Интервью с экспертом. Как открыть детский развивающий центр? Интервью с экспертом Выгодно ли открывать детский клуб в условиях большой конкуренции

По прогнозу автора книги «Детский клуб: как открыть и сделать прибыльным» Зарины Ивантер, со временем детских клубов станет столько же, сколько и салонов красоты. Пока этому рынку далеко до насыщения. Распределены клубы неравномерно: иногда на большой спальный район приходится всего один-два клуба, тогда как в соседнем районе три клуба находятся на одной улице.

Запуск обойдётся в 1-1,5 млн рублей, а начать получать прибыль удастся не раньше чем через полгода-год, поскольку первые месяцы уйдут на набор и завоевание доверия клиентов. Абонемент на восемь занятий в течение месяца будет стоить 4 000-6 000 рублей, из которых около 30% достанется преподавателю. Как правило, один ребёнок посещает 1-2 кружка. Одно занятие длится 30-50 минут, так что при восьмичасовой работе и трёх комнатах теоретически можно проводить до 48 занятий в день. На практике их бывает около 5-15 в день, что при наполняемости группы в три-пять человек означает выручку от 200 000 до миллиона рублей в месяц. Дополнительные доходы клубу может дать организация мини-детсада, праздников по выходным и небольшой магазин игрушек и пособий.

Сетевые клубы продают франшизы: например, франшиза « » стоит 800 000 рублей, «Сёмы» - 80 000 рублей. Минусы работы по франшизе не только в том, что часть прибыли придётся отдавать создателям сети. Родители - аудитория, во многом ориентирующаяся на отзывы, и если в «Сёме» в Митино кому-то не понравилось, на репутацию нового «Сёмы» в Бутово ложится тень.

Помещение

Для детского клуба подойдёт помещение площадью от 70 до 150 кв.м. на первом этаже жилого дома или в отдельном здании. Лучший вариант, когда есть достаточно просторный (20-30 кв.м.) зал ожидания для родителей, из которого две-три двери ведут в комнаты для занятий. С арендодателем следует сразу обсудить, кто будет платить коммунальные платежи (минимум 10 000 рублей в месяц), установлена ли противопожарная сигнализация, есть ли разрешение на вывеску и установлен ли стационарный телефон.

Но главное здесь - удачное местоположение. Лучший вариант - центр спального района, желательно с большим количеством новых домов. Именно там, как правило, большую часть населения составляют молодые семьи, где уже есть или скоро будут дети. Хорошо, если клуб откроется рядом с местом, где часто бывают дети с родителями (например, поликлиникой или большой детской площадкой). Открывать клуб в центре города или старом спальном районе более рискованно: как правило, там уже есть сложившаяся инфраструктура, а население слишком неоднородно.

Аренда места под клуб в спальном районе Москвы может обойтись в сумму от 1 500 рублей за 1 кв.м. в месяц, или в 100 000-200 000 рублей за всё помещение в месяц.

Ремонт

Ремонт зависит от состояния помещения. По опыту «Бэби-клуба», в Москве он обойдётся примерно в 8 000 рублей за кв.м.; включая материалы, стоимость оборудования - от 475 000 рублей.

Несмотря на то что СанПинов и прочих требований для детских клубов пока на разработано, имеет смысл установить пожарную сигнализацию (от 40 000 рублей), назначить ответственных за пожарную безопасность и развесить в каждой комнате по огнетушителю и плану эвакуации.

Для создания благоприятного впечатления у родителей имеет смысл потратиться на уютную обстановку в комнате ожидания: диванчики, чай-кофе, печенье, журналы. Не менее важен чистый санузел, удобный как для детей, так и для родителей (лучше, если будет как детский, так и взрослый унитазы). Все эти мелочи дадут посетителям прочувствовать разницу между вашим клубом и бывшим домом пионеров или ДК, где, к сожалению для создателей частных клубов, всё ещё часть занятий для детей проводится бесплатно.

Документы

Большинство детских клубов называет себя досуговыми или семейными центрами. Так они избегают необходимости получать лицензию на образовательную деятельность и соответствовать нормам, принятым, например, для детских садов (иметь не менее двух выходов, находиться в здании не выше четырёхэтажного и др.). Если вы решили пойти по этому пути, в документах клуба не стоит использовать слова «образование», «урок» и т.п., а педагогов лучше оформлять на работу как «инструкторов».

Программа

Дети сейчас чаще всего ходят на развивающие занятия (в том числе вместе с мамами), английский язык и подготовку к школе. Изучив предложения конкурентов и расспросив родителей, можно найти то, чего не хватает в конкретном районе. Например, мало кто предлагает занятия, связанные с физической активностью, - возможно, имеет смысл организовать занятия детским фитнесом.

Чем шире программа клуба, тем больше шансов быстро окупить инвестиции, поэтому нет смысла сосредоточиваться на какой-то одной группе клиентов или на одном направлении занятий. С утра в клуб могут приходить малыши до трёх лет, днём - школьники, вечером - они же и детсадовцы.

Дети часто болеют, и родители очень не любят платить за пропущенные занятия. Поэтому имеет смысл продумать систему поощрений для тех, кто занятия почти не пропускает, и компенсаций для «прогульщиков». Например, продавать более дешёвые абонементы с возможностью «отработки» пропущенных занятий в других группах и более дорогие - с возможностью переноса занятий на следующий месяц.

Бизнес план детского клуба

  • Сколько мне нужно денег, чтобы открыть детский клуб?
  • За какое время я смогу вернуть вложения в свой детский клуб?
  • Какую чистую прибыль в месяц будет приносить мне мой детский клуб?
Вы с точностью ответите на эти вопросы, изучив наш продукт «Бизнес-план детского клуба».

Помимо цифр, бизнес-план содержит много практически ценной и точной информации по развитию детского центра.

Что вам даст «Бизнес план детского клуба»?
Заказав данный продукт, вы получите:

  • Готовый бизнес-план детского клуба на 3 года, рассчитанный на московский рынок и 90-метровое помещение (2 учебных класса и комната ожидания). Вы можете использовать его как шаблон: подставляя свои цифры - цену занятий, зарплату педагогов, количество учебных комнат, вы сможете рассчитать сумму первоначальных затрат, время выхода на самоокупаемость, точку возврата инвестиций и прибыль
  • Информацию «без воды», полезную, сконцентрированную, изложенную понятным языком
  • Информацию, которая позволит вам в кратчайшие сроки открыть детский клуб и сделать его успешным и прибыльным
  • Два часа аудиокомментария, с помощью которого вам будет очень легко вникнуть в бизнес-план
Что входит в пакет документов
Документ №1. «Смета расходов до открытия детского клуба»

Это таблица в Excel с четырьмя столбцами: «Название траты», «Цена каждой единицы», «Количество единиц», «Общая сумма». Например, диван в комнату ожидания, 8000 рублей за штуку, 2 штуки, 16000 рублей.

Таким образом вы получите не только сумму расходов, но и полный список мебели, техники и всяких «мелочей» вплоть до половиков.

Цены указаны с расчетом на детский центр классом чуть выше среднего, не люкс. Он не отпугивает своей роскошью родителей со средним уровнем зарплаты. В то же время многие владельцы загородных домов не считают зазорным отправить сюда своих малышей на джипах с охраной.

Естественно, вы сможете скорректировать значения в таблицах под ваш детский клуб (более демократичный или более элитарный) и получить ваши значения первоначальных затрат. Возможно, вы решите, что разумно на первом этапе отказаться от некоторых статей расхода – например, заменить диваны стульями.

Список мебели и оборудования составлен на оптимальный, на мой взгляд, тип помещения: 80-100 кв. метров, два учебных помещения и комната ожидания. Опять же, вы сможете скорректировать значения под ваше помещение.

Документ №2. «Плановая наполняемость детского клуба»
Это тоже таблица, в которой мы рассмотрим то, к чему мы будем стремиться.

А мы будем стремиться к тому, чтобы в каждый день недели каждый час все группы у нас были укомплектованы по максимуму. Достичь полного совершенства в этом деле трудно, но максимально приблизиться можно.

Мы рассмотрим такую Успешную Неделю, которая у кого-то, возможно, наступит через полгода работы клуба. Но, как показывает мой опыт, на пике формы клуб оказывается через два-два с половиной года.

В этом документе мы увидим, сколько денег клуб зарабатывает каждый час, каждый день недели и каждый месяц, и сколько денег уходит на зарплату педагогов.

В этой таблице есть графы: «Цена 1 занятия за 1 ребенка», «Максимальное количество детей в группе», «Максимум, сколько может заплатить группа за это занятие», «Выручка за занятие – скорректированная оценка» (так как 100-процентной заполняемости не бывает никогда), «Зарплата педагога». В нижней части таблицы мы увидим, сколько зарабатывает на занятиях и тратит на зарплату детский клуб каждый день.

Документ №3. «Бюджет детского клуба на 3 года»
В этом документе вы увидите, как по доходам детский клуб приближается к плановой выручке, то есть, к той Успешной Неделе, которую мы рассмотрели в предыдущем документе. Это движение не равномерное, здесь надо учитывать сезонные всплески и падения посещаемости, пропуски и болезни. Эти колебания основаны на статистике, собранной за время работы наших клубов.

Также в бюджете указаны затраты на зарплату педагогам, администраторам, бухгалтеру, методисту, уборщице. Они также варьируются в течение времени (так как я очень рекомендую привязывать зарплату педагогов к наполняемости групп, сокращать нагрузку и зарплату всех сотрудников в летнее время и т.д.).

Разумеется, в этом документе учитываются налоги на зарплату, расходы на содержание офиса (коммунальные платежи, электричество, вода для кулера, стаканчики, туалетная бумага, бумажные полотенца, чай, сушки и пр.), расходные материалы для занятий (бумага, пластилин, клей, краски и т.д.), учитывается и единый налог (15% от суммы «выручка минус расходы» при упрощенной системе налогообложения).

В этом документе вы увидите, как каждый месяц детский клуб тратит и зарабатывает деньги, когда он выходит на операционную безубыточность (работу «в ноль»), когда начинает работать «в плюс», когда окупает вложения в себя и начинает приносить доход.

Аудиокомментарии ко всем документам продолжительностью 47, 36 и 33 минуты
Для чего нужны аудиокомментарии?

Во-первых, у многих людей просто начинает кружиться голова, когда они видят длинные ленты таблиц с цифрами. Кажется, что в них просто невозможно разобраться. В этом случае аудиокомментарий просто необходим!

Я рекомендую распечатать все таблицы, положить на стол перед собой и начать прослушивание аудиофайла. Мы пройдемся по всем таблицам, по всем ее столбцам. Вы убедитесь, что на самом деле изучение бизнес-плана – это интересное а даже захватывающее занятие, похожее на чтение хорошего детектива!

Во-вторых, в аудиокомментариях содержится много дополнительной полезной информации, которую невозможно вложить в таблицу с цифрами.

Дополнительно вы получаете следующие документы.

Документ №1. «12 работающих способов ускорить наполнение групп»

Документ №2. «10 способов бесплатного привлечения клиентов в детский клуб».

В этих документах содержатся действительно работающие способы привлечения и удержания клиентов. Такой информацией с вами не поделится ни один детский клуб. Это не удивительно – 99% известных мне детских клубов эти способы не используют. А те наработки, которые у них есть, ревностно охраняются.

Изложенная в этих документах информация была очень высоко оценена не только новичками, но детскими клубами, которые работают уже не первый год. И благодаря приёмам, описанным в этих документах, некоторые клубы зафиксировали 30-процентное увеличение выручки по итогам первых трех месяцев этого учебного года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Вкусные бонусы

  1. Запись вебинара "Методика из 6 шагов, как написать бизнес-план детского клуба самостоятельно".
  2. Как сделать лето прибыльным? Вебинар о системе действий, которые приведут к заполняемости детского центра в мертвый сезон.
Подробнее:

Детский клуб «Классики» на 1 этаже жилого дома Ивантер открыла в кризисном 2008 году. Открытию предшествовали 1,5 года подготовки, изучения законодательства и развивающих методик.

«Когда мы начинали работать в 2008 году, ситуация общем и целом выглядела так: для детей были государственные детские сады, классические муниципальные «кружки» в домах творчества для детей лет с четырех и появлялись частные детские сады», - рассказывает Зарина Ивантер . Тогда начали появляться первые частные детские центры и осваивать пустующую нишу занятий для детей додетсадовского возраста (с 1 года) и кружков для детей постарше в шаговой доступности от дома. В этой же нише начал работать и клуб «Классики», в котором сначала была только одна группа по комплексному развитию. «Когда я открывала свой центр, мы вышли на безубыточность в первый же месяц работы, а затраты до этого момента составили чуть больше пятисот тысяч рублей, - рассказывает Ивантер. - Это хороший результат. Во-первых, нам повезло с арендой и арендодателем, который за свой счет сделал ремонт под детский клуб и начал брать плату только с середины сентября. Во-вторых, к началу работы мы купили только мебель и учебные материалы, а уже потом прибыль тратили на дальнейшую «фаршировку» центра: видеонаблюдение, видеодомофон, интерактивную доску, световую вывеску, баннеры и т.д. В-третьих, я работала сама, была администратором и вела занятия по английскому языку, таким образом, экономя на зарплате».

Сейчас, по словам Ивантер, затраты на открытие детского центра в Москве в наиболее «ходовом» формате - 80-100 кв. метров, в новом микрорайоне, на первом этаже жилого дома, в арендованном помещении - составят 1-1,5 миллиона рублей (до выхода на безубыточность).

«В среднем я считаю разумным рассчитывать на выход на безубыточность через полгода после начала работы, - уточняет Ивантер. - Если клуб начал работать в начале учебного года - то в феврале, если старт был в январе - то в сентябре, а если в другие месяцы, то выход на безубыточность будет позже».

Один из главных моментов в работе клуба - это грамотно составленное расписание.

«Утром мы работаем для тех детей, которые в сад еще не ходят, - рассказывает Ивантер. - Это дети от 10 месяцев до 3 лет. Детские сады берут детей в основном с 3 лет, с 2 лет - в ясли. Но уже с 1 года родителям хочется куда-то сходить с детьми, подготовить их к детскому саду, социализировать. Вторая категория детей - это те, кто приходит после детского сада. В детсадовской группе, где 20-30 человек, ребенку сложнее заниматься творчеством, рисовать, лепить. Поэтому родители часто выбирают в качестве альтернативы детский клуб, где есть английский язык, танцы, музыка, рисование, детская йога, комплексное развитие, подготовка к школе. К третьей категории можно отнести тех, кто ходит к нам вместо детского сада - то есть, в детсад они не попали или не пошли, или часто там болеют, или просто плачут. Четвертая группа - младшие школьники. Для них хорошее время - середина дня. Они ходят на детскую йогу, рисование, ангийский».

Самая большая группа - первая, потому что, начиная с 3 лет, у родителей есть уже выбор - отдать ребенка в садик, спортсекцию или дом творчества. Дальнейшее развитие клуба может идти по пути расширения групп по возрасту и расширения спектра услуг для каждого возраста.

Услуги центра относятся к среднему ценовому уровню: абонемент по английскому языку на месяц (8 занятий) стоит 6400 рублей, по остальным направлениям - 5500 рублей (2 раза в неделю) или 2950 рублей (1 раз в неделю). Отметить день рождения стоит 8000 рублей.

«Если не брать 2008 год - тогда мы работали только 4 месяца, то в 2010 году выручка выросла на 20%, в 2011 - на 68%», - приводит цифры Ивантер.

Самое тяжелое время для клуба - это летние месяцы.

«Надо изначально рассчитывать на то, что доходы за 9 месяцев должны покрыть расходы за 12 месяцев, - говорит Ивантер. - Выходом для летнего времени, кстати, могут стать короткие развлекательные курсы, например, детская кулинария на 3-4 занятия».

Однако даже при существующих сложностях, количество детских досуговых учреждений растет довольно большими темпами, а значит, растет и конкуренция. «Когда три года назад я открывала свой Детский Клуб, ничего подобного не было как минимум в радиусе трех километров, - отмечает Ивантер. - Сегодня большой и сильный конкурирующий Клуб сидит в одном доме с нами (наши двери находятся в нескольких метрах друг от друга). В зоне шаговой доступности - огромный трехэтажный детский центр «Ого-Город» с огромным количеством развивающих секций, магазином игрушек и детским рестораном. Его собственник - компания федерального масштаба, владелец брендов детской одежды «Мир Детства» и «Этти-Детти». За 10 минут от нас можно дойти до центра сети «Я сам» - одного из пионеров этого рынка с огромным опытом работы. Еще несколько клубов находятся на соседних улицах, причем два из них - полугосударственные. Что это значит? Что они сидят в совершенно роскошных по расположению и размеру помещениях, платят копейки за аренду (а может, и вообще не платят), а цены за занятия назначают вполне рыночные».

Но конкуренция, по мнению Ивантер, только разогревает рынок. «Доказанный факт - если в проходном месте стоят рядом две хорошие кофейни, посещаемость в каждой их них будет выше, чем если бы она стояла одна, - уверена она. - То есть, каждой из кофеен выгодно наличие конкурента рядом. Почему так происходит? Наверное, потому, что вместе они привлекают больше внимания, растет интерес к этой теме. Сейчас конкуренция - это позитивный факт для самих Клубов. Да, где-то сложнее становится бороться за свою долю пирога. Но зато из-за конкуренции разогревается рынок, и сам пирог становится больше и больше».

Эта книга - продолжение вышедшей ранее книги "Детский клуб. Как открыть и сделать прибыльным". Если у вас уже есть бизнес и вы хотите поднять его на новую высоту, Зарина Ивантер подскажет, как действовать дальше. Но и для тех, кто только собирается попробовать свои силы, изучение обеих книг станет отличным подспорьем и убережет от многих ошибок.

Главная цель - помочь владельцам детского клуба обеспечить полную заполняемость в течение всего года, включая время праздников и отпусков. Но для ее достижения потребуется много важных шагов, каждый из которых автор подробно и честно осветила.

И конечно, хороший, прибыльный бизнес должен приносить удовольствие - и об этом книга тоже расскажет.

Книга для владельцев детского клуба, для тех, кто планирует детский клуб открыть и для родителей, которые хотят побольше узнать о детских клубах изнутри, чтобы знать, на что обращать внимание и можно ли этому клубу доверить своего ребенка.

Отрывок из книги:

Введение

По статистике роддомов, каждый год в октябре происходит всплеск рождаемости — видимо, это следствие новогодних отпусков. Поэтому в середине осени в детский клуб обращается много родителей, которые хотят отметить день рождения ребенка.

А по нашей статистике, если в начале ноября клуб не успел найти Деда Мороза для новогодней елки, на праздник придется обвязывать подушками недоедающего студента. К этому времени не то что очень профессионального, а просто упитанного аниматора, свободного в двадцатых числах декабря, найти довольно сложно.



Размещать объявление о вакансии педагога лучше в июне или августе. В июле все отдыхают, а в сентябре суетиться поздно: высококлассные преподаватели уже составили свое расписание, и, даже если вы сделаете им привлекательное предложение, в этом году они к вам не придут — ведь хорошие преподаватели не бросают своих учеников в середине года.

Детей начиная с четырех-пяти лет приводят на занятия, как правило, в сентябре, а вот всплеск активности у родителей годовалых и двухлетних малышей мы видим в октябре (вернулись с теплых морей), январе (родители «начинают новую жизнь») и даже иногда в июне (когда другие детские клубы закрываются на каникулы).

Каждый месяц работы клуба имеет свои особенности. В первый и иногда даже второй год существования они не очень заметны: в работе компании еще много суматохи, система только выстраивается, и руководителю клуба пока не до сезонных нюансов.

Вообще в развитии клуба есть два этапа. Цель первого — сделать так, чтобы клуб начал дышать, стал живым. В это время мы не очень много думаем о том, оптимальны ли наши издержки и усилия. Главное — почти любой ценой добиться того, чтобы компания заработала, в клубе начались хорошие занятия и появились дети. Об этом периоде развития была написана книга «Детский клуб: как открыть и сделать прибыльным», созданная на основе опыта работы моего первого клуба «Классики».

Второй этап — сделать работающий клуб по-настоящему успешным, и об этом рассказывает книга, которую вы держите в руках.

Сейчас я занимаюсь уже тремя детскими клубами. Все они разные. «Классики» — это небольшая студия, в которой проводятся авторские курсы. «Лас-Мамас» — более крупный и демократичный клуб, в нем четыре учебных класса, каждый из которых имеет свой цвет и предназначение. «Уголок» работает в премиальном сегменте, его отличительные черты — хороший мини-сад, сильная театральная студия и роскошные праздники.

Несмотря на различный формат и целевую аудиторию, все детские центры развиваются по одним и тем же правилам. Успех приходит тогда, когда работает сильная команда педагогов, все бизнес-процессы продуманы и соблюдаются, администраторы работают четко и слаженно, издержки планируются заранее и по возможности оптимизируются, в течение всего года активно продвигаются услуги клуба.

Эта книга расскажет о многих особенностях и секретах работы процветающего детского клуба. Чтобы применить информацию из нее более эффективно, я бы посоветовала не браться сразу за все, а каждый месяц сосредоточиваться на трех-четырех ключевых проектах исходя из сезонных нюансов работы.

Для удобства в конце книги есть небольшой планировщик, в нем уже перечислены важные направления работы на каждый месяц. Вы можете добавить то, что сочтете нужным, — и ваш план прорыва готов. А в нижней части страницы можно фиксировать итоги месяца, и через год у вас будет документальная запись истории успеха.

Глава 1

Как создать идеальную команду педагогов

Что общего между детским клубом и торговым центром?

Почти все женщины идут не к первому попавшемуся парикмахеру, а к своему мастеру. Не к любой маникюрше, а к любимой. Моя мама — очень хороший доктор. Когда она меняет место работы, пациенты переходят за ней из одной клиники в другую.

Точно так же родители и дети очень часто ходят не столько в клуб, сколько к своему преподавателю.

Хорошая новость состоит в том, что вам понятен секрет успеха детского клуба: если в нем есть профессиональные и обаятельные педагоги, то рано или поздно появятся и дети.

Плохая новость: такая привязанность клиентов к педагогам несет большие риски. Если по соседству откроется клуб-конкурент и переманит вашего чудесного сотрудника, с ним уйдут и многие его ученики.

Но такое происходит нечасто. Большинство преподавателей — это порядочные и преданные своему клубу люди. Однако и более мягкие ситуации могут поставить вас в затруднительное положение.

Преподаватель заболел, а клиенты не соглашаются на замену, требуют перенести занятие или вернуть деньги, ведь они признают только своего учителя. Преподаватель переехал — и группа «рассыпается», так как дети (а в большей степени — мамы) не хотят принимать того, кто пришел на его место.

Некоторые педагоги, чувствуя свое влияние, начинают «капризничать», требовать повышения зарплаты и других привилегий.

«Как вы строите систему управления? — поинтересовалась у меня хозяйка одного детского клуба. — Это животрепещущая тема. Как показать, что ты — главный? Ведь все ходят только на педагога!»

Для собственников клуба это очень неприятная ситуация: они вложили деньги и труд в создание клуба, несут все риски, а хозяевами положения становятся преподаватели. Есть преподаватели — есть клиенты, ушли преподаватели — ушли клиенты.

Как привлечь хороших педагогов, но не зависеть от них?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим, как работают торговые центры.

Торговые центры сдают площади магазинам за часть их выручки. Чем больше заработал магазин, тем больше заработал торговый центр.

Захочет ли арендатор переехать отсюда в недавно открывшийся торговый комплекс, даже если там очень привлекательные арендные ставки? Будет ли он намекать администрации ТЦ, мол, если что — уйду от вас? Вряд ли.

Последнее очень важно. Люди приходят в торговый центр, зная, что здесь можно купить хорошую обувь, а заодно покупают варежки для дочки, лыжи для сына, книжку для бабушки, да еще и пообедать в ресторан зайдут. В клуб могут прийти клиенты, которые от знакомых слышали, что здесь хороший преподаватель по английскому, и остаться еще и на изо, лепку и танцы.

Продолжим изучать торговые центры. Есть такое понятие, как якорный арендатор. Это хорошо известный магазин, который, как магнит, притягивает покупателей. Мощными «якорями» являются, например, магазины сети «Ашан», куда приезжают издалека не только желающие сэкономить, но и гурманы, которые знают, что здесь хороший выбор свежей рыбы.

Чтобы другим курсам и преподавателям было легче «сесть на поток», надо грамотно составить расписание. Если, например, ваш якорь — английский язык с выпускницей Оксфорда или шахматы с гроссмейстером, сделайте так, чтобы до или после проходили занятия для детей этого же возраста и родители могли оставить их сразу на два курса.

Также эксперты утверждают, что для живучести каждый торговый центр должен быть уникальным. Если где-нибудь на МКАД построен торговый комплекс, в котором работают условные «М.Видео», Zara, Mango, «Спортмастер», «Л’Этуаль», то туда пойдут только те, кто живут совсем близко. Ведь все эти марки можно найти почти на каждом шагу. Поэтому грамотные девелоперы стараются выделить свои объекты среди конкурентов, открыв, например, каток (как в «Меге»), или что-нибудь вроде аэродинамической трубы, или набрав уникальный состав арендаторов (как «Крокус Сити Молл», представляющий широкий спектр люксовых марок, которых нет в других российских торговых центрах).

Примерно такой же срок понадобится и детям, чтобы протоптать дорожку к вашему клубу.

Формы взаимодействия с педагогами: авторская программа, «озвучка», аренда

Как торговый центр по-разному выстраивает отношения с арендаторами, так и в детском клубе отношения с преподавателями могут быть неодинаковыми.

В принципе организация занятий в детском клубе включает в себя:

— составление учебной программы;

— проведение занятий;

— привлечение учеников.

Чем больше этих функций ложится на педагога, тем выше должно быть его материальное вознаграждение.

Бывает, в клуб приходит хороший педагог и говорит, что у него есть авторская программа и солидный опыт работы по ней. Получается, что ему вменяется сразу две обязанности — составление программы занятий и их проведение. Клубу же надо привлечь клиентов. В этом случае оплата труда педагога составляет, как правило, около 30 процентов той суммы, которую вы получаете от родителей. В сотрудничестве с такими педагогами-«звездами» есть свои плюсы. Они действительно классно работают, очень многие дети остаются у них после пробного занятия. Однако и рисков немало: все держится на личности, харизме и знаниях педагога, клиенты остаются в клубе, только пока любимый преподаватель в нем работает.

Есть и другая схема сотрудничества с педагогом — работа по готовой программе, которая имеется в клубе. Если у клуба есть конспекты — поминутно расписанные планы каждого занятия, он имеет возможность привлечь менее опытного сотрудника. При этой схеме педагог выполняет, можно сказать, роль актера: ему надо просто озвучить и исполнить то, что написано на бумаге, на него возлагается одна функция — проведение занятия, а составление программы и привлечение клиентов остаются за клубом. В этом случае его компенсация должна быть, конечно, меньше.

Третий вариант взаимодействия преподавателя и клуба — аренда помещения. Приходит к вам, например, инструктор по йоге: у него есть группа, с которой ему сейчас негде заниматься, и он просит предоставить помещение. Получается, что и программа, и проведение занятий, и привлечение клиентов — на преподавателе. Конечно, доходы от такого занятия невелики — это просто аренда за один час. Но если у вас в это время помещение все равно пустует — почему бы и нет? Тем более что у женщин, которые придут на йогу, возможно, есть дети. Не исключено, что, познакомившись с клубом поближе, они приведут их к вам на занятия.

Как можно уменьшить влияние педагогов на устойчивость бизнеса?

Во-первых, не стоит класть все яйца в одну корзину. Например, в вашем клубе пять дней в неделю с утра до ночи работают два преподавателя. В случае если один из них уйдет, вы потеряете половину клиентов. Если же у вас десять преподавателей, то с уходом одного из них вы рискуете только десятью процентами учеников. Поэтому в наших клубах мы стараемся не отдавать педагогам пятидневку. Максимальная нагрузка — три раза в неделю по полдня.

Во-вторых, влияние педагогов могут снизить такие программы, как мини-сад, когда детей приводят не на одно, а на три-четыре занятия сразу. В этом случае с ребенком работают несколько педагогов, с которыми родители не очень много общаются: утром привели ребенка и убежали, днем забрали и ушли. Если педагог уйдет, это, скорее всего, никак не скажется на посещаемости сада.

И, в-третьих, очевидные преимущества у клуба при наличии собственных конспектов. Не секрет, что на рынке труда не хватает педагогов по раннему развитию. А имея программу, вы можете привлекать начинающих специалистов, уровень оплаты которых будет пониже, чем у «звезд», имеющих собственную программу педагогов.

Когда в клубе есть конспекты, преподавание по ним могут вести сразу два педагога в одной группе. Например, по вторникам — Маша, по четвергам — Таня. Если уйдет одна из них — останется вторая, а с ней — часть детей или все. Некоторые клубы, у которых есть программа, намеренно устраивают текучку, чтобы дети и родители не успели привязаться к кому-то из педагогов.

Наконец, если ваш преподаватель перестал с вами работать, обучение по программе можно поручить его коллеге. С авторской программой такой номер провернуть сложнее: даже если нашелся новый преподаватель, устраивающий старых клиентов, сложно восстановить информацию о том, что они проходили, а что — нет. Если же обучение идет по конспектам, берем следующий по порядку и продолжаем процесс. Какими могут быть готовые конспекты, можно посмотреть на нашем сайте www.BestBabyClub.ru/start.

Конечно, если вы берете на работу сотрудника без опыта или с небольшим опытом работы, потребуется адаптационный период, во время которого новичок сможет посетить занятия более опытных коллег, поработать с ними в паре, а затем самостоятельно. Возможно, вы захотите отправить его на специальные курсы.

Чтобы избежать ситуации, когда вы оплачиваете сотруднику обучение, а он сразу после этого переходит на другую работу, не забудьте заключить с ним соглашение, в соответствии с которым он обязуется проработать у вас определенное время. Если он захочет уволиться раньше, ему придется возместить стоимость обучения. Пример такого соглашения можно бесплатно скачать на нашем сайте www.BestBabyClub.ru/start.

Тимбилдинг

Хорошие педагоги — люди эмоциональные и тонкие, для них очень важна атмосфера в коллективе. Поэтому помимо объективных факторов, о которых мы говорили раньше, в ваш клуб сотрудников будет притягивать такая субъективная субстанция, как атмосфера в коллективе — возможность общаться, дружить, ощущать себя частью команды. Здорово влияют на атмосферу в клубе наши небольшие корпоративные вечеринки. Вот как они проходят.

Конечно, в обычной жизни можно быть сколь угодно тонкой ценительницей словесности, поклонницей Мопассана и Достоевского, но, когда идешь в караоке-клуб, об этом надо забыть, а вспомнить самый заводной попсовый трэш, и тогда вечер удастся на славу. Такой вывод я сделала, когда мы в первый раз проводили караоке-корпоратив. Зайдя в зал и получив толстые книжки с тысячами названий песен, мы, хмуря брови, долго их листали в поисках чего-нибудь знакомого. В конце концов нашли какой-то романс, спели. Минут через пятнадцать обнаружилась детская песня, которую мы тоже кое-как осилили.

Когда у меня уже появились сомнения в том, что мы правильно сделали, выбрав такой формат встречи, на глаза мне попалась песня Верки Сердючки «Я иду такая вся в “Дольче-Габбана”». Как только мы стали дружно распевать припев, стало понятно, что пришли мы сюда не зря. Вторым хитом того вечера стал почему-то «Владимирский централ». Интересно, что бы сказали родители наших детей, увидев их рафинированных преподавателей, с упоением поющих русский шансон? И не только. Песня «Кайфуем» Арсена Петросова нам тоже пришлась по душе.

На следующий год я решила заранее с помощью коллег начать подбор репертуара, чтобы не терять время в поисках «правильных» песен. Шорт-лист включал в себя (после «Дольче-Габбана», естественно) такие произведения, как «О боже, какой мужчина», «Желтые тюльпаны», «Угнала тебя, угнала», «Лелик, солнце» и еще несколько подобных нетленок.

Вообще-то целью мероприятия было не только сплотить коллектив (кое-кого и познакомить — у некоторых наших сотрудников рабочие дни не совпадают никогда), но и подвести предварительные итоги очень важного для нас года, а также озвучить планы на следующий.

Я хотела показать нашей команде, что у нас крепкая, правильно развивающаяся компания, в которой у каждого сотрудника есть перспективы для профессионального роста.

Чтобы у нас была возможность поговорить хотя бы в относительной тишине, мы сняли отдельный маленький зал, однако после официальной части решили перейти в общую караоке-тусовку.

Наше переселение стало, пожалуй, самым эффектным моментом вечера. Вот как это было: звучит песня «Ах, какая женщина», из VIP-зала гуськом выходят двенадцать женщин с бокалами в руках и, проходя между столами и давясь от смеха, направляются в общий караоке-зал. «Женщины, вы куда?» — проводив взглядом нашу процессию, трагическим голосом произнес один из гостей ресторана.

На мой взгляд, мероприятие прошло на славу. Было приятно, когда две сотрудницы, которые приезжают в клуб всего раз в неделю, а основное рабочее время проводят в другом, большом и известном детском центре, сказали: «Как хорошо, что мы хоть где-то можем почувствовать себя частью коллектива» — и угостили всех шампанским.

Наши первые «тимбилдинги» четыре года назад проходили на тройку с минусом: и сотрудники собирались не очень охотно, и особого духа единения или чего-то подобного не возникало. Наверное, тогда мой клуб был еще слишком слабым, педагоги не испытывали оптимизма, поэтому тратить свободное время на какие-то левые встречи считали излишним. Да и организовывалось все совсем неправильно.

Хотя я по-прежнему не считаю себя опытным HR-менеджером, несколько несложных правил все же усвоила:

— корпоративные встречи однозначно нужны;

— трудно провести хороший тимбилдинг в слабой компании;

— о встрече надо сообщить за две-три недели и несколько раз напомнить — явка будет выше;

— необходима развлекательная часть — что-то вроде караоке, боулинга, приготовления шашлыков или хотя бы настольной игры;

— официальная или полуофициальная часть, где говорится о компании, ее достижениях и целях, — неотъемлемая часть встречи, без этого теряется весь смысл;

— надо фокусироваться не столько на компании, сколько на том, какие возможности она дает команде, — слушать о себе так интересно.

Итак, идеальная команда может сложиться при соблюдении трех важных условий:

1. В клубе есть преподаватели-«якоря» и менее опытные, взаимозаменяемые педагоги.

2. Собственная программа, которая позволяет минимизировать нагрузку на педагогов и оптимизировать расходы на зарплату.

3. Благодаря здоровой атмосфере в коллективе сотрудники общаются, дружат и с удовольствием ходят на работу.

Глава 2

Рецепты «вкусных» занятий

Как добиться идеальных занятий каждый день?

Американский предприниматель и инвестор Роберт Кийосаки, автор книги «Богатый папа, бедный папа», рассказывает, что к нему часто обращаются с предложением инвестировать в те или иные «гениальные» проекты. Как правило, Кийосаки задает этим людям вопрос: смогут ли они приготовить более вкусный гамбургер, чем в McDonalds? Все отвечают утвердительно. Второй вопрос: смогут ли они построить второй McDonalds?

И как раз второй вопрос заставляет начинающих предпринимателей задуматься о том, что умение сделать хороший продукт — это самое начало пути. Нужно сначала самому научиться готовить так, чтобы бутерброд был всегда одинаково высокого качества. Потом научить поварят готовить так же вкусно, как и ты сам. Проработать технологию, чтобы и у сотрудников гамбургер получался всегда одинаково высокого качества и вкуса, позаботиться, чтобы в ресторанах каждый день были свежие продукты и появлялись новые посетители.

В отличие от Кийосаки, который сравнивает свой бизнес с сетью быстрого питания, хороший клуб ассоциируется у меня с эксклюзивной кондитерской или бутиком сладостей. Корзиночки из теста со взбитыми сливками и свежими ягодами... Ароматные пряники в виде клоунов с желтыми колпаками, разрисованными вручную. Вишневый штрудель с шариком ванильного мороженого, листочком мяты и сахарной пудрой. Трехэтажные тортики с ангелочками и шоколадными кружевами.

Как сделать так, чтобы занятия были «вкусными» и полезными?

Возьмем, для примера, занятия с детьми от года до трех лет. Готовить будем из обязательных ингредиентов. Вот они:

— приветствие (например, песенка, повторяющаяся на каждом занятии);

— знакомство с окружающим миром;

— логоритмика (упражнение, сочетающее речь и движение, часто с музыкой);

— чтение (играем с кубиками Зайцева);

— математика (основы математических представлений, например знакомство с понятиями «много — мало», «большой — маленький»);

— работа с предметами (нанизать ягоды на шнурок, покапать пипеткой, достать из крупы гальку и т. д.);

— двигательная дорожка (проход без обуви по массажным кочкам и дорожкам, перешагивание через перекладину, проползание в туннеле под энергичную музыку);

пальчиковая гимнастика;

— постановка руки (рисуем вертикальные, горизонтальные, волнистые линии);

— массаж (под релаксирующую музыку катаем массажных «ежиков» по ручкам и ножкам ребенка);

— развитие внимания/памяти/мышления (найти одинаковые предметы, обнаружить, что пропало, и т. д.);

— цветовосприятие;

— творчество (небольшая поделка, изготовление которой не требует больше пяти — семи минут);

— прощание (повторяющаяся песенка).

Чтобы занятие было интересным, необходимо наличие трех составных частей: «вкусной», академической и повторяющейся.

Что такое «вкусная» часть? Прежде всего, она не бумажная. Есть клубы и преподаватели, которые любят всему учить по карточкам. Названия фруктов запоминаем по ксерокопии из учебника, овощей — по распечаткам, посуды — по картинкам из книжки и т. д.

Мы работаем по-другому. Тему «Ванная комната» тоже можно изучить по картинкам, но если ребенок «постирает» в мыльной воде носочки, повесит их на веревку и закрепит прищепкой, понюхает шампунь, собьет венчиком пену и через соломинку надует пузыри, урок запомнится надолго — а значит, будет эффективным.

Что делает упражнение запоминающимся? Эксперименты с водой (переливаем, подкрашиваем, сравниваем теплую и холодную воду, пробуем на вкус соленую, что-то в ней мочим, стираем, растапливаем снег и лед), крупой (пересыпаем, ищем в ней что-то). Еще отличные помощники — деревянный театр или перчаточные куклы (куклы просят выполнить какое-то задание), тесто, что-то съедобное.

Важный нюанс в этом виде упражнений — дать ребенку прибраться за собой. Если просыпал крупу — получай веничек и совок и собирай. Пролилась вода — можно протереть тряпкой. Цель — не навести чистоту, а привить навыки самоорганизации и просто доставить ребенку удовольствие.

Однако все-таки без академической части занятия кажутся слишком поверхностными и игровыми. Как правило, в академическую, или «бумажную», часть входят упражнения на постановку руки, память/внимание/мышление и иногда — задания по математике. Одно и то же упражнение можно подать по-разному. Например, упражнение с цветом можно выполнить на бумаге (посади — соедини линией — синюю бабочку на синий цветок, желтую бабочку на желтый цветок), а можно налить в три плошки воды, подкрасить ее акварелью, дать цветные формочки из мозаики и попросить пустить желтый кораблик по желтой речке, а синий — по синей. Только второй вариант займет у вас больше времени, потому что листы бумаги дети отдают довольно спокойно, а вот с корабликом на речке расстаться сложнее.

«Бумажные» упражнения делятся на два вида. Часть листов с заданиями мы распечатываем и ламинируем, чтобы можно было их использовать неоднократно. Дети рисуют на них фломастером, и эти линии можно потом стереть. Другую часть мы не ламинируем (как правило, это упражнения на постановку руки, их нужно выполнять на обычной шершавой бумаге, которая не скользит) — и эти листы дети забирают собой.

Мы строим занятие так, чтобы ребенок унес два-три результата своего труда — например, заполненные рабочие листы и поделку. Здесь мы преследуем сразу две цели. Во-первых, регулярно демонстрируем родителям, как мы хорошо работаем, — это особенно актуально, когда ребенка приводит на занятия няня. А во-вторых, ребенок лишний раз получает порцию похвалы от папы, бабушки, дедушки, что повышает его мотивацию ходить в свой любимый клуб и там стараться.

И третий вид упражнений — повторяющийся. Как правило, это физминутки, мини-танцы с песнями, музыкальные паузы. Они сами по себе ценны — развивают общую моторику, координацию движений, чувство ритма. Что еще более важно, ребенок к ним привыкает, и эти привычные моменты настраивают его на занятие.

Еще Мария Монтессори заметила, что дети двух — четырех лет очень ценят все привычное. Как правило, эти музыкальные повторяющиеся упражнения — первое, что ребенок начинает выполнять в клубе. И, кстати, специалисты по личной эффективности и тайм-менеджменту советуют включать в рабочий день привычные, рутинные занятия — они настраивают на работу. У детей то же самое.

Примеры готовых конспектов с иллюстрациями и звуковым сопровождением можно бесплатно скачать на сайте www.BestBabyclub.ru/start.

Процесс или результат? Особенности занятий с детьми разных возрастов

Запросы родителей меняются в зависимости от возраста детей. Возьмем в качестве примера базовый курс детских клубов — комплексное развитие. Он направлен на интеллектуальное развитие ребенка, но может содержать музыкальные, подвижные, творческие упражнения.

Самых маленьких учеников — от года до трех лет — приводят в первую очередь для приятного времяпрепровождения. Маме, заскучавшей в декретном отпуске, хочется проветриться и пообщаться. Другой маме, которая рано вышла на работу и немного комплексует из-за этого, хочется, чтобы ребенок играл не только с няней, но и с другими детьми, при этом под присмотром квалифицированных специалистов. То есть ожидание результата не стоит на первом месте.

Родителей привлекает то, что на занятиях много музыки, игр с музыкальными инструментами (бубнами, колокольчиками, кастаньетами и т. д.), песком и крупами, что дети приносят домой красивые поделки.

Сам поход маленького человека «в школу» становится для родителей событием. Они наряжают своего «пупса» и постоянно его фотографируют. Обожают всякие праздники и чаепития, предпочитают прийти пораньше и долго не уходят, особенно если есть где поиграть. Очень ценят, когда клуб во время занятий проводит фотосъемку (пусть и непрофессиональную).

Ожидание результата появляется у родителей детей старше трех лет. Конечно, никто — за редким исключением — не хочет «лишать ребенка детства», сажать его за парту и заставлять зубрить. Родителям важно, чтобы занятия были ребенку в радость, чтобы он общался, участвовал в играх и праздниках.

И в то же время они ждут, что ребенок сможет прочесть отдельные слоги или короткие слова или хотя бы назвать буквы и посчитать. То есть для родителей детей от трех до пяти лет важны и процесс, и результат. Поэтому в работе с детьми такого возраста мы уделяем серьезное внимание их обучению — чтению, основам арифметики, подготовке руки к письму. При этом не забываем и о творчестве — ведь дети обожают возиться с тестом, красками, кромсать бумагу. Коллективные игры, драматизация сказок, простые опыты — все это остается на занятиях.

А вот для родителей детей от пяти до семи лет результат однозначно выходит на первое место. Помню, как папа мальчика, который ходил к нам на английский язык, попросил записать сына еще и на подготовку к школе. «Валера ни букв, ни цифр не знает, — пожаловался он. — Мы водим его в частный детский сад и платим больше двух тысяч долларов в месяц, а их там только «в попу целуют».

Итак, если важно комплексное развитие, то убираем из программы занятий почти все развлекательные моменты (за исключением нескольких физминуток) и сосредоточенно работаем над подготовкой к школе: чтением, математикой и письмом. На первом месте — чтение. Во-первых, оно дается детям сложнее, чем математика, а во-вторых, ему придают больше значения как родители, так и учителя в школе.

Наша программа выстроена так. Одно занятие в неделю полностью посвящено чтению и письму. Второе — математике, но последние десять минут занятия дети тоже читают. В дни, когда проводятся эти занятия, мы предлагаем также упражнения на постановку руки — раскрашиваем, пишем буквы и цифры. Так как занятия очень интенсивные, мы на 100 процентов погружены в подготовку к школе, родители видят результат быстро и ценят это.

С другой стороны, если ребенку не хватает творчества, он может пойти на специализированные курсы. Ведь во многих клубах для детей с трех лет, помимо интеллектуального развития, есть и другие направления. Это творческие курсы (изо, лепка, декупаж, рисование песком, различные поделки, вязание, вышивание, мыловарение), иностранные языки, фитнес-направления (танцы, хореография, детская йога, капоэйра), такие курсы, как лего-конструирование, «Галилео» (ставим опыты), страноведение.

Гармоничное расписание

Чтобы все эти курсы были максимально востребованными, надо правильно составить расписание — родителям должно быть удобно оставить ребенка на второе занятие. Многие клубы допускают ошибки. Например, подготовка к школе для детей пяти — семи лет проходит в то же время, что и рисование для пяти-, семилеток. Или подготовка — в 17:00, а рисование — в 19:00 (между занятиями получается часовой перерыв). Приходится выбирать. А если бы рисование шло сразу за подготовкой к школе, многие родители оставили бы ребенка на два занятия. Мама получит два часа свободного времени, а клуб — дополнительный доход.

Другая распространенная ошибка — поставить в один день два трудных курса, например подготовку к школе и английский язык. Возможно, некоторые ученики захотят (даже точно захотят) ходить сразу на оба занятия. Но два таких сложных предмета в один день осилит не каждый ребенок. Лучше сочетать интеллектуальный курс с танцами или другим творчеством, а иностранный язык провести в другие дни.

И еще несколько подсказок для тех, кто составляет расписание. Мы руководствуемся следующими принципами.

Принцип «неполоманного» расписания. Он делится на два подпункта. Во-первых, в большинстве случаев я бы не советовала составлять расписание «понедельник и четверг» и «вторник и пятница», особенно для детей старше четырех лет.

Понятно, что для эффективности занятий «понедельник и четверг» лучше, чем «вторник и четверг». Перерывы между занятиями практически одинаковые, более равномерно распределены нагрузка и домашние задания, если они есть.

Однако в большинстве кружков и детских секциях занятия проходят в понедельник, среду и пятницу или во вторник, четверг и субботу. Многие дети совмещают, например, занятия в спортивной секции и иностранный язык. Так, если занятия по английскому проходят в понедельник и четверг, а в спортивную секцию (не к вам) ребенок ходит по нечетным дням, эти два занятия будут друг с другом конфликтовать. И не факт, что выбор будет сделан в вашу пользу.

Получается, расписание «понедельник, среда, пятница» и «вторник, четверг» легче встраивается в распорядок детей и родителей, а значит, у вас будет больше клиентов.

Вторая составляющая этого принципа — одно время начала занятий во все дни. Если занятия начинаются, например, в один день недели в 16:00, а во второй — в 19:00, родители будут путаться, забывать и пропускать. Не катастрофа, но хорошего мало. Исключение составляют те случаи, когда вы создаете группу из уже занимающихся в вашем клубе детей. Например, они занимаются музыкой, а хотят еще и танцами у того же преподавателя. Тут вы, конечно, ищете «окна» и ставите занятие туда, где есть свободное время.

Принцип незагруженности комнаты ожидания. Если у вас две или несколько учебных комнат, а зона ожидания совсем небольшая, разведите начало занятий в этих двух помещениях на 10-20 минут. Например, в одном помещении занятия начинаются без пяти минут любого часа, а во втором — в десять минут следующего часа. Это поможет уменьшить толкучку.

Принцип удобства для преподавателя. Как-то раз меня попросили «проинспектировать» расписание готовящегося к открытию детского клуба премиального уровня. Оно выглядело примерно так (в клубе два учебных помещения): 10:00 в первом помещении — детская йога, во втором — подготовка к школе; 11:00 — музыка и английский язык; 12:00 — занятия с годовалыми малышами и танцы.

Я объяснила руководителям будущего центра, что им будет сложно найти хорошего преподавателя, скажем, по английскому языку, который согласится приезжать на одно занятие в день. Или ему нужно будет предлагать завышенный гонорар.

Конечно, можно попробовать найти (или подготовить) более или менее универсального преподавателя, который будет заниматься и с малышами, и с детьми постарше, вести иностранный язык и танцы. Но быть хорошим специалистом сразу во многих областях невозможно или по крайне мере сложно. К тому же в таком случае в один день преподавателю нужно будет провести подготовку к двум-трем совершенно разным учебным дисциплинам. И еще неизвестно, как отреагируют родители на то, что он такой «многостаночник».

Все понимают, насколько успех клуба зависит от хорошего педагога. Чтобы привлечь такого человека, нужно создать для этого условия. Мотивация работать в вашем центре повысится, если вы предложите приезжать не на одно, а на три, а лучше четыре-пять занятий сразу. Поэтому я предложила следующий вариант: 10:00, 11:00 и 12:00 — занятия с малышами соответственно одного, двух и трех лет. А в другом помещении — детская йога (или другие физические упражнения) и танцы для двух возрастных групп, ведь все эти три занятия может вести один педагог.

Итак, чтобы в клубе было полноценное учебное «меню»:

Читайте также: