличий?

Заячий или волчий?

Лисий или медвежий?

Чья лапа больше?

Медвежья или лисья?

Беличья или медвежья?

Заячья или волчья?

Лисья или беличья? И т.д.

Подведение итогов.

О ком мы сегодня говорили?

В какие игры мы с вами играли?

Что вам понравилось больше всего?

Оценка деятельности детей педагогом.

Тема: Притяжательные прилагательные.

Цель: Научить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Задачи:

    Учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

    Закрепить у детей знание животных и их детенышей.

    Закрепить знания частей тела различных животных.

    Активизировать словарный запас слов.

    Воспитывать у детей любовь к животным.

Оборудование: картинки животных,

картинки детенышей животных,

Картинки с изображением частей тела животных,

предметные картинки

Ход занятия.

Организационный момент.

К нам пришли гости. Угадайте, кто это?

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

(Медведь)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

А деревне кур крадет.

(Лиса)

Догадались, кто у нас в гостях? Звери.

У каждого зверя есть детеныши. Давайте их назовем.

1. Игра «Найди свою маму».

Детям раздаются маски зверей. Каждый надевает на себя маску и зовет своего детеныша. Например: Я лиса. Где мой лисенок? Я белка. Где мой бельчонок? Я медведица. Где мой медвежонок? Звери находят своих детенышей и строятся парами. Потом можно поменяться масками и повторить игру.

2. Дидактическая игра «Чей хвост, чьи уши?»

На доске выставлены картинки с изображениями зверей.

Дети, давайте посмотрим, что вы видите на картинках, что общего у этих зверей?(Морда, хвост, лапы, уши, туловище).

Дети, назовите части тела различных животных. Это лиса. У лисы морда. Послушайте, как надо назвать морду лисы и других зверей. Чья морда? – Лисья. Это волк. Чья морда? – Волчья. Чей хвост? – Волчий, лисий.

Дети проговаривают сочетания: лисья, медвежья морда и т.д.

Детям раздаются картинки с изображением животных, где перепутаны части их тела. Дети должны правильно подобрать соответствующие картинки. Те дети, которые правильно подобрали картинки и правильно проговорили притяжательные прилагательные получают фишку.

3.Дидактическая игра «Чей, чья, чье?»

Образование притяжательных прилагательных:

Папа – папин Таня – Танин

Мама -… Нина - …

Тетя -… Вова - …

Дядя - … Дима - …

Образование словосочетаний:

Папин диван (пуфик, банкетка, ботинки, туфли, рубашка)

Мамин…(тапки, юбка, платье, кофта, стол, сумочка, блокнот, духи и т.д.)

4. Дидактическая игра «Найди свой домик».

Справиться с этой игрой нам помогут картинки, на которых нарисованы части тела животных и домики, где живут разные животные.

Все звери живут в домах, которые по-разному называются. Давайте вспомним, как они называются? (конура, берлога, нора, гнездо).Для каждого зверя надо найти свой домик. Выбрать зверя помогут картинки, на которых нарисованы части тела этих животных. Например: Это лисий хвост, Мой зверь – лиса. Она живет в норе. Это беличий хвост. Мой зверь – белка. Она живет в дупле и т.д.

5. Дидактическая игра с мячом.

Логопед объясняет, что дети, получившие мяч, должны правильно назвать любую часть тела того животного, которое укажет логопед. Например: козел – козлиная борода, кошка – кошачьи лапы, собака – собачья морда. Желательно выбрать тех животных, которых еще не называли: жираф, крокодил, корова, лошадь, обезьяна, кролик и пр.Возможные ошибки исправляются сразу же, и ребенок повторяет правильный вариант ответа.

6.Итог занятия . Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Логопед выставляет на доске 4 предметных картинки. Дети должны их назвать и определить лишнюю, объяснив, почему она не подходит.

Например: лисий хвост, заячий хвост, лиса, медвежий хвост;

Беличья морда, медвежьи лапы, волк, заячьи уши.

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса

По теме «Притяжательные прилагательные»

Учителя-логопеда МБОУ «ЕСШ №1 им. М.В.Ломоносова» Задирей О.В.

Цели:

Вырабатывать у детей навыки словообразования;

Обогащать лексический запас детей посредством словообразования;

Учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих названия животных;

Развивать языковую способность детей;

Развивать зрительно-пространственные представления;

Закреплять навыки звукобуквенного синтеза.

Оборудование: тетради, ручки, мяч, предметные картинки, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход занятия.

Сядет тот, кто изменит слово по образцу: тишина - тихий

Глубина -

Длина -

Ширина -

Высота -

Толщина -

Перед вами . Нарисуйте карандашом путь к выходу из него.

Все нашли выход?

Слайд №1

…, возьми карточку, выходи к доске, подчеркни буквы, которые встретятся на этом пути. Если ты обозначишь дорогу верно, то мы сможем прочитать загадку. Остальные ребята записывают в тетради то, что получилось.

Дети читают загадку: серый, пугливый, длинноухий.

Кто же это? Заяц.

Слова какой части речи помогли вам догадаться? Прилагательные.

О чем мы будем сегодня говорить? О прилагательных.

О ком мы сегодня будем говорить? О животных.

Кто догадался, как мы будем сегодня образовывать прилагательные? От каких слов?

Да, сегодня мы будем образовывать прилагательные от названий животных.

Итак, что же такое прилагательное?

Сегодня мы отправимся с вами в елизовский зоопарк, но не в тот, который существует сейчас, а немного пофантазируем и отправимся в будущее.

В этом зоопарке нет клеток, звери живут на свободе. Как вы думаете, их легко будет увидеть?

Посмотрите, кто это прячется в кустах? Как ты узнал?

Это заяц, потому что это заячьи уши.

Логопед демонстрирует с изображением ушей различных животных (лиса, белка, олень, волк, медведь).

Послушайте еще раз предложение: Это медвежьи уши. Назовите прилагательное. Медвежьи. Задайте к нему вопрос. Чьи? Значит, на какой еще вопрос может отвечать прилагательное?

А как мы спросим про хвост? Туловище? Голову? - Чей? Чьё? Чья?

Давайте поиграем в игру «Чей? Чья?»

Дети по очереди задают вопрос к картинке ( . Чей хвост? - сосед по парте отвечает, затем задает вопрос первому: «Чья голова?»

Давайте запишем последний ответ. Итак, чья голова? - рысья. (на доске и в тетради). Выделяем корень, окончание.

А как же суффикс? Мы ведь говорили о том, что прилагательные образуются при помощи суффикса? Сколько звуков обозначает я в окончании? (2: [Й] , [А]) Так вот й и будет суффиксом. Он в таких словах такой же пугливый, как животные, прячется в окончании.

В углу на доске записываем суффикс -й-.

ИГРА С МЯЧОМ

Выполни по образцу. Скворец - скворцовый.

СЛОН

КРОТ
МОРЖ

КИТ

ЕЖ

ЕРШ

ПЕСЕЦ

УЖ
БОБР

УТКОНОС

МУРАВЬЕД

ТАПИР

ДИКОБРАЗ

СУРОК

УДОД

Разбор слова на доске китовый.

При помощи какого суффикса мы образовывали слова? -ов - (запись на доске)

Ну вот мы и подошли к водоему. Кого мы увидим? Птиц. Что-то и птицы сегодня прячутся - только головы видны. Чья ? (утиная, лебединая, ястребиная, гусиная, воробьиная).

Послушайте еще раз слова.(Логопед произносит слова, выделяя -ин-)Что в них общего? Суффикс -ин- (на доску)

Вы ведь знаете, что в зоопарках принято угощать животных. Наш зоопарк - не исключение. Но с рук животные не едят, что делать. Давайте отнесем еду к их жилищам.

Презентация. Слайд №2.

Что вы видите на картинке? (лисья нора) Закончите предложение. Я отнесу к лисьей норе… (мясо).

Вы не забыли, что у нас зоопарк будущего? В нем живут не только земные обитатели.

Слайд №3

Это плим - житель другой планеты. Он может принимать любое обличие, и поэтому очень любит отращивать хвосты, рога, морды и т.д. животных Земли. Как бы примерять их.

На доске вы видите, какие части тела и каких животных он хотел бы примерить (верблюд - ноги - верблюжьи ноги). Запись в тетради словосочетаний. (обращается внимание детей на разделительный ь)

Перед вами и части тела разных животных ( , ). Соберите своего плима и составьте о нем рассказ, вставляя пропущенные слова в карточке.

(Это плим. У него голова _________________. Уши у него_______________. Лапы - __________________, а хвост ____________________.)

Дети «собирают» плима, составляют рассказ и читают по очереди.

ИТОГИ

Что мы узнали сегодня на уроке? На какие вопросы могут отвечать прилагательные? Как мы образовывали слова? При помощи каких суффиксов?

Попрощается со мной тот, кто продолжит стихотворную строчку.

Голова у лисоньки лисья,

А у рыси, конечно, …….,

Голова у собаки собачья,

Голова у кошки - …….. .

Голова у медведя медвежья,

Голова у верблюда - …….,

Голова у белуги белужья,

Голова у севрюги - ….. .

Голова у орла орлиная,

Голова у совы - …. .

Читайте также: