С чего начать, знакомя малыша с цветом, формой и размером предметов. Ознакомление дошкольников с цветом Педагог дополнительного образования

Нина Михайлова
Конспект урока-беседы по знакомству с основными цветами и их свойствами «Краски-хозяева» для детей подготовительной группы

Конспект урока-беседы

«Краски-хозяева » . Основные цвета .

Подготовительная группа

Тема : Введение в цветоведение . Беседа о живописи. Знакомство с основными цветами и их свойствами .

Цель : изучение возможностей цвета ; заинтересовать детей к изучению цвета .

Задачи :

(для детей )

обучающие :

изучение основ цветоведения ;

знакомство со свойствами живописных материалов;

знакомство с терминологией .

развивающие :

направить интересы учащихся на углубленное изучение предмета;

дать общее представление о цвете , как о главном средстве восприятия окружающего мира;

развитие фантазии и воображения.

воспитывающие :

воспитание интереса к изучению искусства видения цвета ;

воспитание эстетического отношения ко всему окружающему.

(для воспитателя)

постановка целей и задач для себя и детей ;

изучение литературы для подготовки к занятию ;

грамотная формулировка вопросов с умением ответить на них;

подготовка таблиц и репродукций для наглядного изучения материала.

Оборудование и материалы для детей : бумага формата А4, карандаш, гуашевые или акварельные краски (желтый, красный и синий , мягкие кисти (№5-8, емкость для воды.

Оборудование и материалы для воспитателя : схемы и таблицы по цветоведению – «Цветовой круг » , литература.

План урока : 30 минут

Организационная часть - 2 мин

Введение беседы с постановкой целей и задач; понятия; беседа о свойствах красок - 5 мин

Объяснение выполнения практического задания с просмотром схем и репродукций по теме – 3 мин

Практическая часть – 20 мин

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня мы окунемся в мир цвета , который изучает новый для вас предмет - цветоведение . Цвет заполняет весь окружающий мир и является важнейшим средством эмоционального воздействия на нашу с вами психику. Цветоведение помогает формировать воспитанность цветовой гармонии , а умение работать с цветом определяет профессиональный уровень любого художника. Большинство художников привлекает сложная игра линий, форм, и особенно цвета .

А какая краска вам нравится больше всего?

Дети : Красная… Голубая… Розовая…

Воспитатель : Мы говорим – семь цветов радуги . А все ли вы их знаете? В какой последовательности располагаются цвета радужного спектра ?

Дети : Красный , оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель : Какие вы молодцы! А запомнить их поможет затейливая фраза : «Каждый охотник желает, знать где сидит фазан» . Начальная буква каждого из этих слов совпадает с первой буквой, обозначающей цвет спектра .

А есть ли краска самая главная ?

Дети : (пожимают плечами) .

Воспитатель : А если бы вас попросили нарисовать яркое зрелище, например цирк, и разрешили взять только три краски , какие бы вы выбрали?

Дети : Самые лучшие и яркие!

Воспитатель : Художники считают, что такими красками являются синяя , желтая и красная . Их называют основными , потому что с их помощью можно получить другие цвета : оранжевый, зеленый, фиолетовый.

(рассказ воспитателя по таблице «Цветовой круг » )

Теперь вы знаете основные цвета , а чтобы вы запомнили, представим их в виде живых персонажей – Красок-Хозяев : Желтый Хозяин, Красный Хозяин и Синий Хозяин. Эти цвета единственные в своем роде : их нельзя получить, смешивая другие цвета . Они как настоящие хозяева соперничают между собой, поэтому эти краски плохо сочетаются друг с другом. У них есть помощники – краски , которые дружат одновременно с двумя Хозяевами - Краски-Друзья . Оранжевый Друг помогает Желтому и Красному Хозяевам , Фиолетовый – Красному и Синему , Зеленый дружит с Синим и Желтым Хозяевами. Если они все вместе возьмутся за руки, то образуют цветовой круг или спектр . Каждый из Друзей расположен в круге напротив Хозяина, с которым он не поддерживает дружеские отношения. Например, желтый не принимает участия в образовании фиолетового и поэтому не дружит с ним. Встретившись, эти краски так злятся друг на друга, что теряют свою краску , обливая противника грязью. Хотя эти же цвета прекрасно дополняют друг друга, находясь рядом, когда один цвет располагается на фоне другого – получается самое яркое, то есть контрастное сочетание цветов .

У Хозяев и их Друзей часто бывают гости : Желто-Оранжевый Гость гостит у Желтого Хозяина и его Оранжевого Друга, а Оранжево-Красный – ходит к тому же Оранжевому Другу и Красному Хозяину . Так цветовой круг расширяется до двенадцатицветного . Если умножить радугу на радугу, то получится много других сложных цветовых оттенков .

Все эти цвета живут в большом Хромоэтажном доме («хром» - от греческого «цвет » ). В окна этого дома попадает солнечный свет, который и делает все краски такими цветными .

Что вы узнали нового о свойствах красок из этого рассказа ?

Дети : Мы узнали, что основные цвета невозможно получить . А еще зеленый можно получить путем смешивания желтого и синего. На самом деле цветоведение – это очень интересно!

Воспитатель : Думаю, благодаря этим выдуманным персонажам вы уже на первом нашем занятии запомнили свойства красок и будете применять эти знания в своих живописных работах.

А теперь, давайте всех домочадцев Хромоэтажки изобразим на бумаге. Посмотрим, что каждый из вас закрепил по пройденному материалу.

(дети достают приготовленные материалы для выполнения краткосрочного практического задания)

Воспитатель : Прежде чем приступить к выполнению основного задания , сначала простым карандашом нарисуйте круг. В этот круг впишите равносторонний треугольник, на вершинах которого и будут располагаться основные цвета - Хозяева .

(дети старательно вырисовывают геометрические фигуры)

Воспитатель : Основная конструкция -фундамент для дома построена. Далее по кругу расположите остальных героев – Друзей и Гостей – так, чтоб они могли взяться за руки. Молодцы! Теперь раскрасим всех , используя только три, известных вам, основных цвета . Посмотрите, какое цветовое разнообразие у вас получилось! (дети в восторге от получившегося результата)

Воспитатель : Итак, сегодня мы познакомились с оновными цветами и их свойствами , попробовали оживить цвета , построили дом для красок . На следующих наших занятиях вы узнаете о других свойствах красок : о их теплохолодности, родственности, контрасте и т. д. Все последующие темы не менее интересны сегодняшней. Хотите продолжить изучать основы цветоведения ?

Дети : Да! Нам очень понравилось. Особенно выполнять самим практическое задание и получать необыкновенные цвета .

Воспитатель : Прекрасно ! Мне нравится ваш энтузиазм!

(воспитатель устраивает небольшой просмотр детских работ, делает для себя выводы).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Наташа Сотникова
Конспект по раннему возрасту «Знакомство с красным цветом», (синим, желтым, зеленым)

Конспект занятия по раннему возрасту "Знакомство детей с красным цветом ". Программное содержание : 1. Знакомство с красным цветом и назначением предмета. 2. Активация словаря : шарик, кубик, карандаш, кольцо от пирамидки, лента. Ход занятия. Дети сидят полукругом на стульчиках около воспитателя. Раздаётся стук в дверь, входит кукла Катя, везёт коляску с "чудесным мешочком". Здоровается с детьми. Дети здороваются с куклой Катей. Воспитатель : "Ребята, кукла Катя привезла нам "Чудесный мешочек". Давайте посмотрим, что в нём лежит?". Достаю из мешочка красный шарик . Говорю детям "Это красный шарик ". Спрашиваю : "Что можно делать с шариком?".Дети : "Катать". Уточняю ответ : "Правильно, шарик можно катать". Показываю, как катится шарик. Затем вынимаю карандаш. Спрашиваю : "Костя, какого цвета карандаш ?". Ответ Кости : "Красный ". Спрашиваю детей : "Что делают карандашом?". Дети : "Рисуют". Уточняю ответ : "Да, карандашом рисуют, пишут". Таким образом называю все предметы (какого они цвета , что можно делать с ними) . Например : кубик красный , из кубика можно построить домик, башню; кольцо красное , его можно надеть на пирамидку, на палочку; лента красная , из неё можно завязать бант (завязываю кукле Кате) . Когда все предметы разобраны, снова складываю их в мешочек. Вызываю детей : "Иди Вика, возьми из мешочка предмет".Спрашиваю Вику : "Что ты взяла?". Ответ Вики : "Шарик". Спрашиваю Вику : "А какого он цвета ?". Ответ Вики : "Красный ".Если ребёнок затрудняется ответить, спрашиваю другого ребёнка. Так, постепенно дети достают из мешочка все предметы. Спрашиваю детей : "Какого цвела, Что можно с ним делать и т. д. ". Когда дети достали из "чудесного мешочка" все предметы, раскладываю их на столе и говорю : "Ребята, посмотрите, у меня на столе лежит красный шарик , красный кубик , красное кольцо , красная лента и т . д. - все эти предметы красного цвета ". В заключении предлагаю детям спеть для куклы Кати песню "Ладушки - ладошки", потанцевать с куклой Катей. Аналогично проводятся занятия по знакомству с синим , желтым , зеленым цветом .

Публикации по теме:

«Сказка о том, почему помидор стал красным». Театрализованная деятельность дошкольников в МБДУ (из опыта работы) Дустназарова Зуре. Театральное.

Фотоотчет о проведении интегрированной НОД «Как посмотрит красным глазом-остановятся все сразу».МКДОУ Бутурлиновский детский сад №5II младшая.

Я изготовила игры по знакомству с цветом предметов для детей раннего возраста. Играя, дети даже не подозревают, что учатся различать цвета,.

Ознакомление детей раннего возраста с цветом Из опыта педагогов известно, как важно на протяжении всего дошкольного возраста усваивания детьми следующих задач: дать знания об основных.

Ознакомление с явлениями природы и цветом, и применения этих знаний в творческой деятельности (аппликации) Занятия по ознакомительной деятельности дают возможность педагогу систематично и целенаправленно развивать ассоциативно-образное восприятие.

Проект «Играем с цветом» Описание проекта: творческий дизайн - проект Название проекта: «Играем с цветом» Краткое содержание проекта: В ходе проекта дети в игровой.

Программное содержание:

Закрепить умение различать 5 цветов.
Сформировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может быть использован для их обозначения.
Формировать представление о разных оттенках цвета по интенсивности; дать представление детям о природных красках; учить последовательным путем получать краску и красить ткань свекольным соком в темно-красный цвет, приобщать детей к элементам экспериментальной деятельности.
Закреплять навыки работы с кистью. Развивать мелкую моторику кистей рук.

Словарь:

Ввести в активный словарь детей понятия: краска, красить, темно-красный цвет, мастерская.

Оборудование:

Кукла Лена, подготовленное панно-картина и набор предметов разных цветов; геометрические фигуры – круг, квадрат треугольник красного, синего, зеленого, желтого, белого цветов; натертая свекла, сок свеклы, белые кусочки ткани по количеству детей; гуашь, кисти, стаканы с водой, подготовленные карточки по количеству детей.

Ход занятия:

Драматизация сказки о волшебной кисточке

Дети сидят на стульчиках полукругом перед мольбертом.
Ребята, вы любите сказки? Тогда послушайте историю о такой же девочке, как вы.
Жила-была девочка по имени Лена. Она очень любила рисовать. В день ее рождения мама и папа подарили ей набор: альбом, кисточку и краски гуашь. Посмотрите, вот какие там были цвета. Назовите их: желтый, красный, синий, зеленый и белый. Сколько кисточек подарили Лене? (одну) Сколько красок подарили? (много).
- Я кисточка не простая, а волшебная. Я научу тебя рисовать, при условии, что ты, Лена, будешь думать, стараться и не будешь лениться.
- Подумаешь, волшебная – сказала Лена. Я за нее еще и думать должна, стараться, не лениться. Вот еще! Если ты волшебная – сама подумаешь и нарисуешь все правильно! А я и так все знаю и умею.
- Ах, так – сказали кисточка услышав такие слова – я не стану помогать тебе Лена, я на тебя обиделась. Рисуй сама, как знаешь. Посмотрим, что у тебя получится.
Лена принялась за работу. У нее получилась вот такая картина.

Дидактическая игра «Исправь ошибку Лены»

Ребята, посмотрите внимательно, все ли правильно нарисовала Лена? Где она допустила ошибку?

1. Небо бывает зеленым? А каким оно бывает?
2. Солнце синее? А какое солнце?
3. Облака получились желтые. Какие бывают облака?
4. Трава на картине Лены белая. Что неправильно?
5. Кот – красный? Какого цвета бывает кот?

Вот сколько ошибок допустила Лена. Ребята, поможем девочке исправить ошибки и помириться с кисточкой? Давайте составим новую картину. (Дети по одному выходят к мольберту и выбирая силуэт нужного цвета, составляют новую картинку).
Вот теперь вы запомнили, какими цветами нужно было нарисовать картину. Вы справились потому, что многое знаете, хорошо думали и старались. Запомни Лена - любому делу учиться надо. Помирись и подружись со своей кисточкой и учись рисовать.

Прости меня кисточка, я все поняла и исправлюсь. Хорошо Лена, я не сержусь на тебя, и буду тебе помогать.

Динамическая гимнастика «Найди предмет нужного цвета»

Я дам каждому по 1 цветной фигурке (круг, квадрат).
– Что взяла Аня, какого цвета? Найдите в группе предметы такого же цвета и подойдите туда.

Беседа о красках

Дети подходят к отдельно стоящим столам с оборудованием.

Во все времена люди любили рисовать. Сейчас краски для рисования можно купить в магазине. Но давным-давно, когда на свете еще не было ваших бабушек и дедушек, у людей не было таких красок, как у вас. И люди брали краски у природы – они делала краски из глины, из сока овощей и ягод, из трав. Хотите узнать, как же они получали краску? Тогда я приглашаю вас пройти в мастерскую и попробовать свои силы. Мастерская – это комната, в которой люди работают, мастерят, делают что-то своими руками.

Экспериментальная деятельность

Я выбрала темно-красную свеклу, натерла ее на терке и выдавила сок. Какого цвета получился сок? (темно-красный). Сок я налила в мисочки.
Сейчас я окрашу природной краской кусочек белой ткани в темно-красный цвет. А вы хотите своими руками покрасить ткань в темно-красный цвет? Тогда приступим. (Дети проделывают опыт и кладут окрашенный кусочки ткани сушить).
Вы сами убедились, что свекольным соком можно покрасить ткань в темно-красный цвет. Вечером вы заберете свои платочки домой и расскажете родителям, как вы смогли окрасить их в темно-красный цвет.

Изодеятельность

На этом чудеса с красками не заканчиваются. Пройдите за столы, присядьте.
В этих волшебных квадратах спрятан рисунок. Хотите его увидеть? Тогда возьмите в руки кисточки и закрасьте его тем же цветом, каким нарисован ваш квадрат и вы увидите волшебное превращение.

Работа детей

Что появилось в волшебном квадрате у Миши? – яблоко, какого оно цвета? Действительно яблоко бывает красным. И т.п.

Сегодня на нашем занятии вы играли, работали в мастерской и узнали новый цвет. Какой? (темно-красный), еще вы рисовали, и помогли девочке Лене исправить ее ошибки и подружиться с волшебной кисточкой. Теперь и вы знаете, что любому делу учиться надо.
А волшебная кисточка не прощается с вами, на следующем занятии она поможет вам учиться рисовать красивые воздушные шары.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Самое главное в деле ознакомления малышей с миром цвета, форм и размера предметов - это двигаться от простого к сложному . Постепенно, не спеша, осваивая новые знания, закреплять их в повседневной игровой деятельности вместе с ребёнком.

Цвет
На втором году жизни ребёнок должен освоить четыре основных цвета - красный, синий, жёлтый и зелёный. Никаких знаний об ахроматических (черный, серый и белый) или составных (оранжевый, розовый, голубой, сиреневый, лимонный, изумрудный и т.д.) цветах ребёнку давать нельзя, эти сложные для малышей знания приведут к результату, который не обрадует Вас через год или два. Итог такого обучения - в возрасте 4 лет дошкольник не может среди 6 карандашей найти красный или синий, а к основным цветам всего навсего добавили чёрный, коричневый и оранжевый.

Итак, начинаем знакомство с красного цвета. Играя в кубики (или другие предметы четырёх основных цветов), берём в свою руку красный кубик и просим ребёнка: "дай такой-же", когда ребёнок, поначалу несколько раз ошибаясь, всё же даёт Вам красный кубик, - Вы безмерно радуетесь, хлопаете в ладоши, хвалите малыша (умница, умник, молодец), поддерживаете (своей эмоциональной реакцией). У ребёнка - понимание его успешности и дальнейшее стремление к достижению успеха. Далее в течение нескольких дней или недель закрепляете эти знания.

Когда Вы видите, что ребёнок уже не ошибается и всё время даёт Вам красный предмет - Вы говорите малышу: "Правильно, такой же красный, как помидор" - то есть Вы уже на данном этапе сообщили ребёнку не только название цвета, но и закрепили его за определённым предметом (иначе говоря "опредметили"), который ребёнок может взять в руки, попробовать или съесть. Далее Вы ещё несколько недель закрепляете полученные знания.

Когда красный цвет Вы закрепили (ребёнок, не ошибаясь, на Вашу просьбу протягивает красный предмет) - можно переходить к освоению синего цвета. Алгоритм тот же, что и с красным цветом. Когда ребёнок освоил и синий цвет, просим его отсортировать предметы в разные коробки по цветам. Далее также можно осваивать жёлтый и зелёный цвета, соблюдая алгоритм обучения "от простого к сложному".

Форма
Малышам второго года жизни мы даём знания о объёмных формах (ребёнок может взять в руку, потрогать, ощутить и понять) - кубик, кирпичик, шарик (мячик), крыша (треугольник-призма), столбик (цилиндр). Плоскостные понятия форм (квадрат, треугольник, круг, прямоугольники др.) стараемся не использовать, играя с малышом.

Размер
Большой и маленький - с этого мы начинаем знакомить малыша с размером. Очень важно интонационно выделять, называя размер предмета: "маленький" (тоненьким, тихим голоском), а "большой" (громким, звучным голосом). Также контраст между этими размерами должен быть значительным: собака - мышка, качели - мяч, мама - малыш и т.д.

Успехов Вам и Вашим малышам!

Читайте также: