Методика Домана: «Интеллигентные, талантливые дети в настоящем – это гуманный и порядочный мир в будущем. Обучение с пелёнок по методике Глена Домана: польза или вред? Методика развития домана

Методика Глена Домана является одной из наиболее известных с интеллектуальной и физической точки зрения. Глен Доман, американский врач-нейрофизиолог, утверждал, что в каждом ребенке скрывается большой потенциал, способный максимально развиться, открывая перед ребенком неограниченные возможности в дальнейшем. К такому выводу автор методики пришел после детального изучения особенностей развития детей.

Принципы обучения по методике Домана

  • Обучение следует начинать как можно раньше. Чем ребенок младше, тем легче его научить чему-либо.
  • Непременно нужно хвалить кроху и радоваться его успехам.
  • Необходимо доверять своему ребенку и уважать его как личность.
  • Процесс обучения должен приносить удовольствие
  • Для обучения должна быть создана подходящая обстановка
  • Необходимо закончить занятие прежде, чем ребенок этого захочет сам
  • Нужно как можно чаще вводить новый учебный материал
  • Быть последовательными, организованными, занятия проводить регулярно
  • Знания ребенка проверять не нужно
  • Учебные материалы нужно готовить тщательно и заранее
  • Если ребенку или вам стало неинтересно, занятие следует прекратить

Физическое развитие ребенка согласно методу

Раннему физическому развитию ребенка в методике Домана уделяется значительное внимание, поскольку автор убежден, что оно непосредственным образом связано с развитием малыша.

Ребенку с младенчества необходимо предоставить свободу движения, поощрять его естественные потребности в плавании, хождении, хватании, ползании. Эти потребности заложены в детях природой, их нужно развивать, чтобы в дальнейшем ребенку не пришлось учиться ходить, ползать и плавать заново. Сохраняя детские рефлексы, родители предоставляют малышу возможность вести активный образ жизни, «умнея» и «взрослея» раньше ровесников. Следовательно, необходимо обеспечить условия для физического стимулирования крохи.

Младенца помещают в специальный трек для ползания, который располагается под небольшим уклоном. Малыш располагается между бортиками этого трека, так стимулируется врожденный рефлекс, благодаря которому он выбрался из маминого живота. По треку ребеночек способен проползать достаточно приличные расстояния. Автор методики рекомендует, чтобы младенец проводил в треке ежедневно по 3-4 часа, причем одежды на ребенке должен быть минимум. Лучше, чтобы поверхность трека была гладкой, без одеял или мягких матрасов. Если грамотно все организовать, то к четырем месяцам ребеночек уже начнет ползать на четвереньках.

Также в методике делается акцент на развитии чувства равновесия и баланса (крутить и вертеть кроху), на преодолении преград (различные валики на полу), помощи ребенку в .

Доман выделяет семь стадий в развитии ребенка от рождения до семилетнего возраста, эти этапы соответствуют периодам созревания мозга. На первом этапе слух, зрение, мануальные навыки и движения управляются верхними отделами спинного мозга, на последнем этапе – верхними отделами коры головного мозга. Каждый новый уровень, развиваясь, вытесняет предыдущий и начинает контролировать различные функции. Переход от одного этапа к другому сопровождается, согласно методике, массой определенных движений. Обычный малыш, с которым не занимаются специально, проходит эти стадии за шесть с половиной лет, но, если действовать согласно методике Домана, их можно пройти за три с половиной года!

У вас есть 30 секунд: чему вы успеете научить ребенка?

Глен Доман сравнивает человеческий мозг с самым совершенным компьютером, который извлекает тем больше выводов, чем больше знает фактов. Не стоит забивать голову ребенка ерундой, напрасно ожидая затем от него грамотных поступков и умных высказываний. Необходимо обеспечивать малыша отчетливой, точной, понятной информацией. Приводится следующий пример.

Представьте, что ребенок увидел собаку и подошел к вам поинтересоваться насчет нее. У вас есть следующие варианты действий:

  • Сказать: «Отстань, мне некогда»
  • Сказать: «Это гав-гав»
  • Сказать: «Это собака»
  • Сказать: «Это собака породы сенбернар»
  • Показать ребенку картинки с собаками
  • Показать картинки с собаками и сказать: «Посмотри, малыш, на всех этих картинках изображены животные, которые называются собаками, здесь есть разные собаки – пудель, немецкая овчарка, боксер, болонка, спаниель, колли, чау-чау, ротвейлер, доберман, лабрадор».

Доман утверждает, что последний вариант поможет ребенку самостоятельно сделать выводы о том, что у всех собак есть лапы, хвост, шерсть, но они могут иметь разный рост, размер, окрас, форму ушей, длину хвоста и т.д. Так за 30 секунд развитие детского мозга значительно ускорится.

Как научить малыша читать (по методу Домана)

Ребенок видит написанные слова, но их значения не понимает. Если ребенок будет одновременно видеть и слышать написанное слово, то мозг механически его запомнит, интерпретировав полученную информацию. Так с течением времени законы чтения станут понятные ребенку по таким же принципам, по каким ему стала понятна устная речь. Глен Доман убежден, что с шестимесячного возраста можно начинать .

Для этого применяются карточки 10х50 см, на них написаны красные печатные буквы, высота букв составляет 7,5 см, толщина шрифта составляет 1,5 см. Для начала должны быть подобраны хорошо известные ребенку слова (названия членов семьи, одежды, игрушек, частей тела, любимых блюд). Можно придерживаться следующей программы.

В первый день показывать ребенку 5 карточек (по 5-10 секунд каждую) и внятно произносить написанные на них слова («мама», «папа», «бабушка»). На этом занятие должно быть окончено. В награду малыш получит объятия и поцелуи. В течение первого дня необходимо эти же карточки показать еще дважды.

На второй день вчерашние карточки повторить и добавить к ним 5 новых. У малыша, таким образом, будет шесть коротеньких занятий, 3 занятия по старым карточкам и 3 по новым.

На третий день добавляется еще 5 карточек – имеем 9 занятий в результате.

К пятому дню вы доходите до 25 карточек и 15 занятий. На шестой день добавляются пять новых карточек, но в изученных комплектах вы убираете по одному слову.

Как обучить ребенка счету по этой методике

Когда мы говорим «два», ребенок представляет две точки, а взрослый – цифру. То есть, согласно Доману, ребенок мыслит фактами. Предоставив малышу такие факты, взрослые дадут ему возможность определять количество предметов сразу, без пересчета, а также познакомиться с базовыми математическими правилами – сложением, вычитанием, умножением, делением. Для обучения ребенка счету используются карточки в количестве 100 штук, размер каждой – 27х27 см. На каждой карточке изображены точки в хаотичном порядке (от 1 до 100), диаметр точек – чуть менее 2 см.

Математические карточки демонстрируются по тем же принципам, что и карточки для чтения. Только на начальном этапе используются лишь два набора (точки от 1 до 5 и от 6 до 10). На первом этапе обучения ребенок осваивает понятие «количество», на втором – «уравнение», на третьем решает задачи, на четвертом осваивает понятие «цифра» и запоминает цифры, на пятом этапе малыш знакомится с цифровыми уравнениями.

Получение энциклопедических знаний

Согласно Глену Доману, приобретение разносторонних знаний о мире, который нас окружает – это и есть цель человеческой жизни. Не нужно ничего объяснять и разъяснять детям, их мозг может воспринимать только факты. Чтобы карточки давали малышу действительно энциклопедические знания, они должны отвечать определенным требованиям:

  • Детали изображения отчетливо видны
  • На одной карточке – один предмет
  • Предмет имеет специальное название
  • Это незнакомый ребенку предмет
  • Размер карточки – 28х28 см, то есть она достаточно большая
  • Карточка чистая

Каждое занятие с карточками должно продолжаться примерно 30 секунд.

Разделы знаний согласно методике Домана


Спорные моменты в направлении

Несмотря на то, что в книгах Домана все изложено заманчиво, логично и понятно, методика имеет и спорные моменты, вокруг которых по сей день разворачиваются научные дебаты.


Сегодня раннему развитию детей уделяется особое внимание. Разработаны авторские программы, которые с успехом применяются родителями, педагогами и воспитателями во всём мире. Одной из них является система Глена Домана, построенная на принципе донесения большого объёма информации через визуальное восприятие. Как с помощью наборов карточек вырастить эрудита? Есть ли недостатки в этой методике?

Цели и принципы методики Глена Домана

Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман посвятил около двадцати лет жизни изучению того, как помочь детям, страдающим повреждением мозга и нарушениями в работе нервной системы, развиваться, воспринимать окружающий мир или полностью излечиться. Он утверждал, что физическое здоровье напрямую связано c уровнем интеллекта. Поэтому для малышей в первую очередь разрабатывался индивидуальный комплекс упражнений. Ребёнок тренировался фокусировать взгляд на предмете: врач показывал карточки с нарисованными на них красными точками на белом фоне. Позже на месте красных точек появились изображения предметов, животных и букв. Также дети подражали взрослым, повторяли повороты головы, движения рук и ног. Затем их учили ползать.

Вместе с регулярными физическими упражнениями с детьми занимались дыхательной гимнастикой и мануальной терапией. Главное условие - проводить комплексные занятия регулярно. Через некоторое время врач заметил, что его подопечные стали догонять здоровых сверстников. Они научились не просто повторять движения, но и запоминали последовательность действий. Глен Доман сделал вывод, что постоянные активные физические тренировки способствуют развитию мозга. И чем больше ребёнок занимается физически, тем быстрее происходит его интеллектуальное развитие.

Через некоторое время Доман начал разрабатывать методику обучения и для здоровых карапузов. Интерес к изучению деятельности мозга детей, которые развивались в соответствии со своим возрастом, появился случайно. Во время реабилитации проблемных малышей, их здоровые сестры и братья присоединялись к занятиям и с удовольствием воспринимали информацию. Автор подготовил несколько программ, которые были усложнены, и результаты превзошли все ожидания. Дети в два года уже отлично читали, считали и были интеллектуально развиты намного больше своих сверстников.

Глен Доман настаивал, что в каждом ребёнке заложен огромный потенциал возможностей, которые нужно раскрывать с самого раннего возраста. Согласно его методике, с младенцем можно начинать заниматься с самого рождения, активно побуждая его к физическим упражнениям. С шести месяцев следует подключать интеллектуальное развитие с помощью наборов карточек.

Что включает гармоничное раннее развитие ребёнка

Способности малыша будут расти с каждым днём, если с ним заниматься регулярно. Доман объяснил это тем, что мозг развивается только при постоянной тренировке и обучении. Но этот процесс не продолжается всю жизнь: до трёх лет нужно заложить детям как можно больший объем информации, а последующие три года - до шести лет - регулярно поддерживать эти знания и дополнять их новыми.

Глен Доман объяснял, что у взрослых не так много времени, чтобы запустить и раскрыть заложенные природой невероятные возможности ребёнка: всего первые три года жизни.

Глен Доман выделил основные принципы своей методики.

  1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие.
    • Физические упражнения нужно начинать с малышом сразу после рождения. Можно побуждать его ползать, хвататься, стоять на ножках с помощью взрослых. С самого раннего возраста рекомендуется учить кроху плавать и ходить. Глен Доман утверждал, что все эти рефлексы заложены природой, а для их быстрого и успешного раскрытия нужно стимулировать ребёнка как можно раньше.
    • Развитие интеллекта происходит посредством разных наборов карточек: карапуз как бы фотографирует изображение и запоминает его на подсознательном уровне, получая огромные объёмы информации каждый день.
  2. Регулярность занятий. По этой методике родители должны обучать ребёнка каждый день без пропусков. Только при этом условии мозг малыша работает и развивается.
  3. Подход к каждому ребёнку. Самые подходящие учителя для детей - это их родители. Малыши лучше воспринимают родных людей и охотнее запоминают информацию, поданную ими. Согласно методике, с крохой можно заниматься только тогда, когда ему этого хочется и вызывает интерес. Если он отвлекается или недоволен, занятие лучше отложить, но не на несколько дней, а на пару часов, по истечении которых попытаться снова. Карапуза обязательно нужно хвалить и радоваться его успехам.
  4. Создание подходящей обучающей среды. Главное в этой системе - наборы карточек. Они должны быть крупными, с яркими и понятными изображениями: картинками, точками или буквами. Глен Доман сравнивал мозг ребёнка с машиной, которая может запоминать и обрабатывать данные визуально в самом раннем возрасте. Часто родители совершают ошибки и повторяют один и тот же материал целый месяц. Автор методики настаивал, что нужно как можно чаще вводить новую информацию и показывать её малышу с помощью карточек. Он быстро всё запомнит.

Каждый ребёнок может стать гением, а ранее развитие - это ключ к его гениальности.

Глен Доман книга Глена Домана «Гармоничное развитие ребёнка»

Методика Глена Домана - видео

Чему можно научить ребёнка с помощью системы Домана

Глен Доман утверждал, что, занимаясь по его методике, малыш может научиться запоминать новую информацию, читать, считать и даже осваивать иностранные языки. Учебного материала получается множество, его количество исчисляется тысячами. Принцип обучения всегда одинаков - показывать ребёнку карточки с картинками, словами или точками.

Но родителям не стоит забывать, что наравне с умственным развитием карапузу необходимы физические нагрузки. Для этого Глен Доман рекомендует не менее трёх-четырёх часов в день оставлять малыша на полу или на мате, где у него будет большое пространство. Одевать детей в это время следует по минимуму: чем больше свобода движений, тем лучше для их здоровья. Также кроху нужно ставить на ноги, вертеть, крутить и подбрасывать, чтобы он учился ориентироваться в пространстве и держать равновесие. Обязательно наличие трека для ползания, на котором ребёнок тренируется передвигаться и ползать.

Трек для ползания по Доману - видео

Учимся читать

По методике Домана начинать учить ребёнка читать можно с трёх-шести месяцев. На белых карточка нужно показывать не отдельные буквы, а целые слова. При этом они должны быть написаны только красным цветом и никаким другим.

Показывая карточку, родители должны громко и чётко сказать написанное на ней слово. Глен Доман утверждал, что малыш не понимает надписей, а вот если их произнести вслух, то визуальное и звуковое восприятие помогает мозгу быстро запомнить изображённую последовательность букв и понимать её в дальнейшем .

Обучение глобальному чтению происходит по принципу запоминания ребёнком целого слова, а не отдельных букв или слогов.

Глобальное чтение по методике Домана - видео

Счёт по Глену Доману

Глен Доман говорил, что, произнося определённую цифру, взрослые представляют себе то, как она выглядит. А вот дети воспринимают всё по-другому: они в первую очередь считают количество предметов, которые видят. Поэтому на карточке белого цвета нужно расположить красные точки. Показывая их, говорите вслух соответствующее число: так ребёнок будет запоминать счёт .

Обучение ребёнка счету по методике значительно отличается от того, к чему привыкли взрослые. Все дело в том, что на карточках написаны не цифры, а изображены красные точки, которые и запоминает кроха.

Количественная математика - видео

Знакомство с иностранными языками

По программе Домана можно изучать заграничные языки с детьми: английский, французский или любой другой. Автор говорил, что мозг малыша - совершенный компьютер, который может усвоить предоставляемый ему объём информации. Поэтому родителям нужно написать на карточках иностранные слова и показывать их крохе, одновременно произнося вслух. Ребёнок будет запоминать их, а затем и озвучивать.

Карточки Глена Домана - фотогалерея

Карточки могут быть самой разной тематики Наборы карточек для раннего развития Изучаем продукты питания Изучаем действия Учимся считать с карточками Домана Учим ребёнка читать по методике Домана Карточки для изучения фигур и цветов Набор карточек «Космос» Набор карточек «Профессии» Набор карточек «Достопримечательности» Набор карточек «Страны мира»
Набор карточек «Деревья»

Описание карточек - видео

Как сделать карточки в домашних условиях

Карточки Глена Домана можно приобрести в магазине или сделать самому. Родители чаще предпочитают второй вариант, ведь в процессе обучения насчитывается несколько сотен, а то и тысяч единиц обучающего материала. Для их изготовления:

  • возьмите плотный лист картона белого цвета, или обычную белую бумагу;
  • распечатайте на бумаге цветную картинку и наклейте её на основу.

Если вы готовите карточки для обучения чтению или счету, слова и точки должны быть написаны только красным цветом.

Карточки своими руками - видео

В помощь родителям: как правильно заниматься по карточкам Домана с детьми разного возраста

С детьми до года можно и даже нужно заниматься по методу Домана. Родителям рекомендуется подобрать такое время, когда малыш не голоден, не хочет спать и чувствует себя здоровым. Только в этом случае он сможет сфокусировать внимание на картинках и подсознательно будет запоминать новую информацию. Если мама и папа видят, что кроха отвлекается, начинает плакать или капризничать, показывать карточки нельзя.

Методика раннего развития Глена Домана предусматривает правила, по которым проходят занятия.

  1. Ребёнка нужно посадить, если он уже уверенно сидит, или положить на поверхность, где его ничто не будет отвлекать.
  2. Родители за одно занятие показывают не более пяти карточек. По мере взросления крохи это количество увеличивается до десяти.
  3. Давать карточки в руки карапузу категорически запрещается: малыш не рассматривает и не изучает их сам, он просто зрительно воспринимает информацию, слушая произносимые взрослыми слова.
  4. Каждая карточка показывается ребёнку одну-две секунды, затем берётся новая. Одно занятие занимает 7–10 секунд.
  5. Ежедневно нужно проводить занятия по пяти таким наборам. Каждый набор состоит из пяти карточек, поэтому в день кроха запоминает двадцать пять новых слов.
  6. С каждым набором в день проводится три занятия. В общей сложности с малышом занимаются по пятнадцать раз ежедневно.
  7. Занятия с одним набором карточек проходят на протяжении пяти дней подряд. Потом одна карточка из набора убирается, а на её место подбирается другая.
  8. Во время занятий карточки нужно показывать ребёнку в разном порядке.

Как правильно показывать карточки Домана - видео

Обучение чтению

Обучение чтению по методике Глена Домана проходит в несколько этапов.

  1. До полутора лет ребёнку показывают только отдельные слова, которые он запоминает и учится находить среди предложенных карточек. При этом они должны быть написаны крупными заглавными буквами, чтобы кроха не отвлекался на их размер.
  2. Когда ребёнок уже знаком со многими словами, из них можно складывать словосочетания. Например, малыш знает цвета и названия фруктов. Родители могут предложить ему две карточки вместе - оранжевый апельсин, жёлтый банан, красное яблоко. Дети быстро запоминают такие пары.
  3. Следующим этапом после запоминания минимум 75–85 слов идёт изучение простых предложений. Родителям рекомендуется составлять их с действиями самого малыша. Например: Диана играет, Саша спит, Денис рисует. Ребёнку интересно все, что связано с его именем. Немного позже задачу можно усложнить: Диана играет в мяч, Саша спит в кроватке, Денис рисует корабль. Таким способом постепенно кроха научится читать не только отдельные слова, но и целые предложения.

Счёт

Для обучения ребёнка счёту, родителям нужно приготовить 100 карточек, на которых в произвольном порядке будут изображены точки красного цвета от одного до ста. Занятия проводятся в несколько этапов (так же, как при обучении чтению). В самом начале с крохой изучают цифры от нуля до пяти, и от шести до десяти. Когда малыш запомнит их (в среднем через пять дней), можно добавлять новые.

Счёт от 1 до 30 + чтение - видео

Мнения о плюсах и минусах методики

Многие родители, воспитатели в детских садах и педагоги в развивающих центрах используют методику Глена Домана для интеллектуального развития детей. Конечно, занимаясь по ней, взрослые уделяют большое внимание малышу, проводя много времени за показом карточек. Ребёнок, в свою очередь, заинтересован яркими картинками, буквами и точками. Все новое привлекает его внимание, и он готов запоминать информацию, которая ему предлагается. Но существуют и минусы системы.

  1. Методика основана только на зрительном и звуковом восприятии: ребёнок выступает пассивным наблюдателем, который запоминает информацию, не анализируя её.
  2. Не предусматривается раскрытие творческих способностей. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует росту интеллекта ребёнка. Но при работе с карточками, малыш не учится рисовать, лепить из пластилина, не осваивает другие виды деятельности.
  3. Трудности с обучением в школе. Изучая чтение по карточкам, ребёнок запоминает слова визуально, он не знает букв, не умеет составлять из них слова и разбивать их по звукам. В его подсознании слово - это просто одна картинка и ничего больше. Когда дети идут в школу, им намного сложнее приспособиться к программе обучения.
  4. Отсутствие индивидуального подхода. Каждый ребёнок - это личность со своими желаниями и интересами. Одни малыши хотят рисовать. Они через творчество знакомятся с окружающим миром, запоминают цвета, предметы, пытаясь их изобразить на бумаге. Другим интереснее собирать пазлы, играть со шнуровкой или проводить время, исследуя бизиборд. Не каждый карапуз будет наблюдать за карточками, ничего не делая сам.

Далеко не все психологи, педагоги и родители положительно отзываются о занятиях по методике Глена Домана. Многие врачи-неврологи и психиатры являются противниками этой системы, говоря о том, что все дети индивидуальны, и для некоторых такой объем информации в столь раннем возрасте не приносит пользы.

Мозг ребёнка созревает постепенно: сначала нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом - за движение и только после этого - за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, становление крохи может отклониться от нормы.

Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга, в результате чего возникают спазмы сосудов и, соответственно, малыш получает целый букет заболеваний. Перегружаясь знаниями, ребёнок испытывает головные боли, становится неспокойным, страдает от тиков (непроизвольных движений) и недержания мочи. Ранее развитие, кроме того, может послужить причиной возникновения психических нарушений, если кроха имеет к ним склонность. Обычно симптомы появляются в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности и проходят только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха своего чада и снимают с него львиную долю умственной нагрузки.

Врачи говорят о том, что все знания хороши в меру и в своё время. По мере взросления ребёнок начнёт осваивать нужную информацию.

И полезным обществу человеком. С самого рождения люди отправляют своих детей в специализированные сады, на кружки. Популярностью пользуются занятия с репетитором. Однако не все могут позволить себе такое обучение, ведь за все в нашей жизни приходится платить. Всестороннее развитие можно обеспечить своему малышу и в домашних условиях. Существует множество методик развития, для использования которых не обязательно иметь педагогическое образование. Одна из таковых - методика Домана.

Методики раннего развития

Всех их можно условно разделить на три вида. Каждая имеет определенное направление:

  1. Физическое развитие (особенно актуально для малышей до года).
  2. Творческое развитие.
  3. Всестороннее развитие (память, мышление, логика).

Лучше, конечно, использовать всё в комплексе. Нельзя делать акцент только на творчестве или на физическом воспитании.

Большой популярностью пользуются у родителей и педагогов следующие методики:

  • Методика Марии Монтессори . М. Монтессори - известный итальянский педагог, врач и философ 19-го века. Её построена по принципу «сделай сам». Роль взрослого - направить малыша в нужное русло. Ребёнок всё впитывает как губка. Поэтому родители и воспитатели должны окружающий мир сделать максимально доступным и понятным. Игры главным образом сосредоточены на развитии образного мышления.
  • Методика семьи Никитиных . Основной акцент сделан на и развитии творческих способностей. Ребёнку предоставляется свобода действий. Он сам решает, сколько и как ему заниматься. Задача родителей - не мешать, а создать необходимые условия для развития.
  • Методика Н. Зайцева. Представляет собой обучение чтению с помощью кубиков. По мнению педагога, единица речи - это слог. Каждому слогу отведена грань на кубике. Ребёнок сам учится создавать слова. Кубики различны по своему цвету, форме, размерам. Таким образом, дети быстрее осваивают звонкие и мягкие звуки.
  • Вальдорфская методика . Это развитие ребёнка согласно его возрасту. Упор в большей степени сделан на активацию творческих способностей. Приветствуются занятия музыкой и упражнения на мелкую моторику.
  • Методика Воскобовича. Основной инструмент педагога - игра. Только когда малыш наиграется, он будет готов к восприятию «школьной» науки.
  • Методика Китаева и Трунова . Это для годовалых деток. Благодаря физическим упражнениям ребёнок начинает раньше сидеть и ходить. Также активно развивается его мозг.
  • Методика Глена Домана. Основная цель - раннее развитие в возрасте от рождения до семи лет, когда мозг ребёнка активно растёт и развивается.

Кто такой Доман?

Глен Доман - известный американский нейрохирург, который исследовал человеческий мозг. Он также занимался лечением детей с умственными расстройствами. Основная задача, стоявшая перед специалистом, - активизировать мозг больных малышей. В отличие от своих предшественников, которые безрезультатно старались научить ребят читать, Доман достиг огромных успехов. Очень скоро дети, отстающие в развитии, начинали превосходить своих сверстников по многим показателям.

А всё благодаря специально разработанной методике врача. По его программе уроки длились по пять-десять секунд, а их количество доходило до нескольких десятков в день.

Суть обучения - демонстрация карточек со словами, написанными крупным шрифтом красного цвета. Каждое слово громко произносилось вслух. Мозг детей настолько активизировался, что они начали осваивать беглое чтение.

Вскоре методику применили и в других школьных дисциплинах. Ребёнок, занимающийся по программе Домана, мог стать эрудитом. Обучать по системе врача стали и здоровых детей.

Особенности процесса

Методика Глена Домана пользуется огромной популярностью во всём мире. Не один нобелевский лауреат воспитывался по её принципу. Суть методики состоит в использовании специальных карточек, на которых изображены слова или картинки со словами. Демонстрируя ребёнку материал, обязательно нужно проговаривать его содержимое. Если нарисован арбуз, то говорить нужно именно «арбуз», не заменяя слово синонимами и красноречивыми описаниями.

Одно занятие должно длиться 10-15 секунд. За это время необходимо показать 10-15 картинок. На одну картинку - одна секунда. Карточки можно подбирать как по тематике (овощи, фрукты, транспорт, профессии), так и вразнобой.

Обязательное требование к материалу - рисунки должны быть чёткими, крупными и не расплывчатыми, слова пишутся разборчиво.

Благодаря такой системе активизируется мозг ребёнка, формируется его мышление, память. Методика развития Домана с успехом применяется не только в дошкольных учреждениях и школах, но и в вузах, техникумах.

Дидактический материал

Карточки для обучения по методу Домана можно приобрести в специализированных магазинах или изготовить их самостоятельно.

Делают материал из белого картона. На полосках размером 10 х 40 (50) см пишут слова печатными буквами красного цвета. Высота букв - около 7 см, а толщина шрифта - 1,5 см. Постепенно шрифт можно уменьшить, а цвет заменить на чёрный. Со временем вместо слов на полосках пишут целые словосочетания, таким образом, максимально приближая ребёнка к чтению.

Методика раннего развития Глена Домана успешно применяется и на занятиях по математике. Для этого на картон наносят разное количество красных точек (не цифр!). Цифра - понятие абстрактное, а ребёнок должен чувствовать реальное количество. Точки на картоне можно заменить реальными предметами - мячиками, бабочками, вишенками. Главное правило - изображения должны быть крупными и иметь красный цвет (он хорошо привлекает внимание). Также можно изготавливать отдельно карточки с математическими знаками.

Результат обучения появится только после систематических занятий. Так, воспитать эрудированного и талантливого ребёнка помогут простые карточки. Методика Домана - это отличный способ обучения в игровой форме. Главное - не забывать о поощрении!

Когда лучше начинать занятия?

Г. Доман утверждает, что человеческий мозг наиболее готов к познанию во время своего активного роста. Это происходит в возрасте от рождения и до семи лет. Поэтому занятия по методике Домана лучше всего начинать с самого рождения, когда малыш уже реагирует на предметы. Родители отмечают, что дети такое обучение воспринимают как увлекательную игру.

Приступать к занятиям необходимо с карточек, на которых изображены разные предметы - игрушки, фрукты, овощи, транспорт и так далее. Методика способствует формированию фотографической памяти, развитию мышления, логики, речи.

Мозг маленького человека с самого рождения нацелен на познание всего нового. Ребёнок сам интересуется названиями животных, предметов быта и всего того, что его окружает. Поэтому идеальное время для обучения - младенчество. Не понадобится даже мотивация.

Каждый новорожденный - словно чистый лист бумаги. То, каким он станет, во многом зависит от его родителей. Наибольший багаж знаний дети получают в возрасте до трёх лет - не упустите возможность!

Методика раннего развития Домана: как заниматься?

Обучаться можно и даже нужно несколько раз в день по пять-десять секунд. Ребёнок должен воспринимать занятия как игру. Начинать следует с тематических карточек. Для каждой карточки отводится одна секунда. За это время взрослый успевает проговорить слово, изображённое на картинке. Для одного занятия не нужно выбирать слишком много карточек. Обучение нужно закончить, прежде чем у малыша пропадёт интерес. Таким образом, у него всегда будет желание заниматься.

Методика Домана используется для обучения чтению и математике. Такие занятия можно проводить с годовалым малышом. Конечно, ребёнок не сможет читать к двум, но уже в три-четыре года после систематических занятий это вполне реально.

При использовании методики на занятиях по математике у детей гораздо быстрее развивается Со временем они абсолютно безошибочно будут называть количество предметов «на глаз», даже не считая их!

Отрицательные стороны

Как и любая другая, имеет свои недостатки. Прежде всего, это пассивное обучение, отсутствие творчества и созидания. Огромное количество неоспоримых фактов, которые ребёнок запоминает с помощью карточек, может храниться в его голове как хлам, если малыш не научится их использовать. Более того, постоянные нагрузки на мозг могут привести к психическим расстройствам.

Поэтому использовать для обучения только одну методику не рекомендуется. Лучше совмещать несколько программ раннего развития. И не стоит забывать, что ребёнок - это не компьютер. Обязательно следует оставлять время для прочих игр и баловства.

Методика Домана: отзывы психологов

Несомненно, способ, разработанный нейрохирургом Доманом, работает. По мнению многих педагогов, благодаря этой программе можно воспитать гения. Однако необходимо руководствоваться и другими методами обучения, обязательно оставляя время на творчество и самостоятельное познание мира.

Большинство психологов утверждают, что методика Домана, хоть и даёт свои результаты, имеет много недостатков, главный из которых - пассивность. Развивается только зрительная и слуховая система, дети охватывают лишь тот материал, который изображён на картинках. Ребёнка нагружают фактами, которые он не всегда может применить.

Врач-невролог Е. Меланченко - противница любых методик раннего развития. Она объясняет это тем, что переполненный информацией детский мозг часто даёт сбои, и в результате малыши сталкиваются с такими проблемами, как головные боли, неврозы, энурез и т. п. Психологическое напряжение, которое испытывают дети раньше времени, приводит к спазму сосудов и ряду других заболеваний.

Мозг ребёнка созревает постепенно, поэтому и нагрузка должна быть подобрана по возрасту.

Заключение

Методика Домана - потрясающий инструмент для воспитания гениальных детей, если она применяется с умом. Подбирая программу для раннего развития своего ребёнка, следует учитывать его индивидуальные особенности, возраст, состояние здоровья. Никогда не принуждайте малыша. Проводите занятия в форме игры и не забывайте о системе поощрений!

Доброго дня, все тем, кто интересуется методиками раннего развития, которых существует огромное количество. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. И каждый родитель сам решает как, когда и чему учить своего ребенка.

Многие из нас уже слышали о методике раннего развития Глена Домана. В данной статье вы узнаете как возникла данная методика, в каких областях происходит развитие по системе Домана, как нужно заниматься по данной методике, а также какие есть преимущества и недостатки у методики Домана.

Глен Доман (1920—2013)– американский врач-физиотерапевт, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с самого рождения.

Глен Доман является основателем Института Развития Человеческого Потенциала (1955 год). Доман вместе со своей семьей занимался лечением детей, у которых наблюдались различные нарушения мозговой деятельности. Были созданы и разработаны различные уникальные методики, с помощью которых появилась возможность восстановить пораженные клетки. Занимаясь лечением и реабилитацией детей с поражениями центральной нервной системы, Глен Доман пришел к выводу, что наиболее активно мозг человека развивается до 6-7 лет. Наиболее активным периодом развития мозга Глен Доман считает период до 3-х лет.

Во время занятий с больными детками присутствовали также их здоровые братья и сестры, которые с удовольствием повторяли все упражнения и быстро добивались хороших результатов. Тогда Глен Доман решил разработать методику для здоровых деток.

Так возникла методика раннего развития детей Глена Домана, направленная на развитие и стимуляцию мозговой активности у здоровых детей.

Глен Доман показал нам, насколько огромен человеческий потенциал. Доман считал, что нужно “дать детям неограниченные возможности в жизни”. Дети, с которыми занимались по данной методике, в возрасте 2-4 лет свободно читали, осваивали математику, знали много различных фактов, имели хорошую физическую подготовку.

Глен Доман разработал свою методику для 3-4 летних деток, исходя из того, что в это время наиболее активно развивается мозг человека. Глен Доман доказал, что мозг активно развивается тогда, когда он работает и чем интенсивнее будет нагрузка в первые годы жизни ребенка, тем лучше разовьется интеллект ребенка.

В каких областях развивается ребенок по методике раннего развития Глена Домана?

  • Чтение. Карточки - на белом фоне изображены красные слова, которые также показываются ребенку по несколько раз в день, постепенно их усложняя. Вы показываете карточку и читаете что на ней написано, то есть ребенок учится читать сразу слова целиком. Ребенок запоминает слова механически.
  • Математика . Считается, что ребенок представляет количество, а не цифры и знаки. Следовательно, нужно учить ребенка с помощью показа карточек с определенным количеством чего-либо.

Важно начинать занятия тогда, когда ребенок уже понимает фразу “на столе лежит три апельсина, а рядом с ними два граната”.

Для показа были выбраны белые карточки с красными точками на них. Для обучения математике нужно показывать данные карточки ребенку регулярно и поочередно, уделяя на одну карточку 1-2 секунды, причем занятие должно длиться около 10-15 секунд, таких занятий должно быть несколько в день. Показывая карточку, нужно говорить, сколько точек на ней изображено.

  • Энциклопедические факты. На карточках показываем различную информацию в виде картинок. Факты — это основа любого знания, умения или профессии. Факты должны быть ясными, четкими, интересными и последовательными. Также Глен Доман считал, что факты необходимо обязательно систематизировать. Факты систематизируются по разделам (биология), категориям (растения, животные), битам – единицам информации (фото зебры, коровы).
  • Физическое развитие. Глен Доман считает, что необходимо уделять много внимания физическому развитию ребенка в первый год его жизни. Для этого он разработал систему физического развития детей.

Можно сделать ребенку собственную подборку карточек на определенную тематику либо сделать презентацию на компьютере. Примером послужит презентация «дикие животные».

Как нужно заниматься по методике раннего развития Глена Домана?

  • с ребенком нужно заниматься с раннего возраста;
  • показывать карточки и говорить их название. На каждую карточку отводится 1-2 секунды;
  • занятия должны быть короткими, чтобы они не надоели ребенку;
  • пополняйте карточки новыми ежедневно, одну и ту же карточку не нужно показывать более 3 раз в день;
  • настроение у малыша должно быть хорошее;
  • радуйтесь успехам ребенка;
  • проводите занятия систематически и регулярно;
  • учите только, если это нравится и Вам и вашему ребенку;
  • не проверяйте знания малыша.

Как и у любой методики, у методики Домана есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества и недостатки методики Домана

Хочется добавить, что совсем необязательно скрупулезно следовать одной единственной методике, можно взять самое лучшее из каждой методики и воплотить в жизнь. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими личными качествами, умениями и желаниями.

Если Вы всерьёз решили развивать ребенка по данной методике, могу Вам предложить приобрести карточки Домана на DVD . Данный набор включает в себя 5 дисков DVD и содержит первые слова, повседневные слова, животные и словосочетания (рассчитан на деток от 0 до 3-х лет).

Давайте делать жизнь наших деток интересной и разнообразной!

Вы использовали данную методику для своего ребенка? Каких результатов вы достигли? Нравится ли вашему малышу смотреть карточки?

P.S. Подпишитесь на обновления и узнайте много интересного о жизни блога первыми!

Получив в 1940 г. научную степень по физической терапии в Пенсильванском университете, Доман посвятил себя лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении пятнадцати лет, занимаясь безнадежно больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий. В случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен (как при глубоком поражении мозга) или замедлен (как при средней тяжести поражения), его можно заставить работать. Только для этого нужно воздействовать на него через один из доступных нам каналов проникновения информации - зрение, слух, осязание. И оказалось, что, процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить! Доман предлагал стимулировать центральную нервную систему и мозг при помощи зрительного восприятия (визуально), слуха (аудиально) и путем осязания (тактильно). Детям с отсталым умственным и физическим развитием с определенной периодичностью показывали картинки, написанные на карточках слова, одновременно озвучивая их, учили ползать, висеть на брусьях, в то время как они вообще не могли двигаться. Занятия Домана позволяли частично или полностью восстановить двигательную активность маленьких пациентов, помогали детям с нарушением мыслительной способности получить образование, а иногда даже превзойти своих здоровых сверстников. В 1955 году нейрофизиолог Глен Доман вместе с группой ученых основывает Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. К началу 60-х результаты исследований этого научного центра становятся широко известны, а сам Доман называет их "мягкой революцией" в науке. Разрабатывая систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы, он пришел к выводу, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга в период его активного роста - до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать. "Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года" - считает Доман. Так возникла идея использовать опыт стимуляции умственных процессов для работы с нормальными детьми. Вот уже несколько десятилетий Глен Доман и его единомышленники обучают детей и их родителей, используя уникальную методику, направленную на стимуляцию мозговой активности. Результаты таких занятий буквально потрясают: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, ныряют и плавают. Но, пожалуй, самое удивительное в том, что автор методики предлагает овладеть ею всем родителям, которые желают дать своим детям энциклопедические знания. Знаменитый нейрофизиолог считает, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Задаче обучения родителей посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг Глена Домана.

Методика и цели обучения

В течение многих лет, работая с больными и здоровыми детьми более чем ста национальностей, Глен Доман получает в свое распоряжение уникальные данные о возможностях стимулирования мозговой активности в определенный период жизни детей от 0 до семи лет. На их основе ученый делает вывод об удивительном интеллектуальном потенциале, которым награждается любой ребенок от рождения. Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь этот потенциал реализовать. То есть "не сделать ребенка гением, а дать неограниченные возможности в жизни". Каким образом? Доман убежден, что в основе любого знания, любого умения, любой профессии лежат факты. "Они составляют базу, на которой будет построено знание. Без фактов нет знания. Есть усредненный набор фактов - есть среднее по уровню знание. Если набор фактов велик, то база знаний выше среднего". Факты - основа знаний, знания - базис интеллекта. Интересная особенность: в своих книгах он очень подробно останавливается на познавательных функциях мозга на способности запоминать факты и ничего не говорит о развитии таких необходимых любому человеку способностей, как образное и логическое мышление, воображение. Откровенно сравнивая мозг человека с компьютером, нейрофизиолог тем не менее, признает превосходство человека. Он считает, что усвоение ребенком полезных фактов, которые в его системе координат называются битами информации, - это прямой путь к развитию интеллекта. Досаду Домана вызывает тот факт, что "компьютер мы аккуратно и точно начиняем данными, а мозг ребенка засоряем неточной, путанной информацией!" Конечно, можно сколько угодно спорить о том, что считать полезной информацией, а что - нет. У каждого родителя по этому вопросу будет свое, особое мнение. Бесспорно только то, что дети впитывают все новое легко и с огромной скоростью. Собственно на этом и построены занятия по методике Домана. Итак, цель занятий - познакомить детей с тысячами ясных, точных, интересных фактов. И факты эти, подобно компьютерной программе, должны быть систематизированы по разделам знаний, категориям и битам. Например, раздел "Биология", категория "насекомые", биты "фотографии насекомых", или - раздел "Литература", категория "Детские писатели", биты "портреты писателей". Изображения любых битов информации должны быть наклеены на картонные карточки определенного размера. (28 на 28 см.) На оборотной стороне надписывается наименование бита, например, "это насекомое - божья коровка". Доман подчеркивает, что ребенку должен сообщаться четкий, точный факт, а не мнение. То есть, утверждение "какое красивое насекомое - божья коровка" уже не будет правильным названием бита информации.

Как проходят занятия?

Несколько раз в день в спокойной обстановке ребенку показывают (не дают в руки, а именно показывают на расстоянии не менее 45 см. от лица) и называют карточки, представляющие биты знаний разных категорий. Показывают очень быстро, 1 секунда на показ и 5 на то, чтобы проговорить название. Доман рекомендует начать с представления 5 различных категорий знаний, каждая из которых содержит по 5 битов (всего 25 карточек) и показывать их не менее трех раз в день, постепенно увеличивая количество предлагаемых категорий и темп показа. Уже усвоенную детьми информацию можно и нужно заменять новыми битами (по одной карточке ежедневно), использованные карточки нужно убирать в картотеку и возвращаться к ним по мере необходимости. Как правило, ребенок усваивает один бит информации (т.е. один факт-карточку) за тридцать показов. За родителями признается бесспорное право разработать собственную, отличную от домановской, классификацию фактов по разделам и категориям. Сам автор методики среди различных областей знаний считает приоритетными чтение и математику. по его мнению, именно они больше всего влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Чтение

При подаче общих энциклопедических знаний ребенку демонстрируют карточки с фотографиями, рисунками предметов, людей, животных и пр., а обучение чтению по Доману заключается в показе карточек со словами, написанными большими красными буквами. В итоге малыш "перескакивает" через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу целые слова.

Математика

На занятиях математикой Доман предлагает уйти от абстрактных чисел, заменив их предъявлением ребенку на тех же карточках определенного количества точек (от одной до бесконечности), называя, сколько именно точек изображено. Строго говоря, их нужно называть кружками. Карточки показываются поочередно, регулярно и быстро. Постепенно это развивает у ребенка способность "на глаз" определять количество увиденных точек без их подсчета, что в свою очередь позволяет оперировать устно многозначными цифрами.

Физическое развитие

Доман разработал целую систему физического развития детей. В первую очередь, считает ученый, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц кроха будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей малыша. Конечно, надо обучать его так, чтобы это было психологически комфортно, стараться исподволь развить врожденные рефлексы. Доман рекомендует учить малыша делать все, что только возможно - вертеть и крутить его различными способами (так называемая динамическая гимнастика). Развивая его таким образом, еще во время первого года жизни можно создать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Он утверждает, что дети, с которыми занимались динамической гимнастикой и не делали больше ничего, уже были развиты значительно лучше своих сверстников.

Общение или обучение?

Изготовление карточек - довольно болезненный вопрос. Простая арифметика показывает, что для изготовления битов только по одному из предлагаемых десяти разделов знаний (10 категорий по 10-15 битов, итого 100-150 карточек) в домашних условиях вам потребуется уйма времени. Останутся ли у родителей силы для занятий с ребенком после подготовки гигантского количества демонстрационного материала, не известно. И хватит ли у них времени для обычного общения с малышом? У Домана проблема общения с ребенком, эмоционального контакта, остается как бы "за кадром".. Да, он призывает восхищаться успехами детей, верить в их безграничные возможности. Но в занятии Домана нет места эмоциям. Ребенок сидит и усваивает информацию, как компьютер, а мать, в руках которой мелькают картинки, энергичным голосом зачитывает бесстрастные факты. Причину такой любви Домана к компьютеру и его стремление устроить мозг ребенка по подобию компьютерной программы можно понять. Взгляды ученого сформировались в годы появления и бурного наступления вычислительных машин. Но поскольку современные люди уже успели почувствовать на себе не только преимущества, но и недостатки этого процесса, отношение к аналогиям "человек - компьютер" в наше время более критическое. Глен Доман призывает родителей уважать ребенка, заниматься его развитием и обучением, дать возможность достичь лучшего из того, чего можно достичь. Подобные взгляды заслуживают всеобщего уважения. Настораживает только замечание Домана, что родители, обучающие детей по его методике, "живут для ребенка". Не стоит забывать, что автор методики общался с родителями безнадежно больных детей, которые действительно готовы были посвятить свою жизнь только тому, чтобы поставить их на ноги. Нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку? Конечно же, методика Глена Домана, находясь на стыке медицины, психологии и педагогики, вызывает необычайный интерес, огромное количество вопросов и массу голосов "за" и "против". Но с одним утверждением ее автора согласятся, наверное, все: "чудо - в самом ребенке, а не в методике". Самое главное для родителей - понять и принять это.

Читайте также: