Этикет для самых маленьких. Этикет для самых маленьких: как вести себя в общественных местах. Выходной - Берем детей на прогулку

Галина Коденцова
Информационная карта проекта «Этикет для самых маленьких»

Актуальность

В настоящее время для успешного нахождения человека в обществе необходимо соблюдение правил поведения и норм, принятых в социуме.

В современном детском саду важным направлением является формирования представлений дошколят об этических нормах и правилах речевого поведения.

В нашем детском саду проводится тематическая неделя «Этикет » , она стала отправной точкой в подготовке данного проекта .

Каждому, даже самому маленькому , ребенку нужно прививать нормы этикета . Этикет важная часть культуры.

Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные этические правила поведения и речи в жизни и общении.

Большую роль в успешном личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателя с семьей.

Цель : создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета .

Задачи :

Расширить представления детей о правилах хорошего тона для построения настоящих и будущих отношений;

Формировать умение свободно общаться в ситуациях повседневности;

Воспитывать любовь и уважительнее отношение к близким и окружающим людям;

Привлеть родителей к воспитанию у детей культуры общения и поведения.

Тип проекта :

-информационный ;

Практический;

Долгосрочный;

Групповой.

Участники проекта : воспитанники 2 младшей группы №3, воспитатели, родители.

Предполагаемые результаты :

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах нравственности.

Повышение качества усвоения знаний и умений детей во время непосредственно образовательной деятельности, в совместных играх и досуговой деятельности.

Появление интереса у детей к этикету .

Активизация эмоциональной отзывчивости в совместной деятельности.

Повышение статуса семейного воспитания.

Этапы реализации проекта :

1 этап. Подготовительный.

Обсуждение темы и цели проекта ;

Подбор материалов для реализации задач проектной деятельности ;

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

2 этап. Основной (практический) .

Создание предметно-развивающей среды для ознакомления с нормами и правилами поведения в обществе;

Подбор детской художественной мини-библиотеки на заданную тему;

Выполнение работ по изобразительной деятельности, лепке и аппликации;

Проведение занятий, бесед, тематических прогулок;

Рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию;

3 этап. Заключительный.

Обсуждение итогов и анализ работ;

Досуг в группе «Именины Карлсона» .

Реализация проекта :

Образовательная область «Речевое развитие» .

Чтение и рассказывание произведений “Я мою руки” М. Яснов, К. И. Чуковского “Мойдодыр”, “Я сам” Р. Юдина, “Девочка чумазая” А Барто, «До чего же хороши вежливые малыши! Ю. Кушак, «Давайте хорошему вместе учиться!» В. Степанов, «Я мою руки» М. Яснов; «Федорино горе» , «Посидим в тишине» Э. Благинина; «Митя –сам» , «Жадина» Э. Мошковская; этические сказки «Чучело» , «Королева-зубная щётка» Т. Шорыгина, «Кто разбил большую вазу» А. Кушнер и т. д.

Использование потешек в режимных моментах (во время умывания, перед обедом и т. д.) .

Заучивание потешек : «Наша Маша маленька » , «Раз,два,три,четыре,пять,собираемся гулять» , «Вкусная каша» .

Заучивание пословиц и поговорок – «Каков привет, таков и ответ» , «Поклонишься-голова не отвалиться» .

Загадывание загадок о вежливости, о правилах личной гигиены, о правилах поведения за столом.

Образовательная область «Познавательное развитие» .

НОД «Няня моет посуду»

Рассматривание иллюстраций : «Что такое хорошо и что такое плохо?» , «Знакомство» , «Поведение за столом» , «Поведение в магазине» и т. д.

Просмотр мультфильмов «Мойдодыр» , «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Грязнуля» (Уроки тётушки совы) .

Игровые упражнения – «Моем руки» , «Мы уже большие» , «Расскажем Карлсону о том, как правильно кушать» , «Покажем Катюше, как правильно умываться» , «Научим куклу Машу сервировке стола к обеду» , «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки» , «На дне рождения у Чебурашки» , «Кто кому уступит место» , «Обращение к взрослому» .

Дидактические игры : «Доскажи словечко» , «Вежливая просьба» , «Что сначала, а что потом» , «Мишка-топтыжка сегодня именник, ждёт гостей» .

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» .

Сюжетно-ролевые игры : «Семья» , «Больница» , «Парикмахерская» , «В кафе» , «Мы едем в автобусе» .

Пальчиковые игры : «Братцы» , «Семья» , «Строим дом» , «Здравствуй» , «С добрым утром» , , «Мы капусту рубим…» , «Апельсин» , «Птенчики в гнезде» .

Игра-тетрализация- «Заяц и лиса» .

Поручение – «Помоги товарищу» .

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» .

Лепка – «Я пеку,пеку,пеку…» , «Подарок для зайчика» , «Пирожки-крендельки» , «Вкусные гостинцы на день рождения Матрешке» .

Аппликация –«Построим больницу для игрушек» , «Платочки сушится» .

Свободное рисование.

Образовательная область «Физическое развитие» .

Пальчиковые игры : «Замесим тесто» , «Мы капусту рубим…» , «Баба сеяла горох» , «Деток в гости пригласим, пирожками угостим»

Подвижные игры : «Каравай» , «Огуречик» , «Кто быстрее перенесет игрушки?» .

Выводы и результативность.

Дети стали более раскрепощены.

Расширились у детей представления о правилах этикета и речевых нормах .

Обогатился и активизировался словарный запас по теме проекта .

Воспитателем собран и систематизирован весь материал по теме проекта .

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с воспитателем, участвовать в жизни группы.

Пока ребенок маленький, и пока ему приятно вас радовать своими успехами, поспешите обучить его основным правилам поведения за столом.

1. Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Ежедневно старайтесь устраивать семейный обед или ужин. Пусть он длится не долго, хотя бы полчаса, но это очень многое даст ребенку: он привыкнет находиться за столом в окружении других людей, увидит, как окружающие пользуются столовыми приборами, как они едят.

2. Даже, если вы еще кормите малыша сами, все равно дайте ему в руки ложку. Он должен привыкнуть ее держать, а со временем и понять, что есть ложкой гораздо удобнее, чище и красивее, чем лазить в тарелку руками.

3. Покажите ребенку на примере, что каждое блюдо едят по-разному: суп едят столовой ложкой, вторые блюда – вилкой и ножом, маленькая ложечка нужна, чтобы кушать десерт.

4. Необходимо для еды использовать различную посуду. И малышу надо показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используют для второго, а блюдца и розетки для варенья и десерта.

5. Не позволяйте ребенку играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

6. Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Помойте малышу ручки, наденьте нагрудник и только после этого усадите его за стол.

7. После еды не выпускайте кроху из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками – они всегда должны быть на столе.

8. Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом. Имейте терпение и не ругайте малыша, если он вдруг прольет компот или залезет рукой в тарелку.

9. Старайтесь чаще позволять ребенку есть самому. Научите его правильно держать сначала ложку, затем вилку и позже – нож, обязательно показывая, как ими правильно пользоваться.

10. Накрывая на стол, привлекайте к этому процессу и ребенка: попросите малыша принести к столу салфетки и ложки и покажите, как их надо правильно разложить, за одно расскажите ему доступно о сервировке стола.

11. Дети очень восприимчивы, поэтому не подавайте им дурных примеров: сами никогда не пейте из бутылок или банок, не ешьте прямо из кастрюли. Помните, что дети такие примеры очень легко усваивают.

Уроки этикета для дошколят

1. Дети должны усвоить, что за столом надо сидеть прямо, нельзя шалить, облокачиваться на стол – это мешает их соседям.

2. Детей нужно учить не растопыривать локти за столом. Можно предложить такое «упражнение»: садясь дома обедать, положите под мышки небольшие книги или другие легкие предметы. Придерживая книги, вы невольно будете есть с прижатыми локтями. Детей можно учить этому с 5–6 лет.

3. Следует объяснить ребенку, что нельзя качаться на стуле, играть со скатертью – можно упасть со стула, потянуть за собой скатерть со всеми приборами и даже опрокинуть на себя тарелку с горячим супом. Не следует закидывать одну ногу на другую, некрасиво обхватывать ножки стула ногами или вытягивать ноги под столом.

4. Нужно научить ребенка держать ложку тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки, и объяснить, как следует есть с ложки: не засовывать ее целиком в рот, не всасывать пищу с самого кончика. С ложки едят, поднося ее ко рту боковой стороной. Зачерпывают пищу можно как к себе, так и от себя, как удобнее.

5. Нужно также приучить ребенка держать вилку наклонно, а не перпендикулярно к тарелке, для того, чтобы она не соскальзывала и не разбрасывала пищу тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок.

6. Когда ребенок научится пользоваться ножом, объясняют, что вилку удобнее держать левой рукой, а нарезать пищу ножом – правой. Если едят только вилкой, ее держат в правой руке. Следует также объяснить, что мягкую пищу, которую можно отделить вилкой, не нарезают. Вилкой без ножа едят такие блюда, как котлеты, вареные овощи и рыбу (ножом только отделяют кости).

7. Покажите ребенку, что если сразу нарезать кусочками все кушанье, которое лежит на тарелке, оно быстро остынет и примет неаппетитный вид, поэтому отрезают по одному кусочку и сразу же съедают его.

8. Не разрешается брать нож в рот: можно порезать язык и губы.

9. Ребенок должен знать, что ложкой едят только жидкую пищу, а рассыпчатые каши, яичницу, запеканки, отварные овощи и т. д. едят только вилкой. Следует помнить, что все использованные приборы кладут не на стол, а на свою тарелку или специальную подставку.

10. Никогда и ничего нельзя брать с блюда своими приборами. Необходимость строгого соблюдения этих правил диктуется элементарными и понятными для всех правилами гигиены. Закончив еду, ребенок должен положить ложку, вилку и нож на тарелку, а не на скатерть.

11. Категорически запрещается извлекать остатки пищи, застрявшие в зубах, вилкой или чем-либо иным, кроме зубочистки (и то не за столом). После еды хорошо прополоскать рот теплой кипяченой водой, можно с питьевой содой.

12. Нельзя тянуться за угощением через стол – нужно попросить, чтобы его передали.

13. Надо приучить детей тщательно разжевывать пищу, есть не торопясь, не брызгая, чтобы у них не создалось привычки есть некрасиво и шумно; это неприятно и неудобно для них самих и для окружающих.

За «взрослым» столом

1. Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Это не совсем верно. Даже маленький ребенок, который еще не научился говорить, требует к себе внимания. Он обязательно что-нибудь сделает, чтобы добиться своего: бросит ложку на пол, разольет молоко. Это нужно знать и никогда не наказывать детей за кажущиеся беспричинными капризы.

Однако от чрезмерного внимания взрослых или от длительного застолья ребенок может утомиться и начать капризничать. В этом случае лучше отсесть со своим ребенком от общего стола, но не в качестве его наказания, а для спокойствия всех. Вообще, если собирается исключительно «взрослая» компания и ваш ребенок будет единственным, лучше оставить его дома. Скучающий и капризничающий ребенок может испортить вечер всем.

2. Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, тогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Следует научить детей, что самим начинать разговор с взрослыми невежливо. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми. Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Не следует также бранить детей и часто извиняться за их поведение. Дети очень чувствительны к бестактности на людях. Воспитывать детей нужно дома. Кроме того, от постоянных замечаний и придирок даже у взрослого человека неловкость усиливается, а у ребенка вообще может развиться комплекс неполноценности.

Этикет – обычно мы подразумеваем под этим словом правила поведения в общественном месте. Все эти правила появились не просто так, это все никоим образом не было придумано по чьей-то прихоти, каждому из этих правил предшествовала своя история, которая диктовала свою необходимость. Пытаясь научить наших детей чему-то хорошему, мы иногда забываем о важном. Когда мы уступаем кому-то место в общественном транспорте – это по большому счету не просто вежливость, это больше похоже на акт сострадания, ведь никакая вежливость не заставит подняться и уступить свое место женщине с малышом на руках, для этого нужно понять, насколько тяжело стоять в движущемся транспорте держа в руках ребенка. Поэтому, когда мы учим наших детей правилам поведения в обществе, мы должны осознавать, что это не простые условности, а необходимый этап духовного развития, без которого из вашего сына или дочери никогда не вырастет настоящий человек.

Нужно научить проявлять благодарность

Стараясь дать своим детям все самое лучшее, мы упускаем все самое главное. Важно, чтобы вы дали понять вашему малышу: все что он получает от вас, он получают не как должное, а потому что вы ему это даете. Если ребенок получил в подарок игрушку, а к концу дня она отправилась в мусорное ведро, то у него нет чувства благодарности, и он вряд ли в будущем будет ценить ваши старания.

Можно провести простой тест, спросите у своих детей, чем их сегодня или вчера обрадовали. Зачастую вы не получите вразумительного ответа. Прогулка в парке, поход в кино, даже покупка любой новой вещи не в счет, все это воспринимается нашими детьми как естественный процесс, это уже не наше желание – это наша обязанность!!!

Очень умиляет, когда малыш, выходя из такси или маршрутки, говорит водителю спасибо: в данном случае он вероятно просто лишь копирует ваше поведение; польза от этого несомненно есть, но она не будет настолько действенной, если ребенок прежде не начнет испытывать чувство благодарности. Когда наши дети посещают детский сад, они несколько раз в году ходят на утренники. Иногда утренники превращаются в настоящий праздник, иногда больше вызывают грусть, но воспитатель организовывает этот утренник в первую очередь для детей, и слова благодарности, которые произнесет ваш малыш (пускай этому и способствуют ваши уговоры), заставят его смотреть на действия окружающих с гораздо большей ответственностью.

Уважение к старшим и взаимная отдача

Последние десятилетия полностью убили у нас уважение к старшим. Это все складывается из сотни моментов, но сначала мы, а потом и наши дети, постепенно теряем уважительное отношения к людям старшего возраста. Вы поспорили со старушкой в автобусе? Учительница на уроке в школе сказала глупость? Да мало ли что!? Просто оставьте свои мысли при себе, авторитет старших должен быть незыблемым, а любое ваше неосторожное слово, может оставить в душе ребенка негативный опыт!!! Когда при большом скоплении народа вас толкнули, и вы наступили кому-то на ногу, не нужно оправдываться и отстаивать свою невиновность, тем самым раскручивать конфликт, гораздо проще извиниться. Да, учительница в школе была неправа, но можно найти более оправданную формулировку, чем констатация ее невежества – скажите просто, что ваше объяснение более полное и все. Но если вы не видите в этом проблему, то не удивляйтесь, если через некоторое время поведение ваших детей покажется вам слишком грубым. Ведь все взаимосвязано, если ребенок потерял уважение к старшим, то вскоре он перестанет уважать и вас.

А если говорить про этикет, то есть не одна сотня вещей, которую нужно исправить в поведении наших детей, да и в нашем поведении тоже. Но всё, чему вы учите своего ребенка, он должен осознавать, а не принимать как должное. Рюкзак нужно снимать в общественном транспорте не потому, что так принято, а потому, что так удобнее окружающим. Если мы просим у кого-то прощение, то это не из-за того, что этот человек может рассердится, а потому, что нам действительно жаль, что так произошло. А вот спасибо лучше говорить и без дополнительного повода, может этот человек и не заслужил благодарности, но вы даете ему понять – все, что он делает, очень важно для окружающих, возможно в следующий раз о сделает это лучше. И не забывайте лишний раз благодарить своих детей.

#воспитание Пока ребенок маленький, и пока ему приятно вас радовать своими успехами, поспешите обучить его основным правилам поведения за столом. 1. Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Ежедневно старайтесь устраивать семейный обед или ужин. Пусть он длится не долго, хотя бы полчаса, но это очень многое даст ребенку: он привыкнет находиться за столом в окружении других людей, увидит, как окружающие пользуются столовыми приборами, как они едят. 2. Даже, если вы еще кормите малыша сами, все равно дайте ему в руки ложку. Он должен привыкнуть ее держать, а со временем и понять, что есть ложкой гораздо удобнее, чище и красивее, чем лазить в тарелку руками. 3. Покажите ребенку на примере, что каждое блюдо едят по-разному: суп едят столовой ложкой, вторые блюда – вилкой и ножом, маленькая ложечка нужна, чтобы кушать десерт. 4. Необходимо для еды использовать различную посуду. И малышу надо показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используют для второго, а блюдца и розетки для варенья и десерта. 5. Не позволяйте ребенку играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест. 6. Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Помойте малышу ручки, наденьте нагрудник и только после этого усадите его за стол. 7. После еды не выпускайте кроху из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками – они всегда должны быть на столе. 8. Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом. Имейте терпение и не ругайте малыша, если он вдруг прольет компот или залезет рукой в тарелку. 9. Старайтесь чаще позволять ребенку есть самому. Научите его правильно держать сначала ложку, затем вилку и позже – нож, обязательно показывая, как ими правильно пользоваться. 10. Накрывая на стол, привлекайте к этому процессу и ребенка: попросите малыша принести к столу салфетки и ложки и покажите, как их надо правильно разложить, за одно расскажите ему доступно о сервировке стола. 11. Дети очень восприимчивы, поэтому не подавайте им дурных примеров: сами никогда не пейте из бутылок или банок, не ешьте прямо из кастрюли. Помните, что дети такие примеры очень легко усваивают. Уроки этикета для дошколят (этап II) 1. Дети должны усвоить, что за столом надо сидеть прямо, нельзя шалить, облокачиваться на стол – это мешает их соседям. 2. Детей нужно учить не растопыривать локти за столом. Можно предложить такое «упражнение»: садясь дома обедать, положите под мышки небольшие книги или другие легкие предметы. Придерживая книги, вы невольно будете есть с прижатыми локтями. Детей можно учить этому с 5–6 лет. 3. Следует объяснить ребенку, что нельзя качаться на стуле, играть со скатертью – можно упасть со стула, потянуть за собой скатерть со всеми приборами и даже опрокинуть на себя тарелку с горячим супом. Не следует закидывать одну ногу на другую, некрасиво обхватывать ножки стула ногами или вытягивать ноги под столом. 4. Нужно научить ребенка держать ложку тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки, и объяснить, как следует есть с ложки: не засовывать ее целиком в рот, не всасывать пищу с самого кончика. С ложки едят, поднося ее ко рту боковой стороной. Зачерпывают пищу можно как к себе, так и от себя, как удобнее. 5. Нужно также приучить ребенка держать вилку наклонно, а не перпендикулярно к тарелке, для того, чтобы она не соскальзывала и не разбрасывала пищу тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок. 6. Когда ребенок научится пользоваться ножом, объясняют, что вилку удобнее держать левой рукой, а нарезать пищу ножом – правой. Если едят только вилкой, ее держат в правой руке. Следует также объяснить, что мягкую пищу, которую можно отделить вилкой, не нарезают. Вилкой без ножа едят такие блюда, как котлеты, вареные овощи и рыбу (ножом только отделяют кости). 7. Покажите ребенку, что если сразу нарезать кусочками все кушанье, которое лежит на тарелке, оно быстро остынет и примет неаппетитный вид, поэтому отрезают по одному кусочку и сразу же съедают его. 8. Не разрешается брать нож в рот: можно порезать язык и губы. 9. Ребенок должен знать, что ложкой едят только жидкую пищу, а рассыпчатые каши, яичницу, запеканки, отварные овощи и т. д. едят только вилкой. Следует помнить, что все использованные приборы кладут не на стол, а на свою тарелку или специальную подставку. 10. Никогда и ничего нельзя брать с блюда своими приборами. Необходимость строгого соблюдения этих правил диктуется элементарными и понятными для всех правилами гигиены. Закончив еду, ребенок должен положить ложку, вилку и нож на тарелку, а не на скатерть. 11. Категорически запрещается извлекать остатки пищи, застрявшие в зубах, вилкой или чем-либо иным, кроме зубочистки (и то не за столом). После еды хорошо прополоскать рот теплой кипяченой водой, можно с питьевой содой. 12. Нельзя тянуться за угощением через стол – нужно попросить, чтобы его передали. 13. Надо приучить детей тщательно разжевывать пищу, есть не торопясь, не брызгая, чтобы у них не создалось привычки есть некрасиво и шумно; это неприятно и неудобно для них самих и для окружающих. За «взрослым» столом 1. Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Это не совсем верно. Даже маленький ребенок, который еще не научился говорить, требует к себе внимания. Он обязательно что-нибудь сделает, чтобы добиться своего: бросит ложку на пол, разольет молоко. Это нужно знать и никогда не наказывать детей за кажущиеся беспричинными капризы. Однако от чрезмерного внимания взрослых или от длительного застолья ребенок может утомиться и начать капризничать. В этом случае лучше отсесть со своим ребенком от общего стола, но не в качестве его наказания, а для спокойствия всех. Вообще, если собирается исключительно «взрослая» компания и ваш ребенок будет единственным, лучше оставить его дома. Скучающий и капризничающий ребенок может испортить вечер всем. 2. Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, тогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Следует научить детей, что самим начинать разговор с взрослыми невежливо. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми. Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Не следует также бранить детей и часто извиняться за их поведение. Дети очень чувствительны к бестактности на людях. Воспитывать детей нужно дома. Кроме того, от постоянных замечаний и придирок даже у взрослого человека неловкость усиливается, а у ребенка вообще может развиться комплекс неполноценности. 3. Если вы приглашаете в гости друзей с детьми, организуйте для них отдельный стол и подумайте, чем можно было бы их занять. Хорошо, если дети окажутся примерно равного возраста и интересов.

ПРИВЕТСТВИЕ
Приветствие было первой формой культуры общения людей. Наверняка люди в глубокой древности, еще не умея говорить, что-то бурчали друг другу при встрече. Охотники на мамонтов здоровались, видимо, поднимая копья или каменные топоры. Ученики кланялись своим учителям. Такие приветствия (приветствия с помощью жестов) существовали еще с давних времен. Даже, когда люди научились говорить, они все равно пользовались жестами. Вот, что интересно: жесты при приветствиях у разных народов были разными, хотя и выражали одно и тоже. Давайте, посмотрим:

Тибетцы – сбрасывают правой рукой головной убор, левую руку забрасывают за ухо, и, наклонившись, показывают язык (в знак доброжелательности).
Японцы
– скрещивают руки на груди и склоняют голову.
Индусы
– кланяются, поднося правую руку ко лбу, затем к губам и к сердцу.
Кенийцы – в знак высокого уважения плюют на встречного или же сначала на свою руку, а потом позволяют до нее дотронуться.
Лапландцы, Калмыки, а также некоторые племена Н. Зеландии – трутся носом друг с другом;
Эскимосы – трутся носами и высовывают язык во все стороны в знак уважения.
Замбезийцы – хлопают в ладоши и делают реверанс.
Жители о. Тонго – останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощелкивают пальцами.
Арабы, итальянцы, латиноамериканцы – при встрече дотрагиваются до рук, плеч, одежды (арабы иногда скрещивают руки на груди).
Туркмены – засовывают руки в рукава халата.
Американцы – с улыбкой похлопывают по плечу.
Европейцы – приподнимают шляпу и отдают поклон (иногда просто машут рукой или поднимают ее для приветствия).
Русские – обнимаются и целуются в обе щеки (иногда три раза).

ПОКЛОН
Особо следует сказать о поклоне. Он был древнейшей формой приветствия. Одни люди кланялись в пояс, другие падали на колени и даже ударялись лбом о землю, третьи подносили руку ко лбу.

Например, у русских людей – поклон – неизменная часть этикета. Склоняя голову в поклоне, человек как бы пытался сделать себя ниже и тем самым подчеркнуть своё уважение к другому человеку. Обычай этот был заимствован у греков. Но в отличие от других народов русские опускали вниз правую руку и низко кланялись. Когда же хотели поблагодарить великого князя за что-нибудь, то опускали голову почти до земли. Входя в чужой дом, русские люди, как правило, молились иконам и кланялись в пояс 3 раза (богу, хозяевам, всем добрым людям).

ОБЫЧАЙ «СНИМАТЬ ШЛЯПУ»
Обычай снимать шляпу пришел к нам из глубины веков. Еще древние люди, снимая шлем – череп, выражали тем самым знак примирения. Рабы снимали шляпу перед хозяевами, чтобы показать свою бритую голову и продемонстрировать знак рабства. А еще считалось, что чем выше занимали люди положение в обществе, тем выше они должны были носить головной убор. Полагают также, что обычай снимать головной убор пошел от рыцарских турниров. Если поединок затягивался или клонился к ничейному результату, один из рыцарей поднимал забрало в знак миролюбия. Так он давал понять, что готов вести мирные переговоры.

Итак, мужчины снимали головные уборы, делая себя как бы «ниже» того человека, кому он был адресован этот жест, в знак покорности и примирения, готовности к переговорам, открытости и доверия, и наконец, почтения и уважения (в том числе и к умершим). Также мужчины снимали головные уборы, приходя в церковь.

РУКОПОЖАТИЕ
Смысл протягивания правой руки для рукопожатия очень символичен. Он пришел к нм скорее из рыцарских времен, и означал… отсутствие в руке оружия. Кстати, обычай снимать перчатки тоже древний. Не так-то легко было в железной рыцарской перчатке пожать протянутую тебе руку. Обычай этот сохранился и до сих пор и выражает дружеское расположение. Раньше руку можно было пожать только знакомым, ибо прикосновением (как полагали) могла быть передана болезнь или наведена порча. А уж если здоровались с незнакомыми, то непременно в рукавицах или перчатках. Но вскоре этикет изменился: пожимать руку предписывалось (особенно мужчинам) непременно голой рукой – как выражение полного доверия.

СЛОВЕСНЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ
Очень любопытно узнать, какими словами приветствуют друг друга разные народы. Например, персы: «Будь весел!», древние греки: «Радуйся!», арабы: «Мир с тобой!», древние египтяне: «Хорошо ли вы потеете?», евреи: «Мир вам!», зулусы: «Я тебя вижу!», индейцы (навахо): «Все хорошо!», китайцы: «Ел ли ты сегодня?», монголы: «Здоров ли твой скот?».

А у русских людей в древности приветствия были на все случаи жизни. Здороваясь, говорили:

  • Заканчивающим жатву – С двумя полями сжатыми, с третьим – засеянным.
  • Молотильщикам – По сто на день, по тысяче на неделе.
  • Девушке, черпающей воду – Свеженько тебе.
  • Женщине, доящей корову – Море под коровой.
  • Едящим и пьющим – Чай да сахар.

Вежливый человек на Руси должен был не просто ответить на приветствие, но и использовать для каждого случая этикетную формулу.

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА
Слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» – означает пожелание добра, здоровья. Слово это представляло собой когда-то не простую форму вежливости, а настоящее магическое заклинание. Причем произносивший верил, что его пожелание обязательно сбудется.

Такие же ласковые слова приветствия – «ДОБРОЕ УТРО», «ДОБРЫЙ ДЕНЬ», «ДОБРЫЙ ВЕЧЕР». В них – пожелания добра и благополучия.

Есть чудесное слово «СПАСИБО», которым люди благодарят (от старославянского «благо дарят») друг друга за что-либо. Многие знают, что слово это имеет и религиозный смысл, так как произошло от двух слов «спаси бог» (т.е. «пусть спасет тебя Бог»). Это и благодарность, и уважение, и пожелание добра, чтобы у собеседника все было хорошо.

Для обращения, просьбы или согласия вежливые люди часто пользуются словом «ПОЖАЛУЙСТА». Оно состоит из двух слов: пожалуй и ста. Любопытно, что у наших древних предков слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». А вот слово «ста» когда-то было формой обращения, обычно в качестве приставки к имени. Например: «Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины».

Уходя, люди говорили друг другу – «ПРОЩАЙ», т.е. этим как бы просили снять с них вину.

В настоящее время, уходя, мы чаще говорим друг другу: «ДО СВИДАНИЯ!». Это означает, что мы снова скоро увидимся, до следующей встречи.

Любопытно, не правда ли?

Полный курс по правилам этикета для самых маленьких содержится в пособии «ТРОПИНКА ВЕЖЛИВОСТИ».

Читайте также: