Деловая игра «Формы работы с родителями» с применением презентации. Деловая игра «Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей Деловая игра с элементами тренинга для родителей

Управление образования администрации города Шахтерска

Шахтерская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 13

имени Н.И.Баранова

Деловая педагогическая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов с родителями

Подготовили

Гришина С.В.,

учитель начальных классов

Скилевая Т.С.,

учитель географии, биологии

Шахтерск, 2017

«Плохой хозяин растит сорняк,

хороший выращивает рис.

Умный культивирует почву,

дальновидный воспитывает работника»

Японская мудрость

ТЕМА: Педагог – родители: проблемы общения

Цель: подготовка педагогов к пониманию отношений партнерства и сотрудничества в работе с родителями через успешное решение педагогических задач, упражнений и ситуаций. Развитие педагогического такта, умения убедить.

Просвещение, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций при общении с родителями обучающихся.

Задачи:

1. Вовлечение в активную учебную деятельность.

2. Выявление уровня подготовки участников по данной проблеме (профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями).

3. Формирование умения изложить устно знания по проблеме в условиях регламента.

4. Умение правильно пользоваться элементами устной речи - выступление, - вопрос, - ответ,- возражение, - дополнение, - предложение и др.

5. Обмен опытом.

6. Повышение уровня знаний и умений по данной проблеме.

Обоснование проблемы:

Проблема разрешения конфликтных ситуаций актуальна для всех участников педагогического процесса. Участниками конфликта могут быть педагоги, родители, дети. Конфликты случаются каждый день и важно уметь конструктивно их разрешать. Следовательно, цель игры познакомить с теоретическими аспектами конфликтных ситуаций и практическими способами эффективной коммуникации для разрешения проблемных ситуаций.

Вид деловой игры: организационно – деятельная игра. Участники моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.

Ход игры

    Правила проведения игры

Сегодня мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности и доверия. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок. Давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

    доверительный стиль общения;

    активное участие в происходящем;

    работа по принципу «здесь и теперь»;

    уважение к говорящему;

    обращение по имени, и на ты.

    не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.

    слушать, не перебивать.

    Видеоролик – мультфильм для эмоционально-психологического настроя участников игры

Если успеха достичь трудно,

нужно приложить больше усилий
Пьер Бомарше
Успех сопутствует тому,

кто полностью является самим собой
Рольф Ширм

    Тимбилдинг - игра на командообразование

Цели: создание сплоченных команд с общей мотивацией и желанием развиваться. Сохранение благоприятного микроклимата внутри коллектива. Введение в атмосферу игры, сплочение группы, знакомство участников группы, снятие тревожности, эмоционального напряжения участников.

1игра. Знакомство

Цель: Введение в атмосферу игры, сплочение группы, знакомство участников группы.

Инструкция. Сначала мы должны познакомиться. Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени пожелание своим коллегам. Например: «Я Светлана. Я желаю всем силы ». «Я Татьяна. Я желаю всем творчества ».

2 игра. « Здравствуй, я рад тебя видеть вновь»

Инструкция. Каждый из участников группы обращается к своему соседу справа со словами приветствия, выражая искреннюю радость в связи с новой встречей. Приветствия могут начинаться со слов: «Здравствуй, я рад тебя видеть, потому что...» Далее нужно объяснить, почему участник рад встрече, например: «Мне очень не хватало тебя, встреч с тобой, твоего душевного тепла. Оказывается, я уже привык к ним и нуждаюсь в твоей поддержке».

    Правила проведения игры (мозговой штурм):

4.1. Упражнение « Работа с родителями»

Цель: повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение данной темы.

Методические рекомендации: Тренер объединяет участников в три группы, Каждая группа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, педагог, родители) участников образовательного процесса. Первая группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?» Вторая группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим родителям школьников. Третья группа аргументирует положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.

Обсуждение: Участники вместе с тренером делают совместный вывод о преимуществах и необходимости проведения систематической работы с родителями в школах.

      Упражнение «Эффективность общения»

Цель : подчеркнуть важность умения общаться в работе педагога с родителями.

Участники с помощью метода мозгового штурма определяют условия, необходимые для эффективного взаимодействия педагога с родителями. Все желающие высказывают свою точку зрения, а тренер записывает на доске предложения. Затем группа выбирает три наиболее важных условия. Как правило, одним из них оказывается умение общаться.

    Упражнение «Общение учителя с родителем – это…»

Цель: активизация процесса игры.

Группа объединяется в три команды (___________________________________), и в течение 10 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая - перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение учителя с родителем».

Например: «о» - обаяние педагога ,

«б» - безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.

Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова -«учителя», третья – слова «родителем».

Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, вывешивают на доске.

6. Упражнения на погружение в педагогическую проблему

1) Конфликт

Учащийся, который хорошо учится, остаётся после уроков для посещения театрального кружка в школе. Ребёнок очень доволен, а родители против. Мама считает: «Это пустая трата времени, пусть лучше дома помогает своим двум маленьким братьям». Происходит постоянный конфликт между классным руководителем и родителями.

2) Ошибка

Ученик 4 класса очередной раз пришёл на урок математики с неправильно решённой задачей. Учитель, проверяя домашнее задание, сообщила ученику о допущенных ошибках. Но ребёнок ответил: «А папа сказал, что мы правильно решили, и я исправлять ничего не буду!» И это было уже не первый раз.

3) Правонарушение

Ученик Саша совершил правонарушение – стоял вместе с другом и кидал камни в окно, где жил пожилой человек. Просто так, ради интереса. В окно попал и разбил его друг, а не он. Когда родители Саши узнали об этом, то они стали оправдывать своего сына: он кидал, но он же не разбил окно. Поэтому родители утверждали, что их сын не виноват и никак не могли понять, почему они должны возмещать материальный ущерб.

4) Техника чтения

Ученица 1 класса имеет низкий уровень чтения вслух. С учителем мама не хочет оставлять, потому что ребёнок начинает плакать, не хочет читать, и маме становиться жаль дочку. В группу продлённого дня ходить девочка не хочет, потому что учитель ГПД тоже старается почитать с девочкой. На репетитора нет времени и денег. Но ребёнок постоянно посещают танцевальный кружок. Родители делают всё, чтобы ребёнок избегал общения с учителем после уроков. На замечания учителя повысить технику чтения мама реагирует так: «У нас сейчас семейные проблемы, я не буду загружать ещё чтением. Придёт время – научится»

Как можно разрешить данные конфликты?

Что можно посоветовать учителям?

6.2. Дискуссия «Нужны ли конфликты с родителями?»

Цель: повысить уровень мотивации участников в работе по теме «Конфликты».

Группа объединяется в 2 подгруппы, одна из них собирает аргументы, доказывающие, что конфликты с родителями недопустимы , другая – отстаивает позицию: «Конфликты – это двигатель прогресса, они необходимы в общении с родителями». В течение 5 мин. Каждая подгруппа записывает свои аргументы, а затем зачитывает их.

6.3. Мини-лекция «Конфликты. Способы выхода из конфликтных ситуаций»

Цель: Познакомить участников с понятие конфликта, привести классификацию типов конфликтов и познакомить со способами выхода из конфликтных ситуаций, ссылаясь на сетку Томаса.

«акулы» чаще используют соревнование;

«черепашки» - уклонение;

«медвежата» - приспособление;

«лисы» - компромисс;

«совы» - сотрудничество.

Упражнение «Письмо к директору школы»

Цель: Отработать техники выхода из конфликтных ситуаций

Тренер просит участников представить, что директор собирается издать приказ о том, что в День Учителя все участники игры должны будут дежурить в школе и следить за порядком. Но еще не успел издать этот приказ, а только думает над его проектом и хотел бы знать наше мнение. В связи с этим необходимо написать директору письмо в соответствии с указанным на карточке стилем.

Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на второй план.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

После того, как письма готовы (5мин.), представители подгрупп по очереди зачитывают их, а остальные участники отгадывают, какой способ выхода из конфликтной ситуации был использован.

Участники обсуждают возможности и недостатки каждого стиля выхода из конфликтной ситуации в рамках данного игрового контекста.

6.4. Упражнение «Согласие».

Цель:

Учитель-учитель;

Учитель-дети;

Учитель-родители;

Администрация-родители.

Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком. Небрежно брошенная фраза создаёт практически непреодолимые барьеры в общении, которые гораздо легче предотвратить, нежели разрешить конфликт в стадии их возникновения.

Но, тем не менее есть техники, которые позволяют в некоторой степени смягчить напряжённость ситуации даже в том случае, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями, словами. Одна из таких техник состоит в том, чтобы найти в словах партнёра что-то, с чем можно согласиться и ответить на его выпад не противостоянием, а согласием.

    Ты как не от мира сего.

    У тебя такой страшный взгляд.

    Посмотри, на кого ты похожа!

6.5. Мини-лекция «Манипуляции»

Цель: Постараться научить участников владеть навыками распознавания различных типов манипуляций и способами защиты от них.

Психологи отмечают, что в педагогической практике чаще всего они встречаются с такими типами манипуляций, как:

«Убаюкивание», чтобы «убить» позднее : некоторые родители приносят подарки и говорят комплименты, но кто-то из них делает это искренне, а кто-то после этого обращается с некорректными предложениями и просьбами, в которых учителю бывает трудно отказать.

«Провоцирование ваших защитных реакций»: иногда родители рассказывают преподавателям о том, насколько в других образовательных учреждениях лучше учат и воспитывают детей. При этом они не предлагают конструктивных решений, а просто критикуют, заставляя педагога постоянно оправдываться. Это снижает авторитет учителя, а родителям дает возможность ставить свои условия и предъявлять свои требования. При этом родители-манипуляторы не переводят ребенка в другой класс или в другую группу, их цель - диктовать свои условия.

Как отмечает Э. Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся, во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д. Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:

Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.

Тряпка, слабак. Как правило, это «жертва» диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.

Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.

Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за него выполняли всю работу, потому что он беспомощен.

Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.

Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.

Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.

Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.

Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.

Упражнение «Манипуляции. Колобок и Лисица»

Цель: Научить участников распознавать различные типы манипуляции, с которыми можно столкнуться в педагогической практике. Отработать навык противостояния манипуляции и конструктивного решения конфликта.

Содержание. Участникам предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипуляторным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5 минут написать и зачитать ответ Лисе. В процессе чтения ответа остальные слушатели записывают, какие приемы были удачно использованы Колобком.

При обсуждении упражнения группа делает вывод о том, какие способы противостояния манипуляции чаще всего использовались при выполнении задания.

Например:

    Дорогуша! Я бы, конечно, не против посидеть на твоем красивом носике, но не могу принять твое заманчивое предложение по трем причинам:

- я такой грязный, что тебе будет неприятно;

- я круглый, могу свалиться;

- высоко забираться придется.

- да и вообще, я ведь мучной, высококалорийный. А ты такая стройная и красивая, то наверняка следишь за своей фигурой.

    Ой, смотри, Заяц бежит. А ты знаешь, на соседней поляне я видел охотника с ружьем...

    Если же ты действительно хочешь послушать мои песни, подожди до пятницы: я запишу свой платиновый диск и подарю его тебе.

    А ты знаешь, Лиса, я встревожен, твое предложение пугает меня. Давай лучше миром разойдемся, а то я охотника позову, и он сделает из тебя прекрасную шубу.

    Лиса! Если ты намереваешься меня съесть, то так и знай: ты растолстеешь! От моей сладости нарушится кислотно-щелочной баланс твоей ротовой полости. Нос твой может не выдержать нагрузки (я ведь тяжелый), и тебе придется идти к врачу. Лиса! Все хотят меня съесть, но стоит ли? Ты знаешь, чем это обычно заканчивается? Если ты меня задержишь еще на минуту, я опоздаю, не успею вовремя прикатиться домой, вот тогда мой дед придет с ружьем и сошьет своей старухе прекрасную шубу…

Литература:

1. Байард Д., Байард Р.Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М.: Просвещение,1992

2. Грецов А.Г. Практическая психология…- М.: Питер, 2005

3. ЛитвакМ.Е. Профессия-психолог-Ростов н/Д.: Феникс 1999

4. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – Москва-Воронеж, МПСИ,2000.

5. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. М77 Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 224 с: ил.

6. Овчарова Р.В. Психология родительства. – Москва, Академия, 2005.

7. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликта. СПб: Речь, 2002.

8. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют...- Психологический практикум - г. Дубна, Феникс +, 2002.

9. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – Москва, Просвещение, 1993.

10. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.

Дополнения

    Упражнение « Старинная английская игра»

Цель: Внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.

Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.).

Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот - следующему и т. д.

Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

Обсуждение:

После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, тренер задает следующие вопро­сы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.

Три упражнения на погружение в педагогическую проблему

3 Мини-лекция «Конфликтные типы личностей»

Цель: Познакомить участников с классификацией конфликтных типов личности Д.Скотта: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «сверхпокладистый», «молчун», «жалобщик».

«Паровой каток». Люди этого типа считают, что все должны уступать им, они убеждены в собственной правоте. Главная угроза для них – подрыв их имиджа, поэтому они могут вести себя грубо, бесцеремонно по причине того, что боятся ошибки, после которой произойдет подрыв их имиджа.

«Скрытый агрессор». Такие люди стремятся причинить нам неприятности с помощью закулисных махинаций. Причем они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно они играют роль тайного мстителя, что они восстанавливают справедливость. Иногда их поведение вызвано тем, что они не обладают властью, чтобы действовать открыто.

«Разгневанный ребенок» . Эти люди не злы по своей природе, но время от времени взрываются подобно детям, у которых плохое настроение. Как правило, также вспышки бывают спровоцированы ощущением беспомощности, испугом, что в настоящий момент у них «земля уходит из-под ног» и они теряют контроль над ситуацией.

«Жалобщик». «Жалобщики», как правило, охвачены какой-либо идеей и обвиняют всех окружающих.

«Молчун». Причины скрытности таких людей могут быть самыми разными (враждебное отношение, плохое самочувствие, природная интровертированность и др.), и успех вашего общения будет зависеть от того, известна ли вам эта причина.

«Сверхпокладистый» . Когда такие люди встречаются нам, они кажутся приятными во всех отношениях: поддерживают любую нашу идею, всегда уступают в спорах, стараясь понравиться всем окружающим. Но, как правило, их слова расходятся с делом: вы полагаетесь на такого человека, а он в ответственный момент подводит вас, не выполнив того, что обещал.

Упражнение «Разговор по телефону»

Цель: Закрепить понятия, полученные в ходе мини-лекции.

Тренер выдает каждой группе карточку с обозначением одного из конфликтных типов личности (на одной карточке представлено одно название: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «сверхпокладистый», «молчун», «жалобщик») и объясняет задание, начиная с ситуации: «Во время прогулки между Владом и Валерой произошел инцидент. Мальчики нашли божью коровку. Влад схватил жучка и, чтобы Валера не забрал, отбросилв сторону. Валера, с криком: «Ты убил божью коровку!», подбежал и ударил одноклассника. Воспитатель пожурила обоих мальчиков. Вскоре пришла мама Влада и устроила скандал.

Каждой группе надо придумать, что делала и что говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности, указанного в карточке, а затем представить, что мама, разговаривая по телефону, пересказала свои слова и свои действия подруге. Этот разговор и следует передать группе.

На подготовку упражнения дается 7-12мин.

Затем участники делятся впечатлениями и пытаются ответить на вопрос, в каком случае учителю было бы труднее разрешить конфликт, а в каком легче.

Два упражнения на выход из педагогического конфликта

1. Упражнение «Достойный ответ»

Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все слушатели по кругу произносят записанную фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого – достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Тренер спрашивает, легко ли было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.

Текст карточек:

    Ты никогда никому не помогаешь.

    Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

    Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

    Почему ты на всех смотришь волком?

    С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

    Ты как не от мира сего.

    У тебя такой страшный взгляд.

    С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все забудешь.

    Посмотри, на кого ты похожа!

    Ты слишком много болтаешь ерунды.

    Что ты вечно на всех кричишь?!

    У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои
закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд!
Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд,
необходимо применить
«Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника
нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные - это (показ слайда)

  • Улыбка,
  • имя собеседника
  • комплимент.
  • Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка !

Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, зыке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

В общении наиболее применим косвенный комплимент. мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родителям, его ребенка,

Теоретическое вступление

«Основы построения беседы с «трудным» родителями

Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с гак называемыми «трудными» родителями.

Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

Упражнение «Достойный ответ» (приложение)

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций

Каждый получает карточку, на которой содержится какое – либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участника. По кругу произносят соседу справа, глядя в глаза ему, задача которого - достойно ответить на этот «выпад».

Обсуждения легко ли им было выполнить это задание, с какими трудностями столкнулись. В какой роли было легче «Нападающего» или «жертвы».

Упражнение «Дар убеждения».

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.

Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась - какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

«Слушать» и «слышать» - два близких, но по сути разных умения.

Умение слушать - в первую очередь умение слушать так, чтобы Ваш собеседник хотел Вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием, а умение слышать - это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.

Упражнение «Письмо»

« Чукча переехавший в город пишет письмо на родину. «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родиться ребенок, но мы пока еще не знаем - мальчик или девочка, так что пока еще не понятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания. Твой старший брат».

Методика игры: выбирается один доброволец, ведущий приглашает ребят выйти из аудитории и подождать, пока их пригласят войти. Оставшимся объясняют правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать приготовленный рассказ, а затем пересказывать следующему человеку всё, что они запомнили. Участники не должны ничего подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче одного человека к другому. Когда последний доброволец передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, предложенный в самом начале.

В конце игры нужно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться.

Игра - рефлексия « Нить единства».

Участники встают в круг и начинают передавать клубок ниток стоящему напротив, ответив на вопрос: «золотое правило эффективного общения с родителями это…..»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Д/с № 1» Казанцева Наталья Юрьевна Воспитатель Шадирова Светлана Михайловна

Цель: совершенствование умений педагогов по построению эффективного общения и партнерских взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества. «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент Экзюпири).

"Сфера ответственности" как сделать общение наиболее продуктивным и приятным и что этому мешает?

«Правило трех плюсов»

«Трудные» родители Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Что делать? Первая фаза общения с такими родителями: необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциям этого родителя. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь».

«Достойный ответ» Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций

Что делать? Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем, прием убеждения. Упражнение «Дар убеждения». Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.

Умение «Слышать и слушать» Умение слушать - умение слушать так, чтобы Ваш собеседник хотел Вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. Умение слышать - это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного. Есть мнение, что мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали

Мадэлин Беркли-Ален выделяет следующие негативные роли слушателей: Симулянт - делает вид, что слушает, но думает о своем. Зависимый слушатель - старается произвести впечатление внимательного слушателя; поглощен своими ощущениями от слушания, теряя при этом нить повествования. Перебивала - перебивает, так как думает, что забудет то, что хотел сказать. Слушатель, погруженный в себя, - теряет нить разговора, не обращая внимания, интересно ли собеседнику, насколько хорошо идет обсуждение. Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, - слушает только то, что хочет, не обращая внимания на эмоциональную сторону

«Мудрый слушатель» Цель: продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации, как сильно искажается информация при передаче от одного источника к другому.

Правила эффективного общения Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Факторы, не способствующие выравниванию напряжения в беседе: - игнорирование - принижение личности - противоречивость поведения. - перебивание собеседника. - подчеркивание разницы между собой и собеседником. - резкое убыстрение темпа беседы. - избегание пространственной близости - выспрашивание - оценка


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»

Деловая игра

«Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей»

Март 2015г.

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.

Задачи:

· Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

· Содействовать повышению уверенности в себе;

· Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

Слайд 2.

Приветствие «Сбор рукопожатий»

Педагог-психолог предлагает педагогам разойтись по залу, а затем по его сигналу за 30 секунд предлагается всем участникам собрать как можно больше рукопожатий. Построится в шеренгу так, чтобы первым стоял тот, кто собрал больше всех рукопожатий, последним тот. Кто собрал меньше всех рукопожатий.

Слайд 3.

К основным терминам, которые наиболее точно трактуют работу педагога с родителями можно отнести слова «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» или «СОТРУДНИЧЕСТВО»

2. Игра «Подбери словечко»

Педагог – психолог предлагает педагогам на каждую букву слова, данного каждой подгруппе, подобрать слово, подходящее по смыслу по данной теме. Слова могут быть любые существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Например, В - воспитатель, З – знакомство, А – анкетирование, И – игра, М – мероприятие, О – открытее занятия, Д – досуг, Е – естественность, Й – интерес, С – семинар, Т – тематические, В – викторина, И – имитация, Е – ежедневный.

Слайд 4. Приложение 1


2.Упражнение «Сортировка»

Педагог-психолог раздает педагогам листочки, на которых написаны формы работы с родителями и просит педагогов разложить их по соответствующим коробочкам, подписав их, используя следующую классификацию: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Слова: собрания, конференции, консультации, беседы, вечер для родителей, тематическая выставка, диспут, школа для родителей, дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, викторины и КВНы, праздники, семейные конкурсы, стенгазета, показ видеофильма, концерт, соревнование, утренник, семинар, деловая игра , телефонный разговор, почта.

Предложить воспитателям выбрать по 1 пункту из каждого раздела и объединить их общей целью.

Пример:1. День открытых дверей.

2. Памятка в родительском уголке «Полезные игрушки»

3. Конкурс «игрушка своими руками».

4. Диспут «Организация игр с ребенком в семье»

Слайд 5,6. Приложение 2.

В ежедневной работе с родителями работе с родителями педагогу необходимо одно очень важное умение – умение резюмировать обширную информацию, излагать свои идеи, чувства и представления в нескольких словах. Хорошим способом тренировки данного умения является составление синквейна.

Цель: дать определение разным формам работы с родителями, составляя синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка –Кто, что? (одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.)

2 строка – Какой? (два прилагательных, выражающих главную мысль)

3 строка – Что делает? (три глагола, описывающие действия в рамках темы.

5 строка –Кто, что? (заключение в форме одного существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему «Форум»:

Что? Форум (одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.)

Какой? Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Что делает? Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Что? Общение (заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом)

Педагог-психолог раздает педагогам слова, обозначающие форму работу с родителями, и предлагает им составить синквейн на данную тему.

Приложение 2.

Тематическая выставка, вечер вопросов и ответов, утренник, беседа, семинар, консультация, собрание, круглый стол , стенд.

Слайд 7,8. Приложение 3

Воспитателям часто приходится обращаться к родителям с различными просьбами, которые предполагают участия большого количества родителей.

Упражнение «Объявление»

Цель: упражнение воспитателей в составлении неординарного объявления для родителей.


Составьте яркое, шуточное объявление или приглашение для родителей

Приложение 3.

Составьте объявление для родителей с просьбой помочь убрать группу после дезинфекции.

Составьте приглашение для родителей на акцию «Мой цветущий детский сад»

Составьте приглашение для родителей на субботник.

Составьте объявление для родителей с просьбой помочь оформить группу к Новогоднему празднику

Заключение

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит не понимание, не доверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Рефлексия «Не знаю как вам, а мне…»

Используемая литература:

Закон РФ от 01.01.2001 N 3266-1 "Об образовании"

Чечулина педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.

«Качественное время» семьи. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5 – М., 2009.

Майер с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.

От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 7 – М., 2009.

Арнаутова связи ДОУ, школы и родителей. – М., 2006.

Ирина Луговская
Деловая игра «Педагог-родители: проблемы общения»

Одной из основных идей реформирования дошкольного образования на современном этапе является идея гуманизации, что означает правление высокой культуры общения , отношение к ребенку как к личности, уважение его прав и достоинств. А достичь этого можно, если между педагогом и семьей установлены отношения партнерства и сотрудничества, что предполагает равенство сторон, взаимопонимание, доброжелательность, взаимное уважение, заинтересованность в успешном осуществлении этого сотрудничества.

Установление отношений взаимодействия и сотрудничества зависит в первую очередь от воспитателя, его стремление найти путь к сердцу родителей. Вот почему наиболее актуальной в настоящий момент является проблема взаимодействия «педагог - родители » .

Взаимодействие, взаимосвязь, взаимообщение - именно они составляют одно целое - ОБЩЕНИЕ .

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения » (Антуан де Сент Экзюпери) .

Общение - это искусство . Общение - это не только способность вступать в контакт, но и умение внимательно и активно слушать, понимать и принимать себя и других, изменять друг друга в процессе этого общения . Ведь, как важно понимать кого то, добиваться того, чего хочешь, не унижая и не обижая другого человека.

Проблема общения педагога с родителями может решаться успешно лишь при условии высокой доверительности и взаимного уважения одной и другой стороны. А достичь этого не всегда просто : для этого необходимо терпение и заинтересованность, обаяние и авторитет личности воспитателя.

И сегодня наши родители и воспитатели будут путешествовать по сложной, но интересной и увлекательной стране общения . Игры, моделирующие жизненные ситуации общения , помогут нам.

Условия коллективной мыслительной деятельности.

1. Уважай мнение каждого.

2. Четко формулируй мысли.

3. Принимай мысль другого без искажений.

4. Если мысль принята - развивай.

5. Не согласен - возражай.

6. Возражаешь - предлагай.

7. Кто не согласен с мнением группы, имеет право высказать свое.

8. Соблюдай регламент.

Ход ИГРЫ:

I. Сообщение целей и задач

ЦЕЛИ : 1. Вовлечение в активную учебную деятельность.

2. Выявление уровня подготовки участников по данной проблеме .

3. Формирование умения изложить устно знания по проблеме в условиях регламента.

4. Умение правильно пользоваться элементами устной речи - выступление, - вопрос, - ответ,

Возражение, -дополнение, - предложение и др.

5. Обмен опытом.

6. Повышение уровня знаний и умений по данной проблеме .

ЗАДАЧИ : подготовка педагогов к пониманию отношений партнерства и сотрудничества в работе с родителями через успешное решение педагогических задач , упражнений и ситуаций. Развитие педагогического такта , умения убедить.

II. Деление на группы по ролям.

III. Определение экспертной группы.

1. Игра-разминка «Скажи другому комплимент»

Цель : всем участникам предлагается по очереди передавать в руки друг друга розу и говорить что-нибудь приятное. Это может касаться личных качеств, внешности, манер и т. д.

2, Обсуждение вопросов участниками двух команд

Какими бы вы хотели видеть сегодня взаимоотношения педагогов и родителей ?

Какого человека хотели бы Вы, чтобы видели в Вас родители

(воспитатели-коллеги?

общении друг с другом ?

(воспитатель) не прав?

3. Произнесите фразы с различными оттенками голоса :

«Прошу Вас» «Извините»

задумчиво,

требовательно,

виновато,

радостно,

с мольбой.

печально,

с сожалением,

заикаясь,

с удовольствием,

с мольбой,

вопросительно,

задумчиво,

4. Анализ педагогических ситуаций

«Телефон доверия» - отвечают воспитатели.

а) - Меня поразил вчера наш сын. Ему 5 лет. В автобусе он толкнул пожилую женщину. Мы, конечно, отругали его за это. Но, как нам воспитывать ребенка дальше? Каков ваш ответ родителям?

б) - Наш ребенок дома отказывается выполнять ту работу, которую он охотно выполняет в д/с. Посоветуйте, что нам делать?

Что вы ответите родителям?

5. Упражнение - откровение «Назовите 5 самых»

Ведущий громко произносит фразу : «Назовите 5 самых.»

а) «родители» и «воспитатели» сразу отвечают по очереди (упражнение проводится в виде соревнования. Побеждает та группа, которая дала более ответов).

НАЗОВИТЕ 5 САМЫХ

1. близких вам людей,

2. ласковых слов ребенку,

3. лучших слов выражения благодарности родителям,

4. веселых событий в жизни вашей семьи,

5. удачных слов-приветствий родителям,

6. главных дел,

7. дорогих мест,

8. хороших качеств личности вашего ребенка,

9. презираемых качеств человека,

10. несчастных явлений в жизни,

11. типичных замечаний детям,

12. вежливых слов, часто употребляемых в вашей семье,

13. ценных, на ваш взгляд, качеств личности воспитателя,

14. одобряющих ребенка высказываний воспитателя,

15. ценных качеств личности родителя, ; !f

16. обсуждающих ребенка высказываний воспитателя.

6. Решение конфликтных ситуаций

а) для родителей.

Вечером за Леной пришла уставшая мама и, увидев, что дети сами одеваются, а воспитатель со стороны наблюдает за этим, высказала свое мнение : «Конечно, вам нет дела до того, как дети выйдут на прогулку. И шарфы не завязаны, и пуговицы не застегнуты, а потом они у вас болеют.»

Раздраженная Нина Яковлевна, проработавшая день без няни, ответила, что она за детьми не смотрит, на прогулку они выходят одетыми. «А вот Лена ваша до сих пор одеваться не научилась, хотя уже большая, ей 5 лет!» - парировала она. Слово за слово - и взрослые поссорились на глазах у детей.

1. В чем вы видите суть конфликта?

2. Найдите пути погашения конфликта.

3. Как вы думаете, кто в этой ситуации прав?

б) для воспитателей.

Воспитателей беспокоило поведение Светы : девочка не играла с детьми , на занятиях не отвечала на вопросы, была пассивна. Своими наблюдениями они поделились с мамой Светы, дали ей советы, как

(воспитатели-коллеги?

Какого человека хотели бы вы, чтобы видели в вас родители (воспитатели - коллеги?

Какие правила должны соблюдать воспитатели и родители в общении друг с другом ?

Что вы будете делать, когда увидите, что родитель (воспитатель) не прав?

задумчиво,

Правила поведения в конфликтной ситуации

1. Сохранять спокойствие и заинтересованность.

2. Уметь поставить себя на место другого.

3. Дать возможность родителю высказаться.

4. Стараться говорить просто и по-существу.

5. Не расширять предмет конфликта, если надо - извинитесь, принято решение - примите или пообещайте, что выполните в ближайшее время.

6. Поддерживайте доброжелательные отношения, не допускайте категоричной формы ведения разговора.

7. Не переходить на личности, не допускать оскорблений личного достоинства.

8. Если можно, свести проблему к юмористической стороне.

9. Не перекладывайте всю вину на родителя, постараться осознать, что конфликт неприятен и ему.

10. После конфликта не избегать общения с родителями , а дать им возможность успокоиться и, если надо, через некоторое время побеседовать с ним :

«Так чем же вызвана Ваша реакция? Давайте поговорим о случившемся!»

11. Не допускать, чтобы отрицательные эмоции захватили настолько, что воображаемые педагогом размеры конфликта превышали реальные.

12. Важно помнить, что лучший способ избежать конфликта - не спешить с выводами. При анализе ситуаций задавать себе вопрос :

«Правильно ли я поступила? А как чувствует себя в этой ситуации родитель?»

Ведущий педагог дополняет ответы в случае необходимости. Зачитывает «5 способов поведения человека в конфликтной ситуации» .

*5 способов поведения человека - в условиях конфликта

1. «Уход» от возникшего противоречия, несогласия (перевод разговора в другое русло) .

2. «Сглаживание» один из способов погасить конфликт :

(один из собеседников либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только на минуту («Да, я сегодня раскричался что-то» ).

3. «Компромисс» - конфликтующие стороны приходят к среднему решению («Позвоните попозже, это не срочный договор.» )

4. «Конфронтация» - самый неблагоприятный, когда никто не принимает во внимание позицию собеседника, его мнение. На примирение нет и намека.

5. «Принуждение» - собеседник, пользуясь своим нравом, запрещает даже разговаривать на тему, вызвавшую страшный спор.

Экспертная группа подводит итоги и определяет победителей.

Всех участников игры награждают цветами «Радость общения » и желают им не забывать золотое правило этики :

Относитесь к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Читайте также: